Философия истории эпохи Просвещения

В философии Просвещения особую роль играли концепции исторического развития человечества. В соответствии с рационалистическими установками классической философии, разум, способный построить систему объективного, истинного знания о природе, обществе и человеке, является основанием духовной свободы человека.

Он раскрывает глубинные законы общественной жизни, опираясь на которые, человек конструирует социальный мир на принципах справедливости, равенства и братства. Вера в существование субстанциальной основы универсума, в наличие вечных и неизменных оснований бытия привела философов Просвещения к утверждению сущностного единства законов природы, общества и его истории.

В философско-исторических концепциях французского Просвещения была высказана идея «естественного порядка», который воспроизводится в развитии всех живых форм, включая человека, его сознание, деятельность и исторический опыт. В социальной сфере «естественные законы» проявляют себя как законы моральные.

Человек – существо, созданное природой, а потому он подчиняется ее законам, подобно всем другим физическим телам, и его разум, позволяющий ему господствовать над стихийными природными силами, ограничен чувственностью, подвержен ошибкам и заблуждениям, источником которых в немалой степени являются человеческие аффекты. Природные слабости человека, его страсти порождают разнообразные конфликты между людьми, которые человек стремится разрешать при помощи силы. Так, согласно логике просветителей, стихийно формируются неразумные, несправедливые формы социальной жизни.

Естественным стремлением человека является стремление к сохранению жизни, к счастью и миру. Реализовать его можно лишь на пути приведения принципов общественного устройства в соответствие с законами природы. История как наука призвана установить в многообразии исторических и этнографических фактов фундаментальные закономерности, которые можно будет рассматривать в качестве основы объяснения последовательности исторических событий и предвидения их последствий. Философия истории, выясняя эти разумные («естественные») основания социального порядка, определяет препятствия на пути к достижению Царства Разума, в котором каждый человек может быть счастливым.

Французские мыслители стремились определить движущие силы истории, выявить скрытые пружины, действие которых производит смену исторических эпох, изменяет формы государственного устройства.

Согласно Вольтеру, радикальное изменение форм государственной жизни происходит благодаря революции. Она позволяет ликвидировать сословные привилегии и восстановить «естественные права человека», обеспечить ему свободу и равенство.

Мыслители Просвещения обратили внимание на такие факторы социально-исторического процесса, как природно-климатические условия, характер географической среды, специфика законодательства и сам «дух законов» (Монтескье), а также идеология народа («мнения людей правят миром» Вольтер), наука и просвещение, труд (особенно, земледелие и торговля), свобода, предоставляемая обществом человеку и охраняемая законами.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: