Социальные факторы, обусловившие появление массовой информации: общественно-политические, идеологические и духовные

Следует подчеркнуть, что массовая коммуникация – сложный и неоднородный процесс, специфика которого определяется несколькими факторами. Одним из них является наличие технических средств, при помощи которых осуществляется регулярное функционирование и тиражирование продукции массовой коммуникации: печать, радио и телевидение.

Массовая коммуникация не могла возникнуть вне определенных объективных предпосылок, прежде всего вне массового индустриального общества. Впрочем, это не означает, что в традиционных обществах не существовало массовых форм коммуникации. Ранее такую роль выполняла религия. Именно религия, используя массовое общение как основу создания единого мироощущения, способствовала поддержанию чувства общности у индивидов, задавая при этом определенные параметры и направления всего культурного процесса, выполняла одну из важнейших функций массовой коммуникации – интегративно-регулятивную.

Начиная с эпохи Возрождения церковь перестает справляться с этой функцией. Данный период характеризуется секуляризацией – обмирщением общественной жизни. В то же время меняется статус самой информации. Если раньше ее содержание было раз и навсегда определено, имело целью ориентацию новых поколений на опыт старших, предопределяло позиции старших и младших как управляющих и управляемых, и совокупность норм, транслируемых новому поколению, имела здесь своим источником прошлое и осваивалась в форме следования традициям, то в конфигуративном обществе, культура которого содержит ориентацию не столько на опыт старших, сколько на актуальное знание, постоянное приращение объема информации, ее новизна приобретают все большую ценность, что способствует в конечном счете приобретению информацией признаков товара. Это один из ведущих социально-исторических факторов появления массовой коммуникации.

Еще одним фактором явилось изобретение печатного станка, что послужило началом «эпохи Гуттенберга» – эпохи широкого тиражирования информации.

Решающим фактором возникновения массовой информации оказались социально-экономические причины. Рубеж XVI-XVII веков – время активного складывания рыночных отношений, роста международной торговли. В это же время возникают крупные централизованные абсолютистские государства, развиваются наука и культура, распространяется грамотность, растет прослойка образованных людей, расширяется читательская аудитория, возникла почтовая служба.

Конкретно по СМИ. Газеты: В основе их появления лежала потребность людей в информации – о том, что их окружало, с чем они встречались. Эта информация открывала им возможности для общения и для обеспечения их жизни. Потребность в ней усиливалась с развитием общества, с возникновением государства.

Возникновение государственности – первое условие появления первичных форм и методов передачи информации. Правители нуждались в передаче подчиненным управленческой информации – в форме указов, приказов, постановлений и тому подобных посланий. Сначала эта информация передавалась в фиксированной устной форме, ее заучивали гонцы и послы, глашатаи провозглашали ее на городских площадях и в собраниях граждан. Затем эту информацию стали фиксировать в письменной форме. Возникновение письменности было вторым условием зарождения первичных форм передачи информации.

Журналы: Условия их появления определялись в первую очередь созданием в 17 веке определенной интеллектуальной среды, вошедшей в историю под названием «Республика литераторов» или «Республика ученых». Это понятие отразило новую форму общения европейских интеллектуалов, ориентированных на антисхоластические методы познания. Это своего рода интернациональное «братство литераторов», объединенных задачей поиска истины в «невидимые колледжи», свободные от теологических догм. Помимо личных встреч члены этих групп нуждались в научной переписке, без которой трудно себе представить духовную жизнь Европы этого периода. Переписка эта была иного свойства, нежели эпистолярное наследие античности, средневековья или Ренессанса: каждый, стремящийся к знанию, должен был ориентироваться теперь не на Учителя и его интерпретаторов, т. е. не на готовое знание, а на самого себя и на других как равноценных личностей (в смысле равного их участия в формировании нового знания). Стали создаваться научные общества, способные к привлечению и аккумулированию средств на издания (в том числе и периодические).

Радио, ТВ, Интернет: Потребность в коммуникационном кaнaлe, cпocoбнoм быcтpo и нa бoльшиe paccтoяния пepeдaвaть инфopмaцию, cущecтвoвaлa вceгдa, нo пo мepe paзвития oбщecтвa и eгo уcлoжнeния пpиoбpeтaлa вcё бoльшee знaчeниe. Дымныe кocтpы, пoчтoвыe гoлуби, cигнaльныe фoнapи — чтo тoлькo нe пpимeнялocь c цeлью cooбщить инфopмaцию кaк мoжнo быcтpee и кaк мoжнo дaльшe. Это стало возможно в связи с техническим прогрессом, который, в какой-то степени был “инициирован” военными нуждами. Так, сначало появилось радио, потом ТВ, позднее всех – Интернет.

Причины, которые способствовали появлению, развитию и становлению журналистики, как полноценного и обязательного социального института современного общества:

1. Информационная (необходимость передачи информации как таковой)

2. Развитие духовной культуры общества

3. Материально-техническое развитие общества

4. Потребность общества

5. Экономические преобразования в обществе

6. Её участие в идеологических и политических процессах.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: