Рабы и демос в античном мире

Демос - свободное население древнегреческих городов-государств, обладавшее гражданскими правами (в отличие от рабов, метеков, периэков и др. категорий зависимого и неполноправного населения). Первоначальный смысл слова демос - народ, округ, но уже в гомеровскую (11-9 в.д.н.э.) и архаическую (8-6 в.д.н.э.) эпохи этим термином назывались народные массы, простой народ (преимущественно сельское население), противостоящий родовой аристократии. В 6-5 в.д.н.э. в понятие демос стали включать наряду с сельским населением и часть городского (ремесленников, торговцев). Позднее, с конца 5-4 в.д.э., демосом стали называть бедную (преимущественно городскую) часть населения.

Личность гражданина - неприкосновенна, поэтому за его долги должно было отвечать только его имущество, но не тело. Не мог подвергаться телесным наказаниям. Конечно, Г. мог отрабатывать задолженность своим трудом. Но это не поощрялось. Ценность личности Г. Была слишком велика. Г. был нужен государству как воин и участник “общих дел”. Все другие занятия соотносились с людьми, стоявшими вне гражданского коллектива – метеками, перегринами и рабами. Эти люди “второго сорта” были нужны только для того, чтобы освободить досуг граждан для занятий первостепенной важности – политики и войны. Поэтому в античности сложилось представление, что работающий на другого человека подобен рабу и, следовательно, не может быть свободным. Античным гражданам было проще ничего не делать и ждать помощи от государства, чем идти наниматься к кому-то на работу.

В античном мире рабами могли быть только чужеземцы. Рабы – в социально-правовом плане приравнены к вещи - говорящее орудие труда. Существовала глубокая пропасть между свободой и полноправием граждан и полной несвободой и бесправием рабов.

Развитие производства и хозяйственных связей повысило значение покупного рабства. Приобретая рабов и наращивая применение их труда в общественном производстве, античные рабовладельцы стремились таким образом освободить себя для занятий подлинно гражданской деятельностью – политикой и военным делом. Гражданский коллектив и античное рабство были двумя взаимосвязанными сторонами одного общества.

38.Человек в античной культуре.

Античность. Основными и противоречащими друг другу являются концепции Платона и Аристотеля. Платон сформу­лировал социоцентрическую модель «человек — общество». Ее можно выразить математически: U = f(О), где U (индивид) — зависимая переменная, О (общество) — независимая перемен­ная. Иначе говоря, природа человека объясняется лишь через общество, т.е. берет свое начало вне человека — в его ис­кусственном окружении.

Аристотель сформулировал антропоцентрическую модель взаимоотношений «человек — общество»: О = f(U). Общество в соответствии с этим — зависимая, а человек — независимая переменная в этой системе. Все, что появляется в обществе, обязано своим существованием природе человека, т.е. исто­рически любое общество есть реализация потенциала заданной природы человека. В обществе — в прошлом, настоящем, будущем — не может быть ничего нечеловеческого. Это позволяет в любой момент истории людям настоящего пони­мать действия людей прошлого и обусловливает возможности прогнозирования развития общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: