Типы социального поведения и их факторы

Типология соц.дейст-я М. Вебера:

Целерациональное

Ценностно-рацианальное

Аффективное

Традиционалистское

По Р. Мертону (иссед-л поведение чел-ка в усл-ях деструкции соц.норм в условиях деформации соц.стр-р (в условиях аномии). Человек в трудном положении: он привык к старым нормам, кот. рушатся и деформируются). Ее ценность: она ориентируется на поведение чел-ка в усл-х соц. деформ. Норм.

конформистский тип поведения ретристский (возвращение к старым нормам)бунт

ритуальное поведение (напр. мода на венчание).

У.Томас и Ф.Знанецкий

Эгоцентрическое (поведение чел.доминанты, кот

- сугубо корыстное — использование власти для личного обогащения

- игровой тип поведения — во главе его не стоит цель обогащения, а азарт: обыграть своего конкурента, это демонстрация собственного «Я».

Социоцентрическое (тип человека, который стремится улучшить жизнь других людей — М.Ганди, Манделло, Ленин)

Естественно что типы связаны с этическими нормами, которые не совпадают. Речь может идти даже о внешних нормах.

Социальный контроль.

Социальный контроль — определенный способ воздействия на индивидов и группы индивидов с целью достижения определенных целей. Он призван обеспечивать соответствие поведение индивидов и социальных групп, которые приняты социальными нормами, ограничениями.

В современном обществе социальный контроль тесно связан с правом, нравственными нормами. Однако, существует и антропологические феномены контроля, которые так или иначе свойственны всем народам независимо от их религиозности, норм, ценностей. Это антропологические архетипы социального контроля.

Архетип (от древнегреч. «первообраз»). Наиболее глубокие исследования архетипов связаны с именем швейцарского психоаналитика Карл-Густав Юнг.

Эволюция архетипов социального контроля:

Юнг исследовал все архетипы независимо от культуры и религии. Самый древний — антропологосоциальный. Все народы в равной мере управляются всеми ниже сказанными архетипами.

Наиболее древней формой социального контроля является запрет. Наиболее древняя форма — табу (табу на инцест, так как этот тип связи губителен для человечества).

Табу преобразовывал характер преступления — преступившего его изгоняли — он обречен на смерть — страх быть изгнанным из семьи/рода.

Страх приводил к исполнению норм.

Так возник первый социально-антропологический тип социального контроля — культура страха.

Страх — стыд — вина — совесть

Четыре крупнейших фактора эволюции человечества.

Они представляли определенный процесс демократизации социального контроля и переход к более гуманым наказаниям.

Комплекс страха — самый древнейший, он роднит человека с животным миром (страх за жизнь, за физические страдания). Каждый животный организм испытывает страх.

В человеческой жизни возникает новый вид — социальный страх, не просто животный (который у нас притуплен), этот страх из-за инцеста был первым социальным страхом.

Социальные страхи можно поделить на две группы:

собственно страх (имеющий источник)

фобии (страх не вызванный реальными угрозами, он вызван в социуме искусственно)

Все мировые религии основаны на фобиях. Религии — страх перед Богом. В Ветхом Завете все связано со страхом, причем первично человечество Бога не боялось.

Любой тоталитаризм держится на страхе. Чтобы придать человеческому поведению направленность необходимо научиться манипулировать человеческими страхами.

Фобии — эффективный способ управления страхом. Страх и сейчас лежит в глубинах всех народов, их верований. На основе страха стало развиваться культура стыда.

Стыд — как определенный комплекс переживаний за то, как меня оценят -

это определенные переживания за то, как я выгляжу среди людей, правильно ли действуют.

Это тоже очень древняя культура. Она появляется уже в Ветхом Завете Библии (сюжет с Ноем). Ной злоупотребил вином или лежал голый в пыли, и шли три его сына — Сим, Ефет и Хам. Сим и Ефет достали покрывало и накрыли бренное тело, а Хам смеялся.

Стыд — определенные социально-эмоциональные переживания о том, как человек выглядит среди других.

В отличие от страха (локус контроля «вне»), стыд — внутри, но неотрывно связан с внешней средой.

Комплекс стыда отличается от страха, он имеет и психо-физическую основу. Комплекс стыда может проявляться по-разному:

комплекс телесного стыда

связанный с поступками

лингвистический (сейчас происходит утрата лингвистического стыда особенно среди молодежи)

Проблема стыда — очень важная проблема, которая играет большую роль в социальной антропологии.

Культура вины — очень позднее образование

Вина — особенный тип социального контроля. Локус контроля перемещен из внешнего средства во внутреннее.

Культура вины мощно запечатлена в Евангелие.

Необходимо понять, в чем действительно заслуга Христа. Христос ходил по пустыне с евреями, видел лишь грязь. Мощный нравственный подвиг Христа во имя людей (пойти на муки во имя искупления человеческих грехов).

Проблема вины очень важна, она по-разному возникает и описывается у разных народов.

Проблема вины остро стала после Второй Мировой войны перед немцами. Виновата ли немецкая нация?

Путч 1990 года. В октябре 1992 года брали штурмом Белый Дом. Погибло от 140 до нескольких сот человек. Никто не покаялся. У Ельцина Рязанов спросил: «Почему в октябре погибли десятки и сотни людей, а вы не попросили прощения?» Ельцин: «Я не могу сказать. Вины нет».

Проблема вины — третий очень важный антропологический шаг развития народа и этноса.

Культура совести.

В европейском обществе возникло очень поздно. Культура совести стала проявляться у крупнейших представителей Реннесанса, особенно у Данте «Божественная комедия».

Культура совести появилась в конце 13-14 веках.

Совесть — внутренний императив, который сам дает возможность как человеку определить нравственные достоинства и недостатки.

Стала развиваться в работах И.Канта. «Звездное небо надо мной, нравственный закон во мне» (звездное небо — всего-навсего надо мной, возможно Бог; нравственный закон во мне — совесть в каждом человеке).

Нравственно то, что бы не совершать по отношению к другим действия, которые ты не хотел, чтобы применили к тебе.

Совесть — определенный антропологический контроль личности, способствующий самостоятельно определять свой выбор, действия и результаты этих действий.

Гоббс: совесть — это оценка, которую мы в душе даем своим поступкам.

Совесть — внутренний социальный контроль, очень мощный и противоречивый. У каждого человека своя совесть. Человеку, которому не удается поднять себя до совести, начинает опускать ее для себя. Очень важное соотношение личной совести.

Коллективная совесть — незыблемые нравственные, бытовые, политические основания жизни. Носитель коллективной совести — народ.

Совесть — высший уровень развития социального контроля. У русских совесть неразлучно связана с правдой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: