Межбюджетные отношения и бюджетный федерализм

Межбюджетные отношения — отношения между органами госу­дарственной власти Российской Федерации, органами государствен­ной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по обеспечению бюджетного процесса. Принципы, на основе которых функционируют федеративные бюджетные системы, называют принципами бюд­жетного федерализма.

Бюджетный федерализм – бюджетные взаимоотношения центра и регионов.

Бюджетный кодекс РФ регламентирует следующие принципы межбюджетных отношений:

распределение и закрепление расходов бюджетов по опреде­ленным уровням бюджетной системы РФ;

• разграничение (закрепление) на постоянной основе и рас­пределение по временным нормативам регулирующих дохо­дов по уровням бюджетной системы РФ;

• равенство бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджет­ных прав муниципальных образований;

• выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспечен­ности субъектов РФ, муниципальных образований;

• равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с феде­ральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимо­отношениях с бюджетами субъектов РФ.

Распределение доходов между звеньями бюджетной системы осуществлялось посредством закрепления собственных доходов и использования регулирующих доходов.

Собственные доходы бюджетов — виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствую­щими бюджетами законодательством РФ. К собственным дохо­дам бюджетов относятся:

• налоговые доходы, законодательно закрепленные за соответ­ствующими бюджетами;

• неналоговые доходы, за исключением доходов от использо­вания имущества, находящегося в государственной или му­ниципальной собственности;

• безвозмездные перечисления.

При этом финансовая помощь не относится к собственным до­ходам соответствующего бюджета.

Регулирующие доходы бюджетов федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы от­числений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федера­ции или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным ви­дам доходов. Нормативы отчислений определяются законом о бюд­жете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, кото­рый передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.

Бюджетное регулирование это процесс, осуществляемый ор­ганами власти вышестоящего уровня с целью выравнивания доходов бюджетов нижестоящего территориального уровня и социаль­но-экономического развития территориальных образований пу­тем распределения регулирующих доходов и перераспределения средств из бюджета одного уровня в бюджет другого, при недостат­ке доходного потенциала на соответствующих территориях. Как правило, использование собственных и регулирующих доходов не позволяет в полной мере решить проблему сбалансированности нижестоящих бюджетов. К межбюджетным отношениям относят и предоставление финансовой помощи (дотации, субвенции и др.), а также взаимные расчеты и бюджетные компенсации. Крат­ко охарактеризуем каждую форму.

Дотации бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Нормативно-долевая дотация (трансферт) сумма, выделяе­мая без указания конкретной цели на безвозвратной и безвозмезд­ной основе в порядке бюджетного регулирования из фонда финан­совой поддержки регионов (ФФПР) или фонда финансовой под­держки муниципальных образований (ФФПМО), создаваемых со­ответственно в федеральном бюджете или в бюджетах субъектов Федерации, исходя из утверждаемых законами об этих бюджетах долях (процентов) субъектов Федерации или муниципальных об­разований в указанных фондах.

Субвенция бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление целевых расходов.

Субсидия бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, фи­зическому или юридическому лицу на условиях долевого финан­сирования целевых расходов.

Бюджетная ссуда бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового го­да.

Бюджетный кредит

 

Доходы бюджетов.

 

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих отношений служат различные виды платежей предприятий и населения в государственный бюджет.

В Российской Федерации доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. К налоговым доходам, формирующим основную часть (около 84%) бюджетного фонда государства, относятся предусмотрен­ные законодательством РФ федеральные, региональные и мест­ные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Неналоговыми дохода­ми бюджета (на их долю приходится около 10% консолидирован­ного бюджета РФ) являются:

доходы от использования имущества, находящегося в государ­ственной и муниципальной собственности (средства, получае­мые: в виде арендной платы за сдачу названного имущества во временное владение и пользование; процентов по остат­кам бюджетных средств на счетах в кредитных организаци­ях; от передачи имущества под залог и в доверительное управление; возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и ссуд; в виде других доходов от использования со­ответствующего имущества);

доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имуще­ства, находящегося в государственной или муниципальной соб­ственности',

• доходы от платных услуг, оказываемых органами государствен­ной власти и местного самоуправления, а также бюджетны­ми учреждениями;

средства, полученные в результате применения мер граждан­ско-правовой, административной и уголовной ответственно­сти (штрафы, конфискации, компенсации и иные суммы принудительного изъятия);

доходы от внешнеэкономической деятельности;

иные неналоговые доходы.

В доходы бюджетов могут зачисляться безвозмездные перечисле­ния от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, бюджетов других уровней.

Основными доходами в Российской Федерации, как и в странах с развитой рыночной экономикой, являются налоги – обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки.

Основные элементы налога:

· Субъект – лицо (юридическое или физическое), которое по закону является плательщиком налога.

· Объект – предмет, наличие которого дает основание для обложения его владельца налогом. Объектом могут выступать земля, имущество, прибыль, заработная плата.

· Источник – доход, за счет которого уплачивается налог (зарплата, прибыль)

· Единица обложения – часть объекта, принимаемая за основу при исчислении налога (1 га земли, 1 руб. дохода и т.д.).

· Налоговая ставка – размер налога на единицу обложения. Ставки налога подразделяются на регрессивные, пропорциональные и прогрессивные, и, соответственно, налоги бывают регрессивные (процент изъятия дохода налогами уменьшается при возрастании дохода), пропорциональные (взимается одна и та же ставка налога независимо от размера дохода), прогрессивные (ставка налога повышается при возрастании дохода).

· Налоговые льготы – полное или частичное освобождение налогоплательщика от налога в соответствии с действующим законодательством.

· Налоговая база – доход, по отношению к которому применяется налоговая ставка.

· Налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая его субъектом.

· Налоговый период – календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

· Порядок исчисления налога. НК РФ устанавливает общее правило, в соответствии с которым налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

· Сроки уплаты налогов и сборов. Устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору и определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями.

· Порядок уплаты налогов и сборов. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах в установленные сроки.Конкретный порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: