ЛЕКЦИЯ № 21
Тема (модуль) № 11 | Основы организации государственной службы в РФ. | |
(наименование) | ||
Занятие № 2 | Управление государственной службой | |
(наименование) | ||
Время | 2 часа | |
Разработал | Первый | |
заместитель начальника института | ||
полковник Задорожный В.А. | ||
(должность, в/звание, фамилия) | ||
Обсуждена на | ||
Протокол № ___ от ______________ | ||
1. Учебные и воспитательные цели: | ||||||
1. | ||||||
2. | ||||||
3. | ||||||
4. | ||||||
2. Учебные вопросы и распределение времени: | ||||||
Введение | мин. | |||||
1. Понятие управления государственной службой | мин. | |||||
(наименование вопроса лекции) | ||||||
2. Федеральные и региональные органы управления государственной службой и их компетенция | мин. | |||||
3. Понятие, структура и классификация государственных должностей 3.1 Федеральная государственная гражданская служба: сущность, структура 3.2. Должности государственной гражданской службы РФ 3.3 Типология должностей государственной службы РФ 3.4. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы и квалификационные требования к ним 3.5. Государственный служащий: понятие, классификация | мин. | |||||
4. Кадровая политика и кадровые службы государственных органов | мин. | |||||
Заключение | мин. | |||||
3. Учебно-материальное обеспечение: «Пеленг -2400», слайды | ||||||
(наглядные пособия, технические средства обучения и др.) | ||||||
4. Литература: | ||||||
Основная: 1. Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник для вузов. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 8-29; 2. Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учебник для вузов.- М.ЮНИТИ-ДАНА, 2001. С. 7-31; 3. Чиркин В.Е. Государственное управление. Элементарный курс. – М.:Юристъ, 2002. С. 11-20. Дополнительная: 1. Азизов Ф.Х., Мальцев В.Н. Поддержка управленческих решении. — М., 1994. 2. Актуальные проблемы государственного строительства, управления: Сб. науч. тр. / Под ред. Н.И. Глазуновой. — М.. ГУУ, 2000. 3. Алексеев А.А. Пигалов В.А. Деловое администрирование на практике. Инструментарий руководителя. — М, 1993. 4. Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э.М. Короткова. — М.: ИНФРА-М, 2000. 5. Атаманчук Г.В. Государственное управление. Организационно-функциональные вопросы. — М., 2000. — (Сер. «Энциклопедия управленческих знаний»). 6. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. — М. Юрид. лит., 1997. 7. Атаманчук. Г.В. Управление: всегда есть варианты. — М.: РАГС, 1999. 8. Афанасьев Э. В., Ярошенко В.Н. Эффективность информационного обеспечения управления. — М., 1987. 9. Бахрах Д. Н. Административное право: Учебник для вузов. — М.: БЕК, 1996. 10. Вольский К. С. О системе административного права // Государство и право - 1998. - №3. - С.5—11. 11. Глазунова Н.И. Государствоведение: Учеб. пособие. — М.: ГУУ, 2000. | ||||||
5. Текст лекции: | ||||||
Введение
|
|
|
|
Построение демократического правового федеративного государства требует создания адекватной системы органов государственной власти и соответствующей ей целостной системы государственной службы, обеспечивающих реализацию функций государства, повышение эффективности экономики и развитие гражданского общества.
В Российской Федерации сложились конституционные основы государственной службы как важнейшего государственного механизма государственного управления, принципиально отличающегося от действовавшей ранее административной системы управления.
Системность государственной службы как ее наиболее характерная черта и основа предполагает динамичное развитие и совершенствование административной власти, требует рационализации структур и обогащения функций органов государственной власти и их аппаратов. Этот процесс называется реформированием государственной службы. Реформа громоздкого и малоэффективного государственного аппарата давно назрела. Из этого вытекает новизна, актуальность и практическая значимость темы.
Понятие управления государственной службой
Данная проблема ввиду ее актуальности, практической значимости и новизны является предметом пристального внимания ученых и практиков администрирования.
Термин «управление» является ключевым в исследовании темы. В современной практике управление часто отождествляется с англоязычным словом «менеджмент». Впервые системное определение управления (менеджмента) дал видный французский ученый и администратор Анри Файоль (1841—1925. В книге «Общее и промышленное управление», вышедшей в 1916 г., А. Файоль сформулировал пять основных функций или процессов управления.
(Слайд 2) Управлять, значит: предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать.
Управления человеческим коллективом - это планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство, мотивация и контроль.
А. Файоль разработал и сформулировал и 14 принципов управления — основные правила построения и функционирования организации, соблюдение которых обеспечить эффективность управления:
-разделение труда;
- власть и ответственность;
- дисциплина;
-единоначалие;
- единство руководства;
- подчинение частных интересов общим;
- вознаграждение;
- централизация;
-скалярная цепь — цепь начальников от самого высшего до самого низшего ранга; порядок; справедливость;
-стабильность рабочего места для персонала;
- инициатива;
-корпоративный дух, т.е. принцип «в единстве — сила».
Следует разделять понятия:
- государственное управление;
- управление государственной службой;
- управление персоналом государственной службы.
(СЛАЙД 3) Государство осуществляет управление практически всеми публичными сферами жизни и деятельности общества, в том числе и государственной службой, т.е. системой государственных органов, предназначенных для выполнения государственных задач, для обеспечения исполнения полномочий государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Таким образом, государственное управление гораздо шире управления государственной службой; управление государственной службой — часть государственного управления, причем приоритетная.
(СЛАЙД 4) Управление государственной службой - это сознательное и целенаправленное регулирующее воздействие государства на государственную службу как систему в целях качественной реализации ее функций и задач.
|
|
Исходя из данной посылки, можно сформулировать - с тратегическая цель управляющей системы любого государства состоит в обеспечении эффективности государственной службы как механизма государственного управления, претворяющего в жизнь задачи и функции государства. Исходя из того что современная Россия — федеративное государство, важнейшей целью управления нашей государственной службой является обеспечение единства государственной службы (а значит, и государственной власти) по ее уровням и видам.
(СЛАЙД 5) Каковы же задачи управления государственной службой?
Основными задачами системы управления государственной службой Российской Федерации являются:
• координация деятельности государственных органов при прохождении служащими государственной службы;
• общее руководство развитием нормативно-правовой базы государственной службы;
• общее руководство и контроль государственной кадровой политики в сфере государственной службы;
• формирование кадрового резерва и его рациональное использование для замещения должностей государственной службы;
• упорядочение организационной структуры государственной службы;
• оптимизация численного состава корпуса государственных служащих;
• правовая и социальная защита государственных служащих, финансирование государственной службы;
• комплексная оценка персонала государственной службы;
• профессиональное развитие государственных служащих;
• вневедомственный контроль за соблюдением в органах государственной власти законодательства о государственной службе;
• ведение Сводного реестра должностей государственной службы и Сводного реестра государственных служащих Российской Федерации.
Исходя из содержания, целей и задач государственной службы, представляется возможным определить ее функции как основные направления деятельности по достижению поставленных целей.
(Слайд 6) Функции управления можно подразделить на две группы:
- основныие (универсальные), пригодные для любого процесса управления, к ним в первую очередь следует отнести: планирующую, регулирующую, распорядительную, нормативно-правовую, организационную, кадровую, контрольную, финансовую, социальную, воспитательную функции.;
|
|
- специфические, конкретные функции, характерные для отдельных элементов управляющих систем, они выступают своего рода рабочим инструментарием осуществления основных функций.
В условиях продолжающейся реформы государственной службы России происходит развитие и обогащение управленческих функций органов государственной власти, в том числе в сфере управление государственной службой.
Исследование поставленной проблемы показывает, что к (слайд 7,8) основным принципам управления государственной службой современной России следует отнести:
• законность, т.е. верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами в правовом регулировании государственной службы;
• федерализм, то есть единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральной государственной службой и государственной гражданской службой субъектов Российской Федерации;
• демократизм, заключающийся в разделении ветвей государственной власти и функционирующих в них ветвей государственной службы, а также в признании прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью;
• системность управления государственной службой, подтверждающая тот факт, что система управления государственной службой входит в систему государственной службы как часть в целое;
• равный доступ граждан к государственной;
• стабильность кадров государственной службы;
• единство требований, предъявляемых к государственной службе и государственным служащим.
Анализ теории данной проблемы предполагает определение основ управления государственной службой - конституционно-правовых, социально-политических, экономических.
Прежде всего следует остановиться на конституционно-правовой основе, которая закреплена в нормативно-правовых актах государства и главным образом в Конституции РФ, принятой в 1993 г., и федеральные законы:
• «О системе государственной службы Российской Федерации» № 58-ФЗ от 27 мая 2003 г. — исследуемой проблеме посвящена глава 3 «Система управления государственной службой», в которой даны уровни, цели и задачи системы управления административной властью;
• «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г., где имеются ссылки на федеральный государственный орган по управлению государственной службой.
Кроме того, необходимо отметить указы российского Президента, в частности № 400 от 25 марта 2004 г. «Об Администрации Президента Российской Федерации» и № 727 от 8 июня 2004 г. «Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы», учредившие новый государственный орган по управлению государственной службой Российской Федерации.
Социально-политической основой управления государственной службой выступает государство, государственная власть и гражданское общество. Российская Федерация — это демократическое, федеративное, правовое, социальное, светское государство (Конституция РФ, ст. 1, 3, 7, 13). Именно на этих базовых конституционных принципах строится в стране управление государственной службой.
Экономическую основу управления государственной службой в современной России составляют существующие в обществе производственные отношения, т.е. отношения между людьми в процессе производства, распределения и потребления материальных благ. Современные производственные отношения базируются на плюрализме форм собственности и рыночных отношениях.
В новых условиях субъектами управления государственной службы Российской Федерации выступают (сверху вниз): народ, государство, государственные органы, государственно-политическая и государственно-административная элита, линейные руководители структурных подразделений государственных органов.
Общим объектом управления выступает государственная служба как, во-первых, профессиональная служебная деятельность государственных служащих, во-вторых, как правовой, социальный и организационный институт и, в-третьих, как публично-правовое отношение между государством и служащими.
Учет всех сторон государственной службы как объекта управления позволяет более четко определить задачи и функции управляющих органов государственной службы, а также средства и методы управления государственной службой и служащими.
Таким образом, управление государственной службой - это сложный процесс организационного и правового регулирующего воздействия органов власти на государственную службу в целях повышения ее эффективности в системе государственного управления.