Система налогов и сборов в Российской Федерации по Налоговому кодексу РФ

Виды налогов и сборов в Российской Федерации установлены в ст. 12 НК РФ, которая вступает в действие со дня введения в дей­ствие части второй НК РФ. В Российской Федерации со дня введе­ния части второй НК РФ устанавливаются следующие виды нало­гов и сборов:

1) федеральные налоги и сборы;

2) налоги и сборы субъектов РФ (региональные налоги и сборы);

3) местные налоги и сборы.

Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ.

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответ­ствии с НК законами субъектов РФ и обязательные к уплате на тер­риториях соответствующих субъектов РФ.

Местнымипризнаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных орга­нов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК нормативными правовыми актами представительных орга­нов местного самоуправления и обязательные к уплате на террито­риях соответствующих муниципальных образований.

 

Расходы бюджетов.

Расходы государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Расходы федерального бюджета РФ классифицируются:

1. По роли в общественном воспроизводстве:

Ø затраты на развитие материального производства;

Ø затраты на содержание непроизводственной сферы.

2. По функциональному назначению:

Ø на финансирование народного хозяйства;

Ø социально-культурных мероприятий;

Ø оборона страны;

Ø содержание аппарата управления;

Ø на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

Ø на обслуживание государственного долга.

3. По целевому назначению:

Ø капитальные расходы (капитальные вложения в основные фонды, капитальное строительство, то есть расходы на расширенное воспроизводство);

Ø текущие расходы (расходы на управление, военные расходы, платежи по внутренним займам и государственному долгу).

Расходы и доходы государственного бюджета тесно взаимосвязаны. Эта взаимосвязь выражается в количественном соответствии расходов доходам, а также их влиянии друг на друга. С одной стороны, объем расходов лимитируется поступающими бюджетными доходами. Поэтому очень важно установить такой объем расходов, который обеспечивал бы решение стоящих перед обществом задач при минимальных затратах с максимальным эффектом. С другой стороны, правильное использование бюджетных средств приводит к увеличению доходов.

Работа по составлению бюджета во многом сводится к достижению соответствия между доходами и расходами. Возможны три результата этой работы:

• сбалансированность — совпадение расходов бюджета и его доходов;

• профицит бюджета — превышение доходов бюджета над его расходами;

• дефицит бюджета — превышение расходов бюджета над его доходами.

Типичным же результатом составления и исполнения бюд­жетов последних лет был дефицитный бюджет. Причин бюджет­ного дефицита много: экономический спад; рост предельных издержек общественного производства; массовый выпуск нео­беспеченных денег; неоправданно раздутые социальные програм­мы; возросшие затраты на финансирование военно-промышлен­ного комплекса; значительный оборот «теневого» капитала; не­производительные расходы и потери и т.д. В связи с этим говорят о различном качестве самого дефицита:

• дефицит может быть связан с необходимостью осуществле­ния крупных государственных вложений в развитие эконо­мики;

• дефицит возникает в результате чрезвычайных обстоятельств (война, крупное стихийное бедствие и т.п.);

• дефицит может отражать кризисные явления в экономике, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособ­ность правительства держать под контролем финансовую си­туацию в стране. Только в последнем случае он может рассмат­риваться как явление чрезвычайное, требующее принятия сроч­ных, действенных экономических мер и соответствующих политических решений.

Бюджетный кодекс РФ содержит ряд норм, регламентирую­щих дефицит.

Так, в случае принятия бюджета на очередной год с дефици­том законом о бюджете одновременно утверждаются и источни­ки финансирования дефицита бюджета.

Дефицит федерального бюджета финансируется как из внутренних, так и из внешних источников. К внутренним относятся следующие источники:

• рублевые кредиты банков;

• госзаймы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

• бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней;

• поступления от продажи имущества, находящегося в госсоб­ственности;

• сумма превышения доходов над расходами по государствен­ным запасам и резервам;

• изменение остатков на счетах по учету средств федерального бюджета.

К внешним источникам финансирования дефицита федераль­ного бюджета относятся:

• госзаймы в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

• кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций в иностран­ной валюте, привлеченные РФ.

Для финансирования бюджета субъекта РФ и местного бюд­жета в основном привлекают внутренние источники:

• госзаймы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;

• бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней;

• кредиты банков;

• поступления от продажи имущества, находящегося в собствен­ности субъекта РФ;

• изменение остатков на счетах по учету средств бюджета субъек­та РФ.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах:

• муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска му­ниципальных ценных бумаг;

• кредиты банков;

• бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней;

• поступления от продажи муниципального имущества;

• изменение остатков на счетах по учету средств местного бюд­жета.

 

 


Таблица – Формы образования и использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов

Государственные доходы представляют собой денежные сред­ства, зачисляемые в соответствии с действующим законодатель­ством в бюджеты органов государственной власти разных уровней, а также в государственные внебюджетные фонды. Муниципальные доходы представляют собой денежные средства, зачисляемые в соответствии с законодательством органов государственной влас­ти и решениями органов местного самоуправления в бюджеты му­ниципальных образований.
Мобилизация доходов в бюджеты и государственные внебюд­жетные фонды осуществляется в форме налоговых и неналого­вых доходов, а также безвозмездных перечислений. В условиях рыночной экономики с помощью налогов обеспечивается моби­лизация преобладающей части государственных и муниципаль­ных финансовых ресурсов.
Источниками формирования государственных финансовых ресурсов являются валовой внутренний продукт, поступления от внешнеэкономической деятельности, часть национального богатства (например, поступления от продажи земли, доходы от продажи нематериальных активов, доходы от реализации конфискованного или бесхозного имущества и т. п.). В случае наступления чрезвычайных обстоятельств (стихийных бедствий, вооруженных конфликтов и военных действий и т. п.), в период экономической нестабильности часть национального богатства может выступать в качестве источника государственных финансовых ресурсов при продаже золотого запаса, валютных резервов и др. Источниками финансовых ресурсов органов местного самоуп­равления являются валовой региональный продукт, а также часть национального богатства, находящегося или обращенного в му­ниципальную собственность.
Государственные расходы — это денежные средства, направля­емые органами государственной власти из бюджетов соответству­ющих уровней и государственных внебюджетных фондов на финан­совое обеспечение возложенных на них задач и функций. Муниципальные расходы — это денежные средства, направляе­мые органами местного самоуправления из бюджетов муниципаль­ных образований на решение вопросов местного значения.
Государственные расходы предназначены для удовлетворения потребностей общества в области развития экономики и социаль­ной сферы, управления государством, укрепления его обороно­способности и национальной безопасности и др. На разных этапах развития государства стоящие перед ним задачи не остаются неизменными, соответственно меняются объем и струк­тура государственных расходов по конкретным направлениям. Муниципальные расходы направляются на удовлетворение потребностей граждан, связанных с местом непосредственного проживания (содержание муници­пального жилищного фонда, транспортное обслуживание населе­ния, благоустройство территорий, охрана общественного поряд­ка, управление муниципальным образованием и др.).
Финансирование расходов бюджетов в части превышения их объема над величиной доходов осуществляется за счет поступле­ний из источников финансирования дефицита бюджетов. Финансирование дефицита бюджетов органов государственной власти обеспечивается посредством привлечения денежных средств в формах займов, осуществляемых путем размещения государ­ственных ценных бумаг, и кредитов, полученных от кредитных организаций; получения бюджетных ссуд и бюджетных кредитов из бюджетов других уровней; поступления средств от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, и др. В соответствии с действующим законодательством РФ фи­нансирование дефицита бюджетов государственных внебюджетных фондов обеспечивается только за счет изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджетов соответствующих внебюджетных фондов. С целью сбалансированности местных бюджетов органы местного самоуправления осуществляют привлечение средств на внутреннем финансовом рынке (в формах размещения муниципальных ценных бумаг, бюджетных ссуд и бюджетных кредитов из бюджетов других уровней, кредитов кредитных организаций) и возмездное отчуждение муниципального имущества (путем его продажи). Право органов местного самоуправления на внешние заимствования Бюджетным кодексом РФ не предусматривается (ст. 96 БК РФ).
Денежные накопления органов государственной власти и мест­ного самоуправления образуются за счет доходов и поступлений текущего финансового года, не использованных в ходе исполне­ния соответствующего бюджета или государственного внебюд­жетного фонда и предназначенных для финансирования расхо­дов в последующие периоды. Денежные накопления органов го­сударственной власти и местного самоуправления проявляются в форме остатков средств на счетах бюджетов или государственных внебюджетных фондов на начало финансового года, учитывае­мых после завершения операций по принятым денежным обяза­тельствам прошедшего года. Остатки средств изъятию не подле­жат и могут использоваться органами государственной власти и местного самоуправления на покрытие внутригодовых кассовых разрывов в течение последующего года, направляться на финан­сирование дефицита бюджета или государственного внебюджет­ного фонда в очередном финансовом году, размещаться в долго­вые обязательства.

 

           
 
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ
 
   
 
   

 


 

Государственные (федеральные и региональные) финансы Муниципальные (местные) финансы
Федеральные бюджет и бюджеты субъектов Федерации Система местных бюджетов (бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений)
Государственные внебюджетные фонды
Государственный кредит Муниципальный кредит
Государственные финансовые резервы и резервные фонды  

 

Рисунок – Состав системы государственных и муниципальных финансов

 

Таблица – Модели организации финансов в федеративных и унитарных государствах

Унитарные государства Федеративные государства
Два уровня бюджетной системе: бюджет центрального органа власти; местные бюджеты. Италия, Франция, Великобритания, Португалия, Дания, Норвегия, Финляндия, Чехия, Греция, все монархии (Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды и др.), Ватикан и др. Три уровня бюджетной системы: бюджет федерального органа власти; бюджеты членов федерации, местные бюджеты. США, Канада, Германия, Швейцария, Россия и др.

 


 

Таблица – Характеристика федерального бюджета

Доходы федерального бюджета формируются только за счет собственных доходов.
К налоговым доходам федерального бюджета относятся: феде­ральные налоги и сборы, установленные Налоговым кодексом РФ. Неналоговыми доходами федерального бюджета являются: до­ходы от использования имущества, находящегося в федеральной собственности, или от деятельности организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти; доходы от продажи нематериальных активов; штрафные санк­ции и средства, полученные в возмещение ущерба, причиненно­го Российской Федерации; доходы от внешнеэкономической де­ятельности; прочие неналоговые доходы. Безвозмездные пере­числения из государственных внебюджетных фондов РФ, от раз­личных организаций (резидентов и нерезидентов), из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, прочие безвозмездные перечисления. Другие доходы федерального бюджета: доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятель­ности, осуществляемой бюджетными учреждениями федерально­го подчинения; иные доходы, предусмотренные законодатель­ством РФ.
Расходы федерального бюджета
За счет средств федерального бюджета обеспечиваются: фи­нансирование деятельности Президента РФ, федеральных орга­нов законодательной, исполнительной и судебной власти; фи­нансирование национальной обороны и государственной безо­пасности Российской Федерации; государственная поддержка субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в при­оритетных для Российской Федерации отраслях экономики (ка­питалоемких, инновационных, стратегических); финансирова­ние деятельности государственных учреждений, производящих на нерыночной основе социальные услуги общественного пот­ребления; финансирование международной деятельности в об­щефедеральных интересах; ликвидация последствий чрезвычай­ных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба; финансовая поддержка субъектов РФ и муниципальных образо­ваний особого статуса; финансирование выборов и референду­мов Российской Федерации; обслуживание государственного долга Российской Федерации; финансирование иных расходов по реализации полномочий органов государственной власти РФ.
Источники финансирования дефицита федерального бюджета
Внутренние источники финансирования дефицита федерального бюджета: денежные средства, привлеченные в форме займов, осуществляемых в валюте РФ путем размещения государственных ценных бумаг РФ, и кредитов кредитных организаций в валюте РФ; поступления от продажи имущества, находящегося в федеральной собственности; бюджетные ссуды и бюджетные кре­диты, полученные из бюджетов других уровней бюджетной сис­темы РФ; поступления от реализации государственных запасов; поступления за счет изменения остатков средств на сче­тах по учету средств федерального бюджета; поступления из про­чих внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета. Внешние источники финансирования дефицита федерального бюджета: денежные средства, привлеченные в форме займов, осуществляемых в иностранной валюте путем размещения государственных ценных бумаг РФ, и кредитов правительств иностранных государств, иностранных банков и фирм, международных финансовых организаций в иностранной валюте, поступлений из прочих внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета.
         

 

Таблица – Государственные внебюджетные фонды РФ

Доходы государственные социальных внебюджетных фондов Расходы государственных социальных внебюджетных фондов
Обязательные платежи, установленных законодательством Российской Федерации (отчисления на социальные нужды, отчисления от налогов по специальным налоговым режимам, различные страховые взносы и др.); средства федерального бюджета; добровольные взносы физических и юридических лиц; доходы от размещения временно свободных средств фондов; другие доходы, предусмотренные законодатель­ством Российской Федерации. Средства направляются на расходы, связанные с реализа­цией конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту; социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Феде­рации о социальном обеспечении; охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

 

 

Таблица – Бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты)

Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных, так и доходов в виде отчислений от федеральных налогов и сборов
Налоговыми доходами бюджетов субъектов РФ являются: фе­деральные налоги и сборы, зачисляемые в региональный бюджет в соответствии с федеральным законодательством; региональ­ные налоги и сборы. Неналоговые доходы включа­ют: доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, или от деятельности организаций, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъек­тов РФ; доходы от продажи нематериальных активов, зачисляе­мые в региональный бюджет; административные платежи и сбо­ры; штрафные санкции и средства, полученные в возмещение ущерба, причиненного субъекту РФ; прочие неналоговые доходы. Безвозмездные пе­речисления из территориальных государственных внебюджетных фондов, от различных организаций (резидентов и нерезидентов), из федерального бюджета в порядке финансовой помощи, про­чие безвозмездные перечисления. К другим доходам бюджетов субъектов РФ относятся: доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой бюджетными учреждениями регионального под­чинения; иные доходы, предусмотренные законодательством РФ
Расходы бюджетов субъектов РФ
За счет средств бюджетов субъектов РФ обеспечиваются: финансирование деятельности органов законодательной, испол­нительной и судебной власти субъектов РФ; государственная поддержка приоритетных для региона отраслей экономики (пре­имущественно сельское хозяйство, пищевая и легкая промыш­ленность); государственная поддержка пригородного (железно­дорожного, автомобильного, речного) транспорта; реализация конституционного права граждан на обязательное общее образо­вание, социальную защиту, охрану здоровья и получение бесплат­ной медицинской помощи в учреждениях, находящихся в госу­дарственной собственности субъектов РФ или в ведении органов государственной власти субъектов РФ; содержание исторических памятников и объектов культурного наследия, находящихся в го­сударственной собственности субъектов РФ; финансовая под­держка муниципальных образований на территории данного субъекта РФ; финансирование выборов и референдумов субъек­тов РФ; обслуживание государственного долга субъектов РФ; фи­нансирование иных расходов по реализации полномочий орга­нов государственной власти субъектов РФ.
Внутренние источники финансирования дефицита бюджета субъекта РФ: денежные средства, привлеченные в форме займов, осуществляемых путем размещения государственных ценных бумаг субъекта РФ, и кредитов кредитных организаций в валюте РФ; поступления от продажи имущества, находящегося в собственности субъекта РФ; бюджетные ссуды и бюджетные кре­диты, полученные из бюджетов других уровней бюджетной сис­темы РФ и территориальных государственных внебюджетных фондов; поступления за счет изменения остатков средств на сче­тах по учету средств бюджета субъекта РФ; поступления из про­чих внутренних источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ.

 


Таблица – Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)

Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов в виде отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов
Налоговые доходы местных бюджетов образуют: федеральные налоги и сборы, зачисляемые в местный бюджет в соответствии с федеральным и региональным законодательством, а также реше­ниями органов местного самоуправления, региональные налоги и сборы, зачисляемые в местный бюджет в соответствии с регио­нальным законодательством и решениями органов местного са­моуправления, местные налоги и сборы. Неналоговые доходы: доходы от использования имущества, находящегося в му­ниципальной собственности или от деятельности муниципаль­ных организаций (дивиденды по акциям, находящимся в муни­ципальной собственности; доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности и др.); доходы от предоставления бюджетных ссуд и бюджетных кредитов; доходы от оказания услуг или компенсации затрат муниципального обра­зования; платежи от муниципальных организаций; средства от реализации конфискованного и иного имущества, обращенного в доход муниципального образования; административные плате­жи и сборы; штрафные санкции и возмещение ущерба муници­пальным образованиям. Безвозмездные перечисления в местные бюджеты осуществля­ются в виде финансовой помощи федерального бюджета и бюд­жетов субъектов РФ; финансовой помощи бюджетов других муниципальных образований; прочих безвозмездных перечис­лений. К другим доходам местных бюджетов относятся: доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления, иные доходы, пре­дусмотренные законодательством РФ.
Расходы местных бюджетов
Реализации конституционных прав граждан на обязательное общее образование, социальную защиту, охрану здоровья и полу­чение бесплатной медицинской помощи в учреждениях, находя­щихся в муниципальной собственности либо в ведении органов местного самоуправления; обеспечение условий жизнедеятельности муниципального образования в целом (на охрану общественного порядка, благо­устройство и озеленение территорий, вывоз и переработку быто­вых отходов и мусора и т.п.); осуществление местного самоуправления (на проведение муниципальных выборов и местных референдумов, на содержа­ние органов местного самоуправления); обслуживание муниципального долга и другие.
Внутренние источники финансирования дефицита местных бюджетов: поступления от размещения муници­пальных ценных бумаг; кредиты кредитных организаций; бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, получаемые из бюдже­тов других уровней бюджетной системы РФ; поступления от про­дажи имущества, находящегося в муниципальной собственнос­ти, включая поступления от продажи акций, находящихся в собственности муниципального образования; поступления от продажи земельных участков, зачисляемых в местный бюджет.

 

 


Таблица – Доходы и расходы Пенсионного фонда РФ

Доходы Расходы
- отчисления на социальные нужды; - недоимки, пени и штрафы по взносам в ПФР; - доходы от размещения средств ПФР; - штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба; - безвозмездные поступления; - межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые ПФР; - безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов; - прочие поступления. - расходы но обязательному пенсионному страхованию (около 92% расходов, выплата трудовых пенсий); - расходы на государственное пенсионное обеспечение (пенсии военнослужащим, социальные пенсии, пенсионное обеспечение неработающих граждан); - расходы на дополнительное пенсионное обеспечение (доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации); - расходы на формирование материнского капитала женщин, ро­дивших второго и последующего ребенка; - расходы на управление и материально-техническое обеспече­ние (содержание органов управления ПФР, подготовка и повышение квалификации работников фонда, приобретение техники); - прочие расходы (расходы по размещению средств на финансовом рынке, вложение средств в недвижимость и др.).

 

 

Таблица – Увязка основных групп доходов и пенсионных выплат Пенсионного фонда РФ

Пенсии Источник доходов ПФР Составная часть трудовой пенсии Вид пенсии (выплаты)
Пенсии по обязательному пенсионному страхованию Часть отчислений на социальные нужды, зачисляемая в доходы федерального бюджета Базовая По старости По инвалидности По случаю потери кормильца (отсутствует накопительная составляющая)
Отчисления, зачисляемы в бюджет ПФР Страховая Накопительная
По обязательному пенсионному обеспечению Средства федерального бюджета   За выслугу лет По старости По инвалидности Социальная пенсия Материнский капитал

 

 

Таблица – Доходы и расходы Фонда социального страхования РФ

Доходы Расходы
- отчисления на социальные нужды; - страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; - недоимки, пени и штрафы по взносам в ФСС России; - доходы от размещения временно свободных средств ФСС России; - штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба; - безвозмездные поступления; - межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые ФСС России; - прочие поступления. 1) выплата пособий и расходы по социальному страхованию на случай нетрудоспособности в результате общего заболевания, материнства и смерти: ■ пособий по временной нетрудоспособности в результате общего заболевания или ухода за больным членом семьи, ■ пособий по беременности и родам, ■ пособий при постановке на учет при ранних сроках бере­менности, ■ пособий при рождении ребенка, ■ пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет, ■ пособий на погребение, ■ расходы на санаторно-курортное лечение работников и чле­нов их семей; 2)выплата пособий и расходы по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных за­болеваний: ■ пособий по временной нетрудоспособности в результате производственной травмы или профессионального заболе­вания, ■ единовременных пособий, ■ ежемесячных пособий, ■ оплата санитарно-курортного лечения, дополнительного ухода, расходов, связанных с социальной и профессиональ­ной реабилитацией; 3)расходы на социальное обеспечение (преимущественно за счет межбюджетных трансфертов): ■ оплата льгот при выплате пособий и санитарно-курортного лечения лиц, пострадавших в результате радиационных ка­тастроф, и ветеранов Великой Отечественной войны, ■ содержание детских и юношеских спортивных школ, ■ расходы на родовспоможение; ■ расходы на управление и материально-техническое обеспечение деятельности фонда; ■ прочие расходы.

 

 

Таблица – Доходы и расходы Фонда обязательного медицинского страхования РФ

Доходы Расходы
- отчисления на социальные нужды; - недоимки, пени и штрафы по взносам в ФОМС; - доходы от размещения временно свободных средств ФОМС; - штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба; - безвозмездные поступления; - межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые в ФОМС; - прочие поступления. - финансирование целевых программ в области медицинского страхования; - на компьютеризацию системы обязательного медицинского страхования; - содержание аппарата управления ФОМС; - прочие расходы.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: