Межбюджетные отношения — отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по обеспечению бюджетного процесса. Принципы, на основе которых функционируют федеративные бюджетные системы, называют принципами бюджетного федерализма.
Бюджетный федерализм – бюджетные взаимоотношения центра и регионов.
Бюджетный кодекс РФ регламентирует следующие принципы межбюджетных отношений:
• распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;
• разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;
• равенство бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
• выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;
• равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.
|
|
Распределение доходов между звеньями бюджетной системы осуществлялось посредством закрепления собственных доходов и использования регулирующих доходов.
Собственные доходы бюджетов — виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ. К собственным доходам бюджетов относятся:
• налоговые доходы, законодательно закрепленные за соответствующими бюджетами;
• неналоговые доходы, за исключением доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
• безвозмездные перечисления.
При этом финансовая помощь не относится к собственным доходам соответствующего бюджета.
Регулирующие доходы бюджетов — федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам доходов. Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.
Бюджетное регулирование — это процесс, осуществляемый органами власти вышестоящего уровня с целью выравнивания доходов бюджетов нижестоящего территориального уровня и социально-экономического развития территориальных образований путем распределения регулирующих доходов и перераспределения средств из бюджета одного уровня в бюджет другого, при недостатке доходного потенциала на соответствующих территориях. Как правило, использование собственных и регулирующих доходов не позволяет в полной мере решить проблему сбалансированности нижестоящих бюджетов. К межбюджетным отношениям относят и предоставление финансовой помощи (дотации, субвенции и др.), а также взаимные расчеты и бюджетные компенсации. Кратко охарактеризуем каждую форму.
|
|
Дотации — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.
Нормативно-долевая дотация (трансферт) — сумма, выделяемая без указания конкретной цели на безвозвратной и безвозмездной основе в порядке бюджетного регулирования из фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР) или фонда финансовой поддержки муниципальных образований (ФФПМО), создаваемых соответственно в федеральном бюджете или в бюджетах субъектов Федерации, исходя из утверждаемых законами об этих бюджетах долях (процентов) субъектов Федерации или муниципальных образований в указанных фондах.
Субвенция — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление целевых расходов.
Субсидия — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Бюджетная ссуда — бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.
Бюджетный кредит
Доходы бюджетов.
Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих отношений служат различные виды платежей предприятий и населения в государственный бюджет.
В Российской Федерации доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. К налоговым доходам, формирующим основную часть (около 84%) бюджетного фонда государства, относятся предусмотренные законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Неналоговыми доходами бюджета (на их долю приходится около 10% консолидированного бюджета РФ) являются:
• доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (средства, получаемые: в виде арендной платы за сдачу названного имущества во временное владение и пользование; процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; от передачи имущества под залог и в доверительное управление; возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и ссуд; в виде других доходов от использования соответствующего имущества);
• доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности',
• доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти и местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями;
• средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации и иные суммы принудительного изъятия);
|
|
• доходы от внешнеэкономической деятельности;
• иные неналоговые доходы.
В доходы бюджетов могут зачисляться безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, бюджетов других уровней.
Основными доходами в Российской Федерации, как и в странах с развитой рыночной экономикой, являются налоги – обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки.
Основные элементы налога:
· Субъект – лицо (юридическое или физическое), которое по закону является плательщиком налога.
· Объект – предмет, наличие которого дает основание для обложения его владельца налогом. Объектом могут выступать земля, имущество, прибыль, заработная плата.
· Источник – доход, за счет которого уплачивается налог (зарплата, прибыль)
· Единица обложения – часть объекта, принимаемая за основу при исчислении налога (1 га земли, 1 руб. дохода и т.д.).
· Налоговая ставка – размер налога на единицу обложения. Ставки налога подразделяются на регрессивные, пропорциональные и прогрессивные, и, соответственно, налоги бывают регрессивные (процент изъятия дохода налогами уменьшается при возрастании дохода), пропорциональные (взимается одна и та же ставка налога независимо от размера дохода), прогрессивные (ставка налога повышается при возрастании дохода).
· Налоговые льготы – полное или частичное освобождение налогоплательщика от налога в соответствии с действующим законодательством.
· Налоговая база – доход, по отношению к которому применяется налоговая ставка.
· Налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая его субъектом.
· Налоговый период – календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
|
|
· Порядок исчисления налога. НК РФ устанавливает общее правило, в соответствии с которым налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
· Сроки уплаты налогов и сборов. Устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору и определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями.
· Порядок уплаты налогов и сборов. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах в установленные сроки.Конкретный порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу.