Информационные ресурсы и их виды

Понятие, формы и виды информационных ресурсов. В информационном обществе особое внимание уделяется информационным ресурсам. Они существовали всегда, но в условиях индустриального общества никогда не рассматривались как отдельная категория.

Информационный ресурс может принадлежать одному человеку, организации, городу, региону. Например, если информация собирается со всего мира, тогда говорят и мировых информационных ресурсах. Понятие информационный ресурс опубликовано в Федеральном законе от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”.

Информационные ресурсы – знания, подготовленные людьми для специального использования и зафиксированные на материальном носителе.

Информационная система – совокупность информационных потоков, а также методов, средств и технологий по обработке информации в соответствии с требованиями отдельных лиц.

Мировые информационные ресурсы – называют информационные ресурсы, рассматривающие совокупность информационных ресурсов различных государств.

Например: каждый раз, покупая газету или журнал, Вы приобретаете информационный ресурс (если в нем опубликована международная информация, то такой ресурс можно считать мировым).

Разделить мировые информационные ресурсы на определенные виды (категории) сложно, но можно выделить несколько критериев, по которым принято разбивать их на виды:

1 критерий – по форме представления – текстовый, графический и др. Самый обобщенный критерий, по нему можно легко производить разбиение, не требуется тщательный анализ информации для определения принадлежности к тому или иному виду.

2 критерий – по ограниченности доступа – сведения, составляющие государственную тайну, персональные данные, сведения, составляющие коммерческую тайну. Чтобы отнести документ в какую – либо категорию нужно опираться на законодательство.

3 критерий – разбивка по тематике – законодательные ресурсы, статистические ресурсы, обучающие ресурсы. Самый большой и сложный критерий, так как одни и те же ресурсы можно отнести к нескольким категориям.

Это три основных способа разбивки мировых информационных ресурсов на виды, притом можно выделить много критериев: по форме предоставления, происхождению и т. д.)

Провести четкую грань между коммерческими или некоммерческими информационными ресурсами не просто. К полностью некоммерческим ресурсам можно отнести:

центральное телевидение;

радио;

бесплатные рассылки и брошюры.

Наряду с центральным телевидением есть и коммерческие каналы, за подключение к которым нужно платить. В настоящее время очень развит Internet, где практически все организации и компании печатают информацию, которая распространяется бесплатно. Кроме этого существуют и коммерческие проекты, которые взымают плату за пользование их ресурсами.

Доступность информационных ресурсов. ( какая-то бредятина, но лучше ничего не нашла… )

Информация занимает место одного из важнейших ресурсов развития во всех сферах человеческой деятельности. Это ведет к жесткой и бескомпромиссную борьбе за обладание информационными ресурсами. В этой борьбе: "с одной стороны, целью субъекта является улучшение собственных информационных ресурсов и, как следствие, повышение эффективности процессов функционирования собственных информационных систем, а с другой стороны, - стремление ухудшить информационные ресурсы "конкурента" (противника) и тем самым понизить эффективность процессов функционирования его информационных систем".

Поэтому современный уровень борьбы за обладание информационными ресурсами приобретает характер информационных войн с цель захвата и удержанию превосходства в данном секторе экономики. В этих условиях любые разговоры об (90-95)% доступности открытой информации являются целенаправленной дезинформацией.

Доступность информационных ресурсов важнейший параметр, на основании которого определяется эффективность информационной работы.

Любой пользователь имеет доступ только к тем информационным ресурсам, которые владельцы информационных ресурсов пожелали включить в систему открытого распространения информации.

Дополнительные ограничения на доступ к открытым информационным ресурсам определяются многими факторами. Перечислим основные:

· уровнем профессиональной подготовки исполнителя,

· опытом, полученным при решении других задач,

· осведомленностью в проблемных областях знаний, необходимых для решения поставленной задачи,

· доступностью для конкретного исполнителя тех или иных информационных ресурсов, содержащих необходимую информацию,

· наличием некоторого "базового уровня технической оснащенности", обеспечивающего доступ к информационным ресурсам и программным продуктам, позволяющим вести их обработку,

· объемом финансовых и трудовых ресурсов, которые могут быть привлечены для получения и обработки информации,

· правовыми нормами, определяющими доступ к информации и порядок ее использование в организации, стране и на международном уровне.

При исследовании вопросов доступности информации, как правило, оценки приводятся относительно ИНФОРМАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА. Надежных оценок уровня доступности к информации ЧАСТНОГО (негосударственного) сектора, - НЕТ.

Нет единого подхода по вопросу: что такое "Право на информацию"? Но в этом случае очень трудно вести всякие рассуждения о всеобщей доступности и открытости европейского информационного сообщества.

"Кто" имеет право на информацию? Оказывается, что по этому вопросу в странах Евросоюза нет единого мнения. Нет согласованного подхода по таким вопросам, как: ограничения по времени и объему? Выдавать ли электронную форму? Должен ли пользователь знать: к какой информации он имеет право доступа? Существуют ли исключения в праве на доступ? Как решать вопрос об ответственности? Это лишь некоторые нерешенные "мелочи" информационной открытости странах Европы.

Каждое государство имеет собственный комплекс нормативных документов, определяющих и регулирующих нормативную деятельность, и все государства связаны определенными межгосударственными и международными нормативными актами, которые нужно учитывать при использовании информационных ресурсов этих стран.

Исполнитель одиночка (или как ныне принято говорить "индивидуальная, самодостаточная личность") имеет минимальный уровень обеспеченности информацией. Информация, обеспечивающая наиболее эффективные решения (действия) ему, как правило, недоступна.

Поэтому любой исполнитель (отдельный человек, группа исполнителей, организация, и даже страна), приступая к решению любой задачи, особенно новой и сложной, должен исходить из принципа МИНИМАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ. Нужно быть готовым к тому, что принятие решений будет осуществляться при отсутствии наиболее существенной и достоверной информации, в условиях значительной информационной неопределенности.

Отсутствие информации определяется не только ее недоступностью, но и невозможностью получить требуемую информацию из-за ВРЕМЕННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ, возникающих при решении задачи (или достижении поставленной цели). Неопределенность при принятии информационных решений неизбежна. Поэтому, принимая решения, исполнитель должен всегда учитывать последствия возможных рисков, возникающих от неполноты и недостоверности имеющейся у него информации.

Реальная степень доступности к информационным ресурсам во всех странах существенно ниже рекламируемой. Например, современными национальными системами массового обслуживания по данным на 1991 г в США могли пользоваться около 25% потребителей (высокообеспеченные слои населения - 5%, и члены общества, обладающие свободными средствами). Одновременно, 75% рядовых граждан имеют значительные ограничения в доступе к требуемой информации.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: