Понятие связанных сторон

ПОЛОЖЕНИЕ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "ИНФОРМАЦИЯ О СВЯЗАННЫХ СТОРОНАХ" (ПБУ 11/2008)

Юридическими и (или) физическими лицами, способными оказывать влияние на деятельность организации, составляющей бухгалтерскую отчетность, или на деятельность которых организация, составляющая бухгалтерскую отчетность, способна оказывать влияние (связанными сторонами), могут являться:

а) юридическое и (или) физическое лицо и организация, составляющая бухгалтерскую отчетность, которые являются аффилированными лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) юридическое и (или) физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, и организация, составляющая бухгалтерскую отчетность, которые участвуют в совместной деятельности;

в) организация, составляющая бухгалтерскую отчетность, и негосударственный пенсионный фонд, который действует в интересах работников такой организации или иной организации, являющейся связанной стороной организации, составляющей бухгалтерскую отчетность.

Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"

Аффилированные лица – физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность;

аффилированными лицами юридического лица являются:

член его Совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа;

лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо;

лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;

юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;

если юридическое лицо является участником финансово-промышленной группы, к его аффилированным лицам также относятся члены Советов директоров (наблюдательных советов) или иных коллегиальных органов управления, коллегиальных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы, а также лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы;

аффилированными лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, являются:

лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо;

юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ"

Группой лиц признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам из следующих признаков:

1) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) либо в соответствии с полномочиями, полученными, в том числе на основании письменного соглашения, от других лиц, более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства);

2) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства);

3) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо на основании учредительных документов этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства) или заключенного с этим хозяйственным обществом (товариществом, хозяйственным партнерством) договора вправе давать этому хозяйственному обществу (товариществу, хозяйственному партнерству) обязательные для исполнения указания;

4) хозяйственные общества (товарищества, хозяйственные партнерства), в которых более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета, совета фонда) составляют одни и те же физические лица;

5) хозяйственное общество (хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица назначен или избран единоличный исполнительный орган этого хозяйственного общества (хозяйственного партнерства);

6) хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица избрано более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества;

7) физическое лицо, его супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры;

8) лица, каждое из которых по какому-либо из указанных в пунктах 1 - 7 признаку входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с любым из таких лиц в группу по какому-либо из указанных в пунктах 1 - 7 признаку;

9) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство), физические лица и (или) юридические лица, которые по какому-либо из указанных в пунктах 1 - 8 признаков входят в группу лиц, если такие лица в силу своего совместного участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) или в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, имеют более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства).

Для выявления связанных сторон аудитор должен:

1) изучить рабочие документы за предыдущий год на предмет выявления известных связанных сторон;

2) изучить принятые аудируемым лицом меры по выявлению связанных сторон;

3) запросить у представителей собственника и должностных лиц аудируемого лица информацию о связанных сторонах;

4) изучить списки акционеров с целью определения крупных акционеров;

5) изучить протоколы собраний акционеров и представителей собственников;

6) запросить других аудиторов, участвующих или участвовавших ранее в проведении аудита, о том, знают ли они о существовании каких-либо дополнительных связанных сторон;

7) изучить информацию, представляемую аудируемым лицом в налоговые и иные органы.

Аудитор должен обратить внимание на операции, которые могут указывать на существование ранее не выявленных связанных сторон, например:

1) операции с необычными ценами, процентными ставками, поручительствами, условиями погашения;

2) операции, осуществляемые без видимой причины с точки зрения логики бизнеса;

3) операции, содержание которых не согласуется с их формами;

4) операции, отраженные в документах и бухгалтерском учете необычным образом;

5) большое количество или сумма операций с некоторыми потребителями или поставщиками (по сравнению с другими);

6) неучтенные операции, в том числе безвозмездное получение или предоставление управленческих услуг.

Для выявления операций со связанными сторонами аудитор выполняет следующие операции:

1) детальные тесты в отношении операций и остатков по счетам бухгалтерского учета;

2) изучение протоколов собраний акционеров и представителей собственников;

3) изучение регистров бухгалтерского учета с целью обнаружения крупных или нетипичных операций или остатков по счетам бухгалтерского учета;

4) изучение документов, подтверждающих выданные и полученные займы;

5) изучение инвестиционных сделок, например, приобретения или продажи доли участия в совместной деятельности.

При проверке выявленных операций со связанными сторонами аудитор может использовать следующие процедуры:

1) подтверждение условий и суммы операции со связанной стороной;

2) изучение информации о связанной стороне в процессе ее обработки;

3) обсуждение информации банками, поручителями, агентами, юристами.

Аудитор должен получить письменное заявление руководства аудируемого лица, касающееся:

1) полноты предоставленной информации о связанных сторонах;

2) достаточности раскрытия информации о связанных сторонах в отчетности.

Если аудитор не получил достаточные надлежащие аудиторские доказательства относительно связанных сторон и операций с ними или приходит к выводу о недостаточном раскрытии информации о них в отчетности, то он должен соответствующим образом модифицировать аудиторское мнение.

 

10. Изучение и использование работы внутреннего аудита

При эффективном внутреннем аудите можно модифицировать характер и объем аудиторских процедур, выполняемых внешним аудитором.

Внешний аудитор должен предварительно оценить, насколько эффективны функции службы внутреннего аудита, если он собирается в дальнейшем полагаться на их эффективность.

Для достижения понимания функций внутреннего аудита нужно учитывать:

1) организационный статус службы внутреннего аудита;

2) характер и объем поручений, выполняемых службой внутреннего аудита;

3) профессиональную компетентность внутренних аудиторов;

4) профессиональную добросовестность внутренних аудиторов.

Если внешний аудитор намерен использовать работу службы внутреннего аудита, то он рассматривает предварительный план внутреннего аудита на данный период. Внутренние и внешние аудиторы согласовывают порядок взаимодействия, уровень существенности, методы отбора проверяемой совокупности, документальное оформление выполненной работы и формы отчетности.

Внешний аудитор должен получить доступ к внутренним аудиторским отчетам и должен быть информирован обо всех важных аспектах, о которых стало известно внутреннему аудитору. Обычно внешний аудитор также информирует внутреннего аудитора о вопросах, которые могут повлиять на работу внутреннего аудитора.

При использовании конкретной работы службы внутреннего аудита внешний аудитор анализирует следующие аспекты:

1) выполняется ли работа лицами, имеющими соответствующее образование и опыт работы;

2) надлежащим ли образом контролируется работа ассистентов внутреннего аудитора;

3) получены ли достаточные надлежащие аудиторские доказательства;

4) являются ли сделанные выводы надлежащими в конкретных обстоятельствах;

5) соответствуют ли подготовленные отчеты результатам выполненной работы;

6) соответствующим ли образом раскрыта информация о необычных фактах, выявленных при внутреннем аудите.

Аудиторские процедуры в отношении конкретной работы службы внутреннего аудита могут включать:

1) исследование уже проверенных при внутреннем аудите областей;

2) исследование других подобных областей;

3) наблюдение за выполнением процедур внутреннего аудита.

 

11. Использование работы другого аудитора

Основной аудитор отвечает за подготовку аудиторского заключения по отчетности аудируемого лица в случае, если такая отчетность включает финансовую информацию по одному или нескольким подразделениям, которые проверяются другим аудитором.

Другой аудитор несет ответственность за подготовку аудиторского заключения по финансовой информации подразделения, включенной в отчетность, проверяемую основным аудитором.

Понятие "подразделение" - это подразделение, филиал, дочерняя организация или иная организация, чья финансовая информация включается в отчетность, проверяемую основным аудитором.

Основному аудитору необходимо определить, как работа другого аудитора повлияет на проведение аудита.

Данное правило не применяется:

1) в случае, если два и более аудитора назначаются в качестве совместных аудиторов;

2) в отношениях аудитора с аудитором, проводившим аудит отчетности аудируемого лица за предыдущий отчетный период;

3) в случае, если основной аудитор считает, что отчетность подразделений является несущественной по отношению к отчетности аудируемого лица.

При планировании использования работы другого аудитора основной аудитор должен оценить его профессиональную компетентность.

Основной аудитор информирует другого аудитора:

1) о требовании независимости с получением письменного заявления, подтверждающего соблюдение этого требования;

2) об использовании результатов работы другого аудитора и его аудиторского заключения;

3) об областях, требующих особого внимания другого аудитора;

4) о графике проведения аудита;

5) о требованиях к ведению бухгалтерского учета, проведению аудита и составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности с получением письменного заявления, подтверждающего знание и соблюдение этих требований.

Основной аудитор может:

1) обсудить с другим аудитором применяемые процедуры аудита;

2) ознакомиться с письменным изложением процедур, выполненных другим аудитором;

3) провести обзорную проверку его рабочих документов.

Другой аудитор сообщает основному аудитору о любых составляющих частях своей работы, которые не могут быть выполнены в соответствии с требованиями законодательства и Кодекса этики аудиторов России. Другой аудитор должен быть информирован о любых вопросах, о которых стало известно основному аудитору и которые могут серьезно повлиять на работу другого аудитора.

Если основной аудитор считает, что работу другого аудитора нельзя использовать, а сам основной аудитор не может выполнить достаточные дополнительные процедуры в отношении финансовой информации подразделений, то основной аудитор выражает мнение с оговоркой или отказывается от выражения мнения.

Если другой аудитор намеревается выразить модифицированное аудиторское мнение, основной аудитор рассматривает, имеет ли причина модифицирования такой характер и значимость, что необходимо модифицировать аудиторское мнение основного аудитора.

Если основной аудитор формирует мнение о бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целом исключительно на основе аудиторских заключений другого аудитора по одному или нескольким подразделениям, то в его аудиторском заключении указывается этот факт, а также указывается значимость той части бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая была проверена другим аудитором.

12. Проверка прогнозной финансовой информации

Проверка прогнозной финансовой информации является прочей связанной с аудиторской деятельностью услугой. Проверка прогнозной финансовой информации не может проводиться аудитором, оказывавшим данной организации услуги по подготовке данной прогнозной информации, а также в случае, если аудитор осуществлял выбор допущений, лежащих в основе данной прогнозной финансовой информации.

Кроме того, проверка прогнозной финансовой информации может осуществляться в рамках аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Под прогнозной финансовой информацией понимается информация о будущем финансовом положении, будущих финансовых результатах деятельности, будущем движении денежных средств аудируемого лица либо отдельных сторонах его будущей финансово-хозяйственной деятельности, подготовленная исходя из допущения, что определенные события произойдут, и определенные действия будут предприняты руководством организации.

Проверка прогнозной финансовой информации проводится для того, чтобы установить:

1. применимость принятых при ее подготовке допущений;

2. правильность ее подготовки на основе принятых допущений;

3. адекватность ее представления.

В задачи аудитора не входит выражение мнения о том, будут ли достигнуты прогнозируемые результаты. Если аудитор считает, что достаточно компетентен в данном вопросе, такое мнение может быть выражено.

Исходя из характера и сложности прогнозной финансовой информации, подлежащей проверке, аудитор может использовать работу эксперта.

Аудитор должен отказаться от проверки прогнозной финансовой информации, если существует серьезное сомнение в применимости принятых допущений или возможности использования прогнозной финансовой информации в целях, предполагаемых клиентом.

Если фактическая информация приведена как часть прогнозной финансовой информации, аудитор, основываясь на профессиональном суждении, должен определить, в какой степени фактическая информация должна быть проверена и какие процедуры в отношении нее должны быть проведены.

Аудитор должен получить от руководства организации письменные разъяснения в отношении целей использования прогнозной финансовой информации и применимости допущений, лежащих в ее основе. Письменные разъяснения должны подтверждать ответственность руководства за содержание прогнозно-финансовой информации.

Отчет о результатах проверки прогнозной финансовой информации должен содержать мнение аудитора о применимости допущений, правильности подготовки информации на основе принятых допущений и адекватности ее представления. Аудитор может включить в отчет мнение о возможности использования прогнозной финансовой информации в определенных целях, а также рекомендации по ограниченному использованию и распространению прогнозной финансовой информации.

Если по каким-либо причинам аудитор не в состоянии провести необходимые процедуры, в отчете о результатах проверки прогнозной финансовой информации следует отказаться от выражения мнения и изложить в нем обстоятельства, вызвавшие ограничение объема аудита.

 

13. Аудит оценочных значений

Оценочными значениями являются приблизительно определенные или рассчитанные работниками аудируемого лица на основе профессионального суждения значения некоторых показателей при отсутствии точных способов их определения, в том числе:

а) оценочные резервы;

б) амортизационные отчисления;

в) начисленные доходы;

г) отложенные налоговые активы и обязательства;

д) резерв на покрытие убытков, понесенных в результате финансово-хозяйственной деятельности;

е) убытки по договорам строительства, признанные до прекращения действия этих договоров.

При наличии в отчетности оценочных значений возрастает риск ее существенных искажений.

В зависимости от времени расчета оценочные значения могут быть текущими и отчетными. Текущие оценочные значения отражаются на счетах бухгалтерского учета с периодичностью, с которой ведутся регистры бухгалтерского учета. Отчетные оценочные значения отражаются только при составлении бухгалтерской отчетности и до окончания года не проводятся. Методы расчета оценочных значений должны найти отражение как элемент учетной политики.

Аудитор должен получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства относительно того, является ли оценочное значение приемлемым в данных обстоятельствах и раскрыта ли надлежащим образом информация о данном оценочном значении.

При проверке оценочных значений аудитору рекомендуется:

1) провести общую и детальную проверку процедур, используемых руководством аудируемого лица при расчете оценочного значения;

2) использовать независимую оценку для сравнения с оценкой, проведенной руководством аудируемого лица;

3) проверить последующие события, чтобы подтвердить правильность сделанного расчета.

Действия аудитора при общей и детальной проверке процедур, используемых руководством аудируемого лица, включают в себя:

1) оценку исходных данных и допущений, на которых основывается оценочное значение;

2) арифметическую проверку расчетов;

3) сравнение расчетов в отношении предыдущих периодов с фактическими результатами за эти периоды;

4) рассмотрение процедур утверждения оценочных значений руководством аудируемого лица.

При расхождении между аудиторской оценкой и оценочным значением, отраженным в отчетности, аудитор должен определить, существует ли необходимость корректировки отчетности.

Если разница имеет разумный характер, аудитору нет необходимости требовать корректировки. Если аудитор считает, что существующая разница не имеет разумного характера, он должен обратиться к руководству аудируемого лица с предложением пересмотреть оценочное значение. В случае отказа разницу следует считать искажением и рассматривать вместе с остальными искажениями.

Аудитор должен также рассмотреть вопрос о том, не использует ли руководство аудируемого лица в отношении отдельных величин подход, когда каждая из них по отдельности находится в приемлемом диапазоне, но в то же время намеренно используется завышенное или заниженное значение из такого диапазона с тем, чтобы после применения к расчетным процедурам совокупности исходных величин получить заведомо искаженный в желаемую сторону результат. В таких обстоятельствах аудитор должен оценить разумный характер оценочных значений не по отдельности, а в совокупности.

 

14. Сопоставимые данные в бухгалтерской (финансовой) отчетности

Сопоставимые данные – показатели, отражающие

· финансовое положение,

· результаты финансовой деятельности,

· движение денежных средств,

· иные сопоставимые показатели и сведения,

подлежащие раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности более чем за один отчетный период.

Сопоставимые данные могут быть представлены в виде:

· соответствующих показателей за предшествующий период, являющихся частью бухгалтерской (финансовой) отчетности за текущий период;

· сопоставимой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий период, не являющейся составной частью бухгалтерской (финансовой) отчетности за текущий период.

 

Соответствующие показатели

Аудитор определяет:

· соответствует ли учетная политика в предыдущий период учетной политике в текущем периоде или были ли сделаны надлежащие корректировки;

· согласуются ли соответствующие показатели с информацией в отчетности за предыдущий период, либо были ли сделаны надлежащие корректировки.

Аудиторское мнение за предыдущий период Ситуация, которая должна была привести к модификации мнения за предыдущий период Аудиторское мнение за текущий период Причина модификации аудиторского мнения за текущий период или включения в АЗ дополнительных частей
Модифицировано Не устранена Модифицировано Соответствующие показатели или соответствующие показатели и показатели за текущий период
Модифицировано Устранена Не модифицировано   или   Не модифицировано + в АЗ включена часть, привлекающая внимание     Несоответствие мнений в предыдущем и последнем АЗ
Не модифицировано Не устранена Если ФО за предыдущий период пересмотрена и заново опубликована с новым аудиторским заключением – не модифицировано   Если ФО за предыдущий период не пересмотрена и соответствующие показатели не скорректированы – модифицировано Если ФО за предыдущий период не пересмотрена, а соответствующие показатели скорректированы – не модифицировано или   не модифицировано + в АЗ включена часть, привлекающий внимание     Соответствующие показатели или соответствующие показатели и показатели за текущий период     Несоответствие мнений в предыдущем и последнем АЗ

 

Если аудит отчетности за предыдущий период проводил другой аудитор, аудитор может в своем аудиторском заключении указать на:

· то, что аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности за предыдущий период проводил другой аудитор;

· форму мнения, выраженного в аудиторском заключении за предыдущий период другим аудитором (если оно было модифицировано, указать причину модифицирования);

· дату аудиторского заключения за предыдущий период.

Если аудит отчетности за предыдущий период не проводился, то:

· аудитор указывает в аудиторском заключении за текущий период, что соответствующие показатели за предыдущий период не были проверены (такое заявление не освобождает аудитора от выполнения процедур в отношении остатков по счетам на начало текущего периода);

· в бухгалтерской (финансовой) отчетности должно быть указано, что аудит соответствующих показателей за предыдущий период не проводился.

 

сопоставимая отчетность

Аудитор определяет:

· соответствует ли учетная политика в предыдущий период учетной политике в текущем периоде или были ли сделаны надлежащие корректировки;

· согласуются ли показатели сопоставимой отчетности с информацией в отчетности за предыдущий период, либо были ли сделаны надлежащие корректировки.

Аудитор раздельно выражает мнение по бухгалтерской (финансовой) отчетности за каждый отчетный период.

Аудитор может выразить мнение с оговоркой, отрицательное мнение или отказаться от выражения мнения либо включить текст, привлекающий внимание, в отношении отчетности за один или несколько периодов, выразив в то же время иное мнение в отношении отчетности за другие периоды.

Если при составлении аудиторского заключения по финансовой (бухгалтерской) отчетности за предыдущий период в связи с аудитом за текущий период мнение о финансовой (бухгалтерской) отчетности за предыдущий период отличается от ранее выраженного мнения, то аудитору необходимо раскрыть причину различия во мнениях посредством включения текста, привлекающего внимание к указанной ситуации. Данная ситуация может иметь место, если в ходе аудита за текущий период аудитору становится известно об обстоятельствах или событиях, которые существенно влияют на финансовую (бухгалтерскую) отчетность за предыдущий период.

Если аудит отчетности за предыдущий период проводил другой аудитор, аудитор должен в своем аудиторском заключении указать на:

· то, что аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности за предыдущий период проводил другой аудитор;

· вид мнения, выраженного в аудиторском заключении за предыдущий период другим аудитором (если оно было модифицированным, указать причину модифицирования);

· дату аудиторского заключения за предыдущий период.

Если отчетность за предыдущий период, по которой выражено немодифицированное аудиторское мнение, содержит существенные искажения, аудитор обсуждает данный вопрос с руководством аудируемого лица и после получения его согласия обращается к другому аудитору с предложением о повторном рассмотрении отчетности за предыдущий период.

Если аудит отчетности за предыдущий период не проводился, то:

· аудитор указывает в аудиторском заключении за текущий период, что сопоставимая отчетность не была проверена (такое заявление не освобождает аудитора от выполнения процедур в отношении остатков по счетам на начало текущего периода);

· в бухгалтерской (финансовой) отчетности должно быть указано, что аудит сопоставимой отчетности не проводился.

15. Прочая информация в документах, содержащих проаудированную бухгалтерскую отчетность

Когда проаудированная бухгалтерская отчетность экономического субъекта составляет часть документа, содержащего помимо этой отчетности прочую информацию, аудитор должен рассмотреть эту прочую информацию для выявления в ней возможных существенных несоответствий с проаудированной бухгалтерской отчетностью.

Под документом, содержащим проаудированную бухгалтерскую отчетность, понимается предусмотренный законодательством или иными нормативными актами либо подготовленный по инициативе аудируемого лица с целью предоставления заинтересованным пользователям документ, в состав которого включается проаудированная бухгалтерская отчетность. Таким документом может быть, в частности, годовой отчет акционерного общества или проспект эмиссии.

Под прочей информацией понимаются любые включенные в документ данные (сведения), отличные от бухгалтерской отчетности, содержащейся в этом же документе, например: отчет руководства или совета директоров о деятельности аудируемого лица, финансовый обзор или финансовые показатели, данные о занятости, планируемые капитальные расходы, аналитические коэффициенты, имена должностных лиц, выборочные квартальные данные.

Аудитор согласовывает с аудируемым лицом получение прочей информации до даты выдачи аудиторского заключения.

При выявлении существенных несоответствий в процессе ознакомления с прочей информацией аудитору необходимо определить, нужно ли вносить поправки в проаудированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность или в прочую информацию.

Если необходимо внести поправки в проаудированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, но аудируемое лицо отказывается их вносить, то аудитор выражает мнение с оговоркой или отрицательное мнение.

Если необходимо внести поправки в прочую информацию, но аудируемое лицо отказывается их вносить, аудитор принимает решение о необходимости включить в аудиторское заключение текст, привлекающий внимание к данной ситуации и описывающий выявленные существенные несоответствия. Бездействие руководства аудируемого лица также может быть причиной отказа аудитора от продолжения выполнения задания, однако в данном случае желательно получить юридическую консультацию.

При ознакомлении с прочей информацией аудитор может обнаружить явное существенное искажение фактов, когда информация, не имеющая отношения к содержанию проаудированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, изложена или представлена неверно. В этом случае аудитор должен обсудить этот вопрос с руководством аудируемого лица. Аудитор может порекомендовать руководству аудируемого лица проконсультироваться с компетентной 3-й стороной, например с консультантом аудируемого лица по юридическим вопросам, и принимает во внимание полученные консультации.

Если руководство аудируемого лица отказывается устранить явное существенное искажение фактов в прочей информации, аудитор уведомляет о нем представителей собственника аудируемого лица и получает юридическую консультацию.

Когда прочая информация не доступна аудитору в полном объеме до даты подписания аудиторского заключения, он должен ознакомиться с ней при первой представившейся возможности.

При выявлении существенных несоответствий или обнаружении явных существенных искажений фактов аудитор определяет, есть ли необходимость в пересмотре проаудированной бухгалтерской (финансовой) отчетности или прочей информации.

Если пересмотр проаудированной бухгалтерской (финансовой) отчетности является надлежащим, то аудитор предоставляет новое заключение по пересмотренной отчетности. Новое аудиторское заключение должно включать часть, в которой подробно излагаются основания для пересмотра ранее представленной отчетности и аудиторского заключения.

Если руководство аудируемого лица не пересматривает отчетность, в то время как аудитор считает ее пересмотр необходимым, аудитору следует уведомить лиц, которым подчиняется руководство аудируемого лица, о том, что аудитор самостоятельно предпримет меры для того, чтобы третьи лица не полагались на аудиторское заключение.

Если необходим пересмотр прочей информации и руководство аудируемого лица его выполняет, аудитор выполняет обзорную проверку действий, предпринимаемых руководством аудируемого лица.

Если руководство аудируемого лица отказывается внести исправления в прочую информацию, аудитор письменно уведомляет об этом представителей собственника аудируемого лица и получает юридическую консультацию.

16. Сообщение информации руководству аудируемого лица и представителям его собственника

Информация представляет собой сведения, ставшие известными аудитору в ходе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, которые, по мнению аудитора, являются важными для руководства и (или) представителей собственника аудируемого лица при осуществлении ими контроля за подготовкой достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и раскрытием информации в ней, результативностью и эффективностью хозяйственных операций и эффективным использованием ресурсов, а также соответствием деятельности аудируемого лица нормативным правовым актам Российской Федерации.

Аудитор не обязан в ходе аудита разрабатывать процедуры, специально направленные на поиск информации, имеющей значение для управления аудируемым лицом.

Аудитор должен сообщать информацию руководству и (или) представителям собственника аудируемого лица.

Руководство аудируемого лица - лица, отвечающие за повседневное руководство аудируемым лицом, а также осуществление хозяйственных операций, ведение бухгалтерского учета и подготовку финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, генеральный директор, главный бухгалтер и др.);

Представители собственника аудируемого лица - лица или коллегиальные органы, которые осуществляют общий надзор и стратегическое руководство деятельностью аудируемого лица, а также в соответствии с учредительными документами могут контролировать текущую деятельность его руководства, в том числе назначать или освобождать от должности представителей высшего руководства.

Аудитор должен установить надлежащих получателей информации из числа руководства и представителей собственника аудируемого лица.

Информация, сообщаемая аудитором руководству аудируемого лица и (или) представителям его собственника, как правило, отражает:

а) общий подход аудитора к проведению аудита и его объему, обеспокоенность аудитора по поводу любых ограничений объема аудита, а также комментарии по поводу уместности любых дополнительных требований руководства аудируемого лица;

б) выбор учетной политики или ее изменение руководством аудируемого лица, которое оказывает или может оказать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица;

в) возможное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица каких-либо существенных рисков и внешних факторов, которые должны быть раскрыты в финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, судебных разбирательств);

г) предлагаемые аудитором существенные корректировки финансовой (бухгалтерской) отчетности, как осуществленные, так и не осуществленные аудируемым лицом;

д) существенные неопределенности, касающиеся событий или условий, которые могут в значительной мере поставить под сомнение способность аудируемого лица продолжать непрерывно вести свою деятельность;

е) разногласия аудитора с руководством аудируемого лица по вопросам, которые по отдельности или в совокупности могут являться значимыми для финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица или аудиторского заключения. Сообщаемая в этой связи информация должна включать пояснения важности этого вопроса и сведения о том, был ли данный вопрос разрешен или нет;

ж) предполагаемые модификации аудиторского заключения;

з) другие вопросы, заслуживающие внимания представителей собственника (например, существенные недочеты в области внутреннего контроля, вопросы, касающиеся деловой репутации руководства аудируемого лица, а также случаи недобросовестных действий руководства);

и) вопросы, освещение которых согласовано аудитором с аудируемым лицом в договоре оказания аудиторских услуг.

Аудитор должен сообщить представителям собственника о не исправленных аудируемым лицом корректировках, предложенных аудитором в ходе аудита, признанных руководством аудируемого лица несущественными, по отдельности или в совокупности для финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом.

Аудитор также должен проинформировать надлежащих получателей информации о том, что:

а) сведения, сообщаемые аудитором, включают только те вопросы, которые привлекли внимание аудитора в результате аудита;

б) аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности не направлен на выявление всех вопросов, которые могут представлять интерес для управления аудируемым лицом.

Аудитор должен своевременно сообщать информацию таким образом, чтобы представители собственника и руководство аудируемого лица имели возможность оперативно принимать надлежащие меры. В определенных случаях в связи с необходимостью решения срочного вопроса аудитор может сообщить о нем раньше, чем это было согласовано предварительно.

Аудитор может сообщать информацию в устной или письменной форме.

Если информация, представляющая интерес для управления аудируемым лицом, сообщается в устной форме, аудитору следует документально отразить в рабочих документах эту информацию и реакцию на нее получателей информации.

 

17. Внешние подтверждения

Внешнее подтверждение – это процесс получения и анализа аудиторских доказательств посредством направления третьей стороной аудитору (по требованию аудируемого лица) ответа на запрос аудируемого лица о предоставлении информации относительно какой-либо определенной статьи бухгалтерской (финансовой) отчетности, оказывающей влияние на предпосылки ее подготовки.

Внешние подтверждения могут использоваться, например, в отношении:

а) остатков средств на счетах в кредитных организациях и иной информации, получаемой от кредитных организаций;

б) дебиторской задолженности, числящейся на счетах бухгалтерского учета;

в) материально-производственных запасов, находящихся на складах третьих сторон после передачи в переработку или на комиссию;

г) финансовых инструментов, приобретенных, но не доставленных аудируемому лицу на отчетную дату;

д) полученных займов;

е) кредиторской задолженности, числящейся на счетах бухгалтерского учета.

Запрос о внешнем подтверждении должен содержать разрешение руководства аудируемого лица, в котором оно должно указать, что не возражает против раскрытия запрашиваемой аудитором информации лицом, составляющим ответ.

Аудитор может использовать запросы о предоставлении позитивных и (или) негативных внешних подтверждений.

В запросе о позитивном внешнем подтверждении содержится просьба ответить аудитору в любом случае путем указания на согласие отвечающего с предоставленной информацией либо путем внесения информации. Существует риск того, что лицо, составляющее подтверждение, ответит на запрос, не убедившись в правильности информации. Аудитор может снизить этот риск, если отправит запрос о позитивном подтверждении, не указывая в запросе конкретный показатель. Однако использование запроса в форме бланка, предполагающего самостоятельное заполнение, может привести к снижению количества ответов.

Запрос о негативном внешнем подтверждении подразумевает, что лицо, составляющее такое внешнее подтверждение, направит ответ только в случае несогласия с информацией, изложенной в запросе. Однако если ответ на негативное внешнее подтверждение не получен, то аудитор должен понимать, что не получит однозначных аудиторских доказательств факта получения запроса третьей стороной, а также того, что третья сторона проверила правильность содержащейся в запросе информации.

Если аудитору необходимо подтвердить какую-либо информацию, а руководство аудируемого лица препятствует этому, то аудитор должен оценить, насколько обоснованы такие действия. Если аудитор примет решение согласиться с просьбой руководства аудируемого лица не искать внешних подтверждений по конкретному вопросу, то в отношении этого вопроса он должен применить альтернативные процедуры для получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств. Если аудитор не принимает аргументов руководства аудируемого лица, но ему не позволяют обратиться за внешним подтверждением, это подразумевает ограничение объема аудита, и аудитор должен модифицировать на данном основании аудиторское мнение.

Запросы о внешнем подтверждении, подписанные руководством аудируемого лица, должны отсылаться непосредственно самим аудитором по надлежащим адресам и содержать требование направлять ответы непосредственно аудитору. Аудитор должен убедиться, что ответы с внешними подтверждениями поступили от надлежащих отправителей.

Если ответ на запрос не получен, аудитору рекомендуется связаться с получателем запроса, чтобы выяснить причины отказа и попытаться добиться ответа. Если аудитору не удается получить ответ, он должен перейти к альтернативным аудиторским процедурам.

Аудитор должен выяснить, являются ли полученные ответы надежными, и применить соответствующие процедуры для снятия возможных сомнений в надежности и подлинности полученных ответов.

Если аудитор приходит к выводу, что в процессе направления запросов и получения внешних подтверждений, а также в ходе применения альтернативных аудиторских процедур не удалось получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства, он должен провести дополнительные процедуры для получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств.

18. Использование аналитических процедур в ходе аудита

Аналитические процедуры включают в себя:

а) рассмотрение финансовой и другой информации об аудируемом лице в сравнении:

с сопоставимой информацией за предыдущие периоды;

с ожидаемыми результатами деятельности аудируемого лица, например, сметами или прогнозами, а также предположениями аудитора;

с информацией об организациях, ведущих аналогичную деятельность;

б) рассмотрение взаимосвязей:

между элементами информации, которые предположительно должны соответствовать прогнозируемому образцу, исходя из опыта аудируемого лица;

между финансовой информацией и другой информацией (например, между расходами на оплату труда и численностью работников).

Аналитические процедуры используются:

а) при планировании аудитором характера, временных рамок и объема других аудиторских процедур;

б) в качестве аудиторских процедур проверки по существу;

в) в качестве общей обзорной проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности на завершающей стадии аудита.

Аналитические процедуры при планировании аудита

Аудитору рекомендуется применять аналитические процедуры при планировании аудита с целью понимания деятельности аудируемого лица и выявления областей возможного риска. В аналитических процедурах при планировании аудита рекомендуется использовать как финансовую, так и другую информацию.

Аналитические процедуры как разновидность

аудиторских процедур проверки по существу

Аудитору рекомендуется обратиться к компетентным работникам аудируемого лица с запросом о наличии и достоверности требуемой для применения аналитических процедур информации и о результатах таких процедур, если они были ранее самостоятельно проведены аудируемым лицом.

Если аудитор намерен выполнить аналитические процедуры в качестве аудиторских процедур проверки по существу, ему необходимо учитывать:

а) цели выполнения аналитических процедур, и степень, в которой он считает возможным полагаться на их результаты;

б) особенности аудируемого лица и степень возможного разделения информации (например, аналитические процедуры могут дать лучшие результаты, если они применяются к финансовой информации по отдельным видам деятельности или к отдельным подразделениям, цехам, торговым помещениям аудируемого лица, чем к финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица в целом);

в) наличие информации финансового (сметы, прогнозы) и нефинансового (количество произведенных или проданных единиц продукции) характера;

г) достоверность имеющейся информации (например, аудитору рекомендуется проверить, с достаточной ли тщательностью подготовлены работниками аудируемого лица сметные и прогнозные данные);

д) уместность имеющейся информации;

е) источник имеющейся информации;

ж) сопоставимость имеющейся информации;

з) знания, полученные аудитором во время предыдущих аудитов, а также понимание аудитором типичных проблем аудируемого лица, которые служили причиной для замечаний и внесения корректировок в бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Аналитические процедуры как общая обзорная

проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности

Аудитору следует применять аналитические процедуры ближе к завершению или непосредственно на завершающей стадии аудита при формулировании общего вывода о том, соответствует ли бухгалтерская (финансовая) отчетность в целом мнению о деятельности аудируемого лица, которое сложилось у аудитора.

Степень доверия аудитора к результатам аналитических процедур зависит от:

а) существенности рассматриваемых счетов бухгалтерского учета и частей бухгалтерской (финансовой) отчетности;

б) других аудиторских процедур, направленных на достижение тех же целей;

в) точности, с которой могут предполагаться результаты аналитических процедур;

г) оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля.

Аудитор должен оценить и проверить надежность существующих средств внутреннего контроля за подготовкой информации, используемой при аналитических процедурах.

Если аналитические процедуры выявили отклонение от ожидаемых закономерностей, аудитор должен исследовать такие расхождения и получить по ним объяснения руководства аудируемого лица и соответствующие аудиторские доказательства.

Изучение необычных отклонений и взаимосвязей, как правило, начинается с запросов руководству аудируемого лица.

После получения ответов на запросы аудитор:

а) предпринимает попытку подтвердить ответы руководства аудируемого лица, например, путем сравнения их с информацией, которой располагает аудитор, и прочими доказательствами, полученными в ходе аудита;

б) рассматривает вопрос о необходимости применения других аудиторских процедур, в случае если объяснения руководства аудируемого лица не убедительны.

19. Учет особенностей аудируемого лица, бухгалтерскую (финансовую) отчетность которого готовит специализированная организация

Если аудируемое лицо пользуется для составления финансовой (бухгалтерской) отчетности услугами централизованной бухгалтерии специализированной организации или бухгалтера-специалиста, такая организация или специалист в федеральных правилах (стандартах) аудиторской деятельности именуются специализированной организацией.

Аудитору необходимо рассмотреть:

1) характер услуг, предоставляемых специализированной организацией;

2) условия договора между аудируемым лицом и специализированной организацией;

3) взаимодействие системы внутреннего контроля аудируемого лица с системами учета и контроля специализированной организации;

4) средства внутреннего контроля аудируемого лица, имеющие отношение к деятельности специализированной организации (средства контроля за обработкой хозяйственных операций специализированной организацией и анализ аудируемым лицом рисков, связанных с использованием услуг специализированной организации, и способов минимизации таких рисков);

5) возможности специализированной организации и ее финансовую стабильность, в том числе последствия возможной несостоятельности или прекращения ее деятельности;

6) сведения об используемых специализированной организацией средствах контроля, применяемых в компьютерных системах обработки данных.

Для достижения понимания системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, на которые оказывает влияние деятельность специализированной организации, аудитор может:

· посетить специализированную организацию;

· предложить аудируемому лицу обратиться к специализированной организации с просьбой о предоставлении аудитору доступа к необходимой информации;

· ознакомится с заключением, составленным аудитором специализированной организации (при этом необходимо навести справки относительно его профессиональной компетентности).

Типы заключения аудитора специализированной организации:

· заключение о структуре системы внутреннего контроля (первый тип);

· заключение о структуре и надежности системы внутреннего контроля (второй тип).

Заключение первого типа содержит:

· описание системы внутреннего контроля специализированной организации, как правило, составляемое руководством специализированной организации;

· мнение аудитора специализированной организации, подтверждающее точность указанного описания, пригодность системы внутреннего контроля для достижения поставленных перед ней целей, наличие средств внутреннего контроля.

Заключение второго типа содержит:

· описание системы внутреннего контроля специализированной организации, как правило, составляемое руководством специализированной организации;

· мнение аудитора специализированной организации, подтверждающее точность указанного описания, пригодность системы внутреннего контроля для достижения поставленных перед ней целей, наличие средств внутреннего контроля, эффективность средств внутреннего контроля по результатам тестирования средств внутреннего контроля.

Если аудитор аудируемого лица использует заключение аудитора специализированной организации, в аудиторском заключении в отношении финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица не дается ссылок на заключение аудитора специализированной организации.

тема 8. специальные аудиторские задания

1. Аудит отчетности, составленной по специальным правилам

2. Особенности аудита отдельной части отчетности

 

1. Аудит отчетности, составленной по специальным правилам

Отчетность, составленная по специальным правилам:

а) отчетность, составленная по правилам налогового учета;

б) отчетность, отражающая доходы и расходы с использованием кассового метода;

в) отчетность, содержащая финансовую информацию, формируемую по правилам, установленным соответствующими уполномоченными органами (для подтверждения соблюдения таких правил);

г) отчетность, составленная по специальным правилам, обусловленным требованиями договора (например, кредитного договора, условиями облигационного займа или гранта);

д) другая отчетность, предназначенная для удовлетворения информационных потребностей определенных групп пользователей.

Аудитор должен установить, не противоречат ли специальные правила составления отчетности установленным правилам составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В случае, если аудитор устанавливает наличие такого противоречия, он должен определить, раскрыто ли это противоречие в отчетности, составленной по специальным правилам, должным образом. В случае, если указанное противоречие не раскрыто в отчетности, составленной по специальным правилам, должным образом, аудитор должен модифицировать свое мнение в аудиторском заключении.

При проведении аудита отчетности, составленной по специальным правилам, аудитор должен следовать этическим требованиям, обязательным для выполнения заданий по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе независимости, а также всем федеральным стандартам аудиторской деятельности, применимым при проведении аудита.

При планировании и выполнении задания аудитор должен установить, возникают ли какие-либо особенности применения требований конкретного стандарта.

Помимо установленного федеральным стандартом аудиторской деятельности "Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности" (ФСАД 1/2010) аудиторское заключение об отчетности, составленной по специальным правилам, также должно содержать:

а) цель составления отчетности и, при необходимости, круг предполагаемых пользователей ее либо ссылку на примечание в отчетности, содержащее такую информацию;

б) в случае, когда у руководства аудируемого лица есть альтернативный выбор в отношении специальных правил составления отчетности, описание ответственности руководства аудируемого лица за альтернативный выбор уместных в данных обстоятельствах специальных правил составления отчетности.

Аудиторское заключение об отчетности, составленной по специальным правилам, должно включать привлекающую внимание часть, содержащую указание на то, что отчетность составлена в соответствии со специальными правилами, и, соответственно, может быть неприменима для использования в иных целях.

Аудитор может включить в аудиторское заключение указание на то, что аудиторское заключение предназначено для ограниченного круга адресатов, или ссылку на примечание в отчетности, содержащее такую информацию.

 

2. Особенности аудита отдельной части отчетности

Отдельные части отчетности:

а) отдельный отчет, входящий в состав отчетности;

б) отдельная статья отчета, входящая в состав отчетности;

в) отдельный счет или его элемент, отраженный в отчете, входящем в состав отчетности. Например, дебиторская задолженность, резерв сомнительных долгов, запасы, стоимость нематериальных активов, перечень активов, находящихся во внешнем управлении, и получаемый в связи с этим доход, перечень арендных платежей, выплаты дивидендов или премий.

Когда аудитор не проводит аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом и, соответственно, не владеет теми знаниями о деятельности аудируемого лица и среде, в которой она осуществляется, включая систему внутреннего контроля, которые получает аудитор, проводящий аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом, а также не получает аудиторских доказательств в отношении общего качества учетных записей или иной бухгалтерской информации, которые могли бы быть получены в ходе аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом, первому аудитору могут потребоваться дальнейшие аудиторские доказательства для подтверждения аудиторских доказательств, полученных из учетных записей.

При проведении аудита отдельной части отчетности аудитор должен определить:

а) приводит ли применение правил составления этой части отчетности к адекватному представлению и раскрытию информации, дающим возможность предполагаемым пользователям отдельной части отчетности понять как саму информацию, содержащуюся в этой части отчетности, так и влияние на эту информацию существенных фактов хозяйственной жизни аудируемого лица;

б) будет ли уместной в условиях данного аудиторского задания предполагаемая форма выражения мнения аудитора.

Уровень существенности, устанавливаемый для аудита отдельной части отчетности, может быть ниже уровня существенности, устанавливаемого для аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом.

При формировании мнения о достоверности отдельной части отчетности аудитор должен определить, дает ли отдельная часть отчетности (включая соответствующее раскрытие информации) достоверное представление об имевших место фактах хозяйственной жизни и позволяет ли отдельная часть отчетности предполагаемым пользователям судить о влиянии существенных операций и событий на информацию, включенную в отдельную часть отчетности.

В случае, когда аудитор проводит аудит отдельной части отчетности одновременно с проведением аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом, он:

а) может использовать аудиторские доказательства, полученные в ходе аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом, для целей аудита отдельной части отчетности;

б) должен выражать мнение по результатам выполнения каждого аудита отдельно.

В случае, если проаудированная отдельная часть отчетности публикуется вместе с бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица, аудитор должен убедиться, что указанные документы представлены раздельно. В случае, если аудитор считает, что отдельная часть отчетности не отделена от бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом, то он должен сообщить руководству аудируемого лица о необходимости изменения представления указанных документов при публикации. При этом в публикации мнение о достоверности отдельной части отчетности должно быть отделено от мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом.

Когда аудитором в аудиторском заключении выражено модифицированное мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом или в аудиторское заключение включена часть, привлекающая внимание или содержащая прочие факты, аудитор должен установить, какое влияние данные обстоятельства могут оказать на аудиторское мнение об отдельной части отчетности. В случае наличия такого влияния аудитор должен модифицировать мнение о достоверности отдельной части отчетности либо включить в аудиторское заключение часть, привлекающую внимание или содержащую прочие факты.

В случае, когда модифицированное мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом либо информация в части, привлекающей внимание или содержащей прочие факты, не имеют отношения к проаудированной отдельной части отчетности, аудитор, тем не менее, может включить в аудиторское заключение о достоверности отдельной части отчетности содержащую прочие факты часть, указав в ней, что в отношении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом было выражено модифицированное мнение.

Когда аудитор пришел к выводу о необходимости выражения отрицательного мнения или отказа от выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом, в это же аудиторское заключение одновременно аудитор не может включить немодифицированное мнение о достоверности отдельной части отчетности, являющейся частью этой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Однако аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом может содержать одновременно отказ от выражения мнения в отношении финансовых результатов деятельности и движения денежных средств аудируемого лица и немодифицированное мнение в отношении финансового положения аудируемого лица.

Когда аудитор пришел к выводу о необходимости выражения отрицательного мнения или отказа от выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом, но в рамках другого задания по аудиту отдельного счета или его элемента, отраженного в отчете, входящем в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудитор намерен выразить немодифицированное мнение, он должен сделать это при единовременном выполнении следующих условий:

а) это не запрещено требованиями нормативных правовых актов;

б) такое мнение выражается в аудиторском заключении, которое не публикуется вместе с аудиторским заключением, содержащим отрицательное мнение или отказ от выражения мнения;

в) отдельный счет или его элемент, отраженный в отчете, входящем в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности, не является ее существенной частью.

Аудитор не должен выражать немодифицированное мнение о достоверности отдельного отчета, входящего в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой в целом он уже выразил отрицательное мнение или отказался от выражения мнения, даже в случае, когда аудиторское заключение о достоверности отдельного отчета не публикуется вместе с аудиторским заключением о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом.

 

 

ТЕМА 9. Сопутствующие аудиту услуги

1. Обзорная проверка бухгалтерской отчетности

2. Согласованные процедуры

3. Компиляция финансовой информации

1. Обзорная проверка бухгалтерской отчетности

Цель обзорной проверки – предоставление аудитору возможности определить на основе процедур, которые предоставляют не все доказательства, требующиеся для аудита, не привлекло ли внимание аудитора что-либо, что заставило бы его предположить, что бухгалтерская отчетность не была составлена во всех существенных отношениях в соответствии с установленными требованиями к ее составлению.

Обзорная проверка финансовой или другой информации, составленной в соответствии с надлежащими критериями, проводится для тех же целей.

Обзорная проверка в основном включает:

1) запросы;

2) аналитические процедуры

 

Как правило, обзорные проверки не предусматривают:

1) оценку систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

2) тестирование бухгалтерских записей;

3) сбор доказательств, получаемых в ходе инспектирования, наблюдения, подтверждения и подсчета.

При проведении обзорной проверки:

1) аудитор охватывает все существенные аспекты;

2) обнаружение возможных существенных искажений финансовой (бухгалтерской) отчетности менее вероятно по сравнению с аудитом;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: