Определение предположений 3 страница

Очевидность протестовала против ее способа бытия. Она переживала самые серьезные сомнения относительно собственной позиции в мире, как и относительно значимости того, чего ей удалось добиться. Хотя она почти полностью контролировала свою фирму и свою жизнь, до нее постепенно доходила мысль о том, что чем большего контроля она добивается, тем меньше остается собой. Она чувствовала нарастающую потребность добиваться все большего и большего; это было, как она заметила, похоже на наркотическую зависимость.

С того момента, как Соня осознала зависимость от внешнего успеха и контроля, она была открыта своему внутреннему миру. Она стала тратить все меньше усилий на то, чтобы поддерживать имидж ответственной бизнес-леди.

Теперь стало возможным заново взглянуть на ее систему ценностей, поскольку теперь она на самом деле занялась ее пересмотром, перестав защищаться. Практически на следующий день, после того как она опять сильно поссорилась с мужем Питером, она призналась себе в том, что ее брак был полным провалом. Она думала, что это было напрямую связано с тем, как она относилась, а скорее, не относилась, к Питеру, как к личности. Ссора, как обычно, была из-за доминирования, и в нее были вовлечены несколько их друзей, с кем они оправились вместе поужинать. Соня пережила публичное унижение. Это настолько вывело ее из себя, что она ушла из ресторана посреди ужина.

Чувство унижения столкнуло ее лицом к лицу с собственными ограничениями. Ее первой реакцией было опровергнуть это и убежать. Она знала тысячу способов отомстить Питеру и убедить друзей в том, что он был неправ. Следующая выдержка из записи консультативной сессии показывает, как этот небольшой кризис превратился для нее в прорыв.

С. (после трехминутного размышления, как конкретно она накажет Питера за его поведение) Никто, никто абсолютно не может остаться безнаказанным после такого. Унижение. Ах.

К. Это критическая точка, не так ли - ваше переживание унижения. Это рушит самый смысл вашего существования. Это идет вразрез со всем, за что вы боретесь.

С. О Боже мой. Я могла убить его. Там и тогда. Я могла просто задушить его. Я и сейчас могу. От одного воспоминания об этом. Он унижал меня, вместе с ними. Унижать меня, как рискованно!

К. Как, на самом деле, рискованно - унижать вас. Может, вы должны быть благодарны ему за смелость.

С. Не поняла? (выглядит возмущенной, но заинтересованной)

К. Наконец у нас появилась возможность увидеть, как вы справляетесь с поражением. Вид у вас такой, будто вы собираетесь вновь броситься в бой.

С. А вы полагаете, я должна остаться униженной?

К. Это невыносимо?

С. (закуривая) Хмм, нет, меня не убедить снести это.

К. Вы хотите дать ответный бой и убедиться в своей победе. Но в этом случае, возможно, упустите шанс распознать свои ограничения и изучить новые аспекты вещей.

IV. Критическое осмысление

С. Боже мой, вы ничуть не облегчаете мне эту задачу.

К. (кивая) нет

(трехминутная тишина, первое продолжительное молчание за все время работы с Соней. Она явно задета. В конце концов она энергично отбрасывает сигарету)

С. Также я не должна курить.

К. Почему?

С. Это просто часть того же самого, правда. Я просто бегу и бегу вперед. Я никогда не останавливаюсь. Я действительно никогда не останавливаюсь, чтобы задуматься о себе.

К. Даже когда лежите ночью без сна.

С. Нет. Нет. Тогда я просто планирую беготню на следующий день.

К. Даже когда вас унизили. Даже когда вы теряете что-то для вас ценное.

С. Это больно. Я не хочу боли. Я не хочу терять.

К. Поэтому вы просто продолжаете бежать от боли, быстрей и быстрей, до тех пор, пока никто не сможет угнаться за вами, даже вы сами: вы бежите так быстро, что не можете найти время даже для отдыха и выздоровления. Так, будто нет ни одной свободной минутки.

С. Но чем быстрее я бегу, тем быстрее заканчивается время. Люди не могут угнаться за мной, а я-за временем.

К. А что значит - угнаться за временем?

С. Ох. Боже мой. (она ломает руки, потом воздевает их к небу). Горе мне. Я сделала столько ошибок. Слишком много ошибок. Я ошиблась. Я ошиблась (она довольно драматично всхлипывает).

К. В чем вы ошиблись?

С. Я гналась за иллюзией. Я пыталась быть похожей на Бога. Я пыталась все контролировать. Но контролировала только свои иллюзии. Какое высокомерие. Потом не стало мира. Возникла цена. Я не могла обрести мир: без сна, без любви, без детей. Я хотела все. Я ничего не получила. Они презирают меня. Я даже не смогла обмануть их.

К. Зато вы обманули себя.

С. Я не знала. Я последней узнала об этом.

К. Это похоже, будто вы предали себя в любви.

С. (немного подумав об этом, почти неслышно бормочет) я предала Анну.

На этом сессия закончилась, а вместе с ней - первая фаза процесса консультирования. После этого Соня приступила к изучению более глубокого понимания ценности, которые она похоронила в себе вместе с именем и жизнью Анны. Она поняла теперь, что самым ценным и важным для нее было жить, реализуя свои возможности7. Такую жизнь она определяла, как способность значить что-то для людей. Ее отчаянная погоня за успехом в бизнесе была выражением этого желания. И в признании другими ее успеха она видела подтверждение своей состоятельности.

После такого вывода перед ней стал разворачиваться парадокс собственной ситуации. Казалось, она получает диаметрально противоположное тому, к чему стремилась. В этом не было никакого чувства завершенности. Завершенность для нее было умиротворение, когда человек здоров и истинно жив. Она чувствовала, что ее жизнь - это постоянная беготня, погоня за признанием, при постоянном сомнении в собственном бытии. Бессонница была прекрасным выражением этого парадокса. Вместо того, чтобы прекратить борьбу и пове-

7 В оригинале «to live a fulfillment live», что значит «жить насыщенной жизнью». - прим. пер.

Переоценка ценностей

рить в собственную базовую способность восстанавливаться во сне, она отчаянно пыталась руководить своей продолжающейся бодростью, планируя завтрашний день и тем самым не давая себе заснуть.

Начала проявляться базовая тема, в которой контроль противопоставлялся отказу и доверию. Особенно четко эта тема была обрисована тогда, когда Соня стала осмысливать для себя понятие насыщенности, которое она считала таким важным. Оказалось, что насыщенность может прийти при отказе8 и подчинении чему-то, что человек не может контролировать, и что, в основе, благоприятно и созидательно. Та насыщенность, которая у нее была, была по сравнению с этой лишь вторым сортом; она возникла при непрерывном усилии в попытке подчинить и контролировать свое окружение.

Теперь Соня выяснила, почему все ее старания неизбежно оставались втуне: вместо того, чтобы поддаться сну, она старалась подчинить его себе. Вместо подчинения и доверия она контролировала и настаивала. Она не могла заснуть не из недостатка желания спать, а из-за недостатка веры в то, что сможет это сделать. Она не верила в то, что хоть в чем-то нет трудностей. Она думала, что для того, чтобы ночью заснуть, нужно было основательно потрудиться. И это предубеждение заставляло ее использовать контроль - ориентированный метод там, где мог подействовать только метод уступки.

Конечно, сон был лишь малым, почти незначительным примером Сониного непонимания себя и своего мира. Вскоре стало ясно, что ту же самую ошибку она допускает в отношениях с другими людьми. Например, конкретно в отношениях с мужем Питером она ни разу не позволила себе сдаться. Она боялась, что он сможет ее использовать, если она хоть как-то даст ему понять, что нуждается в нем. Она постоянно была начеку: всегда готовая атаковать и отразить атаку, постоянно сомневаясь в возможности найти понимание, сочувствие и настоящую близость.

Соня, приступившая к занятиям в уверенности, что ее жизнь - практически целиком успешна, стала теперь размышлять, не была ли она полным провалом. Ей почему-то нужно было дойти до крайности, чтобы почувствовать себя живой. Она ввергала себя в отчаяние по поводу этого провала, и таким образом освобождалась от своего цепкого контроля. Ей захотелось выяснить, что же такое она замела под коврик. Она стала изучать свое отчаяние по поводу отсутствия детей.

Вскоре она поняла для себя, что иметь детей, возможно, было ее идеалом насыщенной жизни. Она чувствовала, что деторождение, особенно для женщины, было подчинением природе и принципам, выходящим далеко за пределы человеческого сознания. В этом процессе женщина благословлялась на таинственное и чудесное воплощение в жизнь.

Для Сони, однако, деторождение пока ничем таким не стало. Сначала у нее были два аборта, сделанные в угоду успешной карьеры. Потом, когда она решилась завести ребенка, У нее случилось три выкидыша. В ней осталось чувство разрушенности и страдания. Скоро она сказала, что из-за всего этого чувствует глубокую вину. Так, будто она убила своих детей своей неспособностью подчиниться законам природы и пребыванием в состоянии постоянного контроля. Вместо того, чтобы принять и радоваться тому, за что природа предопределила ей быть в ответе, она отвергла это. Она продолжила погоню за славой и удачей, и в результате отвергла источник жизни внутри себя. Она рассматривала выкидыши как на-

имеется в виду отказ от контроля. - прим. пер.

IV. Критическое осмысление

казание за собственную надменность. Она заплатила эту цену за право сохранить контроль. А теперь ей приходится расплачиваться уже собой.

Ее отношение уже сильно отличалось от того, с которым эта личность начала вырабатывать некоторое понимание своей жизни пять месяцев назад. Она решила прервать занятия на какое-то время, потому что ей нужно было немного разобраться в жизни и постараться использовать эти новые открытия. Она знала, что терапевтическое консультирование не делает попытки заштукатурить трещины и избавить от симптомов типа бессонницы. Она почувствовала, что готова вновь попробовать жить самостоятельно, без помощи, и посмотреть, что из этого выйдет. Она также призналась, что хочет поэкспериментировать с той жизнью, которую построила для себя. Раз теперь она поняла, что она сделала плохого, она надеялась, у нее получится сделать что-то хорошее.

На одиннадцать месяцев Соня полностью отдалась работе. Она до предела изматывала себя в этом процессе, поскольку она не пыталась больше уснуть до тех пор, пока глаза не начинали слипаться. Вместо того, чтобы крутиться и вертеться, она садилась работать или готовить новые планы для своего бизнеса. В том, за что она бралась, она достигала высочайшего успеха.

После периода, целиком посвященного ее второсортному выбору, она вернулась к терапевтическому процессу, чтобы выяснить, что же она хочет сделать со своей жизнью. Она чувствовала, что доказала себе недостаточность социального успеха для той насыщенности, которая была ей необходима. Идея состояла в том, чтобы выяснить, как надо подчиняться, чтобы она смогла разгадать тайну человеческих отношений и деторождения. Почти год прошел, прежде чем она начала осознавать, что это была еще одна попытка найти волшебную формулу и начать манипулировать и контролировать свою судьбу.

Замечание о том, что она медленно прогрессирует, стало, в конце концов, для Сони единственным способом узнать что-то о подчинении. Вскоре после того, как она сделала замечание по поводу такого эффекта, она пришла к одному важному заключению. Не слишком важно, как она поступит со всей своей оставшейся жизнью, поскольку уже сейчас она может изучать то ценное, что в ней есть на данный момент.

В следующие два месяца после этого изменения в самовосприятии она забеременела и решила сохранить ребенка. Ко всеобщему ужасу и удивлению, она бросила работу и вступила в новую фазу своей жизни, которая характеризовалась совсем другим, хотя и не менее проблематичным, состоянием дел. Бессонница уже не была проблемой - она сдавалась перед усталостью вкупе с беременностью, а позже - заботой о ребенке. Она стала легко воспринимать свое тело, хотя раньше внимание концентрировалось только на нарядах. Она бросила курить и была восхищена вновь открытой способностью ощущать запахи, которая, как она вскоре выяснила, была важна для хорошего сна и самочувствия. Но по мере того, как личные отношения выходили на первый план, возникал целый ряд новых проблем. Отношения с Питером и с ребенком приносили ей серьезные огорчения.

Соня поняла, что проблемы в жизни никогда не получается решить за один день, и что понимание ценностей, по которым человек живет, - процесс, который нужно постоянно обновлять и перепроверять раз за разом. Посвятив себя тому, что она считала стоящим жизни, она нашла источник насыщенности в себе, но ей нужно было искоренить также и ошибочное представление о том, что если она так будет делать, то все раз навсегда придет в порядок. В конце концов, Соня осознала, что ценности могут быть только направляющими, и сами по себе вовсе не гарантируют блаженства и гармонии. Она пыталась найти такой образ жизни, который позволит удовлетворить все ее разнообразные потребности и разместить там и

Изучение талантов

карьеру, и дом, и личную жизнь; этому занятию она отдалась целиком и полностью. Она научилась упорно искать и не ожидать при этом постоянного и окончательного решения.

Помогая клиентам в определении ценностей, по которым они хотят жить, существенно важно помочь им продумать смысл и последствия конкретного образа жизни, который они строят в соответствии с этими ценностями. При этом встает вопрос о способности клиента следовать своим намерениям. Следовательно, часто есть смысл изучить и подвергнуть рассмотрению те таланты, которые личность может использовать в этом процессе.

Изучение талантов

Когда клиенту удалось распознать свою мотивирующую силу путем определения, что для него по-настоящему ценно и важно, до такой степени, что ради этого стоит жить и умереть, остается решить вопрос о воплощении и понимании этой ценности на практике.

Это такое же царство парадокса, как и все остальные области человеческого бытия. Клиенты часто обнаруживают, что они используют свои таланты диаметрально противоположным желаемому образом. Опыт Сони иллюстрирует этот парадокс. Она использовала свой главный талант творчества и способности организатора в такой всепоглощающей и контролирующей манере, что лишила себя возможности наслаждаться его плодами, истощая себя трудом без отдыха, и, тем самым, сделав насыщение невозможным.

Как это было у Сони, такой парадокс часто возникает как результат заблуждений относительно себя и мира. Он берет свое начало в недостатке понимания того, что же включено в бытие. Люди изначально предрасположены слепо блуждать в своих жизнях. Они реализуют свои таланты в любом направлении, которое им только ни попадется, без особого размышления относительно смысла и последствий такого шага. Осознанность не приходит сама собой - ее нужно добиваться. Понимание собственных возможностей и способов их реализации требует опыта и активного обдумывания. Понимание человеческого бытия и осознание направлений, в которых человек может продвигаться, требует еще большего опыта, большей рефлексии и обдумывания. Жить пассивно легко, и клиенты всегда могут к этому вернуться. Активная жизнь, как и любое искусство, требует большой практики и обучения.

Многие клиенты ожидают сказочно легкого прогресса. Они готовы работать и искать корень своих проблем, если это положит конец их страданиям. Но они будут рассчитывать на чрезвычайно быстрое вознаграждение своих усилий. Единственная награда, которая может создать надежную мотивацию продолжать, состоит в том, что они откроют в себе новые силы, которые были либо неосознанны, либо расходовались раньше деструктивным образом. Распознание скрытых до сих пор сил и способностей дает новое ощущение энергии, которое сделает дальнейшее исследование желательным, а не просто необходимым. Достижение динамики в том, что касается самомотивации возможно, когда терапевт постоянно держит фокус на внутреннем восприятии клиентом своего мира и себя самого. В такой работе ударение будет ставиться не на том, что клиент делает неправильно, и не на том, как жалок он в своих действиях, но собственно на его талантах, скрытых за теми ошибками, которые он допускает.

Один из принципов такой работы состоит в использовании уже описанного метода проверки вопросом «а почему бы и нет?». Когда клиент видит только какие-то отдельные элементы разрушительной привычки или черты характера, консультант может стимулиро-

IV. Критическое осмысление

вать его окинуть свежим взглядом скрытые за нею качества. Сделать это можно, подтолкнув клиента к поиску базового принципа, лежащего в основе негативного поведения или переживания, и к распознаванию скрытого за ним таланта, достойного лучшего применения.

Если клиент, к примеру, жалуется на свою, кажется, непреодолимую тягу к рационализации, подходящей интервенцией может быть простой вопрос «А почему нельзя быть рациональным?», что подтолкнет его к переосмыслению качества, которое он отвергает. Такой способ исследовать подразумеваемые оценочные суждения является наиболее продуктивным.

Во-первых, таким вопросом терапевт ясно показывает, что заинтересован в том, чтобы выяснить истинное положение вещей, а не в том, чтобы слепо доверять чьему-либо мнению. Этим он делает задачу, которая стоит перед клиентом - рассмотреть свою собственную жизнь в контексте поиска, целью которого является истина - легче, чем она была бы, если подвергать сложившуюся ситуацию рассмотрению с негативной точки зрения, или же полагать ее чем-то раз и навсегда установившимся, чем-то, что невозможно изменить.

Во-вторых, терапевт за счет этого переносит исследование на территорию благоприобретенного, уводя его из непроработанной области. Так закладывается фундамент для восстановления тех качеств, которые поощряются, но пока не развиты, и талантов, существующих, но пока незамеченных.

В-третьих, терапевт поощряет клиента, таким образом, еще раз обдумать свою привычку отвергать определенные вещи и увидеть привлекательность некоторых новых моментов в жизни. Этими несколькими словами терапевт напоминает ему, что его собственные ответы на вопросы «зачем?» и «почему нельзя быть таким?» являются очень важным объектом обдумывания и исследования.

Если клиентка хочет соответствовать стандартам и нормам, которые она заимствует у других людей, она может ответить примерно так: «Но все говорят мне, что нельзя быть такой рациональной». И в этом случае стоит изучить ее предположение о приспособлении к реальности социального мира. И наоборот, она может сказать, что от всепоглощающей рациональности чувствует себя чуть ли не инвалидом. В этом случае полезно будет получить некоторую определенность в том, что значит для нее ее рациональность, чтобы можно было извлечь содержащийся в этом позитивный принцип и талант.

Может выясниться, что хотя клиентка жалуется на свою чрезмерную рациональность, но делает она это лишь потому, что чувствует необходимость вынести порицание этой черте, которой она, на самом деле, она чрезвычайно глубоко ценит как основное свое качество. Терапевт только в том случае сможет помочь разобраться в этом конфликте, если сам он отключился от поспешных оценочных суждений. Этот вид отключения возникает в результате понимания сложности человеческого характера и наклонностей. Он основан на понимании парадоксальности человеческого переживания, а не на дуалистическом, типа «или - или», взгляде на человеческие возможности и характеристики. Экзистенциальный терапевт сможет рассматривать каждую черту характера не только на фоне ее составных частей или противоположностей, но также сохраняя в поле зрения тот базовый принцип, который все это связывает воедино.

Ваша клиентка может, к примеру, постоянно докладывать о случаях, которые демонстрируют ее ригидное отношение к жизни. Если потом она жалуется, что ее осуждают за упрямство, будет очень не сложно отыскать здесь подразумевающийся базовый принцип и таланты. Помощь клиентке в исследовании ее восприятия этих случаев может пролить свет на то, что она, на самом деле, не считает себя ни упрямой, ни ригидной, а только лишь верной

Изучение талантов

своим идеалам. Поэтому она отвергает ярлык «упрямое» в отношении своего поведения, и склонна видеть его как настойчивое, или даже еще более позитивно - как определенное и решительное. Это не просто лингвистическая подстановка; способность увидеть, какую клиент дает позитивную интерпретацию своим личностным качествам, становится ключом к его желанию работать над своими отношениями и восприятием реальности.

Важно, чтобы клиенты сначала обрели способность легко и уверенно обращаться со своими основными позитивными качествами, и лишь потом приступили к проверке качеств негативных. Также нельзя отрицать, что большинство людей имеют самые благие побуждения, и они заслуживают определенного уважения за то хорошее, что они стараются сделать. Так им будет намного легче начать осмысление того, что они упустили, и приступить к восстановлению баланса. Когда клиент начинает осознавать свой талант приходить к определенным решениям, он, возможно, начнет демонстрировать презрение к людям, которым не хватает жесткости и твердости: он может ошибочно воспринимать их как слабых и неустойчивых, и, возможно, даже ненадежных. Это показывает, в чем заключается последовательность точки зрения клиента и дает возможность указать на смысл такого однобокого, хоть и последовательного, подхода.

Люди в массе своей стараются сделать жизнь более удобной, придерживаясь именно таких однобоких соображений о реальности, однако преодоление неискоренимого парадокса жизни требует более глубокого понимания. И обрести это понимание гораздо легче, если обратиться к объединяющему принципу. В этом случае объединяющий принцип - «воля». Парадокс этот состоит в том, что принцип воли имеет две крайности, каждая из которых имеет позитивную и негативную стороны, которые, следовательно, постоянно уравновешивают друг друга.

В конце концов, полное и исключительное своеволие приведет к разрушению себя и других, но к тому же ведет и тотальное отсутствие воли, полная нерешительность и неопределенность. Ни один из полюсов сам по себе ни хорош, ни плох. Секрет конструктивного использования принципа «воли» заключается в способности гибко применять весь континуум его возможностей. Соответственно, делать это нужно сообразно ситуации и всегда за счет динамического сочетания противоположностей, а не в какой-то одной, раз навсегда устоявшейся манере.

Клиент, возможно, начнет постепенно понимать, как в результате того, что постоянно ориентируется лишь на одну часть спектра, он лишает себя переживания тех позитивных качеств, которые расположены в другой его стороне. Также он, вероятно, увидит, что таким образом он обрекает себя на то, чтобы испытать все негативные последствия тех решений, которые он принимает, и лишается способности уравновесить их, взглянув на дело с другой стороны.

А именно, клиент может осознать, что он способен конструктивно использовать свои сильные стороны, если преданность делу не будет мешать ему следовать своему пути. Потом он, возможно, обнаружит свидетельства того, как сам обрек себя на жесткость и ригидность. Также он осознает, что автоматически застрахован от недостатка своеволия. Едва ли он впадет в неопределенность, как это происходит с другими людьми. Но по этому же принципу он проигрывает, лишаясь гибкости и адаптивности. Принимая способность утверждать свою волю как позитивный принцип, он может лишиться того позитивного, что несет с собой способность быть гибким.

Таким образом, главный талант, которым клиент уже обладает, это первый шаг к распоряжению всем спектром парадоксальности человеческого бытия. О чем бы клиент не начал

IV. Критическое осмысление

говорить, в этом всегда можно найти проявление какой-либо человеческой способности или таланта, который уже освоен. Если клиент жалуется, к примеру, на свою нерешительность, это говорит о наличии уже разработанной способности адаптироваться и быть открытым другим возможностям.

Это похоже на тот старый прием, на осознание того, что полупустой стакан воды можно увидеть полуполным. Это похоже на полезную привычку вести учет, в первую, очередь, хорошему, как сказано в Библии, которая становится не просто оптимизмом, а отправной точкой в деле улучшения положения. Интересно, что клиенты, все без исключения, воспринимают высказывания о своих существующих дарованиях, как утки - воду. Очень часто они приходят на терапию со скрытым желанием получить здесь подтверждение своим лучшим представлениям о себе самих. Очень часто им могут предложить лишь подтверждение их худших опасений. Исправить положение можно, только опираясь на прочные и понятные представления о том, какие хорошие стороны мы готовы обнаружить и признать в себе самих.

Люди, как правило, легко воспринимают то, что все мы несовершенны: обычно они очень хотят узнать, как расширить спектр доступных им возможностей. Однако для этого им надо сначала открыто позволить определиться с уже существующим набором качеств. Легко не заметить скрытую просьбу клиента признать его таланты. Люди обычно очень застенчивы в отношении признания своих способностей. Клиент, к примеру, может перечислять свои неудачи, и при этом подразумевать честность, проявленную при этом. Он может сознаться в жестокости, проявленной по отношению к той, за кем он ухаживает, подразумевая обычную любвеобильность. Он может рассказывать о том, что не в состоянии отойти от одной из сфер своей жизни, и при этом будет умирать от желания услышать похвалу той преданности этому, не важно чему, которая побуждает его к этому.

Наиболее скромная личность часто бывает глубоко убеждена в своем бесподобном смирении. И задача терапевта состоит в том, чтобы вывести на свет эти скрытые качества и завуалированную уверенность в себе, без злобы, без осуждения или насмешки. Нет ничего более ценного и значимого, чем выявление для клиента его сущностной веры в себя и его базовой способности жить. Отрицание или опорочивание приведет только к тому, что клиент не захочет работать вовсе.

Это еще раз указывает на то, что экзистенциальный терапевт должен быть его спутником на пути к дальнейшему самопознанию. Он - союзник, голос доброй совести клиента в самом лучшем смысле этого слова. Он дает клиенту возможность наилучшим образом распорядиться тем, что у него уже есть, и продолжить расширять этот набор. Как хороший ангел-хранитель, он должен также предупреждать о ловушках и указывать на недальновидность в пути. Как только клиент начинает воспринимать мониторинг как важное и хорошо знакомое занятие, он перестанет стесняться рассматривать себя в этом ключе. Тогда он сможет наиболее полно использовать свои таланты и приобретет способность с доверием смотреть на жизнь.

Как только клиенты получают первое представление о своих новых возможностях, они хотят поскорее вернуться к нормальной жизни, без помощи консультанта. В этом они очень похожи на детей, которым только показали что-то новое, и им уже не терпится самим это опробовать. Иногда специалист стремится оставаться как можно ближе к этому процессу. Психотерапевты и консультанты действительно часто склонны работать в проективной манере. Тем не менее, если клиенты уже обрели уверенность в своей способности по-новому самостоятельно жить, предпочтительно, чтобы они приступили к этому сразу же. Нет луч-

Изучение талантов

шего учителя, чем опыт в сочетании с некоторым пониманием и умением проникать в/глубь вещей. Старые поговорки часто основаны на здравом смысле, и в этом случае повторение абсолютно точно есть мать учения9.

История Карла отлично иллюстрирует вышесказанное. Карл - молодой немец, нуждавшийся в некоторой помощи, чтобы разобраться в той путанице, которую он, по его ощущениям, создал в своей жизни. Он приехал в Англию, когда новые европейские договоренности дали ему возможность работать в Британии, поскольку его политическая деятельность сделала его пребывание в Германии совершенно непривлекательным. Карлу было запрещено работать учителем в Германии, даже притом, что у него было соответствующее образование, поскольку в студенчестве он принимал участие в подрывной деятельности левого толка. Он был чрезвычайно огорчен таким положением дел, и тратил массу времени, критикуя немецкую буржуазную мораль. Однако он заранее знал, что так может случиться, и все-таки сделал выбор в пользу того, чтобы продолжить активно участвовать в политике, поскольку горячо верил в то дело, за которое боролся.

Вскоре стало заметно, что хоть он и чувствовал себя ссыльным, хоть он и ненавидел каждую минуту такого состояния, все же он в некотором смысле получал удовлетворение оттого, что ощущал себя мучеником идеи. Карл быстро освоился с этой темой гордости за собственный героизм. Он был явно польщен замечанием о его абсолютной верности идеалам. Ему казалось, что он сохранил целостность, раз не поддался давлению влиятельных кругов, раз не продался ради спасения собственной шкуры. Следовательно, он мог смело смотреть людям в глаза, уважать себя и даже гордиться собой за то, что сохранил верность делу и себе.

Когда эта сторона вопроса была решена, стало возможно приступать к осмыслению парадокса ситуации и уточнить значение такого героизма в его повседневной жизни. Здесь картина была менее приятной. Карл чувствовал себя несчастным; фактически он начал сомневаться в смысле всего своего прежнего отношения в целом. Он оставил в прошлом, в Германии, всех друзей и товарищей. Некоторые из них еще были студентами, некоторые полностью отдались нелегальной политике, некоторые пошли в учителя. Сам же он всего лишь работал по найму учителем немецкого и время от времени кое-что переводил для издательства. Он не любил Лондон и почти отчаялся хоть когда-то вернуться в родную стихию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: