Необустроенпость и нищета основной массы населения России, слабая социальная политика царских властей ускорили революционный взрыв в стране в феврале 1917 г.,
История России в вопросах и ответах
Раздел 7. Великая российская революция...
ставший началом русской революции. Социальные тяготы и нужда россиян обострились из-за отсутствия продуманной социальной политики Временного правительства и роста нестабильности в страна на фоне жесткой борьбы за власть в течение 1917 г. В результате октябрьских событий вхасп перешла в руки большевиков, которые выступали с радикальной программой социальных преобразований.
Новая власть при всех ее политических и экономических просчетах, а порой преступных деялнж сумела создать систему гарантированного социального обеспечения. Так, декретом Совнаркома от 29 октября 1917 г. восьмичасовой рабочий день устанавливался на всех предприятиях России. Запрещался ночной труд подростков до 16 лет, устанавливался шестичасовой рабочий день для лиц, не достигших 18 лет. В стране вводился запрет на применение женского и подросткового труда на подземных и сверхурочных работах.
|
|
С декабря 1917 г. было введено в действие положение о страховании на случай безработицы, согласно которому все наниматели рабочей силы обязывались вносить во Всероссийский фонд безработицы не менее 3% суммы средств, идущих на выплату заработной платы. По инициативе новой власти во многих городах России были созданы бесплатные столовые и общежития для безработных.
Тогда же в декабре 1917 г. декретом «О страховании на случай болезни» денежное пособие устанавливалось в размере полного заработка заболевшего. В таком же размере устанавливалось и пособие по случаю родов и выдавалось в течение восьми недель до родов и восьми недель после родов. Для кормящих матерей этим декретом предусматривался специальный режим работы, сокращенный рабочий день и выплата в течение семи месяцев после выхода женщины на работу пособия в размере до половины заработка.
Заслугой новой власти стало формирование государственной системы социального обеспечения. Осенью 1918 г в стране был образован Всероссийский фонд социального обеспечения, порядок создания которого определялся «Положением о социальном обеспечении трудящихся» от 31 октября 1918 г. Государственные пенсии теперь стали получать все работники, работавшие по найму, а также фронтовики-инвалиды и их семьи. В первые годы советской власти значительно возросло число лиц, получавших пенсии. Пенсионное обеспечение распространилось на ремесленников и
кустарей. Если в 1918 г. пенсиями было обеспечено 105 тысяч гражданских лиц, в 1919 г. — около 233 тысяч, то в 1920 г. — 500 тысяч человек. И это не считая пенсионного обеспечения почти 1,5 млн семей военнослужащих. Следует напомнить, что до 1917 г. пенсии из казны получали в России лишь чиновники и офицеры.
|
|
Для детей создавались специальные фонды, организовывалось бесплатное общественные питание в школах и детских учреждениях, появилась сеть детских лечебно-профилактических учреждений. Дети в возрасте до 16 лет из малообеспеченных семей стали получать продуктовые пайки.
В России начала формироваться общедоступная и бесплатная система медицинского обслуживания населения. В эту систему были включены аптечные учреждения и дома отдыха.
Государство законодательным актом от 14 июня 1918 г. гарантировало всем рабочим и служащим страны оплачиваемый отпуск.
Эти и другие социальные меры государства укрепляли позиции власти и в значительной мере способствовали ее победе в гражданской войне. Однако активная государственная социальная политика вступала в противоречие с утопиями военно-коммунистического эксперимента и реалиями войны.
Попытки большевистской власти командным путем внедрить всеобщее благоденствие путем натурального продуктообмена и запрета рынка провалились, лишь обострив экономическую ситуацию и сделав проблематичной реализацию на практике многих социальных мер. Продолжал падать уровень жизни народа. В частности, по сравнению с 1913 г. реальная зарплата рабочих сократилась в пять и более раз, число безработных к середине 1918 г. возросло до 600 тысяч человек. Государство оказалось не в состоянии обеспечить продуктами население. В провинции на месячную заработную плату советского служащего можно было купить чуть более 1 кг хлеба. В ряде регионов страны начались голодные бунты.
В этих условиях было явно ошибочным стремление власти всю деятельность по социальной помощи и соцобеспе-чению замкнуть исключительно на государстве, свернув работу благотворительных организаций. Благотворительность
История России в вопросах и ответах
Раздел 7, Великая российская революция...
тогдашними коммунистическими политиками рассматривалась не иначе как «унизительное для трудящихся принятие подачек». В этой связи показателен материал, подготовленный органами соцобеспечения в 20-е гг. в связи с очередной годовщиной Октября. В нем подчеркивалось, что государственная помощь по социальному обеспечению-должна быть «чужда всякой примеси благотворительности и нищенских подачек».
Осуществление политики социального обеспечения на основе средств лишь госбюджета по силам экономически развитым, богатым странам. Но в государстве воюющем, ослабленном военно-коммунистическими экспериментами уповать лишь на государственное призрение и отказываться от благотворительности в угоду идеологическим догмам означало на деле ограничивать возможности оказания социальной помощи нуждающимся соотечественникам.
Ущербной стороной большевистской политики в военно-коммунистическую эпоху была практика решения социальных вопросов одних категорий населения зз счет ущемления прав и свобод других граждан, и в частности верующих. В 1918 г. начались массовые выселения монахов из многих российских монастырей (Спасский монастырь в Москве, Александрово-Свирский монастырь в Олонецкой губернии, Троицко-Сергиевский монастырь в Сергиевом Посаде, и др.). Причем объяснялось это во многих случаях необходимостью передать монастыри под общежития воинов-инвалидов. Именно так попытались оправдать власти кровавую акцию по насильственному захвату Александро-Невской лавры. Ее инициаторов не остановило и то, что в стенах этой святыни были похоронены великие люди России: А. В. Суворов, М. В. Ломоносов, М. И. Глинка, П. И. Чайковский, Ф. М. Достоевский и др.
|
|
Многие служители церкви оказались изгнанными из своих обителей и лишились средств к существованию. А по инструкциям новой власти принять их на работу можно было лишь при условии отречения от веры.
Распространение принципа всеобщей трудовой повинности без учета конкретной ситуации и реального положения вело не только к нарушению гражданских прав, но и вредило делу. В этой связи интерес представляют записи из «Дневника матери-хозяйки в годы революции в России», опубликованные в одном из номеров журнала
«Отечественная история». В этих записях, сделанных в июле 1920 г., отмечалось, что врачи независимо от своей профессии должны были отбывать всякие посторонние работы во вред этой последней. «Врач, — подчеркивалось в этом документе, — должен отказаться от интереснейшей операции, так как у него обязательные часы работы на огороде, если он не доработает этих нескольких часов, у него пропадает вся выдача за целый месяц».
В условиях трансформации в 1918—1920 гг. советской системы народовластия в однопартийный большевистский режим оказалась во многом нереализованной программа социальных мер новой власти. Это касалось прежде всего жизненного уровня граждан страны, реального состояния их социальной защищенности. Следовательно, разница между социальной политикой, декларированной большевистской властью и осуществлявшейся ею, была существенной.
Противоречивый характер социального развития России, отличавший военно-коммунистическую эпоху, сохранился и на следующих этапах ее истории. В условиях новой экономической политики 20-х гг. повышение реальной зарплаты населения и пенсионных норм обеспечения, уменьшение средней продолжительности рабочего дня, создание многочисленных общественных и кооперативных организаций для инвалидов, возрождение практики общественных работ сочеталось с ростом безработицы, ослаблением семейного уклада, значительным увеличением числа разводов, низким качеством медицинского обслуживания.
|
|
В 1925—1926 гг. в среднем по промышленности заработная плата рабочих почти достигла довоенного уровня. Значительно лучше стало питаться и крестьянство. Если до нэпа потребление им хлеба составляло 217 кг на душу, то в 1928 г. — 250 кг, а мяса, соответственно, 12 и 25 кг.
Были повышены размеры пенсий. Если в 1923 г. для инвалидов второй группы пенсия исчислялась в 4 руб. 40 к., то в 1927 г. — в 14 руб. 37 к.
Появились многочисленные общественные и кооперативные организации инвалидов. В числе общественных организаций следует назвать Всероссийское общество слепых (1923 г.), Всероссийское общество глухих (1926 г.), которые па различных уровнях отстаивали интересы своих членов.
История России в вопросах и ответах
Раздел 7. Великая российская революция...
С 1923 г. стали создаваться и кооперативные организации инвалидов, средний заработок которых был значительно выше инвалидной пенсии. В частности, в 1927 г. заработок инвалидов — членов кооперации был равен 54 руб.
Для оказания помощи в социальном обеспечении инвалидов, проживавших в деревне, были созданы в начале 20-х гг. крестьянские общества взаимопомощи. Вскоре они стали массовой крестьянской организацией, оказывая помощь не только инвалидам, но всем нуждающимся крестьянам. К конпу 20-х гг. по России таких обществ насчитывалось 78 тысяч и они схватывали свыше 50% крестьянского населения. На начальном этапе своего существования эти общества более чем на четверть финансировались государством, но с годами они переходили на собственное финансирование. Крестьянские общества взаимопомощи, имея предприятия с наличием крупных машин и орудий, обслуживали на льготных условиях сельскую бедноту, выдавали ей возвратные и безвозвратные пособия, оказывали другую помощь.
В 20-е гг. стала возрождаться практика организации общественных работ. Она получила распространение преимущественно в крупных промышленных центрах страны. Так, в Москве в 1924—1927 гг. на общественных работах было занято в среднем в день свыше 3 тысяч человек.
Однако социальное развитие нэповской России не было беспроблемным. Негативной тенденцией в то время стал рост безработицы. Весной 1928 г., когда в народном хозяйстве СССР трудилось около 12 млн рабочих и служащих, на биржах труда было зарегистрировано около 1,6 млн безработных. Причем к весне 1929 г. численность безработных возросла до 1,7 млн человек.
В условиях нэповской экономики, когда страна уже могла тратить столько, сколько и зарабатывать, сократилось число лиц, находившихся на социальном обеспечении. Исходя из классово-пролетарского характера власти, приоритет в деле социального обеспечения был отдан городскому населению. Крестьянство же оказалось в социально ущербном положении.
В 20-е гг. произошло заметное ослабление семейного уклада. «Формальный брак» был уравнен с законным, значительно упростилась процедура развода. Развод стал возможен по устному заявлению одного из супругов, причем без
решения суда. И не удивительно, что, например, в Москве и Ленинграде начиная с 1921 г. средняя продолжительность браков не превышала восьми месяцев, а число разводов в период с 1922 по 1928 г. возросло в шесть раз. Расшатывание семейного уклада вело к ослаблению социальных основ общественной жизни.
В 30-е гг., в условиях тоталитарного режима, социальная сфера оказалась под жестким государственным контролем. Именно тогда стал складываться один из основополагающих принципов командно-директивной политики — остаточный принцип финансирования социального развития.
Сталинское окружение сознавало, что без обеспечения минимального уровня образования и медицинского обслуживания нельзя сформировать работника индустриального типа, а значит, и осуществить форсированную индустриализацию. Этим во многом объясняются правительственные меры по социальному развитию, предпринимавшиеся в те годы. В частности, были увеличены пенсионные выплаты, медицинское обеспечение стало доступным для народа, значительно возрос уровень грамотности населения. Однако в реальной жизни уровень социального обеспечения и социального благосостояния оставался низким.
Пенсии по старости для рабочих и служащих носили в основном номинальный характер и не могли обеспечить жизнь пожилых людей. А крестьянство, подавляющая часть колхозников, были практически начисто лишены каких-либо видов социального обеспечения, хотя крестьянство тогда состаапяло примерно половину населения страны.
Снижалась покупательная способность населения, ухудшалось питание людей. Если в 1928 г. душевое потребление зерна в сельской местности составляло 500 кг на человека в год, то в 1936 г. оно уменьшилось до 300 кг. Усиливалась дороговизна. Рост цен опережал рост заработной платы рабочих и служащих. Зарплата же колхозников по своему размеру была символической.
Остаточный принцип в 30-е гг. получил закрепление в экономической переориентации от преимущественного развития отраслей группы «Б», производящих предметы потребления, к преимущественному развитию отраслей группы «А», производящих средства производства. Если в 1928 г. удельный вес отраслей группы «А» в общем объеме промышленного производства составлял 39,5%, а отраслей
История России в вопросах и ответах
Раздел 7. Великая российская революция...
группы «В» — 60,5%, то в 1940 г. доля производства средств производства возросла до 61%, а предметов потребления снизилась до 39%.
В стране широкое распространение получила система ГУЛАГовского внеэкономического принуждения. К началу 1937 г. трудоспособный гулаговеккй контингент составлял 2 млн человек. Из них в крайне тяжелом положении обреченных на смерть находились инвалиды и, согласно терминологии ГУЯАГа, «слабосильные, неполноценные рабочие». Их насчитывалось несколько сотен тысяч человек.
Следовательно, всеобщее социальное обеспечение в 30-е тт было явно декларативным. В реальной жизни социальные проблемы усложнялись и становились для все большего количества советских людей непреодолимыми.
П. Я. Циткилов
7.3. Каковы были основы
национально-государственной идеи советской государственности?
После прихода в 1917 г. к власти большевики развернули яростную теоретическую и практическую борьбу против «буржуазно-помещичьей» государственности. Однако, формируя собственную национально-государственную идею, они синтезировали, с одной стороны, традиционный для российского общества «административно-бюрократический полинеизм», а с другой — марксистскую «научность» в политике. Поэтому уже в 1918 г. П. Струве отмечал, что «советская власть есть, по существу, николаевский городничий, возведенный в верховную власть великого государства».
Однако для победы нового, социалистического строя «полицеизма» и «научности» было недостаточно, ибо «социализм», как оказалось, жаждал такой полноты государственной власти, какою обладал только самый крайний деспотизм. Поэтому полицеизм как платформа, с которой стартовала новая советская государственность, вскоре превратился в «партийную теократию», а затем тоталитаризм. Его основу составляли, с одной стороны, «партийное госу-
дарство», с другой — вера, облаченная в форму марксистской квазирелигии.
Советская национально-государственная идея носила во многом сакральный характер, основанный на вере в то, что социализм является необходимой и неизбежной стадией развития человеческого общества, и данная истина уже доказана марксистско-ленинской наукой. Основу этой национально-государственной идеи составляло положение о том, что «руководящей и направляющей силой советского общества является Коммунистическая партия». Партии отводилась роль «демиурга» советской истории, она разрабатывала грандиозные социальные проекты: построения «социализма в отдельно взятой стране» (при И. Сталине); «коммунизма в основном» (при Н. Хрущеве); «развитого социализма» (при Л. Брежневе); «социализма с человеческим лицом» (при М. Горбачеве).
При этом высшим принципом советской национально-государственной идеи провозглашалось «служение народу» и «защита социалистического Отечества». Другим важным компонентом национально-государственной идеи советской эпохи были идеологемы: «Торжество дела социализма и коммунизма во всем мире — неизбежно», «СССР — оплот мира и социального прогресса».
Национально-государственная идея советской эпохи имела также эзотерический характер, который состоял в том, что, лежащий в ее основе марксизм-ленинизм обладал всей квазирелигиозной символикой: идеал — коммунистическое общество («царствие земное», «град коммунистический»); боги — «учителя», классики марксизма-ленинизма (Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин); апостолы — «ученики», партийные вожди; мученики — партийные товарищи, «павшие от рук врагов революции»; духовные академии и семинарии — Академия общественных наук, высшие партийные школы, университеты марксизма-ленинизма, где готовились «попы марксистского прихода»; духовная литература — партийная пресса, «ленинский университет миллионов»; храмы и приходы — дома политпроса, «красные уголки» со специфической культовой атрибутикой.
Центральное место в национально-государственной идее отводилось культу вождя («генсека»), который одновременно был и духовным и светским властителем народа. Имен-
История России в вопросах и ответах
Раздел 7. Великая российская революция...
но вождь обладал монополией на истину «для нашей страны и для всего мира».
Эта идея содержала идеальный образ советского социалистического государства: 1) «идеальный правитель» — ныне правящий генсек, «мудрый и последовательный ученик В. И. Ленина», восстановивший «ленинские нормы коллективного руководства», непримиримый борец за чистоту марксизма-ленинизма, творчески развивающий «единственно научное учение» в современных условиях; 2) «идеальная государственная власть» — власть народа, «нерушимого блока коммунистов и беспартийных», последовательно идущего под мудрым руководством Коммунистической партии («партгосхозноменклатуры») от «победы к победе»; 3) «идеальный гражданин» — «слуга народа», ябоец партии», у которого нет иного желания, кроме как «служить Родине, партии, государству», «принадлежать братской семье советских народов».
' Используя весь пропагандистский аппарат, всю мощь тоталитарной, а затем авторитарной власти, «идео-партокра-тическое» государство в СССР последовательно внедряло в массовое сознание постулаты своей национально-государственной идеи. Эти постулаты, налагаясь на культурные архетипы и социалистическую менталыюсть советских людей, на традиционную веру в возможность построения «Града Китежа» (коммунизма, общества справедливости и достатка) на земле, выливались в поток солидарности общества с «партией-государством».
Культ вождя-генсека, руководство коммунистической партией всеми сторонами жизни социалистического общества долгое время воспринимались многими советскими людьми как вполне нормальное явление. Во-первых, культ вождя и партии позволял персонифицировать общественные достижения и чаяния, связывать их непосредственно с реальным руководством «направляющей» силы общества. Во-вторых, советским людям в социоцентристском социалистическом обществе это доставляло определенный социальный и моральный комфорт.
«Полицеизм», мощный пропагандистский «пресс» и конформизм значительной части советских людей, с одной стороны, создавали иллюзию непосредственной сопричастности «великим свершениям», что позволяло простому человеку идентифицировать себя с «партией-государством»,
возбуждало у него чувство солидарности с ней. И это чувство усиливалось благодаря тому, что «партийно-государственная власть» в СССР всегда стремилась декларировать популярные и понятные для людей цели. С другой стороны, советский человек, попадая в сферу государственного патернализма, «с чувством глубокого удовлетворения» вручал свою судьбу социалистическому государству, одновременно перекладывая на него и всю ответственность за происходящее в стране. В советскую эпоху это служило мощным фактором легитимации партийно-государственной власти.
Большую роль в данном процессе играла также ассоциация власти с национальными символами, признание ее вначале «рабоче-крестьянской», а затем «народной», убеждение большинства советских людей в том, что именно эта власть наилучшим способом учитывает их интересы и чаяния. В результате советским людям долгое время казалось, что в нашей стране может существовать только такая власть и никакая другая.
Любой власти, особенно если она социально неэффективна и к тому же репрессивна, важно заручиться «одобрением» со стороны народа на осуществление конкретной внутренней и внешней политики. Легче всего добиться согласия народа с властью тогда, когда люди ощущают угрозу обществу со стороны «внутренних» или «внешних» врагов. Поэтому в национально-государственной идее при И. Сталине широкое распространение получили идеологические клише о «враждебном империалистическом окружении» и прямо ставилась задача «выживания любой ценой». Много говорилось в то время о неизбежности новой войны, похода объединенного Запада против первого в мире социалистического государства. Мы должны, говорил И. Сталин, ликвидировать отставание от Запада в 10 лет, иначе нас сомнут, и это делало форсированные программы индустриализации и коллективизации вполне обоснованными и легитимными.
Идеологема «осажденной крепости» в массовом сознании вполне оправдывала и репрессии против «врагов народа», и помощь коммунистам Запада, и сговор с фашистской Германией.
После II мировой войны, когда в целях сдерживания коммунистической экспансии возник военный блок НАТО
История России в вопросах и ответах
Раздел 7. Великая российская революция...
и началась «холодная война», в СССР коалиция Запада стала вновь восприниматься как долгожданное подтверждение марксистско-сталинского прогноза о неизбежности войны между капитализмом и социализмом в мировом масштабе. Подготовкой к III мировой и «последней для капитализма» войне стали «оправдывать» и чрезмерную милитаризацию советской экономики, и низкую ее социальную эффективность. «Затянуть пояса» в ответ на происки империалистов, раскрутивших гонку вооружений, — этот лозунг стал привычным для митингового протестующего сознания 60—80-х гг. '
Ссылками на «происки империалистов», стремившихся ослабить СССР и весь социалистический лагерь, оправдывалось военное вмешательство в события в Венгрии (1956 г.), Восточной Германии (1960 г.), Чехословакии (1968 г.), Афганистане (1978 г).
Важным компонентом национально-государственной идеи советской эпохи являлось выдвижение хилиастичес-ких целей, весьма неопределенных, но, по сути своей, мессианских. В частности, на всем протяжении советской истории людям внушали (а они верили в это), что первому в мире социалистическому государству предначертано выполнить всемирно-историческую миссию — привести человечество к светлому будущему. В таком контексте современность рассматривалась всего лишь как трамплин для пути в завтра. И с этой точки зрения было неважно, эффективна ли власть в обеспечении достойного уровня жизни народа, главное в том, насколько ее деятельность соответствует целям данной миссии, как далеко она продвинулась в их достижении. При этом именно власть определяла критерии «успешного» продвижения к цели, благодаря чему она располагала мощным символическим капиталом (информационно-пропагандистским потенциалом), способным обеспечить максимальное согласие народа с властью.
В этих целях широко использовалась акцептация внимания на успехах социалистического строительства как доказательства эффективности партийно-государственной власти и способности ее к руководству. Прейскурант достижений занимал значительное место в выступлениях партийной номенклатуры всех уровней, в пропагандистской литературе и средствах массовой информации. Постоянно сравнивались достижения СССР с дореволюционной Россией на фоне показа «язв» и «пороков» «гнилого Запада».
Строительство «социализма-коммунизма» в СССР на научной основе требовало создания интеллектуального механизма самопознания советского общества. Однако начиная с 30—50-х гг. познавательный потенциал марксистской теории был заблокирован догматизмом и волюнтаризмом, фальсификацией и демагогией. Расплата за все это была хотя и постепенной, но неотвратимой: советское общество, доведенное до абсурда идеологией и ложными представлениями о социалистической исключительности, утратило динамичность, способность к переменам, к адекватным ответам на вызовы времени. Это привело к кризису национально-государственной идеи в СССР, а затем и развалу советской государственности.
А. В. Лубский
7.4. Почему большевизм победил в гражданской войне?
В историографии недавнего прошлого победы Красной Армии и советской власти объяснялись мудрой политикой компартии, высоким моральным духом масс, сознанием правоты своего дела, революционным энтузиазмом, талантом рабоче-крестьянских полководцев. В современной литературе причины победы большевизма стали зачастую сводиться к «красному террору» и разрозненности белых сил, не сумевших сплотиться вокруг монархии и ценностей мировой цивилизации. Ряд историков переносит оценки социалистического эксперимента на конкретно-исторический этап гражданской войны, привнося новые искажения истории. Наряду с этим появилась устойчивая тенденция понимания гражданской войны как народной трагедии, в которой не было и не могло быть настоящих победителей, ибо проиграли все.
Сегодня в ходе гражданской войны историки выделяют шесть этапов. Первый — октябрь 1917 — май 1918 г.: борьба пришедших к власти большевиков с силами Керенского, Краснова, Каледина и др., попытка отпора германской интервенции и Брестский мир. Второй— Лето—осень 1918 г.: борьба эсеро-меньшевистских сил «демократической контрреволюции», чехословацкий мятеж, развитие ин-
История России в вопросах и ответах
38.3
Раздел 7. Великая российская революция...
тервенции Германии. Третий — коней 1918 — начало 1919 г.: окончание 1 мировой войны и конец германской интервенции, высадка войск Антанты в портах России, начало политики «военного коммунизма», установление диктатуры Колчака в Омске. Четвертый — весна 1919 — весна 1920 г.: уход интервентов, победы РККА над армиями Колчака на востоке, Деникина — на юге, Юденича — на северо-западе. Пятый — весна—осень 1920 г.: советско-польская война, разгром войск Врангеля в Крыму, апогей системы «военного коммунизма». Шестой — 1921 — 1922 гг.: ликвидация локальных очагов гражданской войны, подавление Кронштадтского восстания, крестьянского движения на Тамбов-шине, отрядов Махно, мятежей белоказаков на Кубани, освобождение Дальнего Востока от японцев, борьба с басмачеством в Средней Азии, демобилизация РККА и переход к нэпу.
Победа в войне большевизма была обеспечена целым рядом факторов, давших силу и преимущество новой власти. 1. На защиту советской власти встали миллионные бесправные и угнетенные массы, поверившие в перспективу всеобщего равенства и ощутившие себя подлинными творцами истории. 2. РСФСР, несмотря на круговую оборону и блокаду, успешно воспользовалась центральным местонахождением своих органов власти и основных сил и умело перераспределяла ресурсы для того или иного фронта. 3. В республике и партии имелись общепризнанные вожди в лице Б. И. Ленина и Л. Д. Троцкого, сплоченная большевистская политическая элита, обеспечившая военно-политическое руководство регионами и армиями. 4. При широком участии старых военных специалистов была создана пятимиллионная регулярная армия, освоившая традиции русской армии. 5. На стороне Советов была солидарная поддержка трудящихся западных стран, действовавших под лозунгом «Руки прочь от Советской России!», а в войне приняло участие свыше 370 интернациональных подразделений вплоть до дивизий. 6. Особую роль сыграла система «военного коммунизма», превратившая страну в единый военный лагерь.