Социально-антропологические последствия революции в России в начале XX

В современной исторической и политологической литературе используются формационный и цивилизационный подходы к определению понятия революция.

Формационный подход предполагает определение революции в рамках формационной схемы исторического процесса как глубокие и качественные изменения в развитии общества, способа производства, которые разрешаются переворотом, скачком, приводят к становлению нового способа производства. К их числу относятся буржуазная, социалистическая революция и т. д.

Цивилизационный (культурологический) подход предполагает исследование индивида как субъекта политики, определяющего индивидуальную ответственность за свои поступки, сознание, мышление, судьбу и т. д. Поэтому революция в широком смысле расценивается как политический процесс, включающий в себя массовые движения, готовые использовать насилие для достижения своих целей, способные к захвату власти и последующему проведению реформирования общества. Революция в узком смысле слова — это коренное, полное преобразование структуры власти в обществе, радикальное изменение его политической системы, открывающее возможность значительных социально-экономических преобразований.

Революция — весьма широкораспространенный в истории вид политического процесса, в ходе которого применяются меры принудительного характера, вызывающие сопротивление со стороны противостоящих социальных сил, что делает практически неизбежным значительную роль насилия в революционном процессе.

Революция всегда возникает из затяжного, глубокого социально-экономического и политического кризиса, на его пике, когда наступает хаос. Сторонники такого вида социальных преобразований рассматривают ее как необходимый выход из катастрофы, угрожающей обществу. Как показывает исторический опыт, к революции приводят глубокие непреодоленные социальные антагонизмы, эгоистическая и недальновидная политика правящих элит, затягивающих проведение назревших преобразований, и т. д.

Историческая практика свидетельствует, что революции сопровождаются интенсивной борьбой вне и внутри революционного лагеря по доктринальным, программным вопросам намечаемых преобразований, разного рода расколами, подавлением прямых противников, а также отступников от революционного курса. Нередко они носят весьма ожесточенный и кровавый характер. Длительное время считалось, что революция может быть совершена только в результате насильственного переворота: вооруженного восстания или гражданской войны. Однако история дала образцы качественных преобразований в обществе, достигнутых мирным эволюционным путем, осуществленных поэтапно, постепенно, в течение длительного времени.

Революции бывают завершенными, и тогда в ходе революционных изменений возникает новое общество. Но обычно оно сильно отличается от первоначального проекта, а иногда вообще представляет собой его полную противоположность. Чаще всего революция приводит страну не к движению вперед, а к откату назад, отставанию в развитии.

История дает примеры незавершенных революций, когда заявленные цели не достигнуты, а поскольку внутренние противоречия не сняты, продолжают накапливаться, то выход они находят в новых революциях и глобальных конфликтах.

Революция 1905-1907 гг. и ее последствия

«Великие реформы» середины XIX в., отменившие, наконец, крепостное право, создали в стране элементы социокулътурных условий, органичный рост которых мог бы трансформировать многоукладную экономику в качественно новый хозяйственный организм. Однако контрреформы 1880—1890-х гг. не только не остановили этот процесс, но и повлекли за собой вторжение марксизма. Положение в России становилось все более критическим.

Особенно усилилось социальное напряжение в начале XX в.: разразился экономический кризис, нарастал политический кризис, налицо были династические неурядицы и разложение центральной власти, резко обострилась обстановка после поражения в русско-японской войне. Все это привело к новому колоссальному социальному взрыву — революции 1905 г., глубина и сила которой вполне соответствовали масштабам страны и накопившимся, но не получившим урегулирования противоречиям. Это была революция, охватившая все социальные слои: горожан, крестьян, солдат, передовую интеллигенцию; революционные и оппозиционные политические партии и движения. Революция 1905 г. была призвана покончить с устаревшими самодержавными политическими институтами и социальной организацией отжившего феодально-крепостнического строя. Царскому самодержавию был брошен вызов: народные массы на насилие ответили насилием, они поджигали помещичьи усадьбы, убивали их владельцев, пиком борьбы стало вооруженное восстание.

Но революция потерпела поражение, она вошла в историю как незавершенная. Царское самодержавие пошатнулось под ее напором, но устояло. Оно пошло лишь на отдельные уступки, например, создало представительный орган — Государственную думу.

Однако, несмотря на поражение, значение первой русской революции велико. Это был первый могучий удар по царизму. Революция принесла ряд политических и экономических завоеваний трудящимся. Во время революции впервые в истории России существовали, хотя и недолго, свобода слова, собраний, легальная рабочая печать, просветительные и профессиональные организации. Рабочие добились некоторых улучшений в своем материальном положении, а крестьянство — отмены выкупных платежей за землю. Революция сыграла важную роль в жизни всех народов России.

Под влиянием русской революции 1905—1907 гг. поднялась волна стачек и демонстраций во всех странах Европы. Рабочие Германии, Франции, Италии, Австро-Венгрии, Румынии, Болгарии и других стран выражали полную солидарность с русскими рабочими, боровшимися против царизма, все чаще прибегали к проведению политических стачек.

За три года революции широкие народные массы прошли богатую школу политического воспитания. Революция вызвала у миллионов трудящихся творческую энергию и обогатила их огромным политическим опытом.

Февральская революция 1917 года: буржуазные партии у власти

Февральская революция 1917 года стала продолжением революции 1905 года, ответом на бесправие и тьму, в которых царская власть держала свой народ, на гнет и отстранение его от государственного управления. Военные неудачи в первой мировой войне сделали очевидным для всех слоев населения необходимость упразднения самодержавия. Февраль 1917 года выдвинул требования всеохватывающей свободы и раскрепощения: политического, социального, национального, религиозного. «Долой самодержавие» — это поистине всенародный призыв объединил все партии, все социальные слои, все национальности без различия веры, пола, расы. А совпадение во времени ряда задач, актуальных еще с 1905 года и разрешавшихся в других странах в разное время в результате нескольких революций, несомненно значительно осложнил февральскую революцию. Монархия рухнула, катастрофически стала распадаться авторитарная государственная система. Попытки Временного правительства всех созывов сохранить или хотя бы модернизировать старую государственную машину не дали позитивного результата, стремление ввести в стране сильную власть с помощью военной диктатуры лишь ускорило общий распад.

По своему общественно-экономическому содержанию Февральская революция была буржуазно-демократической. Однако она резко отличалась от буржуазных революций на Западе, происшедших в период домонополистического капитализма, где основную лепту в победу вносили трудящиеся, а всю власть захватывала буржуазия. Февральская революция в России – первая победоносная народная революция эпохи империализма, которая осуществила переход от царизма к Советам рабочих и солдатских депутатов. Одно из коренных противоречий Февральской революции – противоречие между буржуазией, образовавшей Временное правительство, и рабоче-крестьянскими массами, создавшими свои органы власти – Советы. Причем в столице реальная сила находилась на стороне Петроградского совета, который добровольно передал власть буржуазии и ее Временному правительству, так как буржуазия оказалась лучше подготовленной к захвату власти, чем пролетариат. На местах также образовалось двоевластие: наряду с Советами рабочих и солдатских депутатов возникли местные органы буржуазной власти. Двоевластие выражало переходное состояние в развитии революции, когда, по мнению В.И.Ленина, «она зашла дальше обычной буржуазно-демократической революции, но не дошла еще до «чистой» диктатуры пролетариата и крестьянства».

Катализатором всего хода революционных событий явилась первая мировая война. Она способствовала слиянию совершенно различных политических сил, политических и социальных стремлений воедино, что способствовало достижению победы революции.

Победа революции превратила Россию в самую свободную в мире страну из всех воюющих держав: из ссылки вернулись пролетарские революционеры, народные массы могли свободно пользоваться широкими политическими правами, открыто участвовать в политической борьбе.

Февральская революция не смогла осуществить такие коренные требования народных масс, как повсеместное установление восьмичасового рабочего дня, конфискация помещичьих земель, выход России из империалистической войны, установление в стране подлинного народовластия. Тем не менее, она означала огромный шаг вперед в политическом развитии страны.

Оценивается февральская революция неоднозначно. С одной стороны, она была успешной, поскольку сокрушила самодержавно-сословный строй, но сделала это слишком поздно. С другой стороны, она потерпела крах, поскольку для разрешения всех накопившихся проблем, да еще в ходе первой мировой войны, она пришла слишком рано. Вместе с тем февраль 1917 года разрушил политическую систему, не желавшую идти на реформы, считаться с новыми реальностями, с настроениями и требованиями народа, с властными императивами XX в. Октябрьская революция 1917 года: суть и последствия

Россия в феврале 1917 года обрела исторический шанс, возможность вырваться к свободе и демократии, но не сумела воспользоваться им из-за неспособности новой власти. Партия большевиков в этой ситуации сумела увлечь народные массы своими идеями и победить в революции.

В Октябрьской революции 1917 года большевики, по мнению ряда историков, победили потому, что представляли собой централизованную политическую силу, имевшую широкие связи с массами, и, хорошо зная желание народа, выдвинули лозунги, в которых нашли отражение желания масс - немедленное окончание войны и обещание справедливого мира с правом национального самоопределения вплоть до отделения; немедленная передача земли крестьянам; немедленный созыв Учредительного собрания; введение рабочего контроля на фабриках и заводах; отмена смертной казни даже для дезертиров с фронта и т. д.

Среди причин победы Октябрьской революции исследователи называют следующие: руководство революцией со стороны рабочего класса, который являлся главной движущей силой социально-политического развития страны; союз рабочего класса с беднейшим крестьянством, который смог преодолеть сопротивление эксплуататорских классов; слабость буржуазии; руководство народными массами целеустремленной партией большевиков.

89.Человек в трансформационных процессах России в конце XX - начале XXI вв.(смотреть также последний вопрос…!!!)

В ходе перестройки произошел быстрое изменение мировоззрения и социально-философских представлений той части советской элиты, которая была ответственна за разработку и реализацию программы реформ. Во многом это было вызвано интенсивным интеллектуальным взаимодействием с западными коллегами неолиберального направления.

Эта культурная мутация, которая стала одной из причин глубокого духовно-нравственного кризиса, стала важным экспериментом в сфере общественного сознания и уже вошла в историю как достойное изучения явление культуры.

Говорить о человеке в ХХ веке трудно вдвойне. Во-первых, потому что он только что завершился и трудно оценить те или иные культурные процессы, а во-вторых, это век завершения всей культуры Нового времени.

В конце XIX и в ХХ веке перед человеческой мыслью встал ряд принципиально новых проблем, связанных с глобальными кризисами современности, с переосмыслением места и назначения человека в историческом процессе. Вопросы, поставленные перед человечеством никак нельзя назвать праздными. Человечество осваивает природу, ставя ее на службу своим потребностям и интересам; но природа, одновременно, все дальше и дальше отчуждается от человека и в любой момент готова отплатить ему злой шуткой, как бы доказывая его полную беспомощность перед стихией. Человек во имя своего благополучия создает цивилизацию, но она-то и представляет для него наибольшую угрозу. Наука развивается небывалыми темпами, информационный поток становится все стремительнее, человек внедряется в микромир; но стал ли он ближе к пониманию сути вещей, бытия, чем тысячу лет назад? Человечество осваивает космос, но теряет единство с ним. Человек стремится к познанию, но теряет способность к пониманию. Человечество совершенствуется, но становится бесчеловечным. Средства массовой информации порождают духовный голод.

Центральным вопросом, определяющим развитие современной культуры является проблема будущего. Именно эта забота привела к появлению в 1968 году объединения, получившего название Римский клуб, в состав которого вошли ведущие ученые разных областей знания, в том числе и футурологи (исследователи будущего). Первые доклады вызвали шок: если мировая система будет развиваться в тех же формах и теми же темпами, то в недалеком будущем Землю ожидает катастрофа, не только экологическая, но и возможное свертывание культуры как таковой. На данный момент прогнозы менее пессимистичны. К примеру, было подсчитано, что при максимально качественном использовании природных ресурсов наша планета в состоянии содержать до 36 миллиардов человек, но пока это остается за гранью возможностей мирового сообщества. Во всяком случае подобные предостережения сыграли свою позитивную роль.

В начале 90-х государство перестало диктовать культуре свои требования, лишив ее таким образом гарантированного заказчика. Однако вместе с идеологической свободой появилась необходимость перехода культуры на самообеспечение, что, конечно же, изменило самый принцип функционирования большей части институтов культуры: повсеместно происходил отказ от порой чисто дидактических принципов в пользу потакания запросам среднестатистического человека, иными словами, востребованная массовая культура наконец-таки получила доступ к глазам, ушам и сердцам людей.

Новое государство - новая система ценностей, новый уклад жизни, берущий корни с западных образцов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: