Определение предположений 2 страница

Часто, разоблачив таким образом блеф клиентов, мы ясно видим, что они на самом деле верят в себя куда больше, чем показывают. Элисон быстро вспомнила, что у нее, оказывается, есть возможность что-то предложить Джону, как только осознала, насколько негативным представляется ее прежний образ. Если бы консультант сочувствовала Элисон, в то время, когда та огорчалась по поводу собственной никчемности, или если бы она попыталась ободрить ее, побудить чувствовать себя лучше, тем самым консультант признавала бы (и транслировала бы это сообщение клиенту), что на самом деле Элисон не в состоянии совладать с собой. И в таком случае, поскольку она не в состоянии была бы полагаться на свои собственные силы, храбрость и истинность своих чувств, раз и навсегда установилась бы ее зависимость от консультанта.

Экзистенциальный терапевт или консультант не склонен выполнять работу клиента. Он полагает, что клиенты справятся сами, теперь, когда им доступны основные навыки рефлексии и мониторинга.

Специалист должен иметь возможность вносить поправки и менять свое мнение относительно предположений, высказанных клиентом и их значения. Однако ему всегда следует занимать определенную позицию, которая состоит в том, чтобы не дать клиенту забыть о том, что это именно он, клиент, озвучил данное предположение. Консультант не дает ника-

Определ ение предположений ____________________________________10J3

ких оценочных суждений по поводу восприятия, отношения или мнения клиента, а только помогает ему увидеть их последствия и смысл.

В данном примере консультант, прежде всего, помогла Элисон выявить ее собственные предположения, которые касались их с Джоном отношений. В результате обнаружилось, что Элисон слепо цепляется за то, что она полагала, есть ее единственная сила, а потом стали ясны и последствия такого отношения и поведения, которые могли иметь значение прежде всего для самой Элисон. Выяснилось, что все основывается на предположении Элисон о том, что в конце концов все ее бросят, потому что у нее нечего предложить людям, чтобы они захотели с ней остаться. Вывод этот был получен после того, как мы проанализировали слова самой Элисон и выявили их смысл.

Собственная потребность Элисон скорректировать ошибочные предположения заставила ее действовать активнее, и вскоре начала вырисовываться полная картина. Однако вместо того, чтобы развивать с ней новую тему, консультант посоветовал ей продолжать размышлять в этом ключе и дальше, демонстрируя таким образом, что это плод ее собственных трудов, ее собственные мысли и что теперь она вполне способна самостоятельно работать над своими проблемами.

Клиенты не многое получат, если терапевт станет им потакать. Люди, которые обращаются за помощью, в основном, вполне в состоянии справляться со своей жизнью самостоятельно. Все, что им нужно, это чтобы кто-нибудь на время взял на себя руководство, помог им понять, как они могут пересмотреть тот способ бытия, который их не устраивает. Очень помогает, если терапевт в состоянии руководствоваться, в свою очередь, базовым принципом, говорящим об уважении к клиенту, и просто помогает ему выявить правду о том, как он на самом деле сейчас живет, правду, которая сейчас просто не до конца ясно представляется его мысленному взору. Профессионал помогает клиенту обнаружить свою точку зрения путем небольших интервенций типа:

- Как ты это воспринимаешь? ■

- Как ты это видишь? - " ■'■'/л ■".;';

- На что это для тебя похоже? '■"■-*■' ':;,''

- Как ты это чувствуешь? "■"■'■■' '■■■.•'■•■■'

- Что это тебе напоминает?

- Что это для тебя значит? '.■-.>■■■.,■■■ =■f

- Какие чувства это у тебя вызывает?

- Что ты с этим делаешь?

- Как ты на это реагируешь?

Эти и другие вопросы, нацеленные на то, чтобы подтолкнуть клиента к открытому выражению и развитию своей точки зрения, заменяют обычное и часто - неприятное «Как ты себя чувствуешь в результате этого всего?». На этот вопрос клиенты часто уклончиво отвечают «нормально» или «ужасно». Хотя иногда есть смысл рассмотреть и чувства (см главу 5), часто гораздо важнее сперва рассмотреть то, что эти чувства породило.

Когда все, что составляет истину для клиента, то, в чем он искренне убежден, начинает становиться явным, специалист подталкивает своего клиента к тому, чтобы при свете дня подвергнуть эту истину дотошному исследованию, выявляя ее внутренние противоречия и их значения. В этой работе профессионалу важно быть пускай туповатым, и, может быть, чуточку безжалостным, однако при этом мягким и открытым. Экзистенциальный терапевт всегда полностью серьезен и не забывает об ответственности, но когда это возможно, он не чурается юмора. Его беззлобные шутки показывают клиенту, что хотя к своим ошибкам

IV. Критическое осмысление

нужно серьезно отнестись и исправить их, но сделать это можно с легким сердцем. Как бы ни была трудна временами жизнь, всегда можно встретить правду сегодняшнего дня лицом к лицу. Понять, что ты ошибся, не такое уж большое дело, и возможно, по этому поводу даже стоит улыбнуться.

Конечно, такой подход основан на философском отношении к жизни, которое, среди прочего, включает в себя понимание того, что все люди оперируют определенными предположениями, и некоторые из них, скорее всего, ошибочны, и их нужно исправлять. И потому предположения никогда не рассматриваются, как плохие или хорошие, их нельзя осудить или отменить, но их можно проверить и выяснить, нуждается ли в них сейчас ваш клиент.

Экзистенциальный терапевт не делает вид и не воображает, что он знает, в чем состоят конкретные предположения клиента. Важно на каждую сессию приходить со свежим и наивным любопытством к миру этого человека. Терапевт - житель какого-то другого мира, чужестранец на родине клиента. В то же время он должен лучше, чем клиент, понимать, что сейчас актуально для того человека, который в данную минуту плутает в своей собственной стране. Как чужестранец, терапевт просит объяснить ему основные понятия, привычки и правила, характерные для мира клиента. Может быть, иногда он попросит дать ему более подробную информацию о том, что клиент принимает как данность. Наивность отношения терапевта вернет клиента назад и заставит еще раз подумать. Если клиент, к примеру, говорит «Я сегодня плохо себя чувствую, потому что не достаточно выспался», очевидно, что он ждет от терапевта понимания и согласия с его скрытым базовым предположением. Естественно, терапевт испытает искушение последовать предположению клиента, особенно, если его учили быть хорошим слушателем. Многие консультанты и терапевты естественно ответят кивком, понимающей или сочувственной улыбкой, приглашающим «Ага». Экзистенциальный же терапевт, напротив (хотя и не обязательно), непредвзято поинтересуется потребностью в определенном времени сна: «Что ты имеешь в виду - не выспался?» или «Боюсь, я не понял;'"а что значит - выспаться?» или «А, скажи, сколько сна будет достаточно?». Такого рода интервенция должна идти от истинной открытости пониманию и желания понять мир другого, но только не от стремления применить какую-нибудь технику или поиграть с клиентом в умную игру.

Пока идет эта фаза, во время которой по кусочкам собираются идеи клиента о жизни, о нем самом и мире вокруг него, главная цель состоит в том, чтобы помочь клиенту овладеть принципами, которые лягут в основу его переоценки себя. Некоторые предположения почти сразу сойдут с дистанции, и клиент отбросит их, как только увидит их смысл. Другие пройдут проверку временем и исследованием, и будут рассматриваться как имеющие определенную ценность для клиента.

Источник этих предположений, идей и норм не дает им абсолютной ценности или полезности. Предположения и привычки, основанные на родительских или культурных стандартах, могут, тем не менее, быть полезными и ценными. Не надо отвергать их с первого взгляда. Ничто не может быть до конца подлинным. Неважно, как человек впервые пришел к этому предположению или идее, важно, хочет ли он, чтобы они продолжали играть свою роль в его жизни. И это зависит от того, какой именно он хочет видеть свою жизнь.

Одним клиентам будет очень удобно придерживаться привычек своего детства. Другие будут с большим удовольствие следовать идеям и убеждением, которые пришли к ним позднее. До тех пор, пока люди способны осмысливать свои предположения и понимать их смысл и последствия, и при этом чувствуют себя с ними легко, все в порядке.

Переоценка ценностей

Когда клиент достигает той стадии, на которой наступает осознание собственных намерений и предположений, у него может возникнуть новое понимание цели жизни. В тот момент, когда мы принимаем решение о том, каких предположений придерживаться, а какие отбросить, наша чувствительность, та, которая помогает нам выбрать направление, в котором мы будем двигаться дальше, обостряется. Помочь клиенту сделать свой выбор - это следующий шаг, и для начала мы должны разобраться в личностных ценностях.

Переоценка ценностей

Когда клиенты определяют и проверяют свои предположения относительно мира, вскоре становится очевидным, какие из этих предположений можно отринуть, поскольку они представляют устаревшие взгляды и ошибки, в которых не следует больше упорствовать. Некоторые из них будут отвергнуты сразу же, после подробного рассмотрения. Другие, даже если они где-то кажутся неверными, будут стойко держаться. В таком случае, человек, как правило, выглядит неспособным прийти к какому-то разумному решению, до тех пор, пока они имеют над ним власть. Почти наверняка эти стойкие предположения коренятся в более глубоких и более значимых аспектах видения мира клиента, которые связаны с его соображениями о том, что в самом деле для него важно. И здесь - та область переживаний клиента, на которую обращает основное внимание экзистенциальная терапия. Хотя многие направления когнитивной психотерапии делают упор на исследование предположений, все же слишком часто эти предположения либо видятся ими как негативный результат какого-либо процесса обучения, который нужно корректировать, либо просто оспариваются как ложные. Экзистенциальный метод стремится подтолкнуть клиентов к дальнейшей проверке их предположений и скрытой за ними системы ценностей. Для экзистенциальной работы очень важно определиться с тем, что на самом деле важно для клиента, а не с тем, что должно быть важным.

Часто людям бывает трудно определить ценности и принципы, на которых базируются их предположения и взгляды на мир. Они считают, что у них нет никаких особенных скрытых мотиваций. Хотя люди часто не осознают свои мотивации, убеждения и желания, они практически безошибочно определяют, что им нравится, а что не нравится. Свойственное людям внутреннее управление определяет, что для них привлекательно, приемлемо или желательно. Это то, что люди часто называют интуицией.

Каким-то мистическим способом они чувствуют, что им нравится и что им не нравится, совершенно притом не понимая, откуда к ним приходит это знание. Каждое отдельное действие, человек, или соображение сопоставляется с картой индивидуальных стандартов, ценностей и идеалов. И если он не соответствует карте, то автоматически не нравится, даже безо всякого обдумывания.

Элисон, протагонист из предыдущего примера, очень хорошо знала, что в ней есть что-то такое, что ей не нравится, не нравится до такой степени, что она определенно чувствовала, что никто другой также не захочет быть с нею рядом. Это неприятие себя вовсе не было иррациональным и его невозможно было преодолеть за несколько сеансов тренинга «уверенность в себе». Оно основывалось на том, что ей не удалось построить жизнь в соответствии с собственными ожиданиями. Она понимала, что что-то не так, но что не так конкретно, она

IV. Критическое осмысление

не знала. Она отказывалась принять какие бы то ни было предложения, которые шли вразрез с ее интуицией, а ее интуиция говорила, что она в каком-то смысле непривлекательна.

Элисон также признавала, что она не может по-настоящему упрекать Джона, своего мужа, за его задержки на работе, поскольку его работа была куда важней, она была более ценной, чем все, что она могла ему предложить. Единственное, что она могла себе позволить, это непомерные упреки по поводу того, что ее на самом деле не так уж волновало - по поводу его очень уж тесной дружбы с одним из младших докторов. Недостаток определенности, проявляющийся в том, как Элисон требовала внимания от мужа, вообще-то не был прямым следствием культурного подчинения женщины мужчине. Он базировался на другом типе оценки ситуации.

