Структура финансовой системы России

Финансы выражают экономические отношения, которые в разных сферах и звеньях проявляются по-разному, имеют свою специфику. Взаимосвязь сфер и звеньев финансовых отноше­ний, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств, составляют финансовую систему страны. Финансовая система включает в себя:

финансы предприятий, учреждений, организаций:

- финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах;

- финансы учреждений и организаций, осуществляющих не­коммерческую деятельность;

- финансы общественных объединений;

государственные финансы:

-государственный бюджет;

- внебюджетные фонды (пенсионный фонд, государственный фонд занятости населения, фонд медицинского страхования и др.);

- государственный кредит;

финансы страхования включают следующие звенья:

- социальное страхование;

- личное страхование;

- имущественное страхование;

финансы системы кредитования, куда входят:

- банковская система;

- парабанковская система.

Необходимость существования финансов хозяйствующих субъ­ектов (предприятий, организаций, учреждений) объясняется потребностью в ресурсах, которая не могла бы бытьудовлетво­рена без финансов.

Большое место в составе потребностей в денежных средствах занимают государственные потребности. Государство, благодаря финансам, выполняет свои функции по регулированию эконо­мики, развитию социально-культурной сферы, защите окру­жающей среды, обеспечению безопасности страны и граждан.

Развитие рыночных отношений невозможно без страхования, которое образует особую сферу финансов. В страховании реа­лизуются общественные и личные потребности в страховой защите от различных неблагоприятных явлений и случайно­стей. С развитием товарного производства возникает объек­тивная необходимость страховой защиты имущественных ин­тересов каждого собственника. Это достигается с помощью финансовых ресурсов страхования.

Развитие рыночных отношений невозможно представить без системы кредитования. Кредитная система как совокупность кредитно-финансовых институтов аккумулирует свободные де­нежные капиталы, доходы, сбережения различных субъектов рынка и предоставляет их в ссуду фирмам, правительству и част­ным лицам. Все это позволяет их выделить в отдельную сферу.

Госбюджет - финансовый план образования и использования денежного фонда государства. Утверждается высшей законода­тельной властью страны. За его выполнение отвечает цен­тральное правительство (исполнительная власть). Госбюджет состоит из двух взаимосвязанных частей:

доходной, которая показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства;

расходной, указывающей, на какие цели направляется аккуму­лируемые государством средства.

В каждой стране структура бюджета определяется ее экономи­ческим потенциалом, масштабами решаемых государством за­дач, ролью государства в экономике.

Источниками доходной части госбюджета являются:

прямые и косвенные налоги, которые в доходах государства со­ставляют от 80 до 90%. Самыекрупные из них:

- подоходный налог;

- налог на прибыль корпораций;

- налог на добавленную стоимость;

государственные займы, осуществляемые с помощью выпуска государственных ценных бумаг (их доля в госбюджете состав­ляет от 10 до 20%);

эмиссия бумажных и кредитных денег. К этому источнику пра­вительства прибегают в условиях превышения расходов над до­ходами.

Расходная часть бюджета используется следующим образом:

• из бюджета финансируются, прежде всего, социальные посо­бия, образование, здравоохранение. С помощью этих расходов государство стремится смягчить разрыв в доходах различных социальных групп;

• значительная часть расходов государства направляется на фи­нансирование производства, оборону, правоохранительную и административно-управленческую деятельность. В расходной части предусматриваются также субсидии сельскому хозяйству;

• в период кризисов государство выделяет из расходной части бюджета значительные средства для финансирования антикри­зисной деятельности.

Каждое правительство стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется "балансом бюджета". В реальности же расходная часть обычно превышает доходную. Такое состояние бюджета называется "бюджетным дефицитом". Его возникновение обусловлено следующими причинами: спадом производства, завышенными расходами на социальные программы, возросшими затратами на оборону. Превышение же доходной части бюджета над рас­ходной называют "бюджетным профицитом", что свидетельст­вует о благополучном состоянии экономики, разумности госу­дарственных затрат.

Внебюджетные фонды - это денежные средства государства, используемые строго по назначению (для финансирования це­левых программ). Их называют так потому, что они не входят в госбюджет. Распоряжаются ими центральное правительство и местные органы власти.

Государственный долг имеет прямое отношение к госбюджету, более того, он возникает, когда имеет место дефицит бюдже­та (расходная часть бюджета превышает доходную). Это озна­чает, что государство должно искать дополнительные средства для финансирования своих расходов. Их можно получить не­сколькими способами:

• напечатать бумажных денег в количестве, необходимом для покрытия расходов;

• одолжить денег у граждан и организаций своей страны;

• одолжить денег у иностранных государств и финансовых орга­низаций.

Первый способ решения проблемы бюджетного дефицита свя­зан с ростом инфляции. Поэтому государство, как правило, прибегает к внутренним и внешним заимствованиям, вследст­вие чего и образуется государственный долг. Государственный долг - это задолженность государства по займам, произведен­ным как внутри страны, так и за рубежом.

Государственный долг подразделяется на следующие виды:

внутренний, который возникает в случае, когда государство размещает свои ценные бумаги внутри страны;

внешний, возникающий при:

- получении государством кредитов от иностранных госу­дарств, банков, международных финансовых организаций;

- либо размещении своих ценных бумаг за рубежом.

В зависимости от сроков, на которые предоставляются денеж­ные средства, долговые обязательства подразделяются:

• на краткосрочные (до 1 года);

• среднесрочные (от 1 года до 5 лет);

• долгосрочные (от 5 лет до 30 лет).

В настоящее время во всех странах растет как внутренний, так и внешний долг. Однако рост государственного долга не бес­пределен. Практика показывает, что если он более, чем в 2,5 раза превышает ВВП, то возникают серьезные социально-экономические последствия.

Государственный долг является составной частью общегосудар­ственного долга. Последний включает также:

• долг центрального правительства (например, по зарплатам, пенсиям и т. д.);

• долг государственных компаний;

• задолженность местных органов власти и др.

Последствия государственного долга:

внешний долг приводит к перемещению материальных ценно­стей за рубеж. Государство-должник теряет часть своего эко­номического потенциала;

обслуживание внутреннего долга (его погашение и уплата про­центов) - тяжелое бремя для экономики и населения страны. С одной стороны, это увеличивает бюджетный дефицит, с другой - вынуждает повышать налоги. В условиях депрессивной эко­номики для обслуживания долга правительство вынуждено об­ращаться за новыми займами, что приводит к дальнейшему росту внутреннего долга.

Меры по сокращению государственного долга:

• уменьшение расходов на военные нужды, сокращение числен­ности вооруженных сил;

• конверсия военного производства;

• свертывание социальных программ;

• приватизация или закрытие малорентабельных предприятий государственного сектора;

• сокращение других государственных расходов.

 

5. Финансовая политика государства.

Фискальная политика, называемая также финансовой и финансово-бюджет­ной, распространяет свое действие на основные элементы государственной казны (фиска). Она непосредственно связана с государственным бюджетом, налогами, государственными денежными доходами и расходами. В условиях рыночной эко­номики это стержневая часть государственной экономической политики. Фискаль­ная политика объединяет в себе такие крупные виды, формы финансовой поли­тики, как бюджетная, налоговая, политика доходов и расходов.

В целом фискальная политика проявляется в совокупности государственных - мероприятий по организации управления финансовыми ресурсами государства, их использовании в целях решения социально-экономических проблем страны. Фискальная политика распространяется на мобилизацию, привлечение необхо­димых государству денежных средств, их распределение, обеспечение примене­ния этих средств по назначению.

Одна из важнейших задач фискальной политики состоит в поиске источников и способов формирования централизованных государственных денежных фондов, средств, позволяющих реализовать цели экономической политики. Посредством проведения финансово-бюджетной политики государство регулирует глобальные экономические процессы в стране, поддерживает устойчивость финансов, денеж­ного обращения, обеспечивает финансирование государственного сектора, спо­собствует лучшему использованию производственно-экономического и научно-технического потенциала. Инструменты фискальной политики используются го­сударством, чтобы оказать влияние на совокупный спрос и совокупное предло­жение, воздействуя тем самым на общую экономическую конъюнктуру, способ­ствовать стабилизации экономической ситуации, проводить антициклические меры, противодействующие чрезмерным колебаниям экономических параметров, угро­жающим возникновением кризисных явлений.

Доля государственного сектора в расходах на товары и услуги весьма велика, государство выступает на рынке в качестве самого крупного покупателя, расходу­ющего в течение года суммы, составляющие в экономически развитых странах около половины валового внутреннего продукта. Закупки осуществляются госу­дарством как внутри страны, так и на внешних рынках. Таким образом, государ­ство обладает колоссальными возможностями влияния на объем и структуру со­вокупного спроса, если только оно не связало себя по рукам и ногам заранее обусловленными жесткими ограничениями.

Кроме того, государство обладает возможностями косвенно воздействовать на спрос со стороны частных предприятий и домашних хозяйств, сдерживая или стимулируя его с помощью налогов и таких трансфертных платежей, как пенсии, стипендии, пособия. В макроэкономической финансово-бюджетной политике принято разделять две генеральные линии, складывающиеся в зависимости от общей экономической ситуации в стране, фазы колебательного цикла, в которой находится экономика. В период экономического бума, резкого подъема деловой активности, бурного экономического роста фискальная политика носит ограничительную направлен­ность, сдерживает параметры роста в допустимых пределах. В более опасные пери­оды экономического кризиса, обусловленного нарастающим спадом производ­ства, затуханием экономической активности, государственная фискальная поли­тика носит расширительный характер, то есть направлена на расширение произ­водства и других видов экономической деятельности, преодоления спада, депрес­сии, постепенный переход от спада к подъему.

Между этими двумя курсами, соответствующими и противоположными фазам экономического цикла, пролегает третий курс действий, именуемый стабилиза­ционной фискальной политикой.

Политика стабилизации — это действия правительства по регулированию фи­нансовых потоков, денежного обращения с целью приблизить объем валового национального продукта страны к его возможному в данных условиях, потенци­альному уровню и с целью удержать при этом в допустимых пределах инфляцию, обеспечить высокий уровень занятости. Политика стабилизации — наиболее ти­пичная форма проявления фискальной политики, соответствующая более или менее устойчивому состоянию экономики. Она призвана, с одной стороны, пре­дотвратить переход в неустойчивое кризисное состояние, для чего надо удержи­вать экономические параметры в определенных пределах, и, с другой стороны, улучшать сложившуюся экономическую ситуацию, стремясь приблизить макро­экономические показатели к оптимальным.

Принято различать автоматическую и регулируемую стабилизацию. Автомати­ческие (встроенные) стабилизаторы представляют собой принятые, действующие в экономике правила, нормы, позволяющие автоматически, без вмешательства правительства реагировать на отклонения от устойчивого положения и приводить хозяйство страны в стабильное состояние. Автоматические стабилизаторы предус­мотрены, задуманы заранее, введены в законодательные акты, регулирующие экономическую деятельность, отражены в действующих положениях, норматив­ных документах.

Например, при уменьшении доходов автоматически снижается величина на­лога, взимаемого с дохода. Если люди потеряют работу и заработок, им без указа­ний на то правительства выплачивают пособие по безработице. При наступлении определенного возраста автоматически возникает право на получение пенсии. Существует минимальный уровень заработной платы, который устанавливается директивно. Можно назвать великое множество других подобных автоматически действующих стабилизаторов, предотвращающих возникновение экономических катаклизмов при возникновении новых обстоятельств, отклонений от ранее су­ществовавших условий.

Однако встроенные в экономическую систему внутренние стабилизаторы, уменьшающие возможные колебания в экономике, не обеспечивают требуемого уровня стабилизации, в ряде случаев они просто не способны гасить возникаю­щие колебания, предотвращать потерю устойчивости. Так что заранее вписать в законодательные акты и другие нормативные документы правила и нормы, га­рантирующие от выхода экономики из стабильного состояния, не удается. На помощь приходит оперативное регулирование, текущая реакция правитель­ственных органов на возникающие отклонения в виде инструментов дискрецион­ной политики.

Дискреционная фискальная политика представляет совокупность оперативных финансовых мер правительства, принимаемых в дополнение или во изменение постоянно действующих правил, норм, установлений хозяйственной жизни. Точ­но так же, как летчик, чувствуя, что автопилот не справляется с управлением самолета, берет штурвал в свои руки, правительство, видя, что принятые ранее законы, решения не обеспечивают поддержания стабильной ситуации в хозяй­стве страны, прибегают к дискреционной политике. Применение разных дискрет­ных мер, характер которых зависит от складывающейся обстановки, называют регулируемой стабилизацией.

К числу наиболее распространенных способов, средств осуществления диск­реционной фискальной политики относят общественные работы, программы ма­териальной помощи, изменение налоговых ставок и другие аналогичные инстру­менты воздействия. Привлечение безработных к выполнению общественных работ. с оплатой за государственный счет служит оперативным средством борьбы с рез­ко нарастающей безработицей. В период обострения социальной ситуации, обус­ловленной обнищанием определенных групп граждан, наряду с такими автомати­ческими стабилизаторами, как предусмотренные законом пособия, правитель­ство прибегает к оказанию материальной помощи, увеличению пособий, допол­нительным выплатам. Чтобы предотвратить неожиданное резкое снижение дохо­дов предприятий и граждан, временно уменьшают налоговые ставки, вводят час­тичные льготы.

Дискретные фискальные меры позволяют погасить очаги экономической на­пряженности. Однако введенные временно послабления, льготы, дополнитель­ную помощь затем бывает трудно отменить. Иногда приходится дискретные, вре­менные стабилизаторы превращать в автоматические, постоянные, хотя по своей природе они не таковы.

Бюджетная политика государства как часть фискальной политики ориентиру­ется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного пери­ода. Иногда осуществляется ориентация на построение бюджета полной, высокой или структурной занятости, при которой может даже иметь Место выпуск избы­точной продукции и превышение доходов бюджета над его расходами.

В условиях высокой экономической конъюнктуры потенциальный профицит бюджета (превышение государственных доходов над расходами) может быть на­правлен на погашение предыдущих долгов, создание компенсационных резерв­ных фондов, осуществление дополнительных социальных мероприятий. В периоды спада деловой активности органы государственной власти должны увеличивать совокупный спрос даже ценой бюджетных дефицитов, чтобы преодолеть спад и стабилизировать затем экономические процессы.

Чаще всего задачей государственной бюджетной политики становится пре­одоление бюджетных дефицитов, достигающих критического уровня. Бюджетные дефициты в пределах 5% общего объема государственного бюджета и до 1—2% валового внутреннего продукта не считаются опасными. Так что в большинстве случаев бюджетная политика может быть ориентирована на поддержание и даже разработку, принятие подобного бюджета. Но если дефицит бюджета достигает, десятков процентов его величины, приближается к 10% ВВП, это свидетельству­ет о крупнейших промахах в бюджетной политике и острой необходимости стаби­лизации бюджета. Наличие крупного бюджетного дефицита приводит к росту внут­реннего и внешнего государственного долга, дестабилизирует денежную систему государства, побуждает инфляцию.

Стремление государства погасить дефицит бюджета денежной эмиссией ведет к инфляции, а выпуск и продажа государственных ценных бумаг как средство преодоления бюджетного дефицита порождает будущий долг, ведь бумаги при­дется погашать и платить по ним проценты. Поэтому для достижения сбалансиро­ванности государственного бюджета бюджетная политика должна теснейшим об­разом сопрягаться с политикой доходов и расходов государства.

Политика государственных расходов призвана прежде всего удовлетворять спрос государственного сектора, то есть удовлетворять потребности в расходах на нео­тложные государственные нужды, отражаемые в расходных статьях бюджета. Вме­сте с тем приходится учитывать, что многие государственные (общественные, социальные) потребности растут непрерывно, поэтому необходимо ограничивать их с учетом настоятельности и приоритетов других потребностей. Государственная политика расходов может находиться на грани возможного, но переходить эту грань не следует. Главным ограничителем государственных расходов служат дохо­ды бюджета.

Политика государственных доходов исходит из имеющихся и потенциальных источников поступления денежных средств в государственный бюджет с учетом ограниченных возможностей использования этих источников, превышение кото­рых способно подорвать экономику и в конечном счете привести к истощению каналов получения доходов. Так как государственный бюджет наполняется в ос­новном налоговыми поступлениями, то политика формирования доходов госу­дарства тесно сплетается с налоговой политикой.

Налоговая политика — часть фискальной экономической политики, проявля­ющаяся в установлении видов налогов, объектов налогообложения, налоговых ставок, условий взимания налогов, налоговых льгот. Все эти параметры государ­ство регулирует таким образом, чтобы поступление денежных средств за счет уп­латы налогов обеспечивало финансирование государственного бюджета. Но при этом приходится встречаться с главным противоречием налоговой и всей фис­кальной политики.

Чем выше налоговое бремя, тем ниже, начиная с некоторого предела, жела­ние и возможность платить налоги и, что гораздо важнее, тем больше ущерб, наносимый производству, созданию налогооблагаемого продукта, взиманием на­логов. Высокие налоги подтачивают само налоговое дерево, которое их питает. Об этом неоднократно упоминалось выше при построении кривой Лаффера. Так что в основу государственной налоговой политики должны быть положены не высокие, а рациональные налоговые ставки. Другое дело, что государство успевает связать себя такими бюджетными обязательствами расходов, что вынуждено искать спа­сения в налоговых поборах для обеспечения расходов бюджета.

Налоговая политика государства связана не только с обеспечением поступле­ний в бюджет, но и с проводимой структурно-инвестиционной политикой. Регу­лируя налоги, налоговые ставки, налоговые льготы, государство способно стимулировать тем самым развитие определенных видов производств, оказывать воз­действие на структуру потребления, поощрять вложение средств в развитие эко­номики.

Таким образом, фискальная политика, будучи самым мощным направлени­ем государственной экономической политики в целом, сочетает в себе набор самых разнообразных инструментов финансирования, бюджетирования, нало­гообложения.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow