ТЕМА 10. внутренний и внешний Контроль деятельности аудиторов

1. Внешний контроль качества работы аудиторов

2. Контроль качества услуг в аудиторской организации

3. Контроль качества выполнения задания по аудиту

4. Внутренний контроль в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

5. Принципы и процедуры внутреннего контроля в целях противодействия коррупции

 

1. Внешний контроль качества работы аудиторов

Различают два уровня обеспечения контроля качества аудита: внешний и внутренний. На каждом уровне осуществляется предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный внешний контроль реализуется посредством механизмов аттестации и членства в СОА.

Текущий и последующий внешний контроль качества аудита осуществляются путем организации постоянного надзора за деятельностью аудиторов, аудиторских организаций, саморегулируемых организаций аудиторов.

Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторской организацией, аудитором требований Федерального закона №307-ФЗ, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.

Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов (проверка не реже одного раза в пять лет, но не чаще одного раза в год).

Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности, осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов (не реже одного раза в три года, но не чаще одного раза в год), а также Росфиннадзор (не чаще одного раза в два года).

Аудиторская организация, аудитор обязаны:

1) проходить внешний контроль качества работы, в том числе предоставлять всю необходимую для проверки документацию и информацию;

2) участвовать в осуществлении саморегулируемой организацией аудиторов, членами которой они являются, внешнего контроля качества работы других членов этой организации.

 

2. Контроль качества услуг в аудиторской организации

Аудиторская организация должна установить систему контроля качества услуг, обеспечивающую разумную уверенность в том, что данная аудиторская организация и ее работники оказывают профессиональные услуги в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральными стандартами аудиторской деятельности, внутренними стандартами аудиторской деятельности, а также в том, что заключения и иные отчеты, выданные аудиторской организацией, соответствуют условиям конкретных заданий.

Система контроля качества услуг включает принципы, обеспечивающие достижение этой цели, и процедуры, необходимые для соблюдения этих принципов.

Система контроля качества услуг аудиторской организации должна устанавливать принципы и процедуры в отношении каждого из следующих аспектов:

1) руководство аудиторской организации выполняет обязанность по обеспечению качества услуг;

2) работники аудиторской организации соблюдают этические требования;

3) принятие на обслуживание нового клиента и продолжение сотрудничества с существующим клиентом только если:

- аудиторская организация положительно оценила честность руководства клиента;

- аудиторская организация способна выполнить задание, обладая необходимыми возможностями, временем и ресурсами;

- при выполнении задания аудиторская организация не будет нарушать этические требования;

4) аудиторская организация обладает достаточным кадровым составом, владеющим необходимыми знаниями, опытом;

5) задания выполняются в соответствии с федеральными стандартами аудиторской деятельности и требованиями нормативных правовых актов РФ, аудиторские заключения и иные отчеты соответствуют условиям конкретного задания;

6) проводится мониторинг системы контроля качества.

Аудиторская организация должна хранить документы, свидетельствующие о функционировании системы контроля качества, в течение времени, достаточного для того, чтобы лица, осуществляющие мониторинг, могли оценивать соблюдение принципов и процедур контроля качества услуг аудиторской организации, или в течение более длительного срока, если этого требуют нормативные правовые акты Российской Федерации.

 

3. Контроль качества выполнения задания по аудиту

Руководитель аудиторской проверки - уполномоченное лицо аудиторской организации, несущее ответственность за:

1) распределение работ;

2) выполнение задания по аудиту в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и профессиональными стандартами;

3) выдачу аудиторского заключения, соответствующего условиям задания.

Руководитель аудиторской проверки должен:

1) контролировать соблюдение этических требований участниками аудиторской группы;

2) убедиться, что все необходимые процедуры в отношении решения о принятии на обслуживание нового клиента или продолжении сотрудничества с клиентом по конкретному аудиторскому заданию были соблюдены;

3) убедиться, что участники аудиторской группы обладают навыками, полномочиями и временем, необходимыми для проведения в соответствии с нормативными правовыми актами РФ и профессиональными стандартами;

4) информировать участников аудиторской группы об их обязанностях и ответственности, о характере деятельности клиента, вопросах, связанных с рисками, проблемах, которые могут возникнуть, и подходе к выполнению задания;

5) осуществлять надзор за проведением аудита, то есть оценивать:

- соответствует ли выполненная работа нормативным правовым актам РФ и профессиональным стандартам;

- возникали ли значимые вопросы, требовавшие дальнейшего рассмотрения;

- проводились ли консультации и были ли выводы консультаций документально оформлены и применены на практике;

- есть ли необходимость в пересмотре характера, временных рамок и объема выполненной работы;

- насколько выполненная работа подтверждает полученные выводы и документально оформлена;

- достаточность и надлежащий характер полученных аудиторских доказательств;

- достигнуты ли цели при выполнении аудиторских процедур;

6) до выдачи аудиторского заключения проверить рабочие документы и обсудить работу с участниками аудиторской группы, чтобы убедиться в достаточности и надлежащем характере полученных аудиторских доказательств.

При проведении аудита отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов (хозяйствующий субъект, в коммерческую деятельность которого прямо или косвенно вовлечены средства неограниченного круга лиц, - например, открытое акционерное общество, иная организация, имеющая публично размещаемые и (или) публично обращающиеся ценные бумаги, финансовая организация, работающая со средствами физических и юридических лиц) руководитель аудиторской проверки должен:

1) убедиться в назначении лица, осуществляющего обзорную проверку качества выполнения задания;

2) обсуждать значимые вопросы, возникающие в ходе проведения обзорной проверки качества выполнения задания, с лицом, осуществляющим эту проверку;

3) не выдавать аудиторское заключение до тех пор, пока не будет завершена обзорная проверка качества выполнения задания.

В крупных аудиторских фирмах руководитель аудиторской проверки обычно именуется партнером задания. Т.о. в состав группы обычновходят исполнители следующих категорий: партнер задания, менеджер, старший аудитор, ассистент.

Кроме того, в работе над проектами могут принимать участие стажеры.

В обязанности партнера задания входит:

1) обеспечение выполнения процедур, обязательных при решении вопроса о принятии на обслуживание нового клиента или продолжении сотрудничества с имеющимся клиентом;

2) согласование с аудируемым лицом сроков проведения аудита;

3) утверждение состава аудиторской группы;

4) разработка общего плана аудита и доведение его до участников аудиторской группы;

5) проверка и утверждение программы аудита;

6) обеспечение проведения аудита в соответствие с политикой аудиторской организации и профессиональными требованиями, в том числе осуществление надзора за проведением аудита;

7) проведение переговоров с руководством и представителями собственника аудируемого лица по вопросам, возникающим в ходе выполнения аудиторского задания;

8) информирование о ходе и результатах выполнения аудиторского задания руководство аудиторской организации;

9) оценка проделанной участниками группы работы как достаточного надлежащего основания для подготовки отчетных документов, предусмотренных соглашением сторон;

10) утверждение содержания конфиденциального отчета руководству клиента и аудиторского заключения.

К обязанностям менеджера обычно относится:

1) составление списка участников аудиторской группы;

2) разработка совместно с партнером задания перечня дополнительных профессиональных услуг, которые могут быть оказаны данному аудируемому лицу;

3) утверждение программы аудита;

4) поддержание контакта с аудируемым лицом на период выполнения работ по проекту;

5) сверка выполняемых аудиторских работ с программой аудита и утвержденным бюджетом;

6) проведение инструктажа аудиторов;

7) разрешение разногласий, возникающих при расхождении мнений аудиторов, организация их обсуждения с партнером задания;

8) проверка рабочей документации.

Старший аудитор распределяет работу между подотчетными ему участниками рабочей группы, вместе с ассистентами непосредственно проводит аудиторскую проверку, а также отвечает за:

1) сверку выполняемых работ с программой аудита и утвержденным бюджетом;

2) подготовку информации для обсуждения с менеджером и партнером задания;

3) проведение инструктажа ассистентов, оказание им помощи в понимании целей и сущности запланированных аудиторских процедур;

4) проверку рабочих документов, подготовленных ассистентами;

5) формирование выводов по итогам выполнения запланированных аудиторских процедур.

Ассистенты несут ответственность за:

1) выполнение порученных им аудиторских процедур и подготовку соответствующих рабочих документов;

2) информирование старшего аудитора о сложных и спорных моментах, возникающих при проведении аудиторской проверки.

Поскольку часто конкретному клиенту оказывается целый комплекс профессиональных услуг, в отношении определенного клиента может назначаться курирующий партнер. В обязанности курирующего партнера входит планирование и координация оказания услуг аудиторской организации всем подразделениям клиента. В отношениях с клиентом курирующий партнер выступает в роли лица, полномочно представляющего аудиторскую организацию.

 

4. Внутренний контроль в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

Легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, считается придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны:

3) проверять соблюдение требований Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, Закон № 115-ФЗ) следующими аудируемыми лицами:

а) организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом:

- кредитными организациями;

- профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

- страховыми организациями (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования);

- страховыми брокерами;

- лизинговыми компаниями;

- организациями федеральной почтовой связи;

- ломбардами;

- организациями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения;

- организациями, содержащими тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующими и проводящими лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;

- организациями, осуществляющими управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами;

- организациями, оказывающими посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;

- операторами по приему платежей;

- коммерческими организациями, заключающими договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;

- кредитными потребительскими кооперативами, в том числе сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами;

- микрофинансовыми организациями;

- обществами взаимного страхования;

- негосударственными пенсионными фондами, имеющими лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;

- операторами связи, имеющими право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи.

Права и обязанности, возложенные Федеральным законом № 115-ФЗ на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, распространяются на индивидуальных предпринимателей, являющихся страховыми брокерами, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;

б) обслуживающими лицами – адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:

- сделки с недвижимым имуществом;

- управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;

- управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;

- привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;

- создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций;

4) идентифицировать клиентов, организовать внутренний контроль, фиксировать и хранить информацию в соответствии с Законом о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, если аудиторская организация или индивидуальный аудитор относятся к категории обслуживающих лиц[2].

Обязанности аудиторских организаций как обслуживающих лиц:

1. Идентификация клиентов.

Необходимо идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании у аудиторской организации, и установить следующие сведения:

- наименование ЮЛ;

- идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации;

- государственный регистрационный номер;

- место государственной регистрации;

- адрес местонахождения.

При идентификации клиентов целесообразно использовать анкетирование.

В рамках идентификации клиента, а также при проведении операций и сделок необходимо оценить и присвоить клиенту степень (уровень) риска.

 

2. Организация внутреннего контроля.

Аудиторские организации обязаны:

- разрабатывать правила внутреннего контроля соблюдения требований по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

- назначать должностных лиц, ответственных за соблюдение этих правил;

- предпринимать другие организационные меры.

Правила внутреннего контроля соблюдения требований по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма должны включать:

- порядок документального фиксирования необходимой информации;

- порядок обеспечения конфиденциальности информации;

- квалификационные требования к подготовке и обучению кадров;

- критерии выявления и признаки необычных сделок.

Правила внутреннего контроля утверждаются руководителем аудиторской организации, индивидуальным аудитором.

К специальным должностным лицам обслуживающего лица, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, предъявляются следующие квалификационные требования:

- наличие высшего профессионального образования по специальностям, относящимся к группе специальностей «Экономика и управление», либо по специальности «Юриспруденция», относящейся к группе специальностей «Гуманитарные и социальные науки», подтвержденного в установленном порядке, а при отсутствии указанного образования – опыта работы не менее двух лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

-прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с требованиями, установленными Росфинмониторингом.

Руководитель аудиторской организации утверждает перечень работников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В аудиторской организации должен вестись учет прохождения ее работниками обязательной подготовки и обучения. Порядок такого учета устанавливается руководителем аудиторской организации. Документы, подтверждающие прохождение обязательной подготовки и обучения, приобщаются к личному делу работника.

 

3. Фиксирование и хранение информации.

Аудиторские организации обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате применения правил внутреннего контроля соблюдения требований по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и сохранять ее конфиденциальность.

Основаниями документального фиксирования информации являются:

- запутанный или необычный характер сделки, отсутствие очевидной законной цели;

- несоответствие сделки целям деятельности клиента;

- неоднократное совершение операций, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от обязательного контроля, проводимого в соответствии с Законом о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

- совершение операции, сделки клиентом, в отношении которого Росфинмониторингом аудиторской организации направлен либо ранее направлялся запрос;

- отказ клиента от совершения разовой операции, в отношении которой у аудиторской организации возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

- другие обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Аудиторские организации обязаны хранить не менее пяти лет документы, подтверждающие сведения об операциях обслуживаемых лиц, и идентифицирующую информацию. Указанный срок

исчисляется со дня прекращения отношений с клиентом.

 

4. Передача информации.

При наличии у аудиторских организаций любых оснований полагать, что операции клиентов осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, они обязаны уведомить об этом Росфинмониторинг.

Информация представляется не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления операции, в виде письменного документа, подписанного уполномоченным лицом аудиторской организации, и заверенного печатью, или в виде электронного документа, подписанного с использованием электронной цифровой подписи.

Аудиторские организации не вправе разглашать факт передачи информации в Росфинмониторинг.

 

5. Принципы и процедуры внутреннего контроля в целях противодействия коррупции

Составляющей правил внутреннего контроля качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций должны быть принципы и процедуры внутреннего контроля в целях противодействия коррупции.

При установлении принципов и процедур внутреннего контроля в целях противодействия коррупции необходимо руководствоваться:

1) Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и иными нормативными правовыми актами в области противодействия коррупции;

2) Кодексом этики аудиторов России, одобренным Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 31 мая 2007г. протокол № 56;

3) Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;

4) федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности № 7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту» и № 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях»;

5) стандартами саморегулируемой организации аудиторов, членом которой является аудиторская организация, индивидуальный аудитор.

Принципы и процедуры внутреннего контроля в целях противодействия коррупции должны охватывать, как минимум, следующие вопросы:

1) факторы угрозы коррупции;

2) меры противодействия;

3) роль и задачи аудитора в отношении противодействия коррупции;

4) критерии и признаки сделок и операций, которые могут быть связаны с коррупционными проявлениями;

5) предотвращение коррупции при ознакомлении с деятельностью аудируемого лица и при планировании аудита;

6) аудиторские процедуры, применяемые для выявления коррупционных проявлений, а также сделок и операций, которые могут быть связаны с коррупционными проявлениями;

7) документирование случаев коррупции;

8) взаимодействие с руководством аудируемого лица по вопросам коррупции;

9) информирование представителей собственника в отношении случаев коррупции или риска возникновения коррупции;

10) отказ от аудиторского задания;

11) выявление риска коррупционных проявлений при принятии на обслуживание нового клиента и продолжение сотрудничества.

Принципы и процедуры внутреннего контроля в целях противодействия коррупции должны быть документально оформлены и доведены до сведения работников аудиторской организации. Кроме того, до сведения работников аудиторской организации должны быть доведены цели, для достижения которых установлены указанные принципы и процедуры, а также информация о том, что каждый работник несет персональную ответственность за их соблюдение.


[1] Исходя из текста письма Минфина РФ от 02.10.2013 № 07-02-05/40858, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут выступать в качестве обслуживающих лиц при оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

[2] Исходя из текста письма Минфина РФ от 02.10.2013 № 07-02-05/40858, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут выступать в качестве обслуживающих лиц при оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: