Символы родоплеменного единства

1.Возникновение тотема – символ единства племени основанный на общих представлениях об общем происхождении.

2.В роли символов у разн племен, родов выступали животные (родоначальники какого-то рода)

Например, тотемы существовали у индейцев (коренного населения США) – тотемом выступал бизон. Род получал свое имя от какого-нибудь одушевленного или неодушевленного предметано никогда не от человека. (верили в превращение Великим духом из животных в людей).

У некоторых племен вообще не существовало тотемов.

Символы социальн. отнош-й – это социальный феномен.

Тотем – это чаще всего животное, реже растение, кот. становится табу (запретным) для всех членов общины. Тотем – видимый знак единства и солидарности. Через тотем почитается не только животное, но и дан род. Тотемизм – самая ранняя и сильная форма идентификации группы. В тоже время это первая культурная форма социального символа.

За исключением строго определенных ритуалом обстоятельств к тотему вообще нельзя прикасаться: его нельзя убивать, причинять ему какой-либо вред. Ко всем животным данного вида относятся с величайшим страхом и одновременно с любовным почтением.

Тотемизм – самая древняя форма верования (придавала ритуалу особенную сверхъестественную или потустороннюю силу). Самая древняя форма ритуала – тотемический ритуал.

Через тотемного предка осуществлялась символическая связь родовой общины с территорией. Тотемизм освещает традиционное право дан рода на его землю и угодья.

Тотемизм вкл в себя: - тотемный танец,

- тотемическая обрядность,

- рисунки (магико-тотемическая идея возможности воздействия на тотемное животное через его изображение,)

- с тотемизма берет начало скульптура, передающая сложную символику тотемного знака.

 

Вождество.

Вождество – промежуточная форма социополитич орг-ции с централизован управлением и наследственной клановой иерархией вождей теократического характера и знати, где сущ-т социальн и имуществ неравенство, нет формального принудительного аппарата (Э. Сервис).

Колич-во социальн рангов различается в зависимости от степени сложности вождеств.Самые простые вожд-ва делились на вождей и простых общинников. В более стратифицированных В. имелись 3 группы и более: вверху общественной пирамиды располагались наследственные вожди, в середине – свободные полноправные производители, внизу – неполноправные и бесправные лица.

Основн. признаки вождества:

- один из уровней социокультурной интеграции

- сущ-т иерархическая система и инст-ты контроля

- четкая соц. стратификация и ограничен доступ к ключевым ресурсам

- важн роль в экономике играет редистрибуция-перераспредел-е прибавочного продукта по вертикали

- верховн власть имеет сакрализованный, теократич хар-р

Типология вождеств, (по степени структурн сложности):

1.Простые – один уровень иерархии.Группа общинных поселений подчиненных более крупному поселению(состояло из 12 деревень в неск тыс чел)

2.Сложные(составные) – состояли из неск простых вождеств численностью уже в десятки тыс чел. Вероятна этническая гетерогенность.

Отличие вождества от госуд-ва:

Правители вождеств не имели специализированного аппарата принуждения. Правитель вождества обладал лишь «консенсуальной властью», т.е. авторитетом. В гос-ве правительство может применять санкции с помощью легитимизированного насилия.

Альтернативы вождеству:

1.Параллельно с созданием иерархических обществ (вождеств и гос-в) сущест-т др. линия социальной эволюции – неиерархические общества.(предположение о том, что соц. эволюция явл. прямолинейной). Не только горские, но и др небольшие политии, защищенные естественными барьерами, могут создавать неиерархические формы правления.

2.Для жителей небольших (в том числе горских обществ) характерна высокая степень политической активности(«протестности» по Ш. Айзенштадту), тогда как для подданных равнинных аграрных гос-в (в первую очередь крестьян) – более пассивное политическое поведение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: