Бюджетное устройство и бюджетная система

ТЕМА. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ.

Социально – экономическая сущность и роль бюджета.

 

Бюджет – это система денежных отношений государства, через которую осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

Бюджет выполняет следующие функции:

1) перераспределение национального дохода;

2) государственное регулирование и стимулирование эко­номики;

3) финансовое обеспечение социальной сферы и осуществ­ление социальной политики государства;

4) контроль за образованием и использованием централизо­ванных фондов денежных средств.

1. Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов де­нежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления.

Перераспределение национального дохода через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непре­рывно стадии: 1) образование доходов бюджета; 2) использова­ние бюджетных средств (расходы бюджета).

2. В ходе формирования доходов бюджета и использования бюджетных средств решаются задачи государственного регулиро­вания экономических и социальных процессов в стране.

3. Посредством бюджета национальный доход перераспреде­ляется по территории, а также из производственной в непроиз­водственную сферу, для чего за счет бюджета создаются денеж­ные фонды для финансирования потребностей в области здра­воохранения, образования, культуры, управления, обороны.

4. Бюджеты выполняет контрольную функцию, ко­торая предполагает возможность и обязанность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

 

Бюджетное устройство и бюджетная система.

Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов.

Бюджетная система страны – это совокупность федерального бюджета РФ, республиканских бюджетов республик в составе РФ, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, бюджетов государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и юридических нормах.

Уровни бюджетной системы РФ. Построение бюджетной системы Российской Федерации основано на Конституции РФ и конститу­циях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная сис­тема Российской Федерации состоит из трех уровней:

1) федерального бюджета и бюджетов государственных вне­бюджетных фондов;

2) бюджетов субъектов Российской Федерации (региональ­ных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местных бюджетов.

Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации образует понятие “консолидированный бюджет” РФ. Он не утверждается и используется для анализа показателей бюджетной системы.

Схема консолидированных бюджетов представлена на рис.1.

 

 

 
 

 

 


Федеральный бюджет РФ   Консолидированные бюджеты субъектов РФ

 

Областной бюджет Бюджеты городов областного подчинения Бюджеты районов области

       
   
 

 


Городские бюджеты Бюджеты городских районов Районные бюджеты Бюджеты городов районного подчинения Сельские, поселковые и др. бюджеты

 

Рис.1. Консолидированный бюджет Российской Федерации.

 

Консолидированный бюджет субъектов Федерации выполняет функции объединения бюджетных показателей территорий. В нем отражаются результаты разработки и реализации бюджетно-финансовой политики в регионе, условия сбалансированности доходов и расходов в целом по бюджету субъекта Федерации.

Бюджетная система РФ основывается на следующих принципах:

• единства;

• разграничения доходов и расходов между уровнями бюджет­ной системы;

• самостоятельности бюджетов;

• полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюдже­тов государственных внебюджетных фондов;

• сбалансированности бюджета;

• эффективности и экономности использования бюджетных средств;

• общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

• гласности;

• достоверности бюджета;

• адресности и целевого характера бюджетных средств.

 

Особую роль в современных условиях играет принцип единства бюджетной системы, призванный, при наличии самостоятельных бюджетов, сохранить целостность бюджетной системы. Одним из инструментов, обеспечивающих принцип единства, является бюд­жетная классификация.

Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней с при­своением объектам классификации группировочных кодов. Бюд­жетная классификация, обеспечивая сопоставимость показателей бюджетов всех уровней, включает в себя:

• классификацию доходов бюджетов РФ;

• функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

• экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;

• классификацию источников внутреннего и внешнего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

• классификацию видов государственных внутренних и внешних долгов РФ и субъектов РФ;

• ведомственная классификация расходов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: