Виды налогов и сборов в Российской Федерации установлены в ст. 12 НК РФ, которая вступает в действие со дня введения в действие части второй НК РФ. В Российской Федерации со дня введения части второй НК РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов:
1) федеральные налоги и сборы;
2) налоги и сборы субъектов РФ (региональные налоги и сборы);
3) местные налоги и сборы.
Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ.
Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с НК законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.
Местнымипризнаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
|
|
Расходы бюджетов.
Расходы государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.
Расходы федерального бюджета РФ классифицируются:
1. По роли в общественном воспроизводстве:
Ø затраты на развитие материального производства;
Ø затраты на содержание непроизводственной сферы.
2. По функциональному назначению:
Ø на финансирование народного хозяйства;
Ø социально-культурных мероприятий;
Ø оборона страны;
Ø содержание аппарата управления;
Ø на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
Ø на обслуживание государственного долга.
3. По целевому назначению:
Ø капитальные расходы (капитальные вложения в основные фонды, капитальное строительство, то есть расходы на расширенное воспроизводство);
Ø текущие расходы (расходы на управление, военные расходы, платежи по внутренним займам и государственному долгу).
Расходы и доходы государственного бюджета тесно взаимосвязаны. Эта взаимосвязь выражается в количественном соответствии расходов доходам, а также их влиянии друг на друга. С одной стороны, объем расходов лимитируется поступающими бюджетными доходами. Поэтому очень важно установить такой объем расходов, который обеспечивал бы решение стоящих перед обществом задач при минимальных затратах с максимальным эффектом. С другой стороны, правильное использование бюджетных средств приводит к увеличению доходов.
|
|
Работа по составлению бюджета во многом сводится к достижению соответствия между доходами и расходами. Возможны три результата этой работы:
• сбалансированность — совпадение расходов бюджета и его доходов;
• профицит бюджета — превышение доходов бюджета над его расходами;
• дефицит бюджета — превышение расходов бюджета над его доходами.
Типичным же результатом составления и исполнения бюджетов последних лет был дефицитный бюджет. Причин бюджетного дефицита много: экономический спад; рост предельных издержек общественного производства; массовый выпуск необеспеченных денег; неоправданно раздутые социальные программы; возросшие затраты на финансирование военно-промышленного комплекса; значительный оборот «теневого» капитала; непроизводительные расходы и потери и т.д. В связи с этим говорят о различном качестве самого дефицита:
• дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики;
• дефицит возникает в результате чрезвычайных обстоятельств (война, крупное стихийное бедствие и т.п.);
• дефицит может отражать кризисные явления в экономике, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. Только в последнем случае он может рассматриваться как явление чрезвычайное, требующее принятия срочных, действенных экономических мер и соответствующих политических решений.
Бюджетный кодекс РФ содержит ряд норм, регламентирующих дефицит.
Так, в случае принятия бюджета на очередной год с дефицитом законом о бюджете одновременно утверждаются и источники финансирования дефицита бюджета.
Дефицит федерального бюджета финансируется как из внутренних, так и из внешних источников. К внутренним относятся следующие источники:
• рублевые кредиты банков;
• госзаймы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
• бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней;
• поступления от продажи имущества, находящегося в госсобственности;
• сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;
• изменение остатков на счетах по учету средств федерального бюджета.
К внешним источникам финансирования дефицита федерального бюджета относятся:
• госзаймы в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
• кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций в иностранной валюте, привлеченные РФ.
Для финансирования бюджета субъекта РФ и местного бюджета в основном привлекают внутренние источники:
• госзаймы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;
• бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней;
• кредиты банков;
• поступления от продажи имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;
• изменение остатков на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ.
Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах:
• муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг;
• кредиты банков;
• бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней;
• поступления от продажи муниципального имущества;
• изменение остатков на счетах по учету средств местного бюджета.
Таблица – Формы образования и использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов
Государственные доходы представляют собой денежные средства, зачисляемые в соответствии с действующим законодательством в бюджеты органов государственной власти разных уровней, а также в государственные внебюджетные фонды. | Муниципальные доходы представляют собой денежные средства, зачисляемые в соответствии с законодательством органов государственной власти и решениями органов местного самоуправления в бюджеты муниципальных образований. |
Мобилизация доходов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды осуществляется в форме налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных перечислений. В условиях рыночной экономики с помощью налогов обеспечивается мобилизация преобладающей части государственных и муниципальных финансовых ресурсов. | |
Источниками формирования государственных финансовых ресурсов являются валовой внутренний продукт, поступления от внешнеэкономической деятельности, часть национального богатства (например, поступления от продажи земли, доходы от продажи нематериальных активов, доходы от реализации конфискованного или бесхозного имущества и т. п.). В случае наступления чрезвычайных обстоятельств (стихийных бедствий, вооруженных конфликтов и военных действий и т. п.), в период экономической нестабильности часть национального богатства может выступать в качестве источника государственных финансовых ресурсов при продаже золотого запаса, валютных резервов и др. | Источниками финансовых ресурсов органов местного самоуправления являются валовой региональный продукт, а также часть национального богатства, находящегося или обращенного в муниципальную собственность. |
Государственные расходы — это денежные средства, направляемые органами государственной власти из бюджетов соответствующих уровней и государственных внебюджетных фондов на финансовое обеспечение возложенных на них задач и функций. | Муниципальные расходы — это денежные средства, направляемые органами местного самоуправления из бюджетов муниципальных образований на решение вопросов местного значения. |
Государственные расходы предназначены для удовлетворения потребностей общества в области развития экономики и социальной сферы, управления государством, укрепления его обороноспособности и национальной безопасности и др. На разных этапах развития государства стоящие перед ним задачи не остаются неизменными, соответственно меняются объем и структура государственных расходов по конкретным направлениям. | Муниципальные расходы направляются на удовлетворение потребностей граждан, связанных с местом непосредственного проживания (содержание муниципального жилищного фонда, транспортное обслуживание населения, благоустройство территорий, охрана общественного порядка, управление муниципальным образованием и др.). |
Финансирование расходов бюджетов в части превышения их объема над величиной доходов осуществляется за счет поступлений из источников финансирования дефицита бюджетов. Финансирование дефицита бюджетов органов государственной власти обеспечивается посредством привлечения денежных средств в формах займов, осуществляемых путем размещения государственных ценных бумаг, и кредитов, полученных от кредитных организаций; получения бюджетных ссуд и бюджетных кредитов из бюджетов других уровней; поступления средств от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, и др. В соответствии с действующим законодательством РФ финансирование дефицита бюджетов государственных внебюджетных фондов обеспечивается только за счет изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджетов соответствующих внебюджетных фондов. С целью сбалансированности местных бюджетов органы местного самоуправления осуществляют привлечение средств на внутреннем финансовом рынке (в формах размещения муниципальных ценных бумаг, бюджетных ссуд и бюджетных кредитов из бюджетов других уровней, кредитов кредитных организаций) и возмездное отчуждение муниципального имущества (путем его продажи). Право органов местного самоуправления на внешние заимствования Бюджетным кодексом РФ не предусматривается (ст. 96 БК РФ). | |
Денежные накопления органов государственной власти и местного самоуправления образуются за счет доходов и поступлений текущего финансового года, не использованных в ходе исполнения соответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда и предназначенных для финансирования расходов в последующие периоды. Денежные накопления органов государственной власти и местного самоуправления проявляются в форме остатков средств на счетах бюджетов или государственных внебюджетных фондов на начало финансового года, учитываемых после завершения операций по принятым денежным обязательствам прошедшего года. Остатки средств изъятию не подлежат и могут использоваться органами государственной власти и местного самоуправления на покрытие внутригодовых кассовых разрывов в течение последующего года, направляться на финансирование дефицита бюджета или государственного внебюджетного фонда в очередном финансовом году, размещаться в долговые обязательства. |
|
|
|
|
| |||||
Государственные (федеральные и региональные) финансы | Муниципальные (местные) финансы |
Федеральные бюджет и бюджеты субъектов Федерации | Система местных бюджетов (бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений) |
Государственные внебюджетные фонды | |
Государственный кредит | Муниципальный кредит |
Государственные финансовые резервы и резервные фонды |
Рисунок – Состав системы государственных и муниципальных финансов
Таблица – Модели организации финансов в федеративных и унитарных государствах
Унитарные государства | Федеративные государства |
Два уровня бюджетной системе: бюджет центрального органа власти; местные бюджеты. Италия, Франция, Великобритания, Португалия, Дания, Норвегия, Финляндия, Чехия, Греция, все монархии (Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды и др.), Ватикан и др. | Три уровня бюджетной системы: бюджет федерального органа власти; бюджеты членов федерации, местные бюджеты. США, Канада, Германия, Швейцария, Россия и др. |
Таблица – Характеристика федерального бюджета
Доходы федерального бюджета формируются только за счет собственных доходов. | ||||
К налоговым доходам федерального бюджета относятся: федеральные налоги и сборы, установленные Налоговым кодексом РФ. | Неналоговыми доходами федерального бюджета являются: доходы от использования имущества, находящегося в федеральной собственности, или от деятельности организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти; доходы от продажи нематериальных активов; штрафные санкции и средства, полученные в возмещение ущерба, причиненного Российской Федерации; доходы от внешнеэкономической деятельности; прочие неналоговые доходы. | Безвозмездные перечисления из государственных внебюджетных фондов РФ, от различных организаций (резидентов и нерезидентов), из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, прочие безвозмездные перечисления. | Другие доходы федерального бюджета: доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой бюджетными учреждениями федерального подчинения; иные доходы, предусмотренные законодательством РФ. | |
Расходы федерального бюджета | ||||
За счет средств федерального бюджета обеспечиваются: финансирование деятельности Президента РФ, федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти; финансирование национальной обороны и государственной безопасности Российской Федерации; государственная поддержка субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в приоритетных для Российской Федерации отраслях экономики (капиталоемких, инновационных, стратегических); финансирование деятельности государственных учреждений, производящих на нерыночной основе социальные услуги общественного потребления; финансирование международной деятельности в общефедеральных интересах; ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба; финансовая поддержка субъектов РФ и муниципальных образований особого статуса; финансирование выборов и референдумов Российской Федерации; обслуживание государственного долга Российской Федерации; финансирование иных расходов по реализации полномочий органов государственной власти РФ. | ||||
Источники финансирования дефицита федерального бюджета | ||||
Внутренние источники финансирования дефицита федерального бюджета: денежные средства, привлеченные в форме займов, осуществляемых в валюте РФ путем размещения государственных ценных бумаг РФ, и кредитов кредитных организаций в валюте РФ; поступления от продажи имущества, находящегося в федеральной собственности; бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; поступления от реализации государственных запасов; поступления за счет изменения остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета; поступления из прочих внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета. | Внешние источники финансирования дефицита федерального бюджета: денежные средства, привлеченные в форме займов, осуществляемых в иностранной валюте путем размещения государственных ценных бумаг РФ, и кредитов правительств иностранных государств, иностранных банков и фирм, международных финансовых организаций в иностранной валюте, поступлений из прочих внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета. | |||
Таблица – Государственные внебюджетные фонды РФ
Доходы государственные социальных внебюджетных фондов | Расходы государственных социальных внебюджетных фондов |
Обязательные платежи, установленных законодательством Российской Федерации (отчисления на социальные нужды, отчисления от налогов по специальным налоговым режимам, различные страховые взносы и др.); средства федерального бюджета; добровольные взносы физических и юридических лиц; доходы от размещения временно свободных средств фондов; другие доходы, предусмотренные законодательством Российской Федерации. | Средства направляются на расходы, связанные с реализацией конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту; социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении; охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи. |
Таблица – Бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты)
Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных, так и доходов в виде отчислений от федеральных налогов и сборов | |||
Налоговыми доходами бюджетов субъектов РФ являются: федеральные налоги и сборы, зачисляемые в региональный бюджет в соответствии с федеральным законодательством; региональные налоги и сборы. | Неналоговые доходы включают: доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, или от деятельности организаций, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ; доходы от продажи нематериальных активов, зачисляемые в региональный бюджет; административные платежи и сборы; штрафные санкции и средства, полученные в возмещение ущерба, причиненного субъекту РФ; прочие неналоговые доходы. | Безвозмездные перечисления из территориальных государственных внебюджетных фондов, от различных организаций (резидентов и нерезидентов), из федерального бюджета в порядке финансовой помощи, прочие безвозмездные перечисления. | К другим доходам бюджетов субъектов РФ относятся: доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой бюджетными учреждениями регионального подчинения; иные доходы, предусмотренные законодательством РФ |
Расходы бюджетов субъектов РФ | |||
За счет средств бюджетов субъектов РФ обеспечиваются: финансирование деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти субъектов РФ; государственная поддержка приоритетных для региона отраслей экономики (преимущественно сельское хозяйство, пищевая и легкая промышленность); государственная поддержка пригородного (железнодорожного, автомобильного, речного) транспорта; реализация конституционного права граждан на обязательное общее образование, социальную защиту, охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи в учреждениях, находящихся в государственной собственности субъектов РФ или в ведении органов государственной власти субъектов РФ; содержание исторических памятников и объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности субъектов РФ; финансовая поддержка муниципальных образований на территории данного субъекта РФ; финансирование выборов и референдумов субъектов РФ; обслуживание государственного долга субъектов РФ; финансирование иных расходов по реализации полномочий органов государственной власти субъектов РФ. | |||
Внутренние источники финансирования дефицита бюджета субъекта РФ: денежные средства, привлеченные в форме займов, осуществляемых путем размещения государственных ценных бумаг субъекта РФ, и кредитов кредитных организаций в валюте РФ; поступления от продажи имущества, находящегося в собственности субъекта РФ; бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ и территориальных государственных внебюджетных фондов; поступления за счет изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ; поступления из прочих внутренних источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ. |
Таблица – Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)
Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов в виде отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов | |||
Налоговые доходы местных бюджетов образуют: федеральные налоги и сборы, зачисляемые в местный бюджет в соответствии с федеральным и региональным законодательством, а также решениями органов местного самоуправления, региональные налоги и сборы, зачисляемые в местный бюджет в соответствии с региональным законодательством и решениями органов местного самоуправления, местные налоги и сборы. | Неналоговые доходы: доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности или от деятельности муниципальных организаций (дивиденды по акциям, находящимся в муниципальной собственности; доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности и др.); доходы от предоставления бюджетных ссуд и бюджетных кредитов; доходы от оказания услуг или компенсации затрат муниципального образования; платежи от муниципальных организаций; средства от реализации конфискованного и иного имущества, обращенного в доход муниципального образования; административные платежи и сборы; штрафные санкции и возмещение ущерба муниципальным образованиям. | Безвозмездные перечисления в местные бюджеты осуществляются в виде финансовой помощи федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ; финансовой помощи бюджетов других муниципальных образований; прочих безвозмездных перечислений. | К другим доходам местных бюджетов относятся: доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления, иные доходы, предусмотренные законодательством РФ. |
Расходы местных бюджетов | |||
Реализации конституционных прав граждан на обязательное общее образование, социальную защиту, охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи в учреждениях, находящихся в муниципальной собственности либо в ведении органов местного самоуправления; обеспечение условий жизнедеятельности муниципального образования в целом (на охрану общественного порядка, благоустройство и озеленение территорий, вывоз и переработку бытовых отходов и мусора и т.п.); осуществление местного самоуправления (на проведение муниципальных выборов и местных референдумов, на содержание органов местного самоуправления); обслуживание муниципального долга и другие. | |||
Внутренние источники финансирования дефицита местных бюджетов: поступления от размещения муниципальных ценных бумаг; кредиты кредитных организаций; бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, получаемые из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности, включая поступления от продажи акций, находящихся в собственности муниципального образования; поступления от продажи земельных участков, зачисляемых в местный бюджет. |
Таблица – Доходы и расходы Пенсионного фонда РФ
Доходы | Расходы |
- отчисления на социальные нужды; - недоимки, пени и штрафы по взносам в ПФР; - доходы от размещения средств ПФР; - штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба; - безвозмездные поступления; - межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые ПФР; - безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов; - прочие поступления. | - расходы но обязательному пенсионному страхованию (около 92% расходов, выплата трудовых пенсий); - расходы на государственное пенсионное обеспечение (пенсии военнослужащим, социальные пенсии, пенсионное обеспечение неработающих граждан); - расходы на дополнительное пенсионное обеспечение (доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации); - расходы на формирование материнского капитала женщин, родивших второго и последующего ребенка; - расходы на управление и материально-техническое обеспечение (содержание органов управления ПФР, подготовка и повышение квалификации работников фонда, приобретение техники); - прочие расходы (расходы по размещению средств на финансовом рынке, вложение средств в недвижимость и др.). |
Таблица – Увязка основных групп доходов и пенсионных выплат Пенсионного фонда РФ
Пенсии | Источник доходов ПФР | Составная часть трудовой пенсии | Вид пенсии (выплаты) |
Пенсии по обязательному пенсионному страхованию | Часть отчислений на социальные нужды, зачисляемая в доходы федерального бюджета | Базовая | По старости По инвалидности По случаю потери кормильца (отсутствует накопительная составляющая) |
Отчисления, зачисляемы в бюджет ПФР | Страховая Накопительная | ||
По обязательному пенсионному обеспечению | Средства федерального бюджета | За выслугу лет По старости По инвалидности Социальная пенсия Материнский капитал |
Таблица – Доходы и расходы Фонда социального страхования РФ
Доходы | Расходы |
- отчисления на социальные нужды; - страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; - недоимки, пени и штрафы по взносам в ФСС России; - доходы от размещения временно свободных средств ФСС России; - штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба; - безвозмездные поступления; - межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые ФСС России; - прочие поступления. | 1) выплата пособий и расходы по социальному страхованию на случай нетрудоспособности в результате общего заболевания, материнства и смерти: ■ пособий по временной нетрудоспособности в результате общего заболевания или ухода за больным членом семьи, ■ пособий по беременности и родам, ■ пособий при постановке на учет при ранних сроках беременности, ■ пособий при рождении ребенка, ■ пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет, ■ пособий на погребение, ■ расходы на санаторно-курортное лечение работников и членов их семей; 2)выплата пособий и расходы по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: ■ пособий по временной нетрудоспособности в результате производственной травмы или профессионального заболевания, ■ единовременных пособий, ■ ежемесячных пособий, ■ оплата санитарно-курортного лечения, дополнительного ухода, расходов, связанных с социальной и профессиональной реабилитацией; 3)расходы на социальное обеспечение (преимущественно за счет межбюджетных трансфертов): ■ оплата льгот при выплате пособий и санитарно-курортного лечения лиц, пострадавших в результате радиационных катастроф, и ветеранов Великой Отечественной войны, ■ содержание детских и юношеских спортивных школ, ■ расходы на родовспоможение; ■ расходы на управление и материально-техническое обеспечение деятельности фонда; ■ прочие расходы. |
Таблица – Доходы и расходы Фонда обязательного медицинского страхования РФ
Доходы | Расходы |
- отчисления на социальные нужды; - недоимки, пени и штрафы по взносам в ФОМС; - доходы от размещения временно свободных средств ФОМС; - штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба; - безвозмездные поступления; - межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые в ФОМС; - прочие поступления. | - финансирование целевых программ в области медицинского страхования; - на компьютеризацию системы обязательного медицинского страхования; - содержание аппарата управления ФОМС; - прочие расходы. |