Что собой представляет нынешняя система управления государственной службой в Российской Федерации? И вообще, сложилась ли у нас система управления государственной службой?
Впервые на нормативно-правовом уровне понятие «система управления государственной службой» прозвучало и было узаконено в Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 15 августа 2001 г. Глава 13 Концепции так и называлась: «Система управления государственной службой».
Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г., окончательно утвердив данное понятие (глава 3), определил правовые основы, уровни, цели и задачи системы управления государственной службой современной России.
Исходя из целей и задач, концептуальных основ и практики управления государственной службой Российской Федерации, можно сказать, что структурно (слайд 9) система управления включает в себя три вида классификации: уровневую, видовую (функциональную) и объектную.
- Согласно действующему законодательству в современной России существует два уровня управления государственной службой ( Федеральный закон № 58-ФЗ от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации») - федеральный и субъектов РФ, что соответствует законодательному разделению государственной власти в Российской Федерации.
Каждый уровень представлен своей организационной структурой, то есть органами по управлению государственной службой. Существуют федеральные органы по вопросам государственной службы и органы по вопросам государственной службы субъектов Российской Федерации, взаимодействующие на конвенциальной (согласительной) основе.
- (Слайд 10) Управление государственной службой включает в себя следующие виды:
- управление целями государственной службы (целевое управление);
- управление организационно-структурным развитием государственной службы (организационное управление — департаментализация);
- управление кадровой политикой в сфере государственной службы (управление кадровыми процессами и отношениями);
- управление законодательным развитием государственной службы (правовое управление);
- управление персоналом государственной службы (профессиональное управление);
- управление профессиональным развитием государственных служащих (учебно-методическое управление);
- управление социально-правовой защитой государственных служащих (социальное управление);
- управление научно-исследовательским обеспечением (научное управление), материально-техническим обеспечением (материально-техническое управление) и финансовым обеспечением государственной службы (финансовое управление).
Рассматривая организационные основы системы управления государственной службой Российской Федерации, необходимо отметить, что управление государственной службой осуществляют специальные органы управления государственной службой.
Органы управления государственной службой — это специальные государственные структуры (органы или подразделения государственных органов), в компетенцию которых входит обеспечение развития и функционирования государственной службы.
(Слайд 11) Под федеральными органами управления государственной службой понимаются специальные государственные органы, обеспечивающие регулирование государственной службы, ее упорядочение в соответствии с задачами государства на федеральном уровне.
По Конституции РФ (ст. 80) на федеральном уровне наиболее широкими полномочиями в сфере государственной службы наделен Президент России.
Это позволяет направлять и координировать развитие государственной службы, руководить ею в масштабах Российской Федерации в целом. Такой широкий спектр полномочий вызвал необходимость образования при Президенте РФ специального органа.
Таким органом стал Совет по вопросам государственной службы при Президенте РФ, образованный в соответствии с Указом Президента РФ № 1208 от 1 декабря 1995 г. и Федеральным законом М° 119-ФЗ от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации».
Серьезные шаги в решении данной проблемы были сделаны в рамках начавшейся в 2003 г. реформы системы государственной службы Российской Федерации. В ходе реформирования государственной службы России по Указу Президента РФ № 400 от 25 марта 2004 г. «Об Администрации Президента Российской Федерации» в рамках Администрации было образовано принципиально новое самостоятельное структурное подразделение — Управление Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы, специально предназначенное для управления государственной службой страны.
Особое значение в системе органов управления государственной службой со стороны исполнительной власти имеет Правительство РФ. Хотя в федеральном законодательстве о государственной службе его роль не отражена, фактически Правительство России выполняет важные функции по организации государственной службы и управлению ее персоналом. Решениями Правительства РФ назначаются на должности и освобождаются от них заместители федеральных министров, руководители и заместители федеральных органов исполнительной власти, кроме силовых, которых назначает Президент РФ.
На уровне федеральной законодательной власти вопросами управления своей государственной службой занимаются управления государственной службы и кадров, которые существуют в аппаратах Парламента России — Совете Федерации и Государственной Думе.
В высших судебных органах и Прокуратуре РФ также имеются соответствующие кадровые подразделения, занимающиеся в том числе и вопросами управления подведомственной государственной службой.
Итак, на федеральном уровне в России сегодня сложилась определенная система управления государственной службой, возглавляемая президентской государственной структурой - Управлением Президента РФ по вопросам государственной службы, имеющей исполнительно-распорядительную функцию.
Теперь рассмотрим второй уровень управления государственной службой России.
(Слайд 12) Органы по вопросам государственной гражданской службы субъектов РФ — это государственные органы, созданные в субъекте РФ и обеспечивающие осуществление его полномочий по руководству и социально-правовому регулированию своей государственной гражданской службы.
Главными целями управления гражданской службой в субъектах РФ, как и на федеральном уровне, являются:
- организационное нормативно-правовое и иное обеспечение гражданской службы;
- осуществление прав и исполнение обязанностей служащими;
- контроль за соблюдением законодательства о государственной службе, особенно ограничений и запретов, связанных с гражданской службой;
- реализация государственных социальных гарантий для гражданских служащих и т.д.
Опыт показывает, что региональные власти в процессе создания у себя полномочных органов по управлению государственной службой, как правило, брали в качестве образца или матрицы федеральную модель названия, полномочий и структуры органа по вопросам государственной службы.
Управление гражданской службой в субъектах РФ до сих пор отличается своим разнообразием и с нормативной, и с организационной, и с функциональной точек зрения. В принципе это право субъектов Федерации.
По отдельным вопросам управление государственной службой субъекта РФ осуществляют федеральные органы. Например:
- Реестр государственных должностей государственной службы РФ, куда входит и часть государственных гражданских служащих субъектов РФ, утверждает Президент РФ;
- Классные чины гражданской службы субъектов РФ, в том числе лицам, замещающим высшие и главные группы должностей, присваиваются в соответствии с законом субъекта Федерации;
- Соотношение классных чинов гражданской службы федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ определяется указом Президента РФ.
Фактически главную роль в управлении государственной службой в регионах играют первые руководители органов исполнительной власти. Первые лица, главы администраций областей, краев, республик наделены широкими полномочиями, имеющими прямое отношение к государственной службе. В соответствии с конституцией республики или уставом области они самостоятельно формируют аппарат администрации своего субъекта Федерации, утверждают его штатное расписание.
Вместе с тем многолетний опыт показывает, что в целом ситуация в системе регионального управления государственной службой далека от идеала.
(Слайд 13 ) Среди факторов, снижающих результативность деятельности органов управления государственной службой в субъектах Федерации, выделяются:
- низкий статус указанных структур в системе; государственного и муниципального управления в силу их незначительных полномочий;
• концептуальная и нормативная неопределенность системы управления государственной службой субъектов Федерации;
• слабая разработанность нормативно-правовой базы управления государственной службой;
• организационная неопределенность и неупорядоченность системы управления государственной службой и ее аппаратом (в разных областях, краях, округах указанные структуры имеют не только различные наименования, штат, но и функции, полномочия);
• главные функции, т.е. совершенствование организации и функционирования государственной службы, или не зафиксированы в нормативно-правовых документах, или не выполняются в должной мере;
• проблемы с кадровым обеспечением органов управления государственной службой (отсутствие квалифицированных управленцев-кадровиков).
Таким образом, система управления государственной службой в Российской Федерации представляет собой совокупность уровней управления, видов (подсистем) управления и объектов управления.
Особое внимание в рамках этой системы должно быть уделено эффективному взаимодействию федеральных и региональных органов управления государственной службы.