Информационные потребности личности и возможности их реализации в современном мире

Информационная потребность - потребность, возникающая, когда цель, стоящая перед пользователем в процессе его профессиональной деятельности либо в его социально-бытовой практике, не может быть достигнута без привлечения дополнительной информации.

Как сложное и многогранное явление потребности играют важную роль в регулировании взаимоотношений между личностью и обществом, выступают в качестве определяющего стимула человеческой деятельности. Поэтому о потребностях судят по их проявлениям в конкретной деятельности человека.

Под влиянием внешних социальных факторов у человека формируется потребность в знаниях, без которых невозможно его становление как личности. Эту потребность на определенном этапе жизненного пути удовлетворяют семья, «улица», школа, вуз. Но впоследствии, в реальных жизненных условиях приобретенных ранее знаний оказывается недостаточно. Возникает осознанная нужда в дополнительных знаниях, отсутствие которых затрудняет решение конкретных задач. Иначе говоря, появляется нужда в информации, на основе использования которой возможно формирование нового знания. Эта потребность осознается человеком как рассогласование между имеющимися знаниями и знаниями необходимыми. Таким образом, информационные потребности можно определить как осознанную потребность в информации, необходимой для получения недостающих знаний.

При этом следует иметь в виду, что практически каждый современный человек занимается не только профессиональной, но и другими видами деятельности (учится, занимается общественной работой, имеет какое-то хобби, увлекается спортом, устройством своего быта и т. д.). Любая профессиональная и непрофессиональная деятельность порождает свои информационные потребности. Поэтому у одного человека может быть много разных, но характеру и содержанию информационных потребностей.

Каким же образом человек находит нужную ему информацию? Как происходит ее «узнавание»? Очевидно, для «узнавания» необходимой, но отсутствующей информации человек должен иметь о ней некоторые, хотя бы приблизительные представления, на основании которых он мог бы осуществлять поиск, отбирать и оценивать различные источники информации и имеющиеся в них сведения.

Естественно, что эти представления будут только в некоторой степени соответствовать реальным условиям возникшей информационной ситуации, однако они позволяют направлять активность субъекта на поиск нужной информации, способствуют ее отбору и оценке в процессе получения и потребления.

Все сказанное отнюдь не снимает ведущей роли деятельности в процессе формирования информационных потребностей, так как именно в деятельности складывается определенная информационная ситуация, осознание которой ведет к активизации субъекта и возникновению у него представлений о необходимой информации. На это указывает, в частности, широко распространенное в науке мнение о том, что правильная постановка задачи есть уже половина ее решения. Действительно, правильно поставить задачу — это значит создать такую информационную ситуацию, которая направляет субъекта на информацию, требуемую для решения проблемы, т. е. ситуацию, в которой у субъекта формируются адекватные представления о необходимой информации.

Таким образом, мы можем выделить три характерных момента в структуре информационных потребностей субъекта:

1) чувство нехватки чего-то и стремление восполнить эту нехватку;

2) наличие представлений, хотя бы приблизительных, о том, какая информация необходима. Первый момент можно обозначить как форму существования потребностей, второй — как содержание их;

3) представления о необходимой информации формируются на базе имеющегося у субъекта знания

об условиях деятельности, т. е. на основании его информационного потенциала.

Информационный потенциал оказывает влияние прежде всего на предметное содержание информационных потребностей. При этом наблюдается прямая зависимость между богатством информационного потенциала субъекта и его направленностью на информацию: чем шире и глубже информационный потенциал субъекта в определенной области, тем точнее и дифференцированнее его информационные потребности. Отсутствие у субъекта соответствующего информационного потенциала ведет к формированию у него неопределенных и неадекватных представлений о необходимой информации. Этим можно объяснить часто наблюдаемое в практике информационного обслуживания явление, когда фактически одинаковые условия деятельности субъектов приводят к возникновению у них различных по содержанию потребностей.

Следует отметить, что не любая деятельность человека ведет к формированию у него соответствующих информационных потребностей. Это прежде всего зависит от целей деятельности и имеющегося у субъекта информационного потенциала. В том случае, когда субъект повторяет уже осуществленный, по крайней мере, однажды, акт деятельности, реализовавшей цель, необходимость в получении информации будет минимальной или вообще не возникнет на протяжении определенного периода деятельности. Это можно наблюдать в повседневной жизни многих людей, в том числе и имеющих специальное образование. Подобное пассивное отношение к получению новой информации позволило в литературе именовать таких специалистов «непотребителями информации». Однако постановка новой задачи или изменение условий деятельности, а тем более и то, и другое вместе взятое неизбежно вызовут информационную потребность, которая может быть удовлетворена как путем чтения литературы, так и другими способами (личные контакты с коллегами, участие в конференциях и т. д.).

Понятие «информационная потребность» связано с такими понятиями, как «информационный интерес», «информационный запрос».

Информационный интерес, как и информационный запрос являются выражением информационных потребностей, активной формой их существования. Будучи необходимым звеном в данной триаде, информационный интерес проявляется на стадии информационно-потребительской деятельности. Именно им обусловливается внутренняя структура деятельности человека по формированию информационной потребности.

Характерной чертой информационного интереса является специфическое избирательное отношение к поступающей информации, поиск тех каналов и источников, которые потенциально способны удовлетворить возникшие у человека информационные потребности. Эта избирательность является следствием воспитания, обучения и той предметной деятельности, которая порождает информационные потребности. При этом производственные профессиональные интересы далеко не всегда совпадают с личностными профессиональными. Это несовпадение отрицательно сказывается на эффективности профессиональной деятельности человека. И, наоборот, совпадение производственных и личностных интересов как отдельных специалистов, так и коллектива в целом повышают производительность труда в любой сфере деятельности.

Информационный запрос, являющийся третьим элементом упомянутой триады, иногда называют «знанием о незнании» той необходимой информации, которая в данный момент человеку неизвестна, но нужна для устранения проблемной ситуации, возникшей в его деятельности. Формулируя запрос, человек исходит лишь из представлений о своей информационной потребности. Однако запрос не может возникнуть без знания о сути необходимой ему информации. Представление о ней «заложено» в информационном потенциале человека, которым он владеет в данный период времени в соответствующей предметной области.

Иначе говоря, это выражение образа-представления об информации, необходимой человеку для осуществления деятельности. Поскольку категория представления есть явление всегда субъективное, можно утверждать, что все информационные запросы, как и информационные потребности, всегда имеют субъективный характер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: