Финансы выражают экономические отношения, которые в разных сферах и звеньях проявляются по-разному, имеют свою специфику. Взаимосвязь сфер и звеньев финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств, составляют финансовую систему страны. Финансовая система включает в себя:
• финансы предприятий, учреждений, организаций:
- финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах;
- финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность;
- финансы общественных объединений;
• государственные финансы:
-государственный бюджет;
- внебюджетные фонды (пенсионный фонд, государственный фонд занятости населения, фонд медицинского страхования и др.);
- государственный кредит;
• финансы страхования включают следующие звенья:
- социальное страхование;
- личное страхование;
- имущественное страхование;
• финансы системы кредитования, куда входят:
- банковская система;
- парабанковская система.
Необходимость существования финансов хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, учреждений) объясняется потребностью в ресурсах, которая не могла бы бытьудовлетворена без финансов.
|
|
Большое место в составе потребностей в денежных средствах занимают государственные потребности. Государство, благодаря финансам, выполняет свои функции по регулированию экономики, развитию социально-культурной сферы, защите окружающей среды, обеспечению безопасности страны и граждан.
Развитие рыночных отношений невозможно без страхования, которое образует особую сферу финансов. В страховании реализуются общественные и личные потребности в страховой защите от различных неблагоприятных явлений и случайностей. С развитием товарного производства возникает объективная необходимость страховой защиты имущественных интересов каждого собственника. Это достигается с помощью финансовых ресурсов страхования.
Развитие рыночных отношений невозможно представить без системы кредитования. Кредитная система как совокупность кредитно-финансовых институтов аккумулирует свободные денежные капиталы, доходы, сбережения различных субъектов рынка и предоставляет их в ссуду фирмам, правительству и частным лицам. Все это позволяет их выделить в отдельную сферу.
Госбюджет - финансовый план образования и использования денежного фонда государства. Утверждается высшей законодательной властью страны. За его выполнение отвечает центральное правительство (исполнительная власть). Госбюджет состоит из двух взаимосвязанных частей:
• доходной, которая показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства;
|
|
• расходной, указывающей, на какие цели направляется аккумулируемые государством средства.
В каждой стране структура бюджета определяется ее экономическим потенциалом, масштабами решаемых государством задач, ролью государства в экономике.
Источниками доходной части госбюджета являются:
• прямые и косвенные налоги, которые в доходах государства составляют от 80 до 90%. Самыекрупные из них:
- подоходный налог;
- налог на прибыль корпораций;
- налог на добавленную стоимость;
• государственные займы, осуществляемые с помощью выпуска государственных ценных бумаг (их доля в госбюджете составляет от 10 до 20%);
• эмиссия бумажных и кредитных денег. К этому источнику правительства прибегают в условиях превышения расходов над доходами.
Расходная часть бюджета используется следующим образом:
• из бюджета финансируются, прежде всего, социальные пособия, образование, здравоохранение. С помощью этих расходов государство стремится смягчить разрыв в доходах различных социальных групп;
• значительная часть расходов государства направляется на финансирование производства, оборону, правоохранительную и административно-управленческую деятельность. В расходной части предусматриваются также субсидии сельскому хозяйству;
• в период кризисов государство выделяет из расходной части бюджета значительные средства для финансирования антикризисной деятельности.
Каждое правительство стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется "балансом бюджета". В реальности же расходная часть обычно превышает доходную. Такое состояние бюджета называется "бюджетным дефицитом". Его возникновение обусловлено следующими причинами: спадом производства, завышенными расходами на социальные программы, возросшими затратами на оборону. Превышение же доходной части бюджета над расходной называют "бюджетным профицитом", что свидетельствует о благополучном состоянии экономики, разумности государственных затрат.
Внебюджетные фонды - это денежные средства государства, используемые строго по назначению (для финансирования целевых программ). Их называют так потому, что они не входят в госбюджет. Распоряжаются ими центральное правительство и местные органы власти.
Государственный долг имеет прямое отношение к госбюджету, более того, он возникает, когда имеет место дефицит бюджета (расходная часть бюджета превышает доходную). Это означает, что государство должно искать дополнительные средства для финансирования своих расходов. Их можно получить несколькими способами:
• напечатать бумажных денег в количестве, необходимом для покрытия расходов;
• одолжить денег у граждан и организаций своей страны;
• одолжить денег у иностранных государств и финансовых организаций.
Первый способ решения проблемы бюджетного дефицита связан с ростом инфляции. Поэтому государство, как правило, прибегает к внутренним и внешним заимствованиям, вследствие чего и образуется государственный долг. Государственный долг - это задолженность государства по займам, произведенным как внутри страны, так и за рубежом.
Государственный долг подразделяется на следующие виды:
• внутренний, который возникает в случае, когда государство размещает свои ценные бумаги внутри страны;
• внешний, возникающий при:
- получении государством кредитов от иностранных государств, банков, международных финансовых организаций;
- либо размещении своих ценных бумаг за рубежом.
В зависимости от сроков, на которые предоставляются денежные средства, долговые обязательства подразделяются:
|
|
• на краткосрочные (до 1 года);
• среднесрочные (от 1 года до 5 лет);
• долгосрочные (от 5 лет до 30 лет).
В настоящее время во всех странах растет как внутренний, так и внешний долг. Однако рост государственного долга не беспределен. Практика показывает, что если он более, чем в 2,5 раза превышает ВВП, то возникают серьезные социально-экономические последствия.
Государственный долг является составной частью общегосударственного долга. Последний включает также:
• долг центрального правительства (например, по зарплатам, пенсиям и т. д.);
• долг государственных компаний;
• задолженность местных органов власти и др.
Последствия государственного долга:
• внешний долг приводит к перемещению материальных ценностей за рубеж. Государство-должник теряет часть своего экономического потенциала;
• обслуживание внутреннего долга (его погашение и уплата процентов) - тяжелое бремя для экономики и населения страны. С одной стороны, это увеличивает бюджетный дефицит, с другой - вынуждает повышать налоги. В условиях депрессивной экономики для обслуживания долга правительство вынуждено обращаться за новыми займами, что приводит к дальнейшему росту внутреннего долга.
Меры по сокращению государственного долга:
• уменьшение расходов на военные нужды, сокращение численности вооруженных сил;
• конверсия военного производства;
• свертывание социальных программ;
• приватизация или закрытие малорентабельных предприятий государственного сектора;
• сокращение других государственных расходов.
5. Финансовая политика государства.
Фискальная политика, называемая также финансовой и финансово-бюджетной, распространяет свое действие на основные элементы государственной казны (фиска). Она непосредственно связана с государственным бюджетом, налогами, государственными денежными доходами и расходами. В условиях рыночной экономики это стержневая часть государственной экономической политики. Фискальная политика объединяет в себе такие крупные виды, формы финансовой политики, как бюджетная, налоговая, политика доходов и расходов.
|
|
В целом фискальная политика проявляется в совокупности государственных - мероприятий по организации управления финансовыми ресурсами государства, их использовании в целях решения социально-экономических проблем страны. Фискальная политика распространяется на мобилизацию, привлечение необходимых государству денежных средств, их распределение, обеспечение применения этих средств по назначению.
Одна из важнейших задач фискальной политики состоит в поиске источников и способов формирования централизованных государственных денежных фондов, средств, позволяющих реализовать цели экономической политики. Посредством проведения финансово-бюджетной политики государство регулирует глобальные экономические процессы в стране, поддерживает устойчивость финансов, денежного обращения, обеспечивает финансирование государственного сектора, способствует лучшему использованию производственно-экономического и научно-технического потенциала. Инструменты фискальной политики используются государством, чтобы оказать влияние на совокупный спрос и совокупное предложение, воздействуя тем самым на общую экономическую конъюнктуру, способствовать стабилизации экономической ситуации, проводить антициклические меры, противодействующие чрезмерным колебаниям экономических параметров, угрожающим возникновением кризисных явлений.
Доля государственного сектора в расходах на товары и услуги весьма велика, государство выступает на рынке в качестве самого крупного покупателя, расходующего в течение года суммы, составляющие в экономически развитых странах около половины валового внутреннего продукта. Закупки осуществляются государством как внутри страны, так и на внешних рынках. Таким образом, государство обладает колоссальными возможностями влияния на объем и структуру совокупного спроса, если только оно не связало себя по рукам и ногам заранее обусловленными жесткими ограничениями.
Кроме того, государство обладает возможностями косвенно воздействовать на спрос со стороны частных предприятий и домашних хозяйств, сдерживая или стимулируя его с помощью налогов и таких трансфертных платежей, как пенсии, стипендии, пособия. В макроэкономической финансово-бюджетной политике принято разделять две генеральные линии, складывающиеся в зависимости от общей экономической ситуации в стране, фазы колебательного цикла, в которой находится экономика. В период экономического бума, резкого подъема деловой активности, бурного экономического роста фискальная политика носит ограничительную направленность, сдерживает параметры роста в допустимых пределах. В более опасные периоды экономического кризиса, обусловленного нарастающим спадом производства, затуханием экономической активности, государственная фискальная политика носит расширительный характер, то есть направлена на расширение производства и других видов экономической деятельности, преодоления спада, депрессии, постепенный переход от спада к подъему.
Между этими двумя курсами, соответствующими и противоположными фазам экономического цикла, пролегает третий курс действий, именуемый стабилизационной фискальной политикой.
Политика стабилизации — это действия правительства по регулированию финансовых потоков, денежного обращения с целью приблизить объем валового национального продукта страны к его возможному в данных условиях, потенциальному уровню и с целью удержать при этом в допустимых пределах инфляцию, обеспечить высокий уровень занятости. Политика стабилизации — наиболее типичная форма проявления фискальной политики, соответствующая более или менее устойчивому состоянию экономики. Она призвана, с одной стороны, предотвратить переход в неустойчивое кризисное состояние, для чего надо удерживать экономические параметры в определенных пределах, и, с другой стороны, улучшать сложившуюся экономическую ситуацию, стремясь приблизить макроэкономические показатели к оптимальным.
Принято различать автоматическую и регулируемую стабилизацию. Автоматические (встроенные) стабилизаторы представляют собой принятые, действующие в экономике правила, нормы, позволяющие автоматически, без вмешательства правительства реагировать на отклонения от устойчивого положения и приводить хозяйство страны в стабильное состояние. Автоматические стабилизаторы предусмотрены, задуманы заранее, введены в законодательные акты, регулирующие экономическую деятельность, отражены в действующих положениях, нормативных документах.
Например, при уменьшении доходов автоматически снижается величина налога, взимаемого с дохода. Если люди потеряют работу и заработок, им без указаний на то правительства выплачивают пособие по безработице. При наступлении определенного возраста автоматически возникает право на получение пенсии. Существует минимальный уровень заработной платы, который устанавливается директивно. Можно назвать великое множество других подобных автоматически действующих стабилизаторов, предотвращающих возникновение экономических катаклизмов при возникновении новых обстоятельств, отклонений от ранее существовавших условий.
Однако встроенные в экономическую систему внутренние стабилизаторы, уменьшающие возможные колебания в экономике, не обеспечивают требуемого уровня стабилизации, в ряде случаев они просто не способны гасить возникающие колебания, предотвращать потерю устойчивости. Так что заранее вписать в законодательные акты и другие нормативные документы правила и нормы, гарантирующие от выхода экономики из стабильного состояния, не удается. На помощь приходит оперативное регулирование, текущая реакция правительственных органов на возникающие отклонения в виде инструментов дискреционной политики.
Дискреционная фискальная политика представляет совокупность оперативных финансовых мер правительства, принимаемых в дополнение или во изменение постоянно действующих правил, норм, установлений хозяйственной жизни. Точно так же, как летчик, чувствуя, что автопилот не справляется с управлением самолета, берет штурвал в свои руки, правительство, видя, что принятые ранее законы, решения не обеспечивают поддержания стабильной ситуации в хозяйстве страны, прибегают к дискреционной политике. Применение разных дискретных мер, характер которых зависит от складывающейся обстановки, называют регулируемой стабилизацией.
К числу наиболее распространенных способов, средств осуществления дискреционной фискальной политики относят общественные работы, программы материальной помощи, изменение налоговых ставок и другие аналогичные инструменты воздействия. Привлечение безработных к выполнению общественных работ. с оплатой за государственный счет служит оперативным средством борьбы с резко нарастающей безработицей. В период обострения социальной ситуации, обусловленной обнищанием определенных групп граждан, наряду с такими автоматическими стабилизаторами, как предусмотренные законом пособия, правительство прибегает к оказанию материальной помощи, увеличению пособий, дополнительным выплатам. Чтобы предотвратить неожиданное резкое снижение доходов предприятий и граждан, временно уменьшают налоговые ставки, вводят частичные льготы.
Дискретные фискальные меры позволяют погасить очаги экономической напряженности. Однако введенные временно послабления, льготы, дополнительную помощь затем бывает трудно отменить. Иногда приходится дискретные, временные стабилизаторы превращать в автоматические, постоянные, хотя по своей природе они не таковы.
Бюджетная политика государства как часть фискальной политики ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода. Иногда осуществляется ориентация на построение бюджета полной, высокой или структурной занятости, при которой может даже иметь Место выпуск избыточной продукции и превышение доходов бюджета над его расходами.
В условиях высокой экономической конъюнктуры потенциальный профицит бюджета (превышение государственных доходов над расходами) может быть направлен на погашение предыдущих долгов, создание компенсационных резервных фондов, осуществление дополнительных социальных мероприятий. В периоды спада деловой активности органы государственной власти должны увеличивать совокупный спрос даже ценой бюджетных дефицитов, чтобы преодолеть спад и стабилизировать затем экономические процессы.
Чаще всего задачей государственной бюджетной политики становится преодоление бюджетных дефицитов, достигающих критического уровня. Бюджетные дефициты в пределах 5% общего объема государственного бюджета и до 1—2% валового внутреннего продукта не считаются опасными. Так что в большинстве случаев бюджетная политика может быть ориентирована на поддержание и даже разработку, принятие подобного бюджета. Но если дефицит бюджета достигает, десятков процентов его величины, приближается к 10% ВВП, это свидетельствует о крупнейших промахах в бюджетной политике и острой необходимости стабилизации бюджета. Наличие крупного бюджетного дефицита приводит к росту внутреннего и внешнего государственного долга, дестабилизирует денежную систему государства, побуждает инфляцию.
Стремление государства погасить дефицит бюджета денежной эмиссией ведет к инфляции, а выпуск и продажа государственных ценных бумаг как средство преодоления бюджетного дефицита порождает будущий долг, ведь бумаги придется погашать и платить по ним проценты. Поэтому для достижения сбалансированности государственного бюджета бюджетная политика должна теснейшим образом сопрягаться с политикой доходов и расходов государства.
Политика государственных расходов призвана прежде всего удовлетворять спрос государственного сектора, то есть удовлетворять потребности в расходах на неотложные государственные нужды, отражаемые в расходных статьях бюджета. Вместе с тем приходится учитывать, что многие государственные (общественные, социальные) потребности растут непрерывно, поэтому необходимо ограничивать их с учетом настоятельности и приоритетов других потребностей. Государственная политика расходов может находиться на грани возможного, но переходить эту грань не следует. Главным ограничителем государственных расходов служат доходы бюджета.
Политика государственных доходов исходит из имеющихся и потенциальных источников поступления денежных средств в государственный бюджет с учетом ограниченных возможностей использования этих источников, превышение которых способно подорвать экономику и в конечном счете привести к истощению каналов получения доходов. Так как государственный бюджет наполняется в основном налоговыми поступлениями, то политика формирования доходов государства тесно сплетается с налоговой политикой.
Налоговая политика — часть фискальной экономической политики, проявляющаяся в установлении видов налогов, объектов налогообложения, налоговых ставок, условий взимания налогов, налоговых льгот. Все эти параметры государство регулирует таким образом, чтобы поступление денежных средств за счет уплаты налогов обеспечивало финансирование государственного бюджета. Но при этом приходится встречаться с главным противоречием налоговой и всей фискальной политики.
Чем выше налоговое бремя, тем ниже, начиная с некоторого предела, желание и возможность платить налоги и, что гораздо важнее, тем больше ущерб, наносимый производству, созданию налогооблагаемого продукта, взиманием налогов. Высокие налоги подтачивают само налоговое дерево, которое их питает. Об этом неоднократно упоминалось выше при построении кривой Лаффера. Так что в основу государственной налоговой политики должны быть положены не высокие, а рациональные налоговые ставки. Другое дело, что государство успевает связать себя такими бюджетными обязательствами расходов, что вынуждено искать спасения в налоговых поборах для обеспечения расходов бюджета.
Налоговая политика государства связана не только с обеспечением поступлений в бюджет, но и с проводимой структурно-инвестиционной политикой. Регулируя налоги, налоговые ставки, налоговые льготы, государство способно стимулировать тем самым развитие определенных видов производств, оказывать воздействие на структуру потребления, поощрять вложение средств в развитие экономики.
Таким образом, фискальная политика, будучи самым мощным направлением государственной экономической политики в целом, сочетает в себе набор самых разнообразных инструментов финансирования, бюджетирования, налогообложения.