Понятие управления государственной службой

ЛЕКЦИЯ № 21

Тема (модуль) № 11 Основы организации государственной службы в РФ.
  (наименование)
   
Занятие № 2 Управление государственной службой
  (наименование)
Время 2 часа
   
     
Разработал Первый
заместитель начальника института
полковник Задорожный В.А.
(должность, в/звание, фамилия)
Обсуждена на  
 
Протокол № ___ от ______________
   
   
     

 

1. Учебные и воспитательные цели:  
  1.
2.
3.
4.
 
2. Учебные вопросы и распределение времени:
Введение     мин.
1. Понятие управления государственной службой   мин.
(наименование вопроса лекции)
2. Федеральные и региональные органы управления государственной службой и их компетенция   мин.
3. Понятие, структура и классификация государственных должностей 3.1 Федеральная государственная гражданская служба: сущность, структура 3.2. Должности государственной гражданской службы РФ 3.3 Типология должностей государственной службы РФ 3.4. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы и квалификационные требования к ним 3.5. Государственный служащий: понятие, классификация     мин.
4. Кадровая политика и кадровые службы государственных органов   мин.
Заключение     мин.
 
3. Учебно-материальное обеспечение: «Пеленг -2400», слайды
(наглядные пособия, технические средства обучения и др.)
 
4. Литература:  
Основная: 1. Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник для вузов. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 8-29; 2. Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учебник для вузов.- М.ЮНИТИ-ДАНА, 2001. С. 7-31; 3. Чиркин В.Е. Государственное управление. Элементарный курс. – М.:Юристъ, 2002. С. 11-20. Дополнительная: 1. Азизов Ф.Х., Мальцев В.Н. Поддержка управленческих решении. — М., 1994. 2. Актуальные проблемы государственного строительства, управления: Сб. науч. тр. / Под ред. Н.И. Глазуновой. — М.. ГУУ, 2000. 3. Алексеев А.А. Пигалов В.А. Деловое администрирование на практике. Ин­струментарий руководителя. — М, 1993. 4. Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э.М. Короткова. — М.: ИНФРА-М, 2000. 5. Атаманчук Г.В. Государственное управление. Организационно-функци­ональные вопросы. — М., 2000. — (Сер. «Энциклопедия управленческих знаний»). 6. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. — М. Юрид. лит., 1997. 7. Атаманчук. Г.В. Управление: всегда есть варианты. — М.: РАГС, 1999. 8. Афанасьев Э. В., Ярошенко В.Н. Эффективность информационного обеспечения управления. — М., 1987. 9. Бахрах Д. Н. Административное право: Учебник для вузов. — М.: БЕК, 1996. 10. Вольский К. С. О системе административного права // Государство и право - 1998. - №3. - С.5—11. 11. Глазунова Н.И. Государствоведение: Учеб. пособие. — М.: ГУУ, 2000.  
5. Текст лекции:
             

Введение

Построение демократического правового федеративного госу­дарства требует создания адекватной системы органов государст­венной власти и соответствующей ей целостной системы государст­венной службы, обеспечивающих реализацию функций государства, повышение эффективности экономики и развитие гражданского общества.

В Российской Федерации сложились конституционные основы государственной службы как важнейшего государственного механизма государственного управления, принципиально отличаю­щегося от действовавшей ранее административной системы управ­ления.

Системность государственной службы как ее наиболее характерная черта и основа предполагает динамичное развитие и совершенствование административной власти, требует рационали­зации структур и обогащения функций органов государственной власти и их аппаратов. Этот процесс называется реформированием государственной службы. Реформа громоздкого и малоэффективно­го государственного аппарата давно назрела. Из этого вытекает новизна, актуальность и практическая значи­мость темы.

Понятие управления государственной службой

Данная проблема ввиду ее актуальности, практической значи­мости и новизны является предметом пристального внимания уче­ных и практиков администрирования.

Термин «управление» является ключевым в исследовании темы. В современной практике управление часто отождествляется с англоя­зычным словом «менеджмент». Впервые системное определение управления (менеджмента) дал видный французский ученый и администратор Анри Файоль (1841—1925. В книге «Общее и промышленное управление», вышедшей в 1916 г., А. Файоль сформулировал пять основных функций или процессов управления.

(Слайд 2) Управлять, зна­чит: предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать.

Управления человеческим коллективом - это планирование, орга­низация, подбор и расстановка кадров, руководство, мотивация и контроль.

А. Файоль разработал и сформулировал и 14 принципов управ­ления — основные правила построения и функционирования орга­низации, соблюдение которых обеспечить эффективность управления:

-разделение труда;

- власть и ответственность;

- дисциплина;

-единоначалие;

- единство руководства;

- подчинение частных интересов общим;

- вознаграждение;

- централизация;

-скалярная цепь — цепь начальников от самого высшего до самого низшего ранга; порядок; справедливость;

-стабильность рабочего места для персонала;

- инициатива;

-корпоративный дух, т.е. принцип «в единстве — сила».

Следует разделять понятия:

- государственное управление;

- управ­ление государственной службой;

- управление персоналом государственной службы.

(СЛАЙД 3) Государство осуществляет управление практически всеми пуб­личными сферами жизни и деятельности общества, в том числе и государственной службой, т.е. системой государственных органов, предназначенных для выполнения государственных задач, для обес­печения исполнения полномочий государственных органов, обра­зуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Та­ким образом, государственное управление гораздо шире управления государственной службой; управление государственной службой — часть государственного управления, причем приоритетная.

(СЛАЙД 4) Управление государственной службой - это сознательное и целе­направленное регулирующее воздействие государства на государст­венную службу как систему в целях качественной реализации ее функций и задач.

Исходя из данной посылки, можно сформулировать - с тратегическая цель управляющей сис­темы любого государства состоит в обеспечении эффективности государственной службы как механизма государственного управления, претворяющего в жизнь задачи и функции государства. Исходя из того что современная Россия — федеративное государство, важнейшей целью управления нашей государственной службой является обеспечение единства государственной службы (а значит, и государственной власти) по ее уровням и видам.

(СЛАЙД 5) Каковы же задачи управления государственной службой?

Основными задачами системы управления государственной служ­бой Российской Федерации являются:

координация деятельности государственных органов при прохождении служащими государственной службы;

общее руководство развитием нормативно-правовой базы го­сударственной службы;

общее руководство и контроль государственной кадровой по­литики в сфере государственной службы;

формирование кадрового резерва и его рациональное использование для замещения должностей государственной службы;

упорядочение организационной структуры государственной службы;

оптимизация численного состава корпуса государственных служащих;

правовая и социальная защита государственных служащих, финансирование государственной службы;

комплексная оценка персонала государственной службы;

профессиональное развитие государственных служащих;

вневедомственный контроль за соблюдением в органах государ­ственной власти законодательства о государственной службе;

ведение Сводного реестра должностей государственной служ­бы и Сводного реестра государственных служащих Россий­ской Федерации.

Исходя из содержания, целей и задач государственной службы, представляется возможным определить ее функции как основные направления деятельности по достижению поставленных целей.

(Слайд 6) Функции управления можно подразделить на две группы:

- основ­ныие (универсальные), пригодные для любого процесса управления, к ним в первую очередь следует отнести: планирующую, регулирующую, распоряди­тельную, нормативно-правовую, организационную, кадровую, кон­трольную, финансовую, социальную, воспитательную функции.;

- специфические, конкретные функции, характерные для отдельных элементов управляющих систем, они выступают своего рода рабочим инструментарием осуществления основных функций.

В условиях продолжающейся реформы государственной службы России происходит развитие и обогащение управленческих функ­ций органов государственной власти, в том числе в сфере управле­ние государственной службой.

Исследование поставленной проблемы показывает, что к (слайд 7,8) основ­ным принципам управления государственной службой современной России следует отнести:

законность, т.е. верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами в право­вом регулировании государственной службы;

федерализм, то есть единство системы государственной служ­бы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральной государственной службой и государственной гражданской службой субъектов Российской Федерации;

демократизм, заключающийся в разделении ветвей государст­венной власти и функционирующих в них ветвей государст­венной службы, а также в признании прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью;

системность управления государственной службой, подтвер­ждающая тот факт, что система управления государствен­ной службой входит в систему государственной службы как часть в целое;

равный доступ граждан к государственной;

стабильность кадров государственной службы;

единство требований, предъявляемых к государственной служ­бе и государственным служащим.

Анализ теории данной проблемы предполагает определение ос­нов управления государственной службой - конституционно-пра­вовых, социально-политических, экономических.

Прежде всего сле­дует остановиться на конституционно-правовой основе, которая за­креплена в нормативно-правовых актах государства и главным об­разом в Конституции РФ, принятой в 1993 г., и федеральные законы:

• «О системе государственной службы Российской Федерации» № 58-ФЗ от 27 мая 2003 г. — исследуемой проблеме посвяще­на глава 3 «Система управления государственной службой», в которой даны уровни, цели и задачи системы управления ад­министративной властью;

• «О государственной гражданской службе Российской Федера­ции» № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г., где имеются ссылки на фе­деральный государственный орган по управлению государст­венной службой.

Кроме того, необходимо отметить указы российского Президен­та, в частности № 400 от 25 марта 2004 г. «Об Администрации Пре­зидента Российской Федерации» и № 727 от 8 июня 2004 г. «Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы», учредившие но­вый государственный орган по управлению государственной служ­бой Российской Федерации.

Социально-политической основой управления государственной службой выступает государство, государственная власть и граждан­ское общество. Российская Федерация — это демократическое, фе­деративное, правовое, социальное, светское государство (Конститу­ция РФ, ст. 1, 3, 7, 13). Именно на этих базовых конституционных принципах строится в стране управление государственной службой.

Экономическую основу управления государственной службой в современной России составляют существующие в обществе произ­водственные отношения, т.е. отношения между людьми в процессе производства, распределения и потребления материальных благ. Современные производственные отношения базируются на плюра­лизме форм собственности и рыночных отношениях.

В новых условиях субъектами управления государственной служ­бы Российской Федерации выступают (сверху вниз): народ, госу­дарство, государственные органы, государственно-политическая и государственно-административная элита, линейные руководители структурных подразделений государственных органов.

Общим объектом управления выступает государственная служба как, во-первых, профессиональная служебная деятельность государ­ственных служащих, во-вторых, как правовой, социальный и орга­низационный институт и, в-третьих, как публично-правовое отно­шение между государством и служащими.

Учет всех сторон государственной службы как объекта управления позволяет более четко определить задачи и функции управляющих органов государственной службы, а также средства и методы управ­ления государственной службой и служащими.

Таким образом, управление государственной службой - это сложный процесс организационного и правового регулирующего воздействия органов власти на государственную службу в целях по­вышения ее эффективности в системе государственного управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: