Основные отличия данной модели (рисунок 17) от общих подходов, регламентированных в TMN, заключаются в следующем:
· TOM-модель демонстрирует процессный подход к управлению, не декларируя просто функции или наборы функций, а предоставляя управление на каждом уровне как набор процессов, каждый из которых хорошо соотносится с реальными процессами, происходящими у провайдера;
· при разработке TOM использовался подход "сверху-вниз" (т.е. от бизнес- нужд оператора к технологическим составляющим сетевого управления) в отличие от TMN, где рассмотрение управления ведется по принципу "снизу-вверх", т.е. сначала регламентируются технологии и функции управления на уровне сетевых элементов, затем на уровне сети и далее.
· в TOM-модели в качестве отдельного уровня выделен уровень взаимодействия с абонентами (клиентами), что отражает специфику современной работы телекоммуникационного провайдера;
· модель показательна своей наглядностью, простотой и большей детализацией, что существенно отличает ее от способов представления TMN.
|
|
Рамочная модель TOM не зависит от конкретной организации, технологии или содержания услуг. Также она может быть использована для описания не только текущих, но и будущих процессов.
Управление операциями в сетях составляет сложное многомерное пространство. GB 910 – документ, который задаёт лишь общую рамочную модель, которая должна наполняться тем, как конкретный сервисный провайдер разрабатывает и реализует свои процессы. Каждый провайдер услуг определяет и изменяет свои процессы в соответствии с целями своего бизнеса и своими стратегиями.
TOM определяет место структуры бизнес-процесса и идентифицирует аспекты, поддерживающие управление бизнес-процессом. Каждому провайдеру услуги необходимо проанализировать структуру процессов, определяемых TOM-моделью, и понять, как они формируют каждый из процессов изнутри, включая бизнес-правила и политики, используемые ими.
Основное назначение TOM-модели состоит в том, чтобы предложить общую структуру для осуществления сквозной интеграции и автоматизации процессов предоставления услуг в области телекоммуникаций. Она может быть использована провайдерами услуг во внутренних целях и для внешнего взаимодействия. Она может быть использована поставщиками для идентификации продуктовых разработок. TOM – начальная точка для провайдеров услуг, позволяющая увидеть собственную процессорную архитектуру и спроектировать и/или перепроектировать свои процессы, включая определение их интерфейсов и требований к автоматизации.
Рисунок 17 – Рамочная TOM-модель бизнес-процессов для отрасли
телекоммуникаций.
|
|
В сумме основные направления использования TOM провайдерами услуг сводятся к следующему:
· регулирование внутренних и внешних дискуссий;
· для управления бизнес процессами - разработка и реинжиниринг;
· идентификация потребностей, разработка требований;
· разработка требований к интерфейсам и информационным моделям;
· ведение переговоров с партнерами об автоматизации интерфейсов;
· определение места поставщиков в структуре TOM- модели.
Только некоторые из ключевых TOM-направлений провайдеры использовали и продолжают использовать в целях:
· лучшего понимания, как провайдеры услуг осуществляют разработку и поставку решений и продуктов, которые соответствуют потребностям клиентов;
· идентификации интерфейсов;
· определения признаков соответствия клиентов;
· общения с клиентами на одном языке.
18 Технология CORBA
В 1991 году Группой объектного управления OMG (Object Management Group) была представлена одна из перспективных технологий управления CORBA (Common Object Request Broker Archiecture) – общая архитектура брокера объектных запросов. Технология CORBA является основным решением, преодолевающим недостатки TMN и SNMP и обладающим заметно меньшей стоимостью в реализации.
Технология CORBA выполняет функции промежуточного программного обеспечения в системе “клиент-сервер” (“менеджер-агент”). В роли клиента выступает удалённое приложение (прикладной процесс управления). Сервер является управляющей системой с реализацией соответствующих процессов. Взаимодействие клиент-сервер происходит через механизм объектного вызова удалённой процедуры ORPC (Object Remote Procedure Call).
Технология CORBA реализует три основных принципа:
- независимость от физического размещения объекта;
-независимость от платформы;
-независимость от языка программирования.
CORBA даёт возможность обеспечивать связь между распределёнными по сети объектами с использованием объектно-ориентированного подхода. Именно это было заложено в протокол CMIP, не принятый компаниями-производителями в качестве магистральной компьютерной технологии. Что касается CORBA, задачей которой является обеспечение работы и взаимодействия разнородных (написанных на разных языках) приложений в распределённой среде, то доступность и дешевизна этого альтернативного средства делают его предпочтительным для использования в TMN. В среде разработчиков TMN уже имеется шутливое, но не лишённое оснований мнение: нужно просмотреть все стандарты для TMN и везде вычеркнуть упоминание о протоколе CMIP, поменяв его на CORBA.
К достоинствам данной технологии можно отнести такой фактор, как возможность создания интегрированных приложений для систем управления. CORBA обладает более понятными пользователю средствами описания объектов информационных процессов и потоков. Средствами являются: язык описания интерфейсов IDL (Description Language Interface) и универсальный язык моделирования UML (Universal Language of Modeling), который описывает объекты и процессы с помощью диаграмм.
Недостатком же является то, что использование CORBA интерфейсов требует очень трудоёмкой работы по адаптации специфических особенностей управления в иные технологии (особенно это касается адаптации информационных моделей и баз данных MIB).
19 Новое поколение систем операций и программного обеспечения NGOSS
Работа в рамках системного контекста осуществляется под управлением организации TM Forum с целью создания нового поколения операционных систем и программного обеспечения (New Generation of Operations Systems and Software - NGOSS™).
Нужно, отметить, что на данный момент NGOSS сосредоточена ни на то, как и чем управлять, а на том, как организовывать программно-аппаратную инфраструктуру автоматизированных систем управления оптимальным образом, для того чтобы достигнуть следующих характеристик:
|
|
-интероперабельности на уровне близком к "plug'n'play";
-высокой адаптируемости и гибкости в настройке при реализации (инсталляции);
-высокой степени масштабируемости при дальнейшем совершенствовании.
Основными принципами NGOSS являются:
-использование распределенных программных компонент с хорошо определенными контрактами (т.е. функционально законченными, с точки зрения задач управления, объектами с хорошо определенными интерфейсами взаимодействия);
-использование механизма "трейдинга" атрибутов компонент на базе открытых контрактов;
-использование разделяемых (общих) информационных сервисов;
-отделение специфических технологических деталей от общей концептуальной модели организации управления.
NGOSS не только определяет и пропагандирует вышеуказанные теоретические принципы, но и на базе этих принципов строит конкретные системные модели различного типа и уровней абстракции. Например, в документе GB920 определяется общая независимая от технологий модель организации программных компонент с распределением функциональности между отдельными компонентами. Модель также определяет общую логику/алгоритм взаимодействия различных компонент в пределах одной или нескольких систем управления отдельного оператора (провайдера). На основании общей архитектуры, описанной в GB920, затем определяются (путем отображения) зависимые от технологий архитектуры реализации программной логики системы управления. Способы отображения и адекватность применения тех или иных технологий для реализации независимой архитектуры NGOSS определяются в части первой уже упомянутой нами "Technology Integration Map". Семантика объектов и процессов управления определяется в "Telecom Operations Map" и документах серии "System Integration Map". В общем и целом NGOSS инкорпорирует большую часть работы, проделанной в рамках программы SmartTMN. Однако сама программа NGOSS является сравнительно молодой инициативой, и многие ее аспекты только начинают прорабатываться членами TMF.
|
|
Технология SMART TMN
TMForum опубликовал первые документы, касающиеся новой технологии SMART TMN (Расширенная технология TMN) (“SMART TMN. Technology Integration Map”, ”Technology Direction Statement” и др.). Причины необходимости разработки нового подхода взамен TMN кроются:
· в неудачах решения многих проблем создания систем управления;
· в появлении совершенно новых технологий, таких как, например, CORBA, JAVA и др.
В упомянутых документах с самого начала указываются три основные причины, вызвавшие к жизни необходимость разработки SMART TMN:
· Автоматизация полномасштабного управления процессом с момента его инициализации начала до момента завершения (например, процессом предоставления услуги).
· Организация обмена информацией между подпроцессами для обеспечения прозрачности управления.
· Разрабатываемые технологии должны эффективно обеспечивать построение специализированных систем (систем расчета пользователей, систем финансового и бухгалтерского расчета и т.п.) так, чтобы программные приложения различных производителей легко и надежно (по методу "plug and play") совмещались в единой системе управления. С точки зрения управления бизнес-процессами эти приложения должны восприниматься как органические части единого целого и их работа должна выглядеть "прозрачной".
SMART TMN состоит из следующих частей:
· TOM, в которой определяются основные технологические, управленческие и административные процессы, общие для большинства операторов.
· Основные информационные средства CIF – это набор инструментов и методик для моделирования процессов и объектов в TOM.
· Модель интеграции технологий TIM (Model to Integrations Technology), в которой на основании практических исследований и анализов отбирается группа наиболее технически адекватных и рентабельных технологий для построения реальных систем управления по концепции TMN.
· Катализирующие процессы CP (Catalyzising Processes), через которые TMF проверяет жизнеспособность своих технических стандартов.