В системе ценностей Элисон не было требования, согласно которому женщина должна подчиняться мужчине. Там было другое правило: людей, которые выполняют настоящую работу, ценят больше, чем тех, кто этого не делает. Именно эта идея, совершенно недвусмысленная, лежала в основе ее переживаний: одна из самых важных и ценных вещей в жизни человека - возможность сражаться за правое дело. Элисон воспринимала работу, как один из возможных способов такой борьбы, хотя и далеко не единственный. Следовательно, она чувствовала, что Джон живет полноценной жизнью, и что она не имеет права вмешиваться. Если бы она пыталась мешать его работе, притом что работа его была такой ответственной и оттого ценной, она пошла бы против собственных принципов. Она просто понимала, что не сможет остановить его, если не представит внятного объяснения этому. Точно так же, интуитивно, она знала и о том, что в данный момент попросту растрачивает свою жизнь, и что из-за этого ее жизнь не представляет никакой ценности ни для нее, ни для других.

Вместо того чтобы спорить с убеждениями Элисон по поводу жизни, было крайне важно помочь ей самой их понять. Ей нужна была некоторая помощь, чтобы она смогла вслух сформулировать то, на что ей прямо и без слов указывала собственная совесть. Один из ведущих принципов экзистенциальной терапии состоит в том, что терапевт и клиент совместно рассматривают ту проблему, которая в данный момент поглощает больше всего сил и времени и заставляет задуматься о мотивации клиента. Для того, чтобы понять, каковы ее взгляды на самые важные вещи в жизни, Элисон пришлось определить, к чему она относится с наибольшей серьезностью.

Было ясно, что большая часть ее энергии направлена на то, чтобы сохранить права на Джона и избежать развода. Она могла видеть, насколько неловко она все это делала, и что результаты противоречили ее цели. И все же она оставалась в убеждении, что ее цель состояла именно в борьбе за брак и целостность семьи. И даже если результат противоречил ее цели, она, по крайней мере, находила успокоение в том, что очень старается. Это было очень существенно, поскольку отражало убеждение Элисон о ценности борьбы за то, что казалось правым делом.

Когда она продвинулась в исследовании идеи правого дела еще немного, она поняла, что само по себе дело значит немного - куда важней была тотальная включенность в процесс.

Для Элисон значимой была жизнь, проживаемая в работе над каким-то стоящим делом. Она могла представить себе, как будет жить без Джона и Джоанны, и при этом жить деятельно. Но она не могла вообразить жизнь, которая бы продолжалась так, как сейчас - жизнь с мужем и дочерью, но без настоящего дела.

Осознав то, что она открыла для себя относительно собственных намерений, Элисон поняла, что на самом деле ее приступы ревности были для нее проявлением ее стремления

Переоц енка ценностей __________________________________________ ИЗ

сохранить семью, что как раз представлялось ей делом, стоящим усилий. Но, выяснив это, она могла теперь отказаться от того, что заменяло ей реальную борьбу и настоящие победы.

Рассказы о золотых временах, когда она была душой и сердцем своего отряда девочек-скаутов, перемежались историями о том, как она работала в отделе обслуживания больницы. Элисон становилась энергичной, уверенной в себе особой, стоило ей вспомнить о своих успешных действиях и делах. Казалось, вплоть до последнего времени она жила жизнью, полной вызовов. Первые годы дома с ребенком тоже были весьма насыщенными. В течение нескольких лет она была активным участником группы мам с детьми, отвечала там за организацию чаепитий, а, кроме того, занималась организацией мероприятий по продаже выпечки и сладостей домашнего приготовления.

Она прекратила активное участие в жизни вне дома примерно в то время, когда Джоанна пошла в начальную школу. После долгой рефлексии и уклонений выяснилось, что Элисон стеснялась участвовать в школьных мероприятиях, потому что теперь больше выделялись более умные родители, и она чувствовала себя худшей. Она боялась, что по мере того, как Джоанна будет подрастать, понадобятся новые умения, которыми она не располагает. Следовательно, она боялась, что Джон возьмет верх.

Консультант отметил, что здесь, кажется, есть одно стоящее дело, которого Элисон не заметила. Как насчет борьбы за успех и уважение таких людей, как она сама, у которых есть масса предложений и в придачу к тому - масса энергии, но кто заранее чувствует себя проигравшим в этой системе? Как и следовало ожидать, замечание упало на благодатную почву. Во время сессий терапевт и клиент продолжили исследовать скрытые ценности, которые могли бы содержаться в желании Элисон прекратить чувствовать себя неполноценной из-за того, что она не закончила школу. А параллельно она занялась приготовлением обедов в школе Джоанны.

Как это часто бывает, эта инициатива предоставила дальнейший материал, на котором можно было подвергнуть рассмотрению ее субъективную систему ценностей. В то же время у нее появилась возможность немного прояснить для себя, что же она считает на самом деле стоящим. Она обнаружила, что завидует сотруднице школы, ответственной за обеды, почти также сильно, как когда-то ревновала Джона. Изучая этот вопрос, мы пришли к новому взгляду на все прежде имевшиеся сложности.

Элисон обнаружила, что переживает отказ от работы вне дома как бегство от чего-то, что ей нужно встретить лицом к лицу. Тем, от чего она бежала, был факт, что хотя она и была хорошим, или даже отличным поваром, она не сможет построить карьеру в сфере обслуживания, как того хотела, из-за недостатка соответствующего образования и навыков. Она даже представить себе не могла, как восполнить этот недостаток. Поскольку домашняя карьера тоже была заблокирована в связи с невозможностью иметь детей, казалось, для нее не было никакого выхода. Поэтому она все больше ожесточалась и начала чувствовать, что должна отчаянно держаться за Джона и Джоанну.

Теперь она смогла понять, что живет в полном разладе со своими ценностями и что, следовательно, ей придется все больше презирать себя, если она будет продолжать в этом Духе. В этом плане осознание того, что она завидует начальнице школьной кухни, напрямую подводило ее к необходимости пересмотреть прежнюю позицию, избавиться от неверия в свои силы и способность учиться. И только благодаря тому, что она трактовала свое желание преуспеть в сфере обслуживания как настоящее дело, ради которого стоит бороться, °на набралась храбрости заняться соответствующим обучением.

IV. Критическое осмысление

Попасть на учебу было только половиной дела. Когда она продвинулась в этом, она осознала, что прекрасно справляется с обучением, и не только с практической его частью, но и с теорией. Она восстановила в себе самоуважение, от которого раньше отказалась в принципе.

Открытие Элисон было таким же, к которому приходят многие клиенты, которые приобретают понимание своей собственной системы ценностей и учатся жить в соответствии с нею. Ей открылось, что внешний мир внезапно делается более реальным и осмысленным, если присоединить к нему реальность внутреннюю, субъективную, а не отвергать ее как нечто невыполнимое.

В работе с клиентами над их пониманием того, что для них является абсолютно ценным, всегда стоит задача помочь им найти способы воплотить эти ценности и их субъективную реальность в нечто конкретное. Их подталкивают к тому, чтобы перестать слепо подчиняться тем предположениям, которые у них имеются насчет требований объективной реальности. Однако при этом чрезвычайно важно, чтобы терапевт не давал конкретных рекомендаций по поводу того, как осуществить это воплощение. Помните, что если клиенты не видят собственной мотивации для того, чтобы сделать тот или иной шаг, это почти всегда означает, что они еще не добрались до своих мотивирующих ценностей.

Когда люди осознают, ради чего они, если потребуется, готовы умереть, им обычно почти сразу же становится ясно, ради чего им стоит жить. Хотя в большинстве случаев это что-то требует дел и деятельности, есть также примеры того, как человеческие ценности были преданы из-за чрезмерного внимания к делам и деятельности.

Сложное положение Сони хорошо иллюстрирует этот пункт. Она пришла на консультирование по рекомендации друга, потому что никакими средствами не могла справиться с тяжелой бессонницей. Трудности со сном приводили к тому, что она до пяти часов утра крутилась и вертелась в постели, и на самом деле спала всего два - три часа за ночь. В девять часов нужно было быть на работе, и потому по звонку будильника ей приходилось вставать совершенно измученной и с огромными трудностями, потому что к этому времени она крепко засыпала. Так продолжалось около трех лет.

На первой сессии Соня заявила, что глупо было принимать снотворное и использовать прочие искусственные средства, чтобы заснуть, типа гипноза, который она тоже испробовала. Она отвергла все эти средства, назвав их «ловушками для дураков», что было вежливым переводом одного грубого французского выражения. Соня была очень успешной 37-летней французской леди, работающей в индустрии моды на международном уровне. Уравновешенная, умная и ухоженная, она была воплощением очаровательной женщины с отличной карьерой. Она сообщила, что не будет попусту тратить время, и в общем показала, что не позволит себя использовать каким бы то ни было образом. У нее были очень живые манеры и острый язычок.

Все, что ей было нужно - безошибочно точное лечение ее бессонницы. Она чувствовала, что ее жизнь будет прекрасной, как только эта незначительная, но раздражающая и досаждающая ей привычка не спать будет забыта на возможно более долгий срок. Экзистенциальное консультирование она выбрала потому, что считала экзистенциалистом себя; экзистенциализм она представляла как деятельностно-ориентированный вид философии, который может дать людям возможность полностью контролировать свою жизнь.

Консультант просто заметил для Сони, что цель сессии, по его мнению, должна быть, скорее, не в том, чтобы взять жизнь под контроль, а в том, чтобы понять, почему контроль выглядит таким привлекательным выбором. Консультант отметил, что хотя бессонница

Переоценка ценностей

будет очевидным поводом для начала исследования ее способа жить и ее взглядов, само исследование может коснуться чего угодно помимо этого. Потом он обратил внимание на необходимость того, чтобы Соня была исключительно честной во взглядах на себя и свои отношения. Он подчеркнул, что работа, которую надо сделать, может быть выполнена только в абсолютно честном сотрудничестве. Соня заявила, что ей нравится эта определенность делового договора, и что она, со своей стороны, его выполнит.

Следующую, по-настоящему консультативную сессию, она начала с объявления о том, что ей нужно сделать признание. Она чувствовала, что консультанту важно знать, что она не была абсолютно честной, поскольку умолчала о некоторых деталях своего положения. Bo-первые, ее звали не Соня, что было просто ее торговым именем, а Анной. Ей больше нравилось, чтобы ее называли Соня, но, тем не менее, консультанту лучше было знать, что это псевдоним.

Она немедленно перешла к рассказу о тех несчастьях, которые ей прошлось пережить несколькими годами раньше, когда за 15 месяцев у нее случилось три выкидыша. Дополнив рассказ об ужасах этого переживания несколькими яркими деталями, она закончила разговор об этом быстрым взмахом руки и беззаботным «С est la vie...». Теперь она продолжила рассказ о себе, говоря о десяти годах сложных, и создающих сложности, отношениях с мужем Питером, который также был очень занят работой.

Соня говорила больше 25 минут без остановки, хотя консультант ее к этому не подталкивала. Она говорила ясно и по существу. Язык был красочным, а тон голоса - чрезвычайно эмоциональным и даже театральным. Она демонстрировала свою способность выражать глубокое отчаяние, но в следующую минуту, не переводя дыхания, освобождалась от него.

Все это время консультант постоянно чувствовала, что ее втянули в некое соревнование. Так, будто Соня проверяла, сможет ли она работать с такой энергией. Каждым предложением Соня давала понять, что она, Соня, - высшее существо, которое полностью контролирует себя и ситуацию консультирования, а потому в самом консультировании вовсе не нуждается.

Хотя консультант несколько раз испытывала искушение прервать Соню и сделать несколько замечаний об очевидном, она удерживалась от такого шага, поскольку осознавала наличие элемента соревнования в ее мотивации говорить. Она дождалась, пока Соня не выговорится. Но и тогда она просто сидела и дружелюбно, но молча смотрела на Соню.

Последовал такой диалог:

С. Enfin6, не собираетесь ли вы мне что-нибудь сказать?

К. А надо?

С. Я полагала, Вы должны сказать мне, что делать, на что обратить внимание, как работать с этими проблемами... (10 секунд молчания, Соня закуривает)

К. Предположим, что не должна.

С. (выглядит несколько удивленной) Я определенно думаю, что должны. Я за это плачу.

К. (после некоторого размышления) Предположим, что Вы платите мне за то, чтобы я молчала.

С (выглядит драматически ужаснувшейся) О, нет, мне не нужна аудитория. Она у меня есть на работе.

К. И что вы сделаете, если я буду молчать? ' !

6 В конце концов, наконец (фр.).

IV. Критическое осмысление

С. Я пойду куда-нибудь в другое место, к тому, кто скажет мне, как справиться с моими проблемами.

К. Вы полагаете, от ваших проблем есть особый рецепт? (это сказано медленно и трезво).

С. Да, да (сказано довольно быстро, с нетерпением)... Нет. Нет. (выглядит задумавшейся).

К. Что если вы немного подумаете о своих проблемах, вместо того, чтобы сразу рваться к их решению?

С. Именно это мне трудно сделать. Я могу прекрасно планировать свою работу. Я могу справиться с подчиненными, с приготовлениями к поездкам, выдерживаю высокие темпы в разгар сезона, показы. В этом проблем нет. Когда я в движении, в работе, в центре событий, я могу справиться с чем угодно, я наслаждаюсь этим, я развиваюсь, я восторгаюсь, я люблю это, даже в самые тяжелые времена. Это игра, и я умею в нее играть. Это так захватывает. Я день и ночь с этим. Не остается времени для личных проблем.

К. То есть даже ночью, когда вы не можете заснуть, вы думаете о работе? Это ваша работа не дает вам заснуть?

С. Только работа. Я никогда не думаю о личных проблемах. Я не их тех, кто дает себе поблажки. Даже когда были выкидыши, я не тратила времени на размышления о собственных несчастьях. Я просто волновалась, как скажется на работе мое отсутствие.

К. Ясно, что этим Вы гордитесь.

С. Хм. (эмоционально кивает).

К. Так, давайте посмотрим, чем так ценна для вас работа. Что там такого важного, чему вы отдаете все дни и ночи.

С. (немедленно готова дать ответ) Это...

К. (прерывая) Почему бы не подумать немного?

Теперь Соня приступила к рассказу о причинах, по которым она так любит и даже преклоняется перед своей работой и своей ролью в бизнесе. Ей не раз потребовалась помощь для того, чтобы держать в центре внимания ее переживание ситуации, потому что она была склонна увлекаться живописными описаниями событий и людей вокруг нее.

Как и многие другие клиенты, она охотно говорила о своих чувствах. Особенно ее увлекали разговоры об перестановках некоторых работников штата. Она выражала крайнее презрение и смеялась над их нерадивостью и глупостью. Другое дело, когда речь зашла о ее чувствах и осмыслении переживаний. Она не привыкла тратить время на то, чтобы разобраться в своем внутреннем мире. Ее отношения здесь базировались на принципе «стимул-реакция». В ее мировоззрении доминировало социальное измерение с его общественным запросом.

Вскоре Соня освоила принципы экзистенциального исследования. Она могла прийти на сессию и сообщить, к примеру, как ей удалось остановиться в разгар приступа гнева в отношении ее подчиненного, просто подумав, что за проект она защищает, какая из ее интенций находится под угрозой. Она рассказывала о многих небольших случаях, иллюстрируя, таким образом, присущий ей способ обращаться с жизнью и с людьми, и она была вознаграждена за это возникшей способностью распознавать при этом свой способ жизни и немного дистанцироваться от предмета рассказа.

Постепенно вырисовывалась картина ее мировоззрения. В рамках этой картины, влияние было главной дорогой к ценному и значимому бытию. Как мотивирующую силу Соня

Переоценка ценностей

распознала в себе страсть внушать уважение, будучи авторитарным лидером. И ради достижения этой цели она соответствующим образом выстроила всю свою жизнь. Она и в самом деле достигла этой цели, поскольку стала весьма влиятельной и уважаемой. Единственная сложность, которая теперь возникла, состояла в том, что, достигнув этой цели, она больше не видела в ней смысла. Стали проявляться слабые места в ее жизненной философии. Бессонница была самым сильным напоминанием о ее слабости и неспособности все контролировать. Охотно забытые выкидыши еще красноречивее свидетельствовали о ее провале.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: