ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
Конспект лекций
для студентов направления подготовки
44.03.04/Профессиональное обучении (по отраслям)
очной и заочной форм обучения
Красноярск, 2017
Жарова, А.В. Возрастная физиология и психофизиология: Конспект лекций для студентов очной и заочной форм обучения направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение/по отраслям / Жарова А.В. – Красноярск: «СибГУ», 2017. - 59 с.
Составитель (и):
Жарова А.В., доц. кафедры социальной работы и социологии, к.м.н.
Рецензенты:
Т.П. Колоскова, канд.мед.наук (КрасГМУ им. проф. М.Ф. Войно-Ясенецкого МинздраваРоссии)
Е.С. Медведева, канд.философ.наук, доцент (СибГУ)
Конспект лекций «Возрастная физиология и психофизиология» предназначен для организации самостоятельной работы студентов по овладению теоретическим материалом учебной дисциплины «Возрастная физиология и психофизиология», которая имеет важное значение в подготовке студентов направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение/по отраслям.
|
|
Конспект лекций представляет в обобщенной форме сведения о показателях здоровья, факторах риска здоровья, составляющих образа жизни и способах формирования здорового образа жизни, сущности понятий анатомии, физиологии, психофизиологии и гигиены основных систем организма человека с учетом его возрастных особенностей.
© А.В. Жарова, 2017
© ФГБОУ ВО «Сибирский государственный
университет науки и технологий имени академика
В.М. Решетнева», 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение | ||
Лекция 1 | Здоровье и факторы, его определяющие. Состояние здоровья детей и подростков в РФ. | |
Лекция 2 | Предмет возрастной физиологии и психофизиологии. Человек, как единая биология. Закономерности роста и развития человека. | |
Лекция 3 | Общий план строения и значение нервной системы. Высшая нервная деятельность и ее возрастные особенности. | |
Лекция 4 | Возрастная эндокринология. Общие закономерности деятельности эндокринной системы. | |
Лекция 5 | Половое развитие и репродукция. | |
Лекция 6 | Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата. Гигиенические требования к оборудованию в учебных заведениях. | |
Лекция 7 | Возрастные особенности органов пищеварения. Обмен веществ и энергии. Гигиена питания. | |
Лекция 8 | Возрастные особенности органов дыхания. Гигиенические требования к воздушной среде учебных помещений | |
Лекция 9 | Возрастные особенности крови и кровообращения. | |
Лекция 10 | Возрастные особенности органов мочевыделения, кожи. Личная гигиена. Гигиена одежды и обуви. | |
Лекция 11 | Основные принципы гигиенического нормирования учебно-воспитательного процесса. Физиологические основы режима дня детей. | |
Лекция 12 | Принципы формирования здорового образа жизни. Профилактика вредных привычек. |
|
|
Заключение 57
Перечень ключевых слов 58
Библиографический список 59
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Возрастная физиология и психофизиология» играет важную роль в подготовке педагогических кадров для системы профессионального обучения, так как деятельность инженера – педагога е включает в себя решение многих проблем медико–социального характера.
Медико–социальные проблемы молодого человека – учащегося профессиональной школы разнообразны, их можно разделить на медицинские, связанные с физиологическим здоровьем, психологические, социально – гигиенические, социальные.
Для решения этих проблем инженер – педагог должен знать: сущность основных понятий анатомии, физиологии, психофизиологии и гигиены; показатели здоровья; факторы риска здоровья; составляющие здорового образа жизни; планирование семьи; способы оказания первой медицинской помощи.
Инженер–педагог должен иметь представление о собственной роли в формировании здорового образа жизни молодежи и сам быть примером ответственного отношения к здоровью.
Таким образом, учебный курс имеет важное значение в подготовке инженера–педагога и связан с такими дисциплинами, как педагогика, психология. Он опирается на знания студентов, полученные в школе при изучении биологии человека.
Цель конспекта лекций – организация самостоятельной работы студентов по овладению теоретическим материалом учебной дисциплины «Возрастная физиология и психофизиология».
Основными задачамикурса лекций являются:
- сформировать представления о строении организма человека как саморегулирующей системе;
- изучить физиологические процессы организма человека;
- изучить возрастные особенности процессов адаптации, как механизма приспособления к изменениям окружающий среды;
- изучить гигиенические основы деятельности детей и подростков, физического воспитания и питания.
В результате изучения студентами конспекта лекций у них формируются следующие компетенции:
ОК-5: Способность работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
ОПК-7: Способность обосновать профессионально-педагогические действия.
Лекция 1.
ЗДОРОВЬЕ И ФАКТОРЫ, ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ.