Лёгкость, с которой могут быть осуществлены изменения, зависит также и от готовности организации к ним. Исследования показывают, что изменения в организации происходят с перерывами - периоды перемен чередуются с периодами относительной стабильности. Перемены часто связаны с приходом нового руководителя или реакцией на изменившиеся обстоятельства, которые угрожают организации.
Глейчер, на которого ссылаются Бечланд и Харрис, предложил следующую формулу, которая позволяет оценить необходимость изменений:
C=(ABD)>X,
где C -изменения
A -уровень неудовлетворённости положением статус-кво
B -чёткое представление желаемого состояния
D -первые практические шаги по направлению к желаемому состоянию
X -стоимость изменений - не только финансовая, но и связанные с этим прочие издержки
Из формулы следует, что изменения должны произойти тогда, когда в наличии имеются три элемента - A, B и D и, более того, вместе взятые они дают больший эффект, чем “стоимость” осуществления перемен X - затраты сил, времени, дискомфорт и т. п. Готовность организации к изменениям будет недостаточной, если A,B или D слишком малы.
|
|
Анализ готовности к изменениям может помочь консультанту решить, где можно приложить свои усилия с большей пользой для конечного результата, чтобы добиться требуемых изменений.
Можно, например:
* представить клиенту факты, чтобы показать насколько неудовлетворительна ситуация (A).
* помочь клиенту определить “желаемое или искомое состояние” дел, или исследовать потенциал для улучшений
* используя чей-то опыт, показать как можно добиться лучшего положения дел.
Нельзя недооценивать элемент X, то есть “стоимость” изменений; даже если элементы A, B и D значительны, они могут быть меньше, чем предполагаемая стоимость изменений. И в качестве альтернативы повышению A,B или D можно постараться сократить X - как на самом деле, так и хотя бы в представлении людей, поскольку частично предполагаемая стоимость может измениться из-за страха людей перед неизвестным.