Федеральная государственная гражданская служба: сущность, структура

Что же представляет собой высший уровень государственной службы современной России - федеральная государственная служ­ба?

Впервые на законодательном уровне определение сущности фе­деральной государственной службы было сформулировано в Феде­ральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» (2003 г.). В ст. 4 этого правового акта говорится = смотри Слайд 17.

Соответственно вводятся понятия:

- долж­ности федеральной государственной службы;

- федеральный госу­дарственный служащий.

Анализ данной проблемы позволяет выделить (слайд 19) отличительные черты федеральной государственной службы:

данный вид службы осуществляет от имени государства госу­дарственное управление в масштабе всей страны;

федеральные государственные органы, в которых функциони­рует федеральная служба, создаются на основании Конститу­ции РФ и федерального законодательства;

данная служба обеспечивает исполнение полномочий только федеральных государственных органов и политиков федераль­ного уровня;

федеральные государственные служащие получают денежное содержание за счет средств федерального бюджета;

правовые, организационные и иные основы федеральной го­сударственной службы, а также правовой статус федеральных государственных служащих регулируются федеральным зако­нодательством.

Основой, фундаментом федеральной государственной службы выступают соответствующие штатные должности, включенные в Реестр должностей федеральной государственной службы.

В соответ­ствии с законодательством (слайд 20) государственные должности федераль­ной государственной службы подразделяются на должности:

- феде­ральной гражданской службы (в соответствующих федеральных органах государственной власти);

- воинские должности;

- должности правоохранительной службы.

Данные должности замещают федеральные государственные служащие, граждане РФ, осуществляющие профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государствен­ной службы и получающие денежное содержание за счет средств федерального бюджета.

Каковы цели и функции федеральной государственной службы? На этот вопрос нет четкого и определенного ответа ни в норматив­ных актах, ни в научной литературе.

Вместе с тем, главной целью феде­ральной государственной службы:

- является служение интересам рос­сийского государства и общества;

- качественное обеспечение испол­нения функций государства, его федеральных органов и должност­ных лиц.

По ветвям власти федеральная государственная служба класси­фицируется на государственную службу:

- в федеральной законода­тельной;

- исполнительной;

- судебной ветви власти;

- службу в иных федеральных государственных органах.

В федеральной законодательной ветви власти государственная служба расположена и функционирует в аппаратах Совета Федера­ции и Государственной Думы Федерального Собрания.

В рамках исполнительной ветви власти федеральная государст­венная служба представлена:

- во-первых, государственной службой Президента РФ (хотя формально госслужба Президента РФ не при­надлежит к исполнительной власти, в действительности она облада­ет полномочиями высшей исполнительной власти);

- во-вторых, го­сударственной службой Правительства РФ;

- в-третьих, государст­венной службой федеральных министерств и ведомств.

Федеральная государственная служба судебной ветви власти осуществляется в аппаратах Конституционного суда РФ, Верховно­го Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, аппаратах верховных судов республик, краевых, областных, городских, районных судов общей юрисдикции, в аппаратах федеральных арбитражных судов субъектов Федерации, в аппаратах Прокуратуры РФ (генеральной, субъекта РФ, города, района).

Судьи всех уровней государственными служащими не являются; они замещают государственные долж­ности Российской Федерации.

Федеральная государственная служба в иных органах государст­венной власти существует в аппаратах Центральной избирательной комиссии, Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека РФ. При этом, например, аудиторы Счетной палаты государствен­ными служащими не являются; они замещают государственные должности Российской Федерации.

В структуре федеральной государственной службы есть два уровня:

- Первый уровень образует государственная служба упомяну­тых трех ветвей власти — законодательной, исполнительной и су­дебной.

- Второй структурный уровень возникает в результате диф­ференциации каждой из ветвей федеральной государственной власти на определенные федеральные государственные органы.

Так, государственная служба федеральной законодательной власти пред­ставлена двумя структурами второго уровня - государственными службами Совета Федерации и Государственной думы (их аппара­тами).

В свою очередь, федеральная государственная служба испол­нительной власти включает в себя несколько десятков структур второго уровня - начиная от государственной службы Президента РФ, Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств и до территориальных органов государственной власти в регионах.

Госу­дарственная служба судебной власти имеет четыре группы аппара­тов — Конституционного суда, Верховного суда, Высшего Арбит­ражного суда и Прокуратуры РФ.

(слайд 21) Каковы особенности системы федеральной государственной службы РФ?

- федеральная государственная служба носит не ад­министративно-командный, не субординационный, а согласитель­ный, координационный характе;. Согласно Конституции РФ госу­дарственные службы всех ветвей федеральной власти не подчинены друг другу, они взаимодействуют на согласительных началах. Рас­полагаясь по федеральной горизонтали, они координируют и согла­совывают свои усилия при решении государственных задач. Наличие та­кой координационной системы является признаком демократично­сти государства.

- система федеральной государственной службы РФ имеет нормативно-правовой характер;. Основной формой взаимодей­ствия и координации в этой системе является нормативно-правовое регулирование, т.е. взаимодействие осуществляется с помощью только правовых актов — федеральных законов, указов Президента РФ, совместных постановлений и т.д.

- все имеющиеся органы управления в данной системе
обладают не распорядительными, а координационными, рекомендательными, совещательными функциями.
На сегодняшний день на федеральном уровне пока нет полномочного межведомственного координационного органа, который бы решал вопросы строительства и развития федеральной государственной службы в целом.

Сегодня система федеральной государственной службы РФ, прой­дя стадию становления, находится на этапе развития и реформирова­ния. Следует согласиться с мнением, что недостаточная системность федеральной государственной службы отрицательно ска­зывается на ее результатах, провоцирует многочисленные реорганиза­ции аппарата, сокращения служащих, порождает у многих из них чув­ство нестабильности, ведущее к должностной безответственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: