Технологические стратегии Web-ГИС-серверов

«Серверосторонние» стратегии (тонкая). Эти стратегии ориентируются на предоставление геоданных или результатов их анализа в режиме «по требованию» от специализированного сервера, имеющего, в свою очередь, доступ к базам геоданных и программным средствам их обработки. Такая стратегия в значительной мере напоминает традиционные «terminal-to-mainframe» модели, используемые для обеспечения работы ГИС в локальной сети. В этом случае клиенту необходимы незначительные мощности собственного компьютера (в традиционных сетевых моделях его называют «dumb terminal» — немым терминалом). От клиентского компьютера требуется только обеспечить возможность составить запрос и представить ответ. Для такой стратегии характерна следующая последовательность процедур:

• пользователь составляет запрос с помощью окна Web-браузера;

• запрос посылается по сети Интернет на сервер;

• сервер обрабатывает запрос;

• ответ возвращается по сети Интернет пользователю и визуализируется с помощью Web-браузера.

К преимуществам «серверосторонней» стратегии организации WebGIS-сервера можно отнести следующие:

• при условии использования быстродействующего сервера клиент может получить доступ к большим и комплексным базам геоданных, которые трудно передать в сети Интернет и обрабатывать на месте из-за их существенных объемов;

• при условии применения быстродействующего сервера даже клиентами, у которых нет доступа к мощным компьютерным системам, могут эффективно использоваться сложные аналитические процедуры обработки геоданных;

• возможно обеспечение надлежащего контроля за тем, как соблюдается режим доступа к геоданным, а главное, корректно и методически правильно ли использует клиент эти геоданные.

 

Недостатками этой стратегии являются следующие:

• при организации работы с клиентом каждый его запрос, независимо от того, насколько он мал и даже незначителен, должен обязательно быть передан серверу и обработан, а результаты обработки обязательно возвращены клиенту по сети Интернет;

• эффективность работы зависит от пропускной способности и уровня трафика сети Интернет между клиентом и сервером, что становится особенно критичным, когда ответы на запрос содержат большие по объему файлы;

• прикладные программы сервера не предоставляют преимущества в работе тем клиентам, которые имеют мощное техническое оснащение своего локального компьютера и не используют его для повышения эффективности работы сервера.

«Клиентосторонние» стратегии (толстый). Приложения, реализующие эти стратегии, пытаются «нагрузить» часть обрабатываемых запросов на компьютер пользователя, сделать его «толстым клиентом».

Вместо того чтобы постоянно заставлять сервер выполнять большинство работ, некоторые программно-реализованные геоинформационные процедуры передаются на компьютер клиента по сети Интернет при каждом сеансе с сервером или постоянно находятся на клиентском рабочем месте. Они управляются через Web-браузер клиента и обрабатывают геоданные на месте, т.е. локально.

К преимуществам «клиентосторонней» стратегии организации WebGIS-сервера можно отнести следующие:

- прикладные программы сервера используют при обработке геоданных преимущества мощного технического оснащения локального компьютера клиента;

- пользователь получает больший контроль над процессом анализа данных;

- после получения от сервера ответа на свой запрос, клиент может работать с данными без необходимости вновь посылать и получать информацию по сети Интернет.

Недостатками этой стратегии являются следующие:

• ответ сервера может включать пересылку на клиентский компьютер большого количества геоданных, а также файлов программных приложений, вызывая задержки продуктивной работы;

• при условии наличия у клиента недостаточно мощного компьютера обработка больших и комплексных наборов данных будет значительно затруднена;

• сложные аналитические геоинформационные процедуры на недостаточно мощном компьютере клиента могут выполняться очень медленно;

• клиенты могут не обладать навыками и знаниями, которые необходимы для эффективного и корректного применения процедур и функций работы с геоданными и их обработки.

Можно выделить две разновидности «клиентосторонней» стратегии.

Использование ГИС-апплетов (applets), поставляемых клиенту по его требованию. При этом геоинформационные процедуры реализуются в виде относительно небольших по размеру программ, или апплетов, которые запускаются и выполняются на компьютере клиента. Апплеты передаются клиентскому компьютеру по его требованию, когда необходимо выполнение тех или иных процедур или поддержка определенных ГИС-функций.

Так называемые геоинформационные «Plug-in»-приложения могут быть инсталлированы в среде Web-браузера, расширяя возможности последнего. С другой стороны, уже «Plug-in»-приложения, реализующие функции Web-браузера, могут быть инсталлированы в программной среде ГИС, также расширяя возможности последней. В настоящее время для любого программного пакета ГИС, который имеет встроенный язык прикладного программирования или библиотеку программных модулей с возможностью формирования обращений к внешним файлам или их структурам, могут быть созданы приложения, осуществляющие загрузку геоданных с сервера на компьютер клиента по сети Интернет.

Выше отмечалось, что и «серверосторонняя», и «клиентосторонняя» стратегии имеют свои преимущества и недостатки. На практике обе стратегии, как правило, комбинируются в так называемые гибридные технологические решения, «настраиваемые» на определенный круг геоинформационных задач, которые должен уметь решать WebGIS-сервер. Разумеется, гибридные решения должны опираться на учет и анализ различных сторон функционирования WebGIS-сервера, включая возможную аудиторию пользователей, уровень оснащения их клиентских мест, типовые запросы и прочее.


25. Типы геоинформационных ресурсов в сети Интернет


26. Статичные и динамические карты и атласы

Опираясь на известные примеры ЭА, можно выделить пять типов, соответствующих ступеням практически непрерывного ряда расширения функциональных возможностей ЭА:

Тип 1. Фиксированные наборы видеоэкранных копий («слайдов»), или иной растровой картографической графики в широко распространенных форматах графических файлов (GIF, TIFF, bitmap и др.), «пролистываемые» постранично с помощью простого браузера, обычно из меню с перечнем сюжетов карт (оглавлением атласа). ЭА этого типа может дублировать содержание издаваемой параллельно бумажной версии атласа, допускает ускоренное и малозатратное обновление содержания в новых версиях по сравнению с атласами, изданными традиционными полиграфическими средствами.

Тип 2. Средство генерации масштабируемых векторных карт, чаще всего их фиксированных наборов, подготовленных на основе Цифровых карт или набора слоев ГИС, с визуализаций фиксированного перечня элементов содержания. Средства просмотра допускают масштабирование изображения и его центрирование, скроллинг; средства навигации включают возможность визуализации искомого фрагмента карты по иерархическим рубрикаторам. Обычно содержат крайне ограниченный набор атрибутов (площади территориальных единиц, людность населенных пунктов, таблицы расстояний и т.п.), некоторые картометрические средства (расчет расстояний между указанными пунктами или по маршруту движения), текстовые комментарии к картам или текстовую часть с вербальными характеристиками объектов. Как правило, не содержат средств доступа к атрибутивной части данных, возможностей ее дополнения иными данными, в том числе производными на основе исходных или данными пользователя.

Тип 3. ЭА второго типа с дополнительными возможностями, включающими доступ к атрибутивной части данных, ее дополнение данными пользователя, введение новых (обычно точечных) объектов и их атрибутирование, а также визуализация, что обеспечивается доступом к графическим средствам (библиотекам картографических символов) или средствам их проектирования. В отличие от ЭА второго типа программные средства их использования должны включать простые функции графического (картографического) редактора.

Тип 4. Гибридные ЭА, обеспечивающие визуализацию и навигацию в разнородных графической и неграфической средах. Основное содержание ЭА этого типа составляют фиксированные композиции векторных карт с возможностью дополнения их объектами пользователя в избранной им схеме символизации атрибутов и значительная некартографическая сопроводительная информация в форме текстовых описаний карт и их объектов, табличной статистики, дублирующей или дополняющей содержание генерируемых карт, «слайдов» с фотографиями объектов, космическими снимками, деловой графикой, иллюстрирующей обобщенную по территории статистику. В наиболее совершенной форме этот тип ЭА может включать традиционные элементы мультимедиа (анимацию, цифровое видео, звук). Картоцентрическая мультимедийная организация картографической и некартографической составляющих содержания ЭА — не единственный из применяемых подходов, аналогичная многосредность может поддерживаться средствами гипертекста, где организующим началом материала служит текст с перекрестными ссылками на элементы иного типа, включая ЭК (типичный пример — картографические страницы Интернета). Тип 5. Аналогичен четвертому типу ЭА, дополненный возможностями проектирования и создания картографических изображений, близкими или идентичными полнофункциональным картографическим визуализаторам. Содержит набор слоев, визуализируемых средствами создания композиций карт, включая выбор картографических проекций, выбор визуализируемых слоев с заданным порядком графической композиции, средств картографического изображения из достаточно полного их набора (картодиаграмма, картограмма, масштабируемые значки и т.п.) с палитрами графических средств (штриховка, цветовая заливка полигональных объектов; стиль, цвет и толщина линий для линейных объектов; векторные масштабируемые значки для точечных объектов и т.д.), автоматическое или интерактивное размещение географических названий, шкалирование диапазона изменчивости количественных характеристик, проектирование легенды карты в целом, компоновка картографического изображения (название карты, легенда, численный и графический масштаб, стрелка «север-юг», карты-врезки, иное текстовое и графическое дополнительное оснащение и т.п.).


27. Доступ к данным дистанционного зондирования в Internet

Сети INTERNET позволяют сегодня по-новому организовать доступ пользователей к совершенно различной информации. Естественно, что с помощью этих сетей сегодня можно найти много информации о спутниковых системах и возможностях получения различных данных дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ).

Каталоги в прямом доступе. Сегодня существуют все технические возможности организовать оперативный доступ удаленных пользователей к каталогам данных и обзорным изображениям. Это резко упрощает работу пользователей, позволяет оперативно найти и оценить имеющиеся данные и резко сократить время выбора, покупки и получения информации. Из таких уже сегодня функционирующих систем, следует выделить французский SpotCatalog (компания Astrium), немецкий каталог EyeFind (компания RapidEye), каталог CROSS-EX (компания Restec), для оценки функциональности сервиса поиска радарных данных, обеспечивающий работу не только с оптическими, но и с радиолокационными данными, полученными с аппарата ALOS. Наиболее известные российские каталоги космических снимков: Kosmosnimki.Ru — инженерно-технологического центра «СКАНЭКС», каталог компании «Совзонд»..

Параметры поиска во всех рассмотренных каталогах задаются аналогичным образом: дата съемки отмечается в календаре или заносится вручную, выставляется максимально допустимый процент облачности и выбираются интересующие космические аппараты. В этом плане особенно хотелось бы отметить каталог Kosmosnimki.Ru: параметры облачности и пространственное разрешение здесь задается на интерактивной линейке. Подобное технологическое решение помогает легко сориентироваться в каталоге даже пользователям с небольшим опытом работы в области ДЗЗ.

Не менее важной частью каждого каталога является организация работы с результатами поиска. Представление найденных снимков в едином списке гораздо удобнее использования постраничной структуры — массив данных легко упорядочить по тому или иному параметру и выбрать наиболее приоритетный для заказчика вариант. По такому принципу организована работа сервисов CROSS-EX, DigitalGlobe, SpotCatalog и Kosmosnimki.Ru. При возникновении необходимости незначительного корректирования параметров поиска без потери результатов текущей сессии в каталогах Kosmosnimki.Ru, компаний RapidEye и «Совзонд» пользователь может создавать следующий поисковых запрос, сохраняя результаты предыдущего.

Большое значение для оптимизации работы по подбору космических снимков имеют ограничения по числу узлов задаваемого полигона поиска, количеству найденных сцен и скорости работы сервиса. Наименее удобными по всем этим параметрам выглядят каталоги DigitalGlobe и EyeFind, эффективность работы которых значительно уменьшается из-за низкой скорости отрисовки карты и поиска снимков. Выгодно отличается по своим техническим характеристикам портал Kosmosnimi.Ru, позволяющий оперативно работать со сложными контурами и за минимальное время находить большое количество сцен.

При возникновении трудностей по подбору данных в каждом каталоге предусмотрена система помощи пользователю. В каталоге CROSS-EX реализована наиболее оптимальная и развернутая функция поддержки клиента. Пользователь волен выбирать наиболее удобный для него режим подсказок — в виде текстового описания или пошаговой видео-демонстрации работы сервиса. Кроме этого, в каталог встроены шесть различных языковых версий для обеспечения запросов по всему миру. Помимо CROSS-EX дополнительные языковые варианты предусмотрены только в сервисе SpotCatalog — портал адаптирован для пользователей, говорящих на английском, французском и испанском языках.

Таким образом, одни каталоги отличаются более дружественным интерфейсом и интуитивной доступностью, другие высокой скоростью работы, третьи наличием оптимального набора инструментов и т.д. И, несомненно, каждый пользователь сможет подобрать сервис, наиболее полно удовлетворяющий его личным требованиям и предпочтениям.

 


28. Интерактивные карты и атласы

Тип 5. Аналогичен четвертому типу ЭА (вопрос 26), дополненный возможностями проектирования и создания картографических изображений, близкими или идентичными полнофункциональным картографическим визуализаторам. Содержит набор слоев, визуализируемых средствами создания композиций карт, включая выбор картографических проекций, выбор визуализируемых слоев с заданным порядком графической композиции, средств картографического изображения из достаточно полного их набора (картодиаграмма, картограмма, масштабируемые значки и т.п.) с палитрами графических средств (штриховка, цветовая заливка полигональных объектов; стиль, цвет и толщина линий для линейных объектов; векторные масштабируемые значки для точечных объектов и т.д.), автоматическое или интерактивное размещение географических названий, шкалирование диапазона изменчивости количественных характеристик, проектирование легенды карты в целом, компоновка картографического изображения (название карты, легенда, численный и графический масштаб, стрелка «север-юг», карты-врезки, иное текстовое и графическое дополнительное оснащение и т.п.). Такой ЭА представляет собой по существу инструмент проектирования ЭА произвольного содержания самим пользователем, «виртуальный» ЭА, потенциально заложенный в исходных данных и тематически определенный множеством объектов с их атрибутами (которые, к тому же, могут быть отредактированы, дополнены, изменены и актуализированы, по крайней мере в своей атрибутивной части) и доступными операциями обработки. Может рассматриваться в качестве одного из результатов реализации геоинформационного проекта с использованием многофункционального программного средства ГИС или средства настольного картографирования. Среда пользователя — полнофункциональный картографический визуализатор, в том числе в составе программного средства ГИС, обычно с некоторыми функциями пространственного анализа (это интерактивный аналитический ЭА).

Пятая и последняя группа ЭА функционально не ограничена, приближаясь по своим возможностям к ГИС. Атласные информационные системы (АИС) имеют развитые моделирующие функции, могут включать в себя экспертные системы и оформляться как полномасштабные мультимедийные конструкции (см. 3.4 и 5.3).

В условиях функционального сходства интерактивных аналитических ЭА высокого уровня с ГИС, один из их отличительных признаков видится в том, что электронному атласу, в отличие от ГИС, присуща повествовательная, а не диалоговая парадигма структурной организации.


29. Национальные геопорталы: виды и функции

Слово «геопортал» образовано путем слияния морфемы «гео» со словом «портал». Под порталом (от английского portal — главный вход, ворота), информационным порталом, Интернет-порталом или Web-порталом в терминологии интернетики понимается исходная точка выполнения тематического поиска в распределенной сети, сервер, предоставляющий прямой доступ пользователям к некоторому множеству серверов, включая установленные на них информационные ресурсы, а также Web-приложения, которые реализуют Web-сервисы, соответствующие назначению портала. В терминологии ГИС и ИПД геопортал можно определить как средство доступа к распределенным сетевым ресурсам пространственных данных и геосервисов, которые могут быть найдены на геопортале, как исходной точке входа в сеть серверов [5]. По территориальному охвату и предметной области геопорталы классифицируются аналогично схеме классификации ИПД:

по уровню, который они занимают в вертикали управления, деля их на

ü межнациональные,

ü национальные,

ü региональные

ü локальные (обычно муниципальные).

Вне этой вертикали существуют корпоративные, ведомственные, отраслевые и специализированные тематические ИПД.

по балансу основных функций среди них выделяют

 

ü поисковые,

ü визуализационные

ü гибридные визуализационно-поисковые.

Фундамент геопорталов составляют его функциональные возможности. За основу их перечня может быть взята IV глава Директивы INSPIRE [13, 14], где сетевые сервисы (или Web-службы) для наборов пространственных данных и связанных с ними услуг объединены в пять групп:
— поисковые сервисы, позволяющие искать наборы пространственных данных и геосервисы на основе соответствующих метаданных и отображать содержание метаданных;
— сервисы визуализации, предоставляющие, как минимум, возможности просмотра данных, навигации по изображениям, их скроллинга, масштабирования и графического оверлея данных, а также отображения легенд карт и соответствующей информации, содержащейся в метаданных;
— сервисы для скачивания информации, позволяющие копировать наборы пространственных данных или их фрагменты и, по возможности, обеспечивающие прямой доступ к данным;
— сервисы преобразования данных, дающие возможность трансформировать наборы пространственных данных с целью обеспечения их интероперабельности;
— сервисы для вызова других (удаленных) сервисов.

Все перечисленные сервисы должны учитывать требования пользователей и обеспечивать простоту эксплуатации, доступ через сеть Интернет или другие телекоммуникационные средства. Однако это минимальный набор функций, который в существующих реализациях обычно расширен и дополнен сервисами онлайновой регистрации данных в службах каталогов метаданных, проводки электронных платежей и т. д.

Рассмотрим наиболее важные для нас функции геопорталов — поисковые и картографической визуализации данных — на основе анализа нескольких зарубежных национальных геопорталов.

В упоминавшейся Директиве INSPIRE определен минимальный набор критериев поиска. Среди них поиск:
— по ключевым словам;
— по классификаторам пространственных данных и услуг;
— по качеству и достоверности пространственных данных;
— по степени соответствия поисковому запросу;
— по пространственному охвату;
— по условиям, устанавливающим правила доступа и использования пространственных данных и геосервисов;
— по названиям административных органов, ответственных за создание, управление, обслуживание и распространение наборов пространственных данных и работу геосервисов.

В качестве важных критериев поиска следует также отметить временной охват и возможность поиска данных с использованием инструментария Web-карты, которая, в отличие от специализированных клиентских приложений, называемых «геобраузерами» (типа браузера Google Earth), встроена в браузер общего назначения.

Для иллюстрации функций поиска можно обратиться к национальному геопорталу GeoPortal.Bund ИПД ФРГ GDI-DE (http://geoportal.bkg.bund.de). Посетителям геопортала на стартовой странице (рис. 1) предлагается воспользоваться услугами двух сервисов, составляющих основу функциональных возможностей геопорталов, т. е. визуализационного и поискового (Geodatensuche) c разделением на возможности простого поиска (Einfache Suche), расширенного поиска (Erweiterte Suche), а также обратившись за помощью к сотрудникам геопортала (Assistent).

Рис. 1. Рис. 1. Поисковый сервис геопортала GeoPortal.Bund

Функции поиска основаны на метаописании наборов данных. Метаданные могут готовиться на рабочих местах поставщиков данных, публиковаться или регистрироваться непосредственно на геопортале — это функция системы или подсистемы управления метаданными, включающей базу метаданных. Именно с их помощью пользователю доступен поиск данных, удовлетворяющих его требованиям. Достаточно сформулировать запрос на поиск данных в терминах языка описания метаданных (элементов их содержания), и поисковая машина обработает его и выдаст из баз метаданных сведения о тех информационных продуктах, которые удовлетворяют запросу. После этого потенциальный потребитель сможет их оценить более точно, загрузить непосредственно с геопортала или связаться с поставщиком по контактным адресам и получить желаемое на тех или иных условиях, что тоже предусмотрено в метаописании продукта.

Данные должны быть описаны строго в соответствии с определенными нормами и правилами, зафиксированными в национальных и международных стандартах. В такой стандартизации одинаково заинтересованы как производители, так и пользователи. Первый из известных стандартов на содержание метаданных — стандарт, разработанный Федеральным агентством по географическим данным США (FGDC) еще в 1992 г. — Content Standard for Digital Geospatial Metadata. Другой стандарт на метаданные, который используется повсеместно, постепенно вытесняя более ранние национальные стандарты, — международный стандарт ISO 19115: Geographic Information — Metadata. В 2005 г. в России был создан одноименный национальный профиль в виде стандарта ГОСТ Р 52573–2006 «Географическая информация. Метаданные». Стандарт был утвержден в середине 2006 г. и вступил в силу с 1 января 2007 г. Он известен в нескольких реализациях, включая академический профиль «ГеоМЕТА» [10]. На основе ГОСТ Р 52573–2006 созданы подсистема управления метаданными в составе Банка пространственных данных Уральского федерального округа [15] и картографический портал ФГУП «Госгисцентр» (http://www.ggc.ru).

Картографическая визуализация данных, которая должна поддерживаться средствами Web-картографирования геопортала, определяется выбором способа картографического изображения, функциями управления им, легендой, а также функциями манипулирования изображением и проектированием легенды. Обычно используются 12 традиционных способов картографического изображения, однако, как будет показано ниже, далеко не все из них реализованы в средствах ГИС и, тем более, в инструментарии Web-картографирования.

Говоря о функциях управления изображением, будем понимать под ним окно, разделенное на несколько частей (рис. 2). Главная из них — собственно картографическое изображение, ограниченное рамкой того или иного вида. Рядом, как правило, размещают легенду и/или перечень слоев (наборов) данных. Иногда легенда может вызываться в отдельном окне, а иногда, в случаях «безлегендных» карт или ортофотоизображений, вообще отсутствовать. В верхней части изображения обычно располагают линейку инструментов, на свободном пространстве — дополнительные элементы: окна текущих значений координат и масштаба (или окно задания масштаба), окно с дополнительной идентификационной информацией и т. д. По умолчанию в окне появляется наиболее востребованный аудиторией сюжет (чаще всего набор базовых пространственных данных).

Рис. 2. Типичный интерфейс пользователя и дизайн картографического изображения (визуализатор MapViewer в составе геопортала Geospatial One-Stop ИПД США NSDI)

Среди функций управления изображением следует выделить следующие:
— масштабирование, достигаемое использованием «лупы», введением точного значения масштаба или его выбором из фиксированного списка, а также очерчиванием интересующего участка прямоугольной рамкой или переходом к наперед заданному изображению из выпадающего списка (штату США, субъекту РФ и т. п.);
— перемещение изображения в пределах рамки (скроллинг, прокрутка);
— центрирование изображения относительно выбранной точки;
— выделение фрагмента изображения;
— получение информации об объекте;
— изменение размеров окна картографического изображения;
— компоновка финального картографического изображения, сохранение в растровом формате и печать.

О наличии тех или иных возможностей управления изображениями можно судить по результатам анализа пяти национальных геопорталов зарубежных ИПД (таблица).

Таблица. Функции визуализации геопорталов [5]

Анализируя графический облик Web-карт, можно прийти к выводу, что они по своему дизайну мало чем отличаются от традиционных. Программное средство Web-картографирования должно поддерживать все или почти все способы картографического изображения из числа 12 известных. Рис. 3 иллюстрирует возможности применения тех или иных способов, а также их сочетаний.

Рис. 3. Реализация традиционных способов картографического изображения на геопорталах: а — горизонтали в сочетании со светотеневой отмывкой рельефа; б — картограмма; в — качественный фон в сочетании с линейными знаками и значками; г — качественный фон и горизонтали; д — масштабные значки на фоне географической основы; е — значки и количественный фон

Приведем два примера, показывающих, как организована визуализация статистических данных на геопорталах и сайтах с функциями Web-картографирования.
Первый пример — хорошо проработанный с картографической точки зрения интерактивный Региональный статистический атлас ФРГ (Interaktiver Atlas zur Regionalstatistik), размещенный на сайте Статистической службы Германии (http://www.destatis.de/onlineatlas). Помимо красочного оформления карт и возможности смены цветовой шкалы, в атласе доступен выбор числа классов, а также способа классификации данных (метод равных классов или равных интервалов) вплоть до самостоятельного введения пограничных значений классов. Имеются возможности масштабирования и навигации по карте, получения дополнительной информации, построения вспомогательных графиков. В качестве базовых картографических слоев выступают границы федеральных земель и их административные центры, гидрографическая сеть и отмывка рельефа (рис. 4).

Рис. 4. Карта плотности населения Германии в 2005 г.

Второй пример — Национальный атлас США (http://nationalatlas.gov), являющийся составной частью ИПД США NSDI. Посетителям сайта предлагается несколько возможностей работы с картографической информацией: создать собственную карту для печати и обозрения, распечатать подготовленные карты, просмотреть динамические геоизображения, а также загрузить данные для использования в «настольных» ГИС-приложениях. В разделе «Население» содержатся карты плотности населения, половозрастной структуры, а также этнических групп (доля той или иной национальности в общей численности населения в пределах единицы картографирования) за три переписных года: 1980, 1990 и 2000. Имеются возможности масштабирования, просмотра дополнительной информации при нажатии на интересующий объект, перехода в режим просмотра легенды к карте, а также поиска (в основном по административно-территориальным единицам, городам). К тематическому слою можно добавить элементы картографической основы (гидрографическая и транспортная сети, границы и населенные пункты, их географические названия). Используется один способ картографического изображения — картограмма (рис. 5). Кроме того, имеется возможность бесплатной загрузки данных по всем разделам, представленным в атласе, для их дальнейшего использования.

Рис. 5. Карта из Национального атласа США

Нетрудно заметить, что язык картографической графики в приведенных примерах достаточно беден, это общее свойство и недостаток практически всех систем Web-картографирования на геопорталах. Прежде всего, это касается способов картодиаграмм, локализованных диаграмм и структурных значков, выражаемых графически диаграммными фигурами со сложной структурой.

Приведенные примеры выбраны нами из необозримого множества сайтов, порталов и геопорталов с функциями Web-картографирования отнюдь не случайно. Далее речь пойдет о реализации подобных Web-сервисов применительно к задаче статистического картографирования, а именно к методике картографирования населения, т.е. к проектированию и составлению карт демографических и миграционных особенностей населения России на основе геопортальных технологических решений.
Демографические характеристики населения как предмет информационного моделирования

Предметная область информационного моделирования — география населения — предполагает комплексное картографическое отображение его демографических характеристик, основанное на разработанной авторами классификации демографических карт, соответствующей общенаучным принципам классификации (рис. 6).

Рис. 6. Классификация демографических карт

Вначале были выделены две крупные группы карт: общих демографических характеристик, комплексно описывающих демографические процессы в стране (регионе), и демографических компонентов, за счет которых происходит формирование населения (численность и структура), а также изменение его характеристик во времени и пространстве. Карты общих демографических характеристик в свою очередь тоже делятся на две группы — карты численности населения и его структуры, а также динамики населения. Демографический рост или убыль населения происходят за счет процессов его естественного и механического движения. Группы карт, отражающие эти явления, формируют блок карт демографических компонентов. Воспроизводство населения обусловлено соотношением показателей рождаемости и смертности, а также здоровья населения. Механическое движение населения происходит за счет разнообразных по направлению, причинам, целям, временному интервалу миграционных потоков. Эти обстоятельства позволяют предложить деление карт демографических компонентов на карты естественного движения (с разделением на карты рождаемости, смертности и здоровья) и карты миграции населения. Комплексирование и синтез исходных аналитических (чаще всего массовых статистических) данных позволяет строить оценочные и типологические карты, а также карты районирования, которые исключительно важны при комплексном изучении демографических процессов с целью принятия научно обоснованных управленческих решений в сфере регулирования демографических и миграционных процессов.


30. Правовые вопросы использования Internet и информации в Internet

 

Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа)".

 

Общедоступная информация - та информация, которую нельзя скрывать от общества. Примером может служить информация о состоянии окружающей среды, о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Информацией ограниченного доступа является информация представляющая ценность для ее владельца, доступ к которой ограничивается на законном основании. В свою очередь информация ограниченного доступа подразделяется на информацию, составляющую государственную тайну и конфиденциальная информация.

Существует три степени секретности такой информации:

· Особой важности

· Совершенно Секретно

· Секретно

 

К видам конфиденциальной информации можно отнести следующее:

Персональные данные - сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частой жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность, за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленном федеральными законами случаях;

Тайна следствия и судопроизводства

Служебная тайна;

Профессиональная тайна

Коммерческая тайна - сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами;

 

Особенности некоторых видов конфиденциальной информации

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: