По программе курса «история отечественного кино»

 

СПРАВОЧНИКИ, УЧЕБНИКИ, МОНОГРАФИИ:

Андроникова М. И. Портрет: От наскальных рисунков до звукового фильма. - М.: Искусство, 1980.

История отечественного кино. – М.: Прогресс-Традиция, 2005.

История отечественного кино. Хрестоматия / Рук. Проекта Л.М. Будяк. Авт.-сост. А.С. Трошин, Н.А. Дымшиц, С.М. Ишевская, В.С. Левитова. – М.: «Канон +» РООИ «Реабилитация», 2011. – 672с.

История советского кино 1917 -1967 гг. / В 4-х томах. - М.: Искусство, 1973-1978.

Кинословарь/Гл. ред. С.И. Юткевич.: в 2-х томах. - М.: Сов.Энциклопедия, 1966-70.

Кинословарь/Гл. ред. С.И. Юткевич. - М.: Сов. Энциклопедия, 1987. - 640 с., 96 л. ил.

Кинословарь. Новейшая история отечественного кино 1986-2000. в 3-х тт. СПБ, 2001.

Краткая история советского кино/ Грошева А., Гинзбург С., и др. - М.: Искусство, 1969.

Мировое кино. История искусства экрана / Кирилл Разлогов. – М.: Эксмо, 2011. – 688с.

Нечай О.Ф. Основы киноискусства. Учебн. Пособие/ Науч. ред. И.В. Вайсфельд. - М.: Просвещение, 1989.

Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино. - М.: Наука, 1977.

Цивьян Ю. Историческая рецепция кино. - Рига.: Зинатне, 1994.

Юренев Р. Волшебное окно. Краткая история мирового кино. - М.: Просвещение, 1983.

Юренев Р. Краткая история советского кино. - М.,1979.

 

ЭКРАН ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ:

Аннинский Л. Толстой и кинематограф. - М.,1971.

Арлазоров М.С. Протазанов. - М.: Искусство, 1973.

Гардин В. Воспоминания. – М., 1949.

Гинзбург С. Кинематография дореволюционной России. - М., 1963.

Зоркая Н. На рубеже столетий: У истоков массового искусства в России 1900-1910-х гг.-М.,1976.

Михайлов В.П. Рассказы о кинематографе старой Москвы. - М.: «Материк», 2003.

Россоловская В. Русская кинематография в 1917 году. - М.-Л., 1937.

Соболев Р. Люди и фильмы русского дореволюционного кино. - М.: Искусство, 1961.

Ханжонков А. Первые годы русской кинематографии. - М. - Л., 1937.

Чернышев А.А. Русская дооктябрьская киножурналистика. М.: Изд-во Московского Гос. Университета,1987.

ИСТОРИЯ СОВЕТСКОГО КИНО (1):

Александров Г. Эпоха и кино. - М.: Из-во политической литературы, 1976.

Вертов Д. Статьи. Дневники. Замыслы. - М.: Искусство, 1961.

Герасимов С.А. Жизнь. Фильмы. Споры. - М.: Искусство, 1971.

Дзига Вертов в воспоминаниях современников. - М., 1976.

Добин Е. Козинцев и Трауберг. – Л. – М., 1963.

Довженко А.П. Думы у карты Родины. Киноповести, рассказы, очерки, статьи. – Л.: Лениздат, 1983.

Довженко А. «Я принадлежу к лагерю поэтическому…». Статьи, выступления, заметки / Сост. Ю.И. Солнцева. – М.: Сов.писатель, 1967.

Зоркая Н.М. История советского кино. – СПб.: Алетейя, 2005.

Зоркая Н. Фольклор. Лубок. Экран. – М.: Искусство, 1994.

Козинцев Г. Глубокий экран. – М., 1971.

Краткая история советского кино/ Грошева А., Гинзбург С., и др. - М.: Искусство, 1969.

Крючечников Н.В. Сценарии и сценаристы дореволюционного кино. - М., 1971.

Кулешов Л. Азбука кинорежиссуры. - М., 1969.

Кулешов Л., Хохлова А. 50 лет в кино. – М. 1975.

Лебедев Н.А. Очерк истории кино СССР. Немое кино. – М., 1947.

Мачерет А.В. Художественные течения в советском кино. - М.: Искусство, 1963.

Романов А.В. Любовь Орлова в искусстве и в жизни. – М.: Искусство, 1988.

Селезнева Т.Ф. Киномысль 1920-х годов. - Л.: Искусство, 1972.

Фрейлих С.И. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского. – М.: Академический проект; фонд «Мир»,

2009. – 512с.

Фридрих Эрмлер. Документы. Статьи. Воспоминания. - Л.: Искусство, 1974.

Шуб Э.И. Крупным планом. М.: Искусство, 1959.

Шкловский В.Б. Эйзенштейн. - М.: Искусство, 1973.

Шкловский В.Б. За 60 лет в кино. – М.: Искусство, 1985.

 

 

ИСТОРИЯ СОВЕТСКОГО КИНО (2):

Аннинский Л. Шестидесятники и мы: Кинематограф, ставший и не ставший историей. - М.: ВТПО «Киноцентр», 1991.

Волкова П. Цена «Nostos» - жизнь. – М.: Зебра Е, 2013. – 544с.

Добротворский С. Кино на ощупь. – СПб.: Сеанс, 2001.

Липков А.И. Герман, сын Германа. – М.: ВТПО «Киноцентр», 1988.

Мир и фильмы Андрея Тарковского. - М.,1991.

О Шукшине: Экран и жизнь/ Сост. Л.Федосеева-Шукшина, Р.Черненко. -М.: Искусство, 1979.

Ромм М.И. Беседы о кино. - М.: Искусство, 1964. - 365с.

Советское кино. 70-е годы. Основные тенденции развития. - М.: Искусство, 1984.

Страницы истории отечественного кино / Сост.: Караваев Д.Л. – М.: Материк, 2006.

Туровская М. Семь с половиной, или фильмы Андрея Тарковского. - М.: Искусство, 1991.

Черненко М. Красная звезда, желтая звезда: Кинематографическая история еврейства в России, 1919-1999. – М.: Текст, 2006.

Филиппов В.П. Андрей Тарковский: Сны и явь о доме. – М.: Молодая гвардия, 2011. – 453с.

Шкловский В. За 60 лет работы в кино. – М.: Искусство, 1985. – 572с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Быков Р.А. Я побит – начну сначала!: Дневники / Ролан Быков; коммент Е.В. Санаевой. – М.: АСТ: Астрель, 2011.

Валерий Приемыхов. Жизнь на форсаже. – М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001. – 319с.

Волкова П.Д. Цена «Nostos» - жизнь. – М.: Зебра Е, 2013. – 544с.

Соловьев С.А. Асса и другие произведения этого автора. Книга первая: Начало. То да сё… – СПб.: Сеанс, Амфора, 2008.

Соловьев С.А. Асса и другие произведения этого автора. Книга вторая: Ничего, что я куру? – СПб.: Сеанс, Амфора, 2008.

Соловьев С.А. Асса и другие произведения этого автора. Книга третья: Слово за слово. – СПб.: Сеанс, Амфора, 2008.

Татарский Е.М. Записки кинорежиссера о многих и немного о себе. – СПб.: БХВ-Петербург, 2012.

ИСТОРИЯ ПОСТСОВЕТСКОГО КИНО:

90-е. Кино, которое мы потеряли / сост. Лариса Малюкова. – М.: Зебра Е, 2007.

Альтернативная культура: Энциклопедия / [Сост. Дмитрий Десятерик]. – Екатеринбург: Ультра.Культура, 2005.

Анна Меликян: «Все вопросы – к Андерсену»/ Беседу ведет Тамара Дондурей / ИК, 2008, №4. URL: http://kinoart.ru/archive/2008/04/n4-article14http://kinoart.ru/archive/2008/04/n4-article14

Добротворский С. Кино на ощупь. – СПб.: Сеанс, 2001.

В поисках постмодернизма. Сборник. – М.: ВГИК, 2000.

Москвина Т.В. Всем стоять! Статьи. – СПб.: АМФОРА, 2006.

Москвина Т. Люблю и ненавижу. Статьи. – СПб.: АМФОРА, 2006.

Москвина Т. Похвала плохому шоколаду. Эссе. - СПб-М.: Лимбус-Пресс, 2004.

Петербургское «новое кино». Сб. статей. – СПб.: Издательство «МОЛ», 1996.

Трофименков М. Я обещаю вам кровь и слезы… / Эссе. – СПб-М.: Лимбус-Пресс, 2006.

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ФИЛЬМОВ:

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ

«Отец Сергий» (Я. Протазанов)

«Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (Л. Кулешов)

«Броненосец «Потемкин»» (С. Эйзенштейн)

«Человек с киноаппаратом» (Дзига Вертов)

«Третья Мещанская» (Абрам Роом)

«Земля» (А. Довженко)

«Обломок империи» (Ф. Эрмлер)

«Чапаев» (Д. и Г. Васильевы)

«Депутат Балтики» (И. Хейфиц и А. Зархи)

«Валерий Чкалов» (М. Калатозов)

«Волга-Волга» (Г. Александров)

«Трактористы» (И. Пырьев)

«Иван Грозный» (С. Эйзенштейн)

«Встреча на Эльбе» (Г. Александров)

«Сельская учительница» (М. Донской)

«Семеро смелых» (1936, Сергей Герасимов)

«Радуга» (1944, Марк Донской)

«Кубанские казаки» (1949, Иван Пырьев)

«Летят журавли» (1957, Михаил Калатозов)

«Баллада о солдате» (1959, Григорий Чухрай)

«Я шагаю по Москве» (1963, Георгий Данелия)

«Тени забытых предков» (1964, Сергей Параджанов)

«Андрей Рублев» (1966, Андрей Тарковский)

«Июльский дождь» (1966, Марлен Хуциев)

«Короткие встречи» (1967, Кира Муратова)

«Крылья» (1966, Лариса Шепитько)

«Жил певчий дрозд» (1970, Отар Иоселиани)

«Комиссар» (1967, Александр Аскольдов)

«Романс о влюбленных» (1974, Андрей Кончаловский)

«Калина красная» (1974, Василий Шукшин)

«Прошу слова» (1975, Глеб Панфилов)

«Чужие письма» (1975, Илья Авербах)

«Охота на лис» (1980, Вадим Абдрашитов)

«Без свидетелей» (1983, Никита Михалков)

«Пацаны» (1983, реж. Динара Асанова)

«Мой друг Иван Лапшин» (1984, Алексей Герман)

«Настройщик» (2004, Кира Муратова)

ЗАРУБЕЖНЫЕ ФИЛЬМЫ:

Фильмы братьев Люмьер (1895-1896, Братья Люмьер)

«Кабинет доктора Калигари» (1919, Р. Вине)

«Последний человек» (1924, Ф. Мурнау)

«Метрополис» (1927, Ф.Ланг)

«Безрадостный переулок» (1925, Г.-В. Пабст).

«Андалузский пёс» (1928, Л. Бунюэль, С. Дали)

«Страсти Жанны Д’Арк» (1928, К. Дрейер)

«39 ступеней» (1935, А.Хичкок)

«Частная жизнь Генриха VIII-го» (1933, А. Корда)

«М» (1931, Ф. Ланг)

«Аталанта» (1934, Ж. Виго).

«Похитители велосипедов» (1948, Витторио Де Сика)

«Восемь с половиной» (Федерико Феллини)

«Блоу-ап» (1968, Микелянджело Антониони)

«Рокко и его братья» (Лукино Висконти)

«Мама Рома» (Пьер-Паоло Пазолини)

«Конформист» (Бернардо Бертолуччи)

«Слуга» (Джозеф Лоузи)

«На последнем дыхании» (Жан-Люк Годар)

«Четыреста ударов» (Фрасуа Трюффо)

«Замужество Марии Браун» (Райнер-Вернер Фасбиндер)

«Черный Петр» (Милош Форман)

«Бал» (Этторе Скола)

«Время цыган» (Эмир Кустурица)

 

 

РАЗВЕРНУТЫЙ СПИСОК ФИЛЬМОВ МИРОВОГО КИНО:

 

ЗАРУБЕЖНОЕ КИНО

1895-1920

 

ФРАНЦИЯ:

Братья ЛЮМЬЕР: «Прибытие поезда», «Политый поливальщик» (1895)

Жорж МЕЛЬЕС: «Путешествие на Луну» (1902)

ГЕРМАНИЯ:

Стеллан РИЕ: «Пражский студент» (1913)

Роберт ВИНЕ: «Кабинет доктора Калигари» (1919)

Пауль ВЕГЕНЕР: «Голем и как он пришел мир» (1920)

США:

Эдвин ПОРТЕР: «Большое ограбление поезда» (1903)

Дэвид ГРИФФИТ: «Рождение нации» (1915), «Нетерпимость» (1916), «Сломанные побеги» (1919)

Чарлз ЧАПЛИН: «Бродяга», «Кармен» (1915), «В час ночи» (1916), «Иммигрант» (1917), «На плечо» (1918)

1920-1930

 

ГЕРМАНИЯ:

Фридрих МУРНАУ: “Носферату – симфония ужаса” (1921), «Последний человек» (1924), «Фауст» (1926)

Георг-Вильгельм ПАБСТ: «Безрадостный переулок» (1925).

Фриц ЛАНГ: “Доктор Мабузе – игрок” (1922), “Нибелунги” (1924), “Метрополис” (1927)

ФРАНЦИЯ:

Рене КЛЕР: «Антракт» (1924)

Фернан ЛЕЖЕ: «Механический балет» (1924)

Луис БУНЮЭЛЬ: «Андалузский пес» (1928)

Карл ДРЕЙЕР: «Страсти Жанны Д’Арк» (1928).

США:

Чарльз ЧАПЛИН: «Малыш» (1921), «Пилигрим» (1923), «Парижанка» (1923), «Золотая лихорадка» (1925), «Цирк» (1928)

Гарольд ЛЛОЙД: «Наконец в безопасности» (1923).

Бастер КИТОН: «Генерал» (1926).

Эрих фон ШТРОГЕЙМ: «Алчность» (1924).

Фридрих МУРНАУ: «Восход солнца» (1927)

Кинг ВИДОР: «Толпа» (1928)

Роберт ФЛАЭРТИ: «Нанук с Севера» (1922)

1930-1941

 

ГЕРМАНИЯ:

Фриц ЛАНГ: «М» (1931)

Джозеф фон ШТЕРНБЕРГ: «Голубой ангел» (1930)

Лени РИФЕНШТАЛЬ: «Триумф воли» (1934), «Олимпия» (1936-38)

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ:

Альфред ХИЧКОК: «Человек, который слишком много знал» (1934), «39 ступенек» (1935), «Саботаж» (1936), «Леди исчезает» (1938).

Александр КОРДА: «Частная жизнь Генриха VIII» (1933), “Рембрандт” (1936).

ФРАНЦИЯ:

Жан ВИГО: «Ноль за поведение» (1933), «Аталанта» (1934).

Жан РЕНУАР: «Великая иллюзия» (1937)

Марсель КАРНЕ: «Набережная туманов» (1938)

США:

Джозеф фон ШТЕРНБЕРГ: «Марокко» (1930)

Френк КАПРА: «Леди на день» (1933), «Это случилось однажды ночью» (1934).

Братья МАРКС: «Утиный суп» (1933), «Ночь в опере» (1935).

Рубен МАМУЛЯН: «Доктор Джекил и Мистер Хайд» (1932)

Мериан КУПЕР и Эрнест ШЕДЗАК: «Кинг-Конг» (1933

Уолт ДИСНЕЙ: «Белоснежка и семь гномов» (1938), «Фантазия» (1940), «Бэмби» (1942)

Виктор ФЛЕМИНГ: «Волшебник из Оз» (1939), «Унесенные ветром» (1939).

Чарлз ЧАПЛИН: «Огни большого города» (1931), «Новые времена» (1936), «Великий диктатор» (1940).

Джон ФОРД: «Дилижанс» (1939), «Гроздья гнева» (1940).

Рауль УОЛШ: «Бурные двадцатые годы» (1939)

Орсон УЭЛЛС: «Гражданин Кейн» (1941).

Джон ХЬЮСТОН: «Мальтийский сокол» (1941)

 

1941-1945

 

ГЕРМАНИЯ:

Георг ЯКОБИ: «Девушка моей мечты» (1944)

ФРАНЦИЯ:

Марсель КАРНЕ: «Вечерние посетители» (1942), «Дети райка» (1944)

США:

Брюс ХАМБЕРСТОН: «Серенада солнечной долины» (1941)

Фрэнк БОРЗЭГИ: «Сестра его дворецкого» (1943)

Альфред ХИЧКОК: «Диверсант» (1943)

Майкл КЕРТИЦ: «Касабланка» (1943)

Фриц ЛАНГ: «Министерство страха» (1944)

1945-1960

 

ИТАЛИЯ:

Роберто РОССЕЛИНИ: «Рим – открытый город» (1945)

Джузеппе ДЕ САНТИС: «Горький рис» (1948), «Рим, 11 часов» (1952).

Витторио ДЕ СИКА: “Похитители велосипедов” (1948).

Ренато КАСТЕЛЛАНИ: «Два гроша надежды» (1952)

Федерико ФЕЛЛИНИ: «Белый шейх» (1952), «Маменькины сынки» (1953), «Дорога» (1954), «Ночи Кабирии» (1957), «Сладкая жизнь» (1959)

ФРАНЦИЯ:

Жан КОКТО: «Орфей» (1950).

Робер БРЕССОН: «Дневник сельского священника» (1950), «Приговоренный к смерти бежал» (1956)

Ален РЕНЕ: «Хиросима, моя любовь» (1959)

Жан-Люк ГОДАР: «На последнем дыхании» (1959)

Франсуа ТРЮФФО: «400 ударов» (1959)

ШВЕЦИЯ:

Ингмар БЕРГМАН: «Седьмая печать“ (1956), «Земляничная поляна» (1957)

ЧЕХОСЛОВАКИЯ:

Карел ЗЕМАН: «Тайна острова Бек-Кап» (1957)

ПОЛЬША:

Анджей ВАЙДА: «Пепел и алмаз» (1958)

ЯПОНИЯ:

Акира КУРОСАВА: «Расемон» (1950), «Семь самураев» (1954)

ИНДИЯ:

Сантьяджит РЕЙ: «Песнь дороги» (1955)

Радж КАПУР: «Бродяга» (1951), «Господин 420» (1955).

 

США:

Роберт СИОДМАК: «Винтовая лестница» (1946)

Кинг ВИДОР: «Дуэль на солнце» (1946)

Билли УАЙЛДЕР: «Бульвар Сансет» (1950)

Джозеф МАНКИЕВИЧ: «Все о Еве» (1950)

Чарлз ЧАПЛИН: «Мсье Верду» (1947), «Огни рампы» (1952)

Сесил Б. ДЕ МИЛЛЬ: «Десять заповедей» (1956)

Элиа КАЗАН: «Трамвай «Желание»» (1951), «В порту» (1954)

Фред ЦИННЕМАНН: «Ровно в полдень» (1952)

Николас РЭЙ: «Бунтовщик без идеала» (1955)

Стенли ДОННЕН: «Увольнение в город» (1949), «Поющие под дождем» (1952).

Джордж КЬЮКОР: «Газовый свет» (1944), «Звезда родилась» (1954).

Винсент МИНЕЛЛИ: «Американец в Париже» (1951).

Уильям УАЙЛЕР: «Лучшие годы нашей жизни» (1946), «Римские каникулы» (1953), «Бен Гур» (1959).

Отто ПРЕМИНДЖЕР: «Река, откуда нет возврата» (1954), «Человек с золотой рукой» (1955)

Сидни ЛЮММЕТ: «Двенадцать разгневанных мужчин» (1957)

Стенли КРАМЕР: “Скованные одной цепью» (1958), «На берегу» (1959)

Альфред ХИЧКОК: «Завороженный» (1945), «Веревка» (1948), «Окно во двор» (1954), «Головокружение» (1958), «К Северу через Северо-Запад» (1959)

Фриц ЛАНГ: «Ранчо, пользующееся дурной славой» (1952)

Дэвид ЛИН: «Мост через реку Квай» (1957)

1960-1970

 

ИТАЛИЯ:

Микелянджело АНТОНИОНИ: “Ночь” (1960), “Блоу-ап” (1967).

Федерико ФЕЛЛИНИ: «Восемь с половиной» (1963), «Джульетта и духи» (1965), «Сатирикон» (1969)

Пьер-Паоло ПАЗОЛИНИ: «Мама Рома» (1962), «Евангелие от Матфея» (1964), «Теорема» (1968)

Лукино ВИСКОНТИ: “Рокко и его братья” (1960), “Гибель богов” (1969), «Смерть в Венеции» (1971)

Франко ДЗЕФФИРЕЛЛИ: «Ромео и Джульетта» (1968)

Серджо ЛЕОНЕ: «За пригоршню долларов» (1964), «Однажды на Диком Западе» (1968)

Марко БЕЛОККИО: «Кулаки в кармане» (1965)

Сальваторе САМПЕРИ: «Спасибо, тетя» (1968)

ФРАНЦИЯ:

Ален РЕНЕ: «В прошлом году в Мариенбаде» (1961)

Жан-Люк ГОДАР: «Безумный Пьеро» (1965), «Альфавиль» (1965)

Франсуа ТРЮФФО: «Жюль и Джим» (1961), «Нежная кожа» (1964)

Роман ПОЛАНСКИЙ: «Отвращение» (1965), «Тупик» (1966)

Орсон УЭЛЛС: «Процесс» (1962)

Луис БУНЮЭЛЬ: “Виридиана” (1961), “Ангел-истребитель” (1962), “Дневная красавица” (1966), “Млечный путь” (1969)

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ:

Карел РЕЙС: «В субботу вечером, в воскресенье утром» (1960)

Тони РИЧАРДСОН: «Одиночество бегуна на длинную дистанцию» (1962)

Линдсей АНДЕРСОН: «Эта спортивная жизнь» (1963)

Дэвид ЛИН: «Лоуренс Аравийский» (1962)

Кэрол РИД: «Оливер!» (1968)

ЧЕХОСЛОВАКИЯ:

Вера ХИТИЛОВА: «Маргаритки» (1966)

Милош ФОРМАН: “Черный Петр” (1964), “Любовные похождения блондинки” (1965), “Бал пожарных” (1968)

Иржи МЕНЦЕЛЬ: «Поезда под особым наблюдением» (1966)

ПОЛЬША:

Роман ПОЛАНСКИЙ: «Нож в воде» (1962)

Ежи КАВАЛЕРОВИЧ: «Мать Иоанна от ангелов» (1961)

ЯПОНИЯ:

Кането СИНДО: «Голый остров» (1960).

Акира КУРОСАВА: «Телохранитель» (1961), «Верха и низы» (1963), «Красная борода» (1965), «Додэскадэн» (1970).

 

США:

Билли УАЙЛДЕР: «Квартира» (1960)

Альфред ХИЧКОК: «Психо» (1960), «Птицы» (1963), «Марни» (1964).

Джон ФОРД: «Человек, который пристрелил Либерти Вэланса» (1962)

Блейк ЭДВАРДС: «Завтрак у Тиффани» (1961)

Роберт УАЙЗ: «Вестсайдская история» (1961), «Звуки музыки» (1965)

Джордж КЬЮКОР: «Моя прекраная леди» (1964)

Уильям УАЙЛЕР: «Смешная девчонка» (1968)

Семюэль ФУЛЛЕР: «Шоковый коридор» (1963)

Стэнли КРЕЙМЕР: «Нюрнбергский процесс» (1961), «Это безумный, безумный, безумный, безумный мир» (1963), «Корабль дураков» (1965)

Джон ШЛЕЗИНГЕР: “Полуночный ковбой” (1969)

Роман ПОЛАНСКИЙ: «Ребенок Розмари» (1968)

Сидней ПОЛЛАК: «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» (1969)

Стенли КУБРИК: “Доктор Стрейнджлав” (1963), “Космическая Одиссея 2001 года” (1968)

Роджер КОРМАН: «Дикие ангелы» (1967)

Майкл НИКОЛС: «Выпускник» (1967)

Ричард РАШ: «Псих-аут» (1968)

Деннис ХОППЕР: “Беспечный ездок” (1969).

Артур ПЕНН: «Погоня» (1966), «Бонни и Клайд» (1967), «Маленький большой человек» (1970).

Питер ЙЕЙТС: «Буллит» (1968)

Сэм ПЕКИНПА: «Дикая банда» (1969)

Джордж Рой ХИЛЛ: «Буч Кэссиди и Санденс Кид» (1969), «Афера» (1973)

 

1970-1980

ИТАЛИЯ:

Федерико ФЕЛЛИНИ: «Рим» (1972), «Амаркорд» (1974), «Казанова Феллини» (1976), «Репетиция окрестра» (1979), «И корабль плывет» (1983)

Микелянджело АНТОНИОНИ: «Забриски Пойнт» (1969), «Профессия – репортер» (1975)

Пьер-Паоло ПАЗОЛИНИ: «Трилогия жизни»: «Декамерон» (1971), «Кентерберийские рассказы» (1972), «Цветок 1001 ночи» (1983)

Бернардо БЕРТОЛУЧЧИ: «Конформист» (1970), «Последнее танго в Париже» (1972)

Марко ФЕРРЕРИ: «Большая жратва» (1973)

Дино РИЗИ: «Запах женщины» (1974)

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ:

Стенли КУБРИК: “Заводной апельсин” (1971)

Сэм ПЕКИНПА: «Соломенные псы» (1971)

Линдсей АНДЕРСОН: «О, счастливчик!» (1973).

Алан ПАРКЕР: «Багси Мэлоун» (1976), «Полуночный экспресс» (1978)

Кен РАССЕЛ: «Малер» (1974), «Томми» (1975), «Листомания» (1975)

ФРГ:

Райнер Вернер ФАСБИНДЕР: «Катцельмахер» (1969)), «Почему рехнулся господин Р.» (1970), «Горькие слезы Петры фон Кант» (1972), «Страх съесть душа» (1973), «Китайская рулетка» (1976), «Замужество Марии Браун» (1978), «Лили Марлен» (1980), «Берлин, Александрплатц» (1980), «Тоска Вероники Фосс» (1981),

Фолкер ШЛЕНДОРФ: «Жестяной барабан» (1979)

Вернер ХЕРЦОГ: «Агирре, гнев божий» (1972), «Носферату – фантом ночи» (1978), «Фицкарральдо» (1981)

Вим ВЕНДЕРС: «Страх вратаря перед пенальти» (1971), «Алиса в городах» (1973), «Американский друг» (1997)

ФРАНЦИЯ:

Бертран БЛИЕ: «Вальсирующие» (1974)

Луис БУНЮЭЛЬ: “Скромное обаяние буржуазии”(1972), “Призрак свободы” (1974), “Этот смутный объект желания” (1977).

Нагиса ОСИМА: «Коррида любви» (1976)

АВСТРАЛИЯ:

Питер УЭЙР: «Пикник у висячей скалы» (1975)

Джордж МИЛЛЕР: «Безумный Макс» (1979)

США:

Роберт ОЛТМЕН: «М.Э.Ш.» («Передвижной военный госпиталь») (1970)

Дон СИГЕЛ: «Грязный Гарри» (1971)

Уильям ФРИДКИН: «Французский связной» (1971), «Экзорцист» (1973)

Алан ПАКУЛА: «Вся королевская рать» (1976)

Питер БОГДАНОВИЧ: Бумажная луна» (1973), «Последний кинсеанс» (1971), «Никельодеон» (1976)

Норман ДЖУИСОН: «Иисус Христос – суперзвезда» (1973)

Боб ФОССИ: “Кабаре”(1972) “Ленни” (1974), “Весь этот джаз” (1979), «Звезда-80» (1983).

Милош ФОРМАН: «Отрыв» (1971), «Пролетая над гнездом кукушки» (1974), «Волосы» (1979)

Мартин СКОРСЕЗЕ: «Злые улицы» (1973), «Алиса здесь больше не живет» (1974), «Таксист» (1976)

Стивен СПИЛБЕРГ: «Дуэль» (1971), «Челюсти“ (1976), «Е.Т. - Инопланетянин» (1981)

Джон БЭДХЕМ: “Лихорадка в субботний вечер” (1977)

Ричард РАШ: «Трюкач» (1979)

Джордж ЛУКАС: “Звездные войны” (1977)

Майкл ЧИМИНО: «Охотник на оленей» (1978)

Френсис КОППОЛА: “Крестный отец” (1972), “Апокалипсис сегодня” (1979)

Стенли КРЭЙМЕР: «Благослови зверей и детей» (1971), «Принцип домино» (1977)

1980-2000

 

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ:

Питер ГРИНУЭЙ: «ZOO» (1986), «Отсчет утопленников» (1988), «Повар, вор, его жена и ее любовник» (1989), «Книги Просперо» (1991)

Денни БОЙЛ: «На игле» (1996)

АВСТРАЛИЯ:

Джейн КЕМПИОН: «Пианино» (1993)

НИДЕРЛАНДЫ:

Йос СТЕЛЛИНГ: «Иллюзионист» (1982), «Стрелочник» (1986), «Летучий голландец» (1995)

ФИНЛЯНДИЯ:

Аки КАУРИСМЯКИ: «Девушка со спичечной фабрики» (1990)

ФРГ:

Вим ВЕНДЕРС: «Небо над Берлином» (1986)

Том ТЫКВЕР: «Беги, Лола, беги» (1998)

ИСПАНИЯ:

Педро АЛЬМОДОВАР: «Женщины на грани нервного срыва» (1988), «Все о моей матери» (1999)

ФРАНЦИЯ:

Люк БЕССОН: «Подземка» (1985), «Бездна» (1988)

Жан-Жак АННО: «Медведь» (1988)

Жан ЖЕНЕ: «Амели» (2000)

ЧЕХИЯ:

Ян ШВАНКМАЙЕР: «Фауст» (1994)

ПОЛЬША:

Кшиштоф КЕСЛЕВСКИЙ: Трилогия «Три цвета: Синий, Белый, Красный» (1993-94).

ЮГОСЛАВИЯ:

Эмир КУСТУРИЦА: «Сон Аризоны» (1992), «Андеграунд» (1995).

ДАНИЯ:

Ларс фон ТРИЕР: «Европа» (1991), «Рассекая волны» (1996), «Танцующая в темноте» (1999)

КИТАЙ:

Джан ИМОУ: «Зажги красный фонарь» (1991)

США:

Вуди АЛЛЕН: «Зелиг» (1983), «Пурпурная роза Каира» (1985)

Милош ФОРМАН: «Регтайм» (1981), «Амадей» (1984)

Алан ПАРКЕР: «Стена» (1982), «Сердце Ангела» (1986)

Девид ЛИНЧ: “Синий бархат” (1986)

Питер УЭЙР: «Общество мертвых поэтов» (1989)

Мартин СКОРСЕЗЕ: «После работы» (1984), «Славные парни» (1990)

Брайан ДЕ ПАЛЬМА: «Лицо со шрамом» (1983), «Неприкасаемые» (1987), «Путь Карлито» (1993)

Оливер СТОУН: «Сальвадор» (1985), «Взвод» (1986), «Прирожденные убийцы» (1994), «Разворот» (1997)

Джонатан ДЕММИ: «Мочание ягнят» (1990)

Братья КОЭН: “Бартон Финк” (1991), «Зиц-председатель» (1994), «Фарго» (1996)

Квентин ТАРАНТИНО: “Криминальное чтиво” (1994).

Роберт ЗЕМЕКИС: “Форрест Гамп” (1995).

Тим БАРТОН: «Эд Вуд» (1995)

Джим ДЖАРМУШ: «Ночь на Земле» (1991), «Мертвец» (1995)

Терри ГИЛЛИАМ: «Бразилия» (1985), «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» (1997)

Дэниел МАЙРИК, Эдуардо САНЧЕС: «Ведьма из Блэр» (1999)

Энди и Лари ВАЧОВСКИ: «Матрица» (1999)

 

ОТЕЧЕСТВЕННОЕ КИНО:

1896-1918

Александр ДРАНКОВ: “Понизовая вольница” (1908)

Яков ПРОТАЗАНОВ: “Пиковая дама” (1918), “Отец Сергий” (1918)

1920-1930

Иван ПЕРЕСТИАНИ: «Красные дьяволята»(1923)

Яков ПРОТАЗАНОВ: «Аэлита»(1924), «Закройщик из Торжка»(1925)

Лев КУЛЕШОВ: “Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков”(1924), «По закону»(1926)

Всеволод ПУДОВКИН: «Мать»(1926), «Конец Санкт-Петербурга»(1927), «Потомок Чингис-Хана»(1928)

Дзига ВЕРТОВ: “Человек с киноаппаратом”(1929).

Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН: “Броненосец Потемкин”(1925), «Старое и новое»(1929)

Григорий КОЗИНЦЕВ и Леонид ТРАУБЕРГ: «Похождения Октябрины»(1924), «Чертово колесо»(1926), “Шинель”(1926), “Новый Вавилон”(1929)

Фридрих ЭРМЛЕР: “Обломок империи”(1929)

Александр ДОВЖЕНКО: “Земля”(1930)

1930-1941

Николай ЭКК: «Путевка в жизнь»(1931)

Абрам РООМ: «Строгий юноша»(1936)

Братья ВАСИЛЬЕВЫ: “Чапаев”(1934)

Александр ДОВЖЕНКО: «Аэроград»(1935), «Щорс»(1939)

Григорий АЛЕКСАНДРОВ: “Веселые ребята”(1934), “Цирк”(1936), “Волга-Волга”(1938)

Иван ПЫРЬЕВ: “Трактористы”(1939)

Александ ПТУШКО: «Новый Гулливер»

Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН: “Александр Невский”

Сергей ЮТКЕВИЧ: «Человек с ружьем»

Иосиф ХЕЙФИЦ: «Депутат Балтики»

Михаил РОММ: «Пышка», «Ленин в октябре», «Ленин в 1918 году»

МАЧЕРЕТ: «Ошибка инженера Кочина»

Леонид ЛУКОВ: «Большая жизнь» (1940)

Сергей ГЕРАСИМОВ: «Семеро смелых», «Комсомольск», «Учитель», «Маскарад»

В. ПЕТРОВ: «Петр Первый»

Константин ЮДИН: «Девушка с характером», «Сердца четырех»

1941-1956

 

Иван ПЫРЬЕВ: «В шесть часов вечера после войны», «Сказание о земле Сибирской», «Кубанские казаки»

Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН: «Иван Грозный».

Леонид ЛУКОВ: «Два бойца» (1943)

Александр СТОЛПЕР: «Жди меня» (1943)

Александр РОУ: «Кащей Бессмертный» (1945)

Семен ТИМОШЕНКО: «Небесный тихоход» (1946)

Надежда КОШЕВЕРОВА, М. ШАПИРО: «Золушка» (1947)

Марк ДОНСКОЙ: «Сельская учительница» (1947)

Борис БАРНЕТ: «Подвиг разведчика» (1947)

Александр ДОВЖЕНКО: «Мичурин» (1949)

Григорий АЛЕКСАНДРОВ: «Встреча на Эльбе» (1948).

Михаил ЧИАУРЕЛИ: «Клятва» (1946), «Падение Берлина» (1950)

1956-1970

 

Иван ПЫРЬЕВ: «Белые ночи», «Идиот», «Братья Карамазовы»

Иосиф ХЕЙФИЦ: «Дело Румянцева», «Большая семья», «Дама с собачкой», «В городе С.»

Михаил КАЛАТОЗОВ: «Летят журавли»

Юлий РАЙЗМАН: «Коммунист»

Григорий ЧУХРАЙ: «Сорок первый», «Баллада о солдате»

Михаил РОММ: «Девять дней одного года», «Обыкновенный фашизм»

Марлен ХУЦИЕВ: “Мне двадцать лет”, “Июльский дождь”.

Ролан БЫКОВ: “Айболит-66”

Сергей БОНДАРЧУК: «Война и мир»

Сергей ГЕРАСИМОВ: «Люди и звери», «У озера»

Станислав ГОВОРУХИН: «Верикаль»

Георгий ДАНЕЛИЯ: «Путь к причалу», «Я шагаю по Москве», «Не горюй!»

Аскольд АСКОЛЬДОВ: “Комиссар”

Василий ШУКШИН: «Живет такой парень», «Печки-лавочки»

Андрей ТАРКОВСКИЙ: “Иваново детство”, “Андрей Рублев”

Андрон КОНЧАЛОВКСКИЙ: «Первый учитель», «История Аси Клячиной»

Отар ИОСЕЛИАНИ: «Листопад», «Жил певчий дрозд», «Пастораль»

Илья ФРЭЗ: «Я вас любил…»

Виктор САЛТЫКОВ: «Председатель»

Станислав РОСТОЦКИЙ: «На семи ветрах», «Доживем до пенедельника»

Александр СТОЛПЕР: «Живые и мертвые»

Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС: «Никто не хотел умирать»

Владимир БАСОВ: «Метель», «Война и мир»

Лариса ШЕПИТЬКО: “Крылья”

Татьяна ЛИОЗНОВА: «Три тополя на Плющихе»

Кира МУРАТОВА: «Короткие встречи», «Долгие проводы»

Евгений КАРЕЛОВ: «Служили два товарища»

Глеб ПАНФИЛОВ: «В огне брода нет»

Геннадий ПОЛОКА: «Республика ШКИД», «Интервенция»

Александр МИТТА: «Звонят, откройте дверь»

Алексей ГЕРМАН: «Седьмой спутник»

Сергей ПАРАДЖАНОВ: “Тени забытых предков”, «Цвет граната»

Григорий КОЗИНЦЕВ: «Гамлет», «Король Лир»

1970-1980

Иосиф ХЕЙФИЦ: «Плохой хороший человек», «Впервые замужем»

Марлен ХУЦИЕВ: «Послесловие»

Болот ШАМШИЕВ: «Белый пароход»

Андрей ТАРКОВСКИЙ: “Солярис”, “Зеркало”, „Сталкер», «Ностальгия»

Глеб ПАНФИЛОВ: «Начало», «Прошу слова», «Тема»

Сергей БОНДАРЧУК: «Они сражались за Родину»

Отар ИОСЕЛИАНИ: «Жил певчий дрозд»

Александр МИТТА: «Гори, гори, моя звезда», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил»

Андрон КОНЧАЛОВСКИЙ: «Романс о влюбленных», «Сибириада»

Алексей ГЕРМАН: “Проверка на дорогах”, “Двадцать дней без войны”

Илья АВЕРБАХ: «Монолог», «Объяснение в любви», «Чужие письма», «Голос»

Сергей СОЛОВЬЕВ: «Сто дней после детства», «Спасатель», «Наследница по прямой», «Асса», «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви»

Виталий МЕЛЬНИКОВ: «Старший сын», «Отпуск в сентябре»

Никита МИХАЛКОВ: «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Несколько дней из жизни И.И. Обломова», «Пять вечеров», «Родня», «Без свидетелей»

Кира МУРАТОВА: «Познавая белый свет»

Владимир НАУМОВ, Владимир АЛОВ: «Легенда о Тиле», «Тегеран-43»

Николай ГУБЕНКО: «Подранки», «Из жизни отдыхающих», «И жизнь, и слезы, и любовь…»

Леонид БЫКОВ: «В бой идут одни «старики»»

Юрий ИЛЬЕНКО: «Белая птица с черной отметиной»

Эмиль ЛОТЯНУ: «Табор уходит в небо», «Мой ласковый и нежный зверь»

Петр ТОДОРОВСКИЙ: «Фокусник», «Военно-полевой роман»

Г. ШЕНГЕЛАЯ: «Пиросмани»

Василий ШУКШИН: «Калина красная»

Георгий ДАНЕЛИЯ: «Мимино», «Осенний марафон»

Ролан БЫКОВ: «Внимание, черепаха!», «Автомобиль, скрипка, и собака Клякса», «Чучело»

Динара АСАНОВА: «Не болит голова у дятла», «Ключ без права передачи», «Пацаны»

Вадим АБДРАШИТОВ: «Охота на лис»

 

1980-1990

Вадим АБДРАШИТОВ: «Остановился поезд», «Парад планет» (1985)

Алексей ГЕРМАН: «Мой друг Иван Лапшин» (1984)

Тенгиз АБУЛАДЗЕ: «Мольба», «Древо желания», «Покаяние»

Георгий ДАНЕЛИЯ: «Кин-дза-дза!»

Лайма ЛАЙУС: «Игры для детей школьного возраста» (1986)

Алла СУРИКОВА: «Человек с бульвара Капуцинов» (1987)

Юрий МАМИН: «Фонтан» (1988)

Сергей ОВЧАРОВ: «Левша», «Оно», «Барабаниада»

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: