Определение предположений 4 страница

Больше всего Карла шокировали переживания чужака в чужой стране. Он и представить не мог, что будет так тяжело жить в чужой стране, где все не так, и где он постоянно чувствовал себя аутсайдером. К своему ужасу, он скучал как раз по тем вещам, против которых восставал, живя в Германии. Он сомневался, в здравом ли уме он был, когда принимал решение рискнуть карьерой ради идеалов, которые теперь стали увядать.

Все же он не мог просто так отбросить свои старые идеалы: как он сам говорил, ему нужно было во что-то верить, чтобы «не спятить». И вот это его очень огорчало; он застрял в поиске приемлемого выхода из невозможной ситуации, и очевидным решением казалось все свалить на власти. Тем не менее, он сомневался, надо ли сваливать все на власти и немецкую буржуазную мораль, или надо корить себя за идеализм и наивность. Практически два подхода подразумевали два возможных решения его дилеммы. Если он выбирает первый путь, то у него возникает возможность присоединиться к политической группировке, с

9 Practise makes perfect - повторение создает совершенство. - прим. пер.

IV. Критическое осмысление

которой он уже контактировал, и которая рада была бы его принять в свои ряды. Его очень привлекали чувство единства, которое он мог вновь пережить, горячность протеста и революционных акций, в которых он мог бы принять участие. У него были самые серьезные сомнения насчет правильности этих акций. Его идеалы и ценности не допускали экстремизма, как бы горько ему сейчас не было.

Другое, диаметрально противоположное, решение состояло в том, чтобы держать при себе все прежние соображения о том, что такое хорошо, и что такое плохо, и, поджав хвост, вернуться в Германию. Потом он мог бы принять соответствующие официальной политике взгляды и найти работу в школе или на предприятии. Это привлекало потому, что он мог вернуться домой, к своим друзьям и привычкам. Но это было бы достойно презрения, поскольку отрицало и уничтожало все то, во что он верил в прошлом.

Ясно, что ни одно из этих решений ему не подходило. Карлу нужно было переосмыслить свои идеалы и ценности, чтобы решить, где его таланты могут быть использованы наиболее конструктивно, и как он может развить их, чтобы сохранить одновременно и верность идеалам, и связь с реальностью.

Интересно, что одно из его самых глубоких убеждений было связано с диалектическим обществом. Он был приверженцем такого общества, в котором не должно было бы быть стычек противоположностей, поскольку там не было бы следования какой бы то ни было четкой позиции, а вместо этого шла бы динамическая интеграция сил на благо постоянных изменений и роста. Карл не осознавал того, что такой теоретический подход может быть воплощен в его собственной практической жизни. Он просто не осознавал, что его проблемы возникали из-за того, что он видел мир черно-белым, в модели «или - или», а не в диалектическом сплетении противоположностей.

Как только Карл уловил намек на то, что он не практикует в жизни то, что проповедует в теории, он немедленно принялся строить планы воплощения третей стратегии. Он называл это «новым взрослым диалектическим стилем жизни», его глаза блестели, и это говорило о том, что он нашел приличное, достойное решение для безвыходной ситуации, а также о том, что он смеется над своей прежней беспомощностью. Поиск альтернативного образа жизни, который может включить ценные элементы предыдущих отвергнутых выборов, стал для Карла вызовом. Успешная реализация такого пути значила бы не только, что у него появилось будущее, которого можно ждать с нетерпением, но и то, что его прежние идеалы прошли проверку на прочность.

Обдумывание талантов, которыми он уже овладел и мог пользоваться дальше, было целью дальнейших занятий. Карл рассматривал преданность идеалам как одно из своих крупных достоинств. Он полагал, что оно олицетворяет его способность быть стойким и решительным. Теперь, увидев возможность вновь применить свою решительность, он знал, что вновь может полностью рассчитывать на себя в жизни.

Теперь ему легко было понять, что его решительность может неправильно выражаться и превращаться в упрямство. Он обнаружил, что это обычно происходит как реакция на новые ситуации. Именно опыт, который он получил, борясь с трудностями проживания в чужой стране, помог ему осознать свое упрямство. Раньше он никогда об этом не задумывался, даже притом, что ему часто об этом говорили. Забавно, что теперь он стал признавать, что консерваторы могут быть в чем-то правы. Он смог понять, как люди приходят к консерватизму в политике - то, что раньше он считал невозможным и возмутительным. Фактически, он увидел, что его собственные взгляды были во многом консервативными. С этим озарением

Изучение талантов

пришло понимание недостающих элементов в его жизни - гибкости и приспособляемости, которые он раньше отвергал как составляющие оппортунизма.

Крайне важно для Карла было изучить новые дороги, способы, пользуясь которыми он мог продвинуться в воплощении своих новых ценностей, оставив в прошлом крайнее упрямство. Как это часто бывает, как только он включился в поиск конкретных способов реализации своих вновь обретенных идей, возникла идеальная для этого возможность, которую он раньше просто не рассматривал, считая ее буржуазной ловушкой.

Карлу предложили внештатную должность в немецком издательстве, на которое он временами работал, будучи в Британии. Хотя сама по себе работа была довольно скучной, но это было первым конкретным1предложением сотрудничества в родной стране, и потому было очень заманчивым. Кроме того, издательство располагалось в городе, куда переехал один из друзей Карла. Этот друг был из тех немногих, кого Карл все еще уважал. Он примкнул к новой, легальной политической группе, активно работающей в том направлении, которого придерживался Карл, хотя это было наименее революционным из всего, в чем Карл когда-либо участвовал.

Сомнения Карла насчет переезда окончательно разрешились, когда он связался с другом и получил более-менее определенное приглашение примкнуть к этой группе в качестве связного с британскими организациями. Через шесть недель Карл уже обустраивался в Германии. Хотя на этом терапевтические сессии, естественно, закончились, Карл выходил на связь с терапевтом, по крайней мере, раз в год в течение пяти лет, и каждый раз новости говорили о том, что он продолжает придерживаться выбранного пути - гибкие действия, основанные на строгом отборе ценностей и идеалов.

Хотя к этому можно многое добавить, ничто не оспорит тот факт, что Карл и в самом деле исключительно успешно воспользовался тем, что дали ему сессии. Это было связано не только с тем, что у него была насущная необходимость пережить и осознать кризис, который имел место в его жизни, что он чувствовал себя очень одиноким, и потому более охотно копался в себе, чем обычно. Он получил возможность также осмыслить, что для него важно, к чему он способен, и не остановился перед тем, чтобы пересмотреть некоторые из своих старых предположений. Таким образом, он освобождался от западни, попав в которую, использовал свои таланты себе во вред. Он приготовился перестроить свою жизнь в новом, созидательном ключе, вместо того, чтобы выпускать пар в свисток.

На протяжении этих лет Карл продолжал придерживаться выбранного пути и развивать некоторые основные принципы, он культивировал в себе способность принимать самостоятельные решения и чувство осознания собственной индивидуальности. Особенно он гордился (и в этом черпал силы) своей способностью быть решительным и верой в собственную силу жить значимой жизнью, в полной мере используя для этого свои открытия и опыт. При этом Карл научился уравновешивать мощь собственной воли гибкостью и готовностью принимать новое, а также воспринимать и согласовывать чувство собственной индивидуальности с осознанием индивидуальности и самоценности любого другого человека. Это стало непосредственным результатом осознания того, что теоретическое знание, каковым является диалектика, можно применить на практике и конкретно в собственной жизни, принимая парадокс, а не пытаться его отвергнуть.

История Карла иллюстрирует важность распознавания собственных талантов как двери в будущее. Она показывает, как таланты можно извлечь на свет и развить, пользуясь для этого базой, которую представляют уже имеющиеся, подразумевающиеся принципы, и их до сих пор отвергавшиеся составляющие. В то же время работа, которую пришлось про-

128 IV. Критическое осмысление

делать Карлу, основывалась на том, что он осознал свое первоначальное стремление и проанализировал его с целью найти и выделить те ценности и идеалы, которые были для него базовыми принципами, из которых можно было черпать новую мотивацию и силы. Для Карла стало очевидным, что его ценности не претерпели существенных изменений. Было несколько путей, по которым он мог идти в соответствии с прежними ценностями. Его случай был в большой степени вопросом расширения горизонта. И жизнь за границей принесла ему массу всего, что этот горизонт расширило.

Карл выяснил, что важно определить общее направление жизненного пути, а также иметь силы на этом направлении удержаться. При этом полезно сохранять гибкость в отношении вещей, встречающихся на пути, потому что ничто не может быть точно запланировано и решено раз навсегда. В своем путешествии человек открывает новые стороны старых вещей, о которые издали выглядят совсем иначе, чем вЛэлизи. Поэтому нужно все время проверять свои предположения. Хотя невозможно жить, вообще не строя никаких предположений относительно положения вещей, но, тем не менее, сущностно важно сохранять способность их проверить, когда они окажутся ложными или деструктивными. Новые предположения заменят старые, и к этому всегда надо быть готовым.

Ценности могут меняться, могут расширяться или, наоборот, делаться более конкретными, но очень часто главное направление, которое человек выбрал с самого начала, таким и остается. Люди просто становятся более опытными, ориентируясь в собственной жизни и распознавая, что в данный момент является для них добром и злом. Часто ценности приобретают более глубокое значение, когда люди взрослеют. Когда путешественник уже дошел до горизонта, перед его глазами открывается новая панорама. По мере нашего продвижения уходят вдаль цели давно минувших дней, хотя часто они остаются в нашем понимании полезными и нужными верстовыми столбами на пути.

Таким образом, процесс изучения общего плана мира, в котором живет человек, требует постоянных тренировок. Благодаря внимательному изучению действий и реакции, настроений, эмоций, мечтаний и мыслей можно узнать многое о том, что для человека в жизни является самым главным. Таким образом, нужно уделять более пристальное внимание самому процессу мониторинга этих явлений для того, чтобы четче понять, каким именно образом человек переживает этот мир.

Обзор главы IV

1. Экзистенциальная работа начинается с процесса критического осмысления жизни человека, который включает в себя:

- прояснение предположений относительно мира, которые у нас сложились, во всех четырех измерениях;

- определение наших ценностей и конечной цели, которую мы преследуем;

- определение и проработка личных талантов и способностей, которые до сих пор оставались незамеченными, и правильное их использование.

2. Экзистенциальный терапевт не продает ни привязанность, ни эмпатию, ни безусловное одобрение; также он не стремится к слепому нейтралитету.

3. Терапевт продает жизненный опыт, свою способность распутывать трудности и осмысливать их.,

Обзор главы IV

4. В работе основной упор делается на жизнь, а не на конкретные трудности клиента. Цель не в том, чтобы утешать или осуждать, а в том, чтобы вместе отыскать истину. Это значит, что исследуются все предположения, и проверяются все ценностные суждения.

5. Клиентов никто не балует, но всегда предполагается, что они будут активно работать. Терапевт должен помочь клиенту осознать скрытые в нем силы и подтолкнуть к поиску ответа на вопрос, каким образом он сам воздвигает препятствия на собственном пути.

6. Распознавание предпочтений, неприятий, принципов, убеждений и мотиваций позволяет выработать систему ценностей.

7. Когда наши личностные ценности предстают перед нами в новом, ярком свете, часто обнаруживается, что, следуя им, мы постоянно, хотя и невольно, предаем именно то, чем, по логике вещей, должны были бы больше всего дорожить.

8. Многие люди, не осознавая того сами, живут в вопиющем противоречии со своими ценностями и убеждениями, так что им нужна помощь для того, чтобы формулировать свои идеи относительно ценностей и убеждений, а также для того, чтобы сопоставить и противопоставить их тому, что подразумевают в качестве таковых их ежедневные поступки.

9. Жизнь только тогда воспринимается как значимая, когда мы чувствуем, что находимся в гармонии с нашими убеждениями, и работаем для того, чтобы прокладывать свой жизненный путь в соответствии с нашим ощущением о том, что имеет смысл и является действительно ценным.

10. Людей можно научить мониторингу, которому следует подвергать время от времени свои каждодневные переживания, с тем, чтобы они в большей степени осознавали, в чем состоит их собственный взгляд на мир, а также каковы те цели и ценности, что имеют для них набольшее значение.

11. Понятия, которые принимаются как данность, должны быть проверены и перепроверены, уточнены с помощью вопросов и переопределены до того, как человек тронется в путь в поисках того, что подходило бы ему в жизни больше всего.

12. Последствия и смыслы жизненных выборов должны подвергаться систематическому исследованию и сомнению, противоположности нужно сравнивать.

13. Люди часто воплощают свои таланты парадоксальным образом так, что это идет вразрез с их истинными планами и стремлениями. Они не должны упорствовать, следуя по ложному пути, когда осознают это.

14. После того, как установлено, что имеет для человека наибольшее значение, нужно определить, какие способности и таланты человек может задействовать для достижения своих целей.

15. Пассивное бытие легко достается, но неизменно приводит к безвыходному положению и стагнации.

16. Если мы хотим научиться жить осмысленно, а не по умолчанию, это потребует времени и нашего умения, нашей способности к рефлексии и саморефлексии.

17. Распознавание скрытых сил в кажущейся слабости клиента, и того правильного, что есть в их ошибках - лучший способ построить доверительные отношения и стимулировать развитие самомотивации.

IV. Критическое осмысление

18. Сосредоточиться на том, что уже имеется и работает на клиента - всегда гораздо эффективнее, чем тратить время на сожаления по поводу того, что упущено, и что было сделано не так.

19. Изучение негативных явлений гораздо эффективнее производить на фоне осознания позитивных.

20. Помогая клиентам в осознании парадоксальности природы человеческого бытия, вы можете также помочь в поиске диалектического пути вперед, помочь извлечь силу из слабости и включить эти слабости в список их сильных сторон.

Понимая эмоции

V. Творческие исследования

Понимая эмоции

Чувства играют важную роль в терапии. Некоторые клиенты просто не могут управлять их интенсивностью. Другие, возможно, не вполне понимают, что именно они чувствуют. Третьи жалуются, что вообще не могут чувствовать. Многим клиентам кажется, что чувства противоречат рассудку, и потому они теряются, когда чувства берут верх. Рано или поздно вопрос управления эмоциями встает в работе с каждым клиентом. Лучше понимая смысл эмоций, вы сможете сильно продвинуться в понимании того, каким образом вы сами устраиваете вашу жизнь.

Многие специалисты-практики ошибочно полагают, что главное - научить клиента выражать эмоции. Они думают, что катарсис облегчает любую форму горя, и потому считают своим достижением, когда их клиенты плачут или кричат. Нет сомнений, хорошенько поплакав и покричав, человек моментально лучше себя чувствует, и подавление эмоций может принести вред. В то же время самого по себе простого реагирования, как вида эмоционального переживания, не достаточно для решения чьих бы то ни было проблем. Для этого необходимо понимать, на что указывают эмоции применительно к твоему жизненному пути.

Когда возникает физическая боль, это значит, что что-то не так с твоим телом, и ты понимаешь, что нужно им заняться и устранить причину боли. Когда возникают негативные эмоции, это значит, что что-то не так с твоим бытием, и ты знаешь, что нужно заняться им. Простое выражение боли и эмоций не исправит ситуацию и не улучшит твою жизнь. Это же относится к удовольствию и позитивным эмоциям. Просто научиться выражать свои переживания - не значит еще добиться прогресса, если ты хочешь, чтобы впредь их было больше.

Экзистенциальная терапия и консультирование предлагают клиентам помощь в том, чтобы научиться понимать эти сообщения, в виде эмоциональных переживаний, с тем, чтобы ими можно было руководить, а не страдать от них. Научить человека жить в гармонии со своими эмоциями в чем-то сродни тому, чтобы научить его управляться с доской для серфинга в бушующем океане. Сперва ты чувствуешь себя в полной власти непредсказуемых волн. Они захлестывают тебя, не успеешь ты еще приготовиться к этому. И ты чувствуешь себя полупотопленным, подавленным, почти задохнувшимся или утонувшим. Но с опытом ты приобретаешь чувство направления потока, и тогда можно мчаться на гребне волны, и не быть сбитым ею. Тогда возникает мощное ощущение мастерства и гармонии. Океан так и останется непобедимым, но теперь он доступен, и его силу можно использовать.

Эмоции - приливы и отливы, поток человеческого опыта. Они есть всегда, и направление их течений нужно знать и принимать в расчет. Когда чувств много, тебя легко может смыть волной, когда их мало, у тебя возникает чувство застоя. Понять принцип их движения - единственный способ обратить себе на пользу ту энергию, которую производят эмоции. Эмоции дают массу энергии. Они направляют тебя и заставляют совершать поступки. Обратившись к эмоциям и позволив их энергии питать твое существование, можно привнести в

V. Творческие исследования

свою жизнь больше вдохновения и того, что вознаградит тебя за усилия. Но чтобы оставить контроль над этой страстью за собой, вместо того, чтобы самому оказаться ей подвластным, следует проверять значение каждого чувства и направлять его в нужном тебе направлении.

Экзистенциальный терапевт должен предложить клиенту четкие руководящие принципы того, как можно конструктивно использовать эмоции. Однажды распознанные, исходные чувства должны быть преобразованы в понятное сообщение. Эти сообщения нужно расшифровать и претворить в конструктивное действие. Таким образом, можно научить человека читать сообщения, проникать в их смысл, путем изучения языка его собственных эмоций. Тогда эмоциональная активность уходит с чисто реактивного уровня и становится источником ощущения мастерства, если хотите, господства.

Дороти нужно было именно такое чувство мастерства. Мир для нее был местом, полным скрытых опасностей, и она пыталась взаимодействовать с ним в состоянии полного контроля. Этот компульсивный контроль не имел ничего общего с управлением собственными эмоциями. Он был исключительно реактивным и базировался на страхе потери власти. Она ужасно боялась, что что-то может пойти не так, и поэтому все организовывала так, что для ошибки не осталось никакой лазейки. В этом смысле она стала рабом своего контролирующего поведения, которому она была полностью подконтрольна.

Дороти была домохозяйкой 51 года от роду; ее сын недавно женился и переехал в другой город. На консультирование она пришла по совету своего врача, после того, как рассказала ему, что чувствует некоторое затруднение относительно своего недавно возникшего пристрастия мыть руки. Именно новая невестка первой обратила внимание на ее повышенную опрятность и навязчивое стремление все мыть и сказала ей, что стоит сказать об этом врачу.

Дороти всегда содержала дом в безупречной чистоте, чрезвычайно раздражая этим мужа и сына, но до недавнего времени ее опрятность укладывалась в разумные рамки. Она впадала в панику при виде пыли, грязи или беспорядка, и особенно - когда навещала сына с невесткой. Невестка несколько раз упрекнула ее за то, что та вмешивается в ее хозяйство, и с тех пор Дороти начала чувствовать настоятельную потребность ходить в ванную и особенно тщательно мыть руки. Сперва это не казалось ей чем-то странным, но потом окружающие стали обращать внимание и комментировать ее действия. Она подумала, что здесь что-то не так, потому что не могла остановиться и иногда мыла руки шесть раз за время вечернего визита. Дороти чувствовала, что невестка, которая запретила ей делать то, что для нее было привычным, спровоцировала это навязчивое действие. Раз ей не разрешено было убирать в доме, вместо этого она должна была счищать грязь с собственных рук. Ей мерещились микробы, ползающие по всему дому, и она испытывала тягу к уборке, как к естественному ответу на угрозу инфекции и хаоса. В проработке чувства паники, которое обрушивалось на Дороти каждый раз, когда нельзя было убирать, выяснилось, что опрятность была необходима для благополучия Дороти. Она чувствовала, что без этого нельзя жить. Кроме того, она считала себя в этом деле довольно опытной. Она гордилась своей способностью содержать вещи в порядке, под контролем. И она переживала фрустрацию из-за того, что сын и невестка не понимали этого.

Только когда произошел новый инцидент, появилась возможность разобраться в том, какое сообщение несут эмоции Дороти, и помочь ей понять, что же она делает неправильно. Поломалась стиральная машина, и всю кухню затопило. Дороти осталась наедине с грязным бельем и беспорядком от ремонта. Ее реакцией были абсолютная паника и ужас. В начале ее чуть не парализовало, потом она набросилась с оскорблениями на мужа - чрезмерно и

Понимая эмоции

без необходимости. Наконец Дороти стало ясно - ее отношение было не слишком продуктивным, а возможно, даже деструктивным.

Ее первое замечание на следующей после инцидента сессии было о том, что она вообще не понимает, как такое могло случиться, ведь она была уверена, что за машиной хорошо ухаживают. Это подвело к обсуждению ее убежденности в том, что возможно полностью контролировать свое окружение и полностью избежать катастроф. Дороти признала, что это, скорее, было желание, а не убежденность, поскольку она на самом деле знала, что невозможно все время контролировать все вокруг.

Следующим шагом было исследование того, как на ее эмоции повлияет, если она представит, что еще можно сделать с беспорядком и катастрофой, кроме того, чтобы постоянно стремиться их избежать. Хотя сперва ей было довольно непросто представить это себе более-менее живо, вскоре она поняла, что есть что-то приятное в том, чтобы воображать худшее. Обычно она тратила так много времени и сил на предотвращение этих происшествий, что едва ли могла к ним по-настоящему подготовиться. Громадное облегчение ей принесла мысль о том, как она пачкает руки, вычищая гостиную после многодневного пребывания в ней свиней, муравьев и голубей. Притом что это были именно те существа, которые, как Дороти думала, скорее всех могут принести в ее дом беспорядок, мысль о том, что она с этим справилась, была для нее преодолением ночного кошмара. Она удивилась тому, какое удовлетворение принесла ей проработка этой фантазии-образа.

Когда Дороти поняла, что встретить худшее не значит утратить контроль, она стала понемногу расслабляться. До сих пор она думала о своем окружении только в терминах удержания или утраты контроля. Теперь она стала думать, что возможен и третий вариант. Это никогда прежде не приходило ей в голову просто потому, что она не верила в собственную способность справиться с чем-то беспорядочным и неожиданным.

Она всегда думала, что может справиться только с тем, что упорядочено и безопасно. Теперь, когда ей в голову пришло, что преодоление катастрофы или беспорядка может, на самом деле, принести облегчение, и заодно избавить ее от постоянного напряжения (результат попыток это предотвратить), ей стала интересна идея мастерства. Если она научится работать с беспорядком, вместо того, чтобы отрицать его, тогда он не будет контролировать ее, и она не будет изматывать себя, контролируя, в свою очередь, его. Эта мысль о сотрудничестве со своим окружением очень многое значила для Дороти. Она стала вспоминать времена до рождения сына, когда она, бывало, помногу работала в саду. Ее любовь к садоводству была заложена еще в те времена, когда она, подросток, работала с дедом на арендованном участке. Он часто повторял, что природой не надо командовать - ее надо приручать. Но все это казалось ушедшим в далекое прошлое. Она не могла понять, куда это все подевалось. Все постепенно изменилось. Вся ее жизнь стала намного более упорядоченной, когда она вышла замуж, и когда она родила сына, она настолько утомлялась от работы, что было уже не до садоводства. Кончилось тем, что они заложили плиткой большую часть сада. При мысли об этом она готова была расплакаться.

Теперь, когда эмоциональное состояние Дороти перешло из состояния скрытой паники и раздражительности в огорчение, она стала более правдиво чувствовать себя. Она чувствовала, будто она опять та девочка. Она плакала по утраченной близости к природе, которую она знавала, когда была молодой. Теперь же она стала чересчур воспитанной и манерной, «напряженной», как говорила ее невестка, и это ее огорчало. Она сомневалась, может ли она что-то предпринять по этому поводу. Она не хотела слушать, что говорят ее эмоции, потому что привыкла сдерживать и отрицать их.

V. Творческие исследования

Потом судьба ее слегка подтолкнула - у брата случился инфаркт средней тяжести. Врач сказал, что это произошло от недостатка физической активности и постоянного стресса. Дороти, которая знала и себя, и брата, добавила, что причиной была еще и его постоянная напряженность. Вдруг она набралась решительности и пригласила нескольких рабочих, чтобы разобрать в саду плитку и вернуть обратно почву. Она воспаряла духом, обнаружив! что ей не хочется мыть руки, когда она работает в саду. Она получала от этого громадное абсолютное удовольствие. В качестве еще одного бонуса она нарядилась в старую одежду и резиновые сапоги мужа. Такой грязной она не была ни разу за последние двадцать пять лет, и ни разу не было ей так хорошо.

Дороти предстоял долгий путь, прежде чем она смогла бы на самом деле отказаться от полного контроля, но она уже очень его ослабила, когда стала опять работать в саду. По крайней мере, беспокоящий симптом исчез, и теперь она могла более позитивно общаться с невесткой, ожив и меньше беспокоясь о чистоте. Чему Дороти научилась, так это умению слушать и расшифровывать сообщения своих эмоций, оставив обычное стремление их заглушить. Выражение паники или раздражения могло просто увеличить их. Попытки убедить себя, что здесь нет повода чувствовать то, что она чувствовала, привели бы к усилению контроля. Ей было необходимо понять, что причина, по которой она чувствует себя именно так, имеется. Она действовала наперекор себе и своему окружению. Садоводство было тем путем, которым Дороти могла вернуться к более осмысленному взаимодействию.

Дороти часто чувствовала панику при мысли о том, что она потеряет то, что очень ценит - контроль. Сообщение эмоций говорило о необходимости узнать, нет ли более эффективного способа получать то, что ей надо. Она обнаружила, что хотела не столько контроля, сколько ощущения мастерства. Само по себе сообщение было довольно непонятным, и его нужно было обдумать, чтобы уловить смысл.

Полнота бытия в единении с тем, что ценно

РАДОСТЬ+счастье/признательность ГОРДОСТЬ+достоинство/уверен-

•потворство своим слабое- ^^~ ~~**+iZ ----------------........ ность

тям/опьянение ~jr ^""V -тщеславие/надменность

ЛЮБОВЬ+забота/участие -----------

■чувство собственности/ потакание своим прихотям

НАДЕЖДА+свобода/выбор

■сомнение/ —.....I

Замешательство I

ЖЕЛАНИЕ+честолюбие/_________

стремление ■зависть/жадность

ВИНА+ранимость/ответственность \^ >^------------СОЖАЛЕНИЕ+покорность/смирение

■стыд/неполноценность.......-------^V,,^ ^^^ -горе/уныние

Ощущение не-бытия из-за отсутствия того, что ценно Рис. 5.1. Эмоциональный цикл

В общих человеческих эмоциях наблюдается магическая попытка личности манипулировать реальностью (Сартр, 1939). Такие эмоции, как ревность и гнев, связаны с попытками удержать нечто, что ценится, и что находится под угрозой утраты. Страх и печаль связаны с отказом или утратой ценного. Вина и стыд - выражения отсутствия ценного. С другой сторо-

' РЕВНОСТЬ+бдительность/осторож-ность ■подозрение/паранойа

"ЗЛОСТЬ+напорист ость/смелость ■ненависть/насилие

■ СТРАХ+уступчивость/отказ ■трусость/слабость

Понимая эмоции

ны, эмоции желания и надежды указывают на стремление личности к ценному, а любовь и радость суть выражения обладания ценным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: