Сущность, функции и классификация налогов

Тема 11. Налоговая и финансовая система государства

1. Сущность, функции и классификация налогов.

2. Налоговая политика. Кривая Лаффера.

3. Сущность и функции финансов.

4. Структура Финансовой системы России.

5. Финансовая политика государства.

Сущность, функции и классификация налогов.

Налоги - платежи, которые уплачивают в доход государства юри­дические (фирмы, организации) и физические (граждане) лица. Эти платежи безвозмездны, обязательны, необходимы, принуди­тельны.

Налоги - основной источник доходов государства, которое ис­пользует полученные деньги для решения экономических, обо­ронных, экологических, социальных задач (поощрения или сдерживания различных видов деятельности, охраны окру­жающей среды, безопасности государства, стимулирования технического прогресса, поддержки социально незащищенного населения и др.).

Налоги, как известно, являются инструментом бюджетно-налого­вой политики.

Налоги обязательные и безвозмездные платежи, уплачивае­мые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и госу­дарственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов РФ, а также по решению органов местного самоуправления в соответствии с их компе­тенцией.

Объект налога это доходы, стоимость отдельных товаров, от­дельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользова­ние ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательными актами.

Субъект налога — это налогоплательщик, т. е. физическое или юридическое лицо.

Источник налога доход, из которого выплачивается налог (ис­точник может совпадать с объектом).

Единица налогообложения единица измерения объекта налого­обложения.

Ставка налога величина налога с единицы объекта налога, Мо­жет быть твердой (устанавливается в абсолютных суммах на единицу обложения) и долевой (устанавливается определенная доля налога), Подразделяются на пропорциональные (действуют в едином проценте к объекту обложения независимо от его величины) и прогрессивные (объек­ты группируются).

Налоговая льгота полное или частичное освобождение платель­щика от налога.

Выделяют функции налогов:

распределительная — отражает сущность налогов, как особого централизованного звена распределительных отношений;

фискальная — формирование денежных доходов государства;

экономическая — воздействие через налоги на общественное вос­производство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также соци­ально-экономические процессы в обществе;

контрольная — с помощью ее оценивается эффективность каждого налога, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

Классификация налогов.

Виды налогов:

прямые — взимаются с доходов и имущества налогоплательщиков. Их объектом выступает доход (зарплата, прибыль, процент и т.д.) и сто­имость имущества налогоплательщиков (земли, дачи, дома, машины);

косвенные — устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги.

В отличие от прямых, косвенные налоги не связаны с размерами доходов или стоимостью имущества налогоплательщиков. Косвенные налоги бывают трех видов: акцизы, фискальные (монопольные) налоги и таможенные пошлины.

Акцизами облагаются товары массового производства (алкоголь­ные напитки, соль, сахар, табак, спички и др.), а также различные ком­мунальные, транспортные, культурные и прочие услуги, имеющие ши­рокое распространение (телефон, транспортные перевозки, авиа- и железнодорожные билеты).

Фискальные (монопольные) налоги пополняют казну за счет кос­венного обложения товаров массового спроса, производство и реализация которых монополизированы государством (еще с петровских вре­мен существует монополия на производство спиртных напитков, прак­тически всегда объектом монополии были производство и продажа из­делий из мехов и золота).

Таможенные пошлины это косвенные налоги на импортные, экс­портные и транзитные товары (т. е. пересекающие границы страны). Уплачиваются всеми, кто осуществляет внешнеторговые операции. Та­моженные пошлины подразделяются на:

• фискальные таможенные пошлины для роста бюджетных фон­дов;

• протекционные — защищают внутренний рынок от проникнове­ния импортных товаров;

• антидемпинговые — защищают внутренний рынок от «бросово­го» экспорта;

• преференциальные — устанавливаются на какой-либо определен­ный вид товара, во ввозе которого страна заинтересована.

Существует три группы налогов, различных по воздействию:

прогрессивный налог, который возрастает быстрее, чем прирас­тает доход. Такая ситуация складывается в тех случаях, когда имеется несколько шкал налоговых ставок для различных по величине доходов. Тогда речь идет о «предельной» налоговой ставке. Она равна приросту выплачиваемых налогов, поделенному на прирост дохода (выражается в процентах);

регрессивный налог, который возрастает медленнее, чем доход. Характеризуется взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов;

пропорциональный забирает одинаковую часть от любого дохо­да (единая ставка для доходов любой величины).

Налоговая система совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и совокупности методов установления, изменения, отмены, упла­ты, взимания, контроля.

Смысл главного принципа налогообложения заключается в следующем: как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, на­логи не должны подрывать заинтересованность налогопла­тельщиков в их деятельности.

Современные принципы налогообложения таковы:

• уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом воз­можностей налогоплательщика, т. е. с учетом уровня доходов;

• однократность налогообложения;

• обязательность уплаты налогов (налоговая система не должна ос­тавлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа);

• простота и удобство (система и процедура уплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налого­плательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налога);

• налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся потребностям общества.

Способы взимания:

• кадастровый — когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы уста­новлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. При­мером такого налога может служить налог на владельцев транс­портных средств. Он взимается по установленной ставке от мощ­ности транспортного средства независимо от того, используется это транспортное средство или простаивает;

на основе декларации (декларация — документ, в котором пла­тельщик налога приводит расчет дохода и налога с него). Харак­терная черта такого метода — выплата налога производится пос­ле получения лицом дохода. Примером может служить налог на прибыль.

«по источнику» — вносится лицом, выплачивающим доход, и оп­лата налога производится до получения дохода, причем получа­тель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Напри­мер, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачива­ется предприятием или организацией, где работает физическое лицо. То есть до выплаты, например, заработной платы из нее вычитает­ся сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: