Предмет философии истории
"Философия истории - раздел философии, связанный с интерпретацией исторического процесса и исторического познания". Отсюда следует, что философия истории представляет собой составную часть философии. Предметом же философии истории является интерпретация, раскрытие содержания исторического процесса и исторического познания. Однако такой подход к определению философии истории является не единственным, поскольку на протяжении исторического развития предмет, проблематика философии истории существенно менялись и сегодня воспринимаются различными направлениями философии истории неодинаковоофії історії неоднаково.
Так, например, предметом исследования историков и философов античного периода (Геродот, Платон, Фукидид, Аристотель, Плутарх и др.) было взаимодействие природы и человека, описание и рассмотрение"сырых"исторических ф фактов без их теоретического осмысления и сведения в единую философско-историческую системчну систему.
|
|
Предметом философии истории Средневековья (Августин и др.) была проблема взаимодействия Бога и человека, определения содержания исторического процесса, движущей силой которого считалось Божье провидение, исследования при изначення и задач исторического трудаь.
В эпоху Возрождения и Нового времени (Пикколо Макиавелли, Джамбатиста Вико, Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс и др.) предметом философии истории становится направленность истории, а также роль человека, классов в историч ночном процессе (Опостен Тьерри, Франсуа Гизо, Огюст Минье) В эпоху Нового времени возникает и сам термин"философия истории\", впервые употребил в 1765 г французский просветитель Вольтер (1694-1778)
онце XIX - начале XX в возникло много новых направлений философии истории, каждый из которых, в свою очередь, имел свой собственный предмет исследования Так, например, представители теории исторического кру угообигу (Николай Данилевский, Освальд Шпенглер, Арнольд Тойнби), как и их предшественники, ставили целью выявление закономерностей исторического процесса.
Античная философия истории
Один из самых ранних греческих писателей, а именно Гесиод как символ перехода от общинно-родовых порядков к порядкам классово-рабовладельческим выставлял теорию пяти веков человеческой истории, из которых каждый последующий был, по Гесиоду, хуже предыдущего ("Труды и дни" 109 - 201).
Первый век, "золотой", существовал под эгидой Кроноса. Он отличался высоким благочестием, легкостью и здоровьем жизни, полной беспечностью и благоденствием, когда даже смерть людей была безболезненной, а после смерти люди становились добрыми охранителями и опекунами последующих, уже не столь счастливых поколений людей.
|
|
Люди следующего, "серебряного", века, по Гесиоду, были неблагочестивы, не приносили жертв богам, были весьма горды, обрекались на беды своей собственной глупостью, за что Зевс и поселил их в подземном мире, хотя все еще с достаточно блаженной жизнью.
Люди третьего, "медного", века были страшны и могучи, не ели хлеба, любили воевать и были насильниками. За это Зевс уготовил им плохое место в Аиде, где они и пребывают безымянными.
Люди так называемого героического века были благочестивы и воевали благородно, но слишком увлекались своими героическими подвигами, за что и были перенесены на острова блаженных и пользовались вполне беспечным и блаженным образом жизни.
Самый страшный и ужасный век - "железный". Этот век, который Гесиод считает современным себе, отличается большим эгоизмом, всеобщим насилием одних над другими, всеобщим озлоблением и между родственниками, и между людьми чужими друг другу, всеобщей завистью и злобой, всякими болезнями, не говоря уже о тяжких трудах, а также всеобщим разбоем.
В античной литературе ярко выражена также и прогрессивная философия истории, но тоже слабо согласованная с постоянной и повсеместной греческой космологией. Уже у Гомера в "Одиссее" киклопы изображаются в виде первобытных людей, не признающих ни божественных, ни человеческих законов, а Одиссей и его спутники, случайно попавшие к киклопам, обрисованы в виде представителей культуры и цивилизации (IX 213 - 215, 275 - 278). Но уже явно прогрессивную теорию культуры и цивилизации проповедует Ксенофан, философ и поэт VI - V вв. до н.э.: "Не от начала все открыли боги смертным, но постепенно, ища, люди находят лучшее" (В 18). И дальше эта прогрессивная теория укрепляется.
В науке вошло в обыкновение все прогрессивные учения о диком состоянии человека и о переходе его к цивилизации приписывать обязательно Демокриту и родоначальником всех этих учений делать именно его.