Античная философия истории

Предмет философии истории

"Философия истории - раздел философии, связанный с интерпретацией исторического процесса и исторического познания". Отсюда следует, что философия истории представляет собой составную часть философии. Предметом же философии истории является интерпретация, раскрытие содержания исторического процесса и исторического познания. Однако такой подход к определению философии истории является не единственным, поскольку на протяжении исторического развития предмет, проблематика философии истории существенно менялись и сегодня воспринимаются различными направлениями философии истории неодинаковоофії історії неоднаково.

Так, например, предметом исследования историков и философов античного периода (Геродот, Платон, Фукидид, Аристотель, Плутарх и др.) было взаимодействие природы и человека, описание и рассмотрение"сырых"исторических ф фактов без их теоретического осмысления и сведения в единую философско-историческую системчну систему.

Предметом философии истории Средневековья (Августин и др.) была проблема взаимодействия Бога и человека, определения содержания исторического процесса, движущей силой которого считалось Божье провидение, исследования при изначення и задач исторического трудаь.

В эпоху Возрождения и Нового времени (Пикколо Макиавелли, Джамбатиста Вико, Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс и др.) предметом философии истории становится направленность истории, а также роль человека, классов в историч ночном процессе (Опостен Тьерри, Франсуа Гизо, Огюст Минье) В эпоху Нового времени возникает и сам термин"философия истории\", впервые употребил в 1765 г французский просветитель Вольтер (1694-1778)

онце XIX - начале XX в возникло много новых направлений философии истории, каждый из которых, в свою очередь, имел свой собственный предмет исследования Так, например, представители теории исторического кру угообигу (Николай Данилевский, Освальд Шпенглер, Арнольд Тойнби), как и их предшественники, ставили целью выявление закономерностей исторического процесса.

 

Античная философия истории

Один из самых ранних греческих писателей, а именно Гесиод как символ перехода от общинно-родовых порядков к порядкам классово-рабовладельческим выставлял теорию пяти веков человеческой истории, из которых каждый последующий был, по Гесиоду, хуже предыдущего ("Труды и дни" 109 - 201).

Первый век, "золотой", существовал под эгидой Кроноса. Он отличался высоким благочестием, легкостью и здоровьем жизни, полной беспечностью и благоденствием, когда даже смерть людей была безболезненной, а после смерти люди становились добрыми охранителями и опекунами последующих, уже не столь счастливых поколений людей.

Люди следующего, "серебряного", века, по Гесиоду, были неблагочестивы, не приносили жертв богам, были весьма горды, обрекались на беды своей собственной глупостью, за что Зевс и поселил их в подземном мире, хотя все еще с достаточно блаженной жизнью.

Люди третьего, "медного", века были страшны и могучи, не ели хлеба, любили воевать и были насильниками. За это Зевс уготовил им плохое место в Аиде, где они и пребывают безымянными.

Люди так называемого героического века были благочестивы и воевали благородно, но слишком увлекались своими героическими подвигами, за что и были перенесены на острова блаженных и пользовались вполне беспечным и блаженным образом жизни.

Самый страшный и ужасный век - "железный". Этот век, который Гесиод считает современным себе, отличается большим эгоизмом, всеобщим насилием одних над другими, всеобщим озлоблением и между родственниками, и между людьми чужими друг другу, всеобщей завистью и злобой, всякими болезнями, не говоря уже о тяжких трудах, а также всеобщим разбоем.

В античной литературе ярко выражена также и прогрессивная философия истории, но тоже слабо согласованная с постоянной и повсеместной греческой космологией. Уже у Гомера в "Одиссее" киклопы изображаются в виде первобытных людей, не признающих ни божественных, ни человеческих законов, а Одиссей и его спутники, случайно попавшие к киклопам, обрисованы в виде представителей культуры и цивилизации (IX 213 - 215, 275 - 278). Но уже явно прогрессивную теорию культуры и цивилизации проповедует Ксенофан, философ и поэт VI - V вв. до н.э.: "Не от начала все открыли боги смертным, но постепенно, ища, люди находят лучшее" (В 18). И дальше эта прогрессивная теория укрепляется.

В науке вошло в обыкновение все прогрессивные учения о диком состоянии человека и о переходе его к цивилизации приписывать обязательно Демокриту и родоначальником всех этих учений делать именно его.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: