Особенности языка и стиля интервью

В интервью всегда участвуют два собеседника – интервьюер и интервьюируемый. При этом главную роль играет интервьюируемый, у которого журналист получает интересующую его информацию, а также узнает его мнение о фактах и ситуациях, о которых он сообщает. большинство текстов в этом жанре – устные интервью, материал которых журналист получает в ходе непосредственной встречи с человеком, который его интересует. Но иногда бывает и письменное интервью. Интервью – гибкий разговорный жанр. Это предопределяет его стилистику – свободную, экспрессивную, насыщенную яркими сравнениями, характеристиками и другими образными элементами. И в то же время обеспечивающую точность в передаче информации и воспроизведении мнения человека.

 

Чем отличается жанр интервью в электронных СМИ. Интервью позволяет потребителю информации получать эту информацию как бы «из первых рук» в то время как газету требуется ждать пока выйдет в печать. Получает возможность слышать и видеть самому в режиме on-line, то есть получает информацию не в «переводе» интервьюера, а от того, кто является источником этой информации, ее носителем. Интервьюер не в праве поменять вопросы местами, и соответственно подготовка к такому интервью должна быть более серьезной.

 

((((9)))). Полномочия государственных органов, осуществляющих государственное регулирование в сфере массовой коммуникации

Система органов, осуществляющих государственное регулирование в сфере массовой коммуникации: (Министерство связи и массовых коммуникаций: Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций; Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям; Федеральное агентство связи.

Полномочия государственных органов в отношении СМИ: регистрация СМИ; лицензирование аудиовизуальной деятельности и деятельности в области связи; контроль за распространением СМИ; иные полномочия.

Ограничение владения в области СМИ. Меры по предотвращению концентрации и монополизации СМИ как средство обеспечения информационного плюрализма. Позиция российского государства по отношению к учредителям-иностранцам. Ограничения на распространение в СМИ эротической и порнографической продукции.

 

Общепризнанно, что свобода слова и свобода прессы не имеют абсолютного характера. Во всех правовых системах допускается в той или иной степени регулирование содержания сообщений СМИ с целью соблюдения определенных государственных, коллективных и частных интересов. В основном такое регулирование осуществляется через механизм прямого регулирования содержания, который создается актами законодательной, исполнительной и судебной власти.

 

Организационные функции в системе СМИ осуществляет Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Основными задачами министерства являются:

 разработка и реализация государственной политики в области средств массовой информации;

 регистрация средств массовой информации и рекламных агентств;

 лицензирование телевизионного вещания и радиовещания;

 контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, правил регистрации и получения лицензий, наложение взысканий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, вынесение предупреждений; приостановление и аннулирование регистрации и лицензий в установленном порядке;

 разработка и реализация мероприятий в области развития, реконструкции, эксплуатации, стандартизации и сертификации технической базы, технических и иных нормативов и стандартов;

 подготовка проектов законодательных и иных нормативных актов в области СМИ и др.

 

Судебные власти выносят решения:

- о признании свидетельств о регистрации СМИ недействительными;

- о прекращении и приостановлении деятельности СМИ;

- о прекращении распространения продукции СМИ;

- о возложении ответственности за нарушение законодательства о СМИ;

- о возмещении морального вреда.

 

Принципы свободы массовой информации в более общем виде были зафиксированы и в других конституционных нормах. Так в общем контексте Конституции, интегрировав содержание других норма, норма свободы массовой информации обретает необходимую конкретность и системность. Так, пункт 1 статьи 29 гарантирует каждому свободу мысли и слова; пункт 3 - недопустимость принуждения человека к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них; пункт 4 - право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Защитные механизмы, которые в случае необходимости могли бы противостоять попыткам сворачивания информационного плюрализма, в том числе путем концентрации и монополизации средств массовой информации, конституционно закреплены в статьях 8, 34 и 35 Конституции, в которых идет речь о свободе экономической деятельности и праве частной собственности, а также в статье 13, предусматривающей, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной Лукашук И. И. Средства массовой информации, государство, право. М., 2007. С. 25..

Конституционные гарантии свободы массовой информации закреплены также в нормах, устанавливающих ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (пункт 3 статьи 41); в нормах, закрепляющих право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (статья 42), свободу творчества и преподавания, охрану интеллектуальной собственности (пункт 1 статьи 44), открытость заседаний палат Федерального собрания (пункт 2 статьи 100), открытость судопроизводства (пункт 1 статьи 123) и др.

Общие положения, касающиеся свободы СМИ реализуются на практике лишь в том случае, если они детально прописаны в специальном законодательстве, определяющим систему правовых отношений СМИ и государства, СМИ и общества.

Систему правовых отношений, касающихся СМИ, можно определить в категориях теории права как массово-информационное право Заика Н.К. Правовые основы средств массовой информации. М., 2007. С. 25..

Согласно части третьей статьи 2 Закона о СМИ под средством массовой информации понимается «форма периодического распространения массовой информации». Категория правового статуса СМИ призвана отразить юридическое опосредование их фактического положения: сначала регистрируется СМИ, а потом уже редакция организуется в форме юридического лица в соответствии общим правилам Гражданского кодекса РФ. Структура правового статуса СМИ состоит из следующих основных элементов: правовое состояние, правосубъектность, статусные права и обязанности, гарантии их реализации.

· Закон РФ "О средствах массовой информации"

· Федеральный закон "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации"

· Федеральный закон "О рекламе"

· Закон РФ "О языках народов Российской Федерации"

 

 

РЕГИСТРАЦИЯ СМИ

В соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" не требуется регистрация:

1. средств массовой информации, учреждаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов;

2. периодических печатных изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров;

3. радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия либо имеющим не более десяти абонентов;

4. аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более десяти экземпляров.

В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" перерегистрация СМИ необходима при смене учредителя; изменении состава соучредителей, а равно наименования (названия), языка, формы периодического распространения массовой информации, территории распространения его продукции.

Учредителем (соучредителем) СМИ может быть: гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган, орган местного самоуправления (печатное СМИ).

 

Не может выступать учредителем:

1.гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо душевнобольной, признанный судом недееспособным;

2.объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которых запрещена по закону;

3.гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Российской Федерации;

4.иностранное юридическое лицо, а равно российское юридическое лицо с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которого составляет 50 процентов и более, гражданин Российской Федерации, имеющий двойное гражданство, не вправе выступать учредителями телеканалов, радиоканалов, теле-, радио-, видеопрограмм.

 

Регистрация средств массовой информации делится разные категории и в каждой категории есть характерные особенности порядка регистрации. Самые популярные из них это регистрация печатных изданий и регистрация электронных СМИ.
Регистрация печатных изданий. Печатные издания, которые могут быть зарегистрированы как СМИ, это те средства массовой информации, которые издаются печатным методом: журнал, альманах, газеты, бюллетень, сборник. Печатное средство массовой информации не считается рекламным, если объем рекламы на один экземпляр издания составляет меньше 40%. Основными особенностями регистрации являются параметры характеристик печатных изданий: тираж издания, формат издания (А4, А3, А2), объем печатного издания (количество страниц или листов). Существует еще один нюанс: после регистрации печатного издания, некоторое количество его экземпляров необходимо выслать в регистрирующую организацию для обязательного учета статистических данных.

Регистрация электронных изданий. Электронные средства массовой информации (СМИ) распространяются только в электронной форме. Самые распространенные из них: телеканал (телепрограмма), радио (радиопрограмма), видео (видеопрограмма), кино (кинопрограмма). Некоторые сайты, имеющие соответствующие характеристики имеют право быть зарегистрированными как электронное СМИ. При регистрации электронных и печатных средств массовой информации должны быть обязательно зафиксированы следующие данные: сведения о заявителе/заявителях (место его нахождения - для юридического лица; фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для физического лица, наименование и организационно - правовая форма юридического лица); полное наименование средства массовой информации; язык (языки) издания; форма (вид) средства массовой информации; основные (примерно) тематические направления и (или) специализация; предполагаемая периодичность выпуска; сведения о том, в отношении каких других средств массовой информации заявитель является владельцем, издателем (вещателем).

Лицензирование деятельности по воспроизведению (изготовлению экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей осуществляется:

Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (далее именуется - лицензирующий орган) - в отношении воспроизведения (изготовления экземпляров) аудиовизуальных произведений на любых видах носителей, исключая предназначенные для публичного показа, и изготовления экземпляров фонограмм на любых видах носителей;

Министерством культуры Российской Федерации - в отношении воспроизведения (изготовления экземпляров) аудиовизуальных произведений на кинопленке и других видах носителей, предназначенных для публичного показа.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: