Государственный долг представляет собой сумму накопленных бюджетных дефицитов, скорректированную на величину бюджетных профицитов. Государственный долг – это показатель запаса, поскольку рассчитывается на определенный момент времени в отличие от дефицита государственного бюджета (это показатель потока, так как рассчитывается за определенный период времени).
Государственный долг включает в себя следующие составляющие:
- задолженность по кредитам перед национальными и иностранными банками, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
- задолженность по бюджетным ссудам и кредитам перед бюджетами других уровней;
- государственные займы в виде государственных ценных бумаг, выраженных в национальной и иностранной валюте;
- задолженность государства перед гражданами по заработной плате, компенсации сбережений, товарным обязательствам;
- сумму выданных государственных гарантий.
Различают два вида государственного долга:
1) внутренний долг – задолженность государства перед экономическими субъектами данной страны, которые являются держателями государственных ценных бумаг;
2) внешний долг – задолженность государства перед иностранными государствами, международными финансово-кредитными организациями и иностранными гражданами.
Для определения бремени государственного долга для экономики используется показатель отношения величины государственного долга к величине ВВП. Если темпы роста долга меньше, чем темпы роста ВВП, то его последствия для экономики не опасны. Однако, при низких темпах экономического роста государственный долг превращается в серьезную макроэкономическую проблему.
Серьезные проблемы и негативные последствия большого государственного долга заключаются в том, что может происходить:
- сокращение экономического роста, так как частный капитал вытесняется из производственного сектора экономики для обслуживания долга;
- повышение налоговых ставок в связи с необходимостью выплаты процентов по долгу,
- усиление неравенства доходов,
- снижение благосостояния будущих поколений в связи с погашением долга;
- повышение процентной ставки (в связи с рефинансированием долга), что в краткосрочном периоде приведет к вытеснению инвестиций, а в долгосрочном – к сокращению запаса капитала и производственного потенциала страны;
Управление государственным долгом предусматривает:
- погашение долговых обязательств и выплата процентов по долгу;
- рефинансирование долга – погашение старой государственной задолженности с помощью выпуска новых займов;
- реструктуризация долга – замена «старых» долговых обязательств новыми с более «мягкими» условиями погашения (более низкие процентные ставки, более длительные сроки уплаты и т.п.), а также частичное списание долга;
- конверсия долга – изменение первоначальных условий долга;
- консолидация внешнего долга – продления срока действия кратко- и среднесрочных займов или унификация ранее выпущенных кратко- и среднесрочных займов в один долгосрочный заем;
- выплата долгов за счет золотовалютных резервов;
- предоставление новых кредитов международными финансово-кредитными организациями;
- аннулирование долга (в случае финансовой неспособности страны).