Введение
Учебник адресован студентам исторических факультетов университетов и написан в соответствии с программой курса истории России XIX — начала XX вв. Он представляет собой систематическое изложение исторического материала, необходимого для усвоения студентами. В нем, в отличие от прежнего университетского учебника "История СССР. XIX — начало XX в." (М., 1981 и 1987), учтены достижения исследовательской литературы по отечественной истории последних лет, уделено больше внимания характеристике выдающихся исторических персонажей (политических и военных деятелей, представителей науки и искусства), более полно раскрыта сущность либерального и консервативного направлений русской общественной мысли, введены новые, ранее не освещавшиеся в учебной литературе темы: история Русской православной церкви и ее взаимоотношения с государством, культура и быт города и деревни, но главное — предлагаются новые подходы к трактовке исторических явлений и процессов.
Суть новых подходов заключается в следующем. В первую очередь, авторы выступают против бытовавшей ранее односторонности в оценке явлений, фактов, роли конкретных исторических личностей. Односторонность обычно проявлялась в преувеличении одних событий и исторических персонажей и в преуменьшении или даже замалчивании других, что нередко диктовалось политической конъюнктурой. Так, например, русские монархи трактовались преимущественно в негативном плане — только как выразители классовых интересов господствующих классов и сословий. Акцент делался на их охранительно-консервативной деятельности и замалчивалась их позитивная роль в укреплении государственности, военно-политической мощи страны, в развитии ее экономики и культуры. В негативном плане также трактовались программы и деятельность непролетарских партий начала XX в.
|
|
Новый подход выступает против преувеличения значения "базисных" и недооценки роли "надстроечных" факторов и процессов (сферы духовной жизни, национальных особенностей — национальной психологии, традиций, религии и т. д.), а также факторов субъективного характера, роль которых особенно возрастает в кризисные, переломные моменты истории. Признается принцип альтернативности, т. е. отрицается жесткая предопределенность исторического развития, допускается возможность и иных его путей. Новый подход считает неправомерным рассматривать человека только как социальную категорию, без учета значения личностного фактора
При трактовке хозяйственного развития России учитываются не только основные, ведущие его процессы, но и наличие многоукладности в экономике (например, наряду с развитием капитализма в пореформенной России существовали различные формы мелкотоварного и патриархально-натурального хозяйства); новый подход признает также не только смену одной формы производства другой, но и их параллельное развитие.
|
|
Авторы отказываются от трактовки государства только как орудия "классового господства" — угнетения одних классов другими. Государство представляло собой и самостоятельную силу, решавшую общенациональные интересы. В России в силу особых условий ее исторического развития (географического положения, природно-климатических факторов, необходимости многовековой борьбы с внешней опасностью и длительной изолированности от западноевропейского мира) роль государства была особенно велика, ибо только сильная государственная власть была способна мобилизовать наличные ресурсы страны, провести необходимые реформы и преодолеть отсталость. Но вместе с тем сильная, централизованная, в форме абсолютной монархии государственная власть в России подавляла личность и тормозила развитие гражданственности. В учебнике уделяется особое внимание характеристике структуры государственного аппарата и его функционированию.
Отмечается сложность социальной структуры населения дореволюционной России. Считая правомерным классовое подразделение общества, указывается и на важность сословного деления, сохранявшего свою силу вплоть до 1917 г. Отсюда большое внимание в учебнике уделяется характеристике правового статуса и реального положения различных сословий и сословных групп.
Ранее только классовая борьба признавалась движущей силой исторического процесса, а революции трактовались как "локомотивы истории". Новый подход, не отрицая огромной роли этих факторов, указывает на неправомерность преуменьшения значения эволюционного, реформистского пути. При этом отмечается и тот несомненный факт, что революции служили не только "двигателями прогресса", но имели и оборотную сторону — были сопряжены с многочисленными жертвами, сопровождались разрушением материальных и культурных ценностей.
Ранее хотя и не отрицалась прогрессивность реформ в целом, однако при конкретном их рассмотрении больше всего обращалось внимание на их ограниченность, непоследовательность и незавершенность. Не отрицая этих сторон реформ, авторы учебника дают объективное объяснение, в чем конкретно заключалось прогрессивное значение той или иной реформы для экономического и общественно-культурного развития страны.
По-новому освещается в учебнике тема освободительного движения и общественной мысли, имевших особенно важное значение в истории России XIX — начала XX вв. Ранее история этого боль-
шого и сложного явления была представлена преимущественно революционным движением. В данном учебнике история освободительного движения представлена в более широком плане, включая и различные направления либерально-оппозиционного характера. Учитывается весь спектр общественно-политической мысли; в связи с этим значительно шире и более объективно, нежели ранее, трактуются охранительно-консервативные течения, их программы и деятельность.
Большое внимание в учебнике уделяется экономическим и культурным связям России с другими странами. Путем сравнительно-исторического анализа выявляются особенности исторического развития России.
Критический подход к прежним положениям и оценкам отнюдь не означает их отрицания, ибо каждое научное направление не только вносит что-то новое, но и опирается на достижения своих предшественников. Дореволюционными и советскими историками накоплено много ценного не только в смысле фактического материала, но также сделаны важные выводы, верность которых проверена временем. Не могут быть отброшены "классовый подход" (который ранее принимал гипертрофированный характер), формационный
|
|
принцип при периодизации исторического процесса, выявленные наукой объективные законы исторического развития, методологические требования "историзма" (учет конкретных исторических условий, рассмотрение того или иного исторического события или явления в связи с другими, применение сравнительно-исторического анализа).
В последнее время все большее распространение в исследовательской и учебной литературе получает ц ивилизационный подход к изучению истории человечества как антитеза ее делению на общественно-экономические формации. Цивилизационный подход не нов. Впервые теория "культурно-исторических типов" (цивилизаций) была изложена русским публицистом и социологом Н. Я. Данилевским в книге "Россия и Европа" (1869), позднее — в многотомном труде английского историка и социолога Арнольда Тойнби "Исследование истории" (Лондон, 1934—1961, Т. 1—12), а в последнее время — в многочисленных исторических трудах Л. Н. Гумилева.
В отечественной и зарубежной литературе установлено в истории человечества более 100 разных цивилизаций. В основу их выделения положены разные принципы, но более всего — региональный (например, Восток и Запад) и национально-этнический (например, греческая, арабская, японская, китайская, индийская и пр. цивилизации). Цивилизационный подход позволяет более полно и всесторонне выявить исторические особенности определенной цивилизации, сравнить ее с другой. Вместе с тем в литературе цивилизации рассматриваются как самодовлеющие человеческие сообщества, становление, развитие и упадок которых происходит по своим законам. Авторы данного учебника, не отрицая культурно-
цивилизационной специфики российского исторического процесса, наоборот, подчеркивая ее, придерживаются той точки зрения, что в истории России (особенно в ее социально-экономическом развитии) действовали те же закономерности, что и в других европейских странах. Подробно освещаемые в учебнике процессы разложения и кризиса феодализма, развития капитализма и переход последнего в стадию монополистического капитализма являются убедительным тому доказательством.
|
|
* * *
Данный учебник написан по проблемно-хронологическому принципу. Он состоит из 26 глав, каждая из которых освещает определенную проблему на разных этапах истории России XIX — начала XX вв. При этом авторы сочли целесообразным темы по истории русской культуры и Русской православной церкви не дробить по периодам, дабы не нарушать цельности изложения, а посвятить им специальные главы, которыми завершается учебник. Изложение исторических событий в нем доведено до начала 1917 г. Календарные даты (дни и месяцы) даны по старому стилю; внешнеполитические события датируются как по старому, так и (в скобках) по новому стилю. Учебник включает хронологическую таблицу и библиографию, помещенные в конце его.
Следует напомнить, что учебник содержит лишь необходимый минимум знаний по общему курсу. Для более основательной проработки курса необходимо ознакомление с монографиями и документальными публикациями (по выбору) из списка, предложенного в учебнике. В него включены издания преимущественно последних лет, но вместе с тем и наиболее значительные работы выдающихся русских дореволюционных и советских ученых-историков.
Авторами учебника являются профессора и преподаватели кафедры истории России XIX — начала XX вв. исторического факультета Московского государственного университета им М- В. Ломоносова: доц. В. А. Георгиев (§ 2 гл. 2, § 2 гл. 4, гл. 7 и 8), доц. Н. Д. Ерофеев (гл. 18), проф. Я. С. Киняпина (гл. 3,15 и 16), ведущий научный сотрудник Л. В. Кошман (гл. 25 и 26), доц. А. Л. Левандовский (гл 21), проф. К. Г. Левыкин (гл. 17), академик РАЕН, проф. В. А. Федоров ( Введение, гл. 1; § 1 гл. 2 совместно с академиком АПН, проф И. А. Федосовым, § 1 гл. 4 совместно с И. А. Федосовым;
гл. 5; гл 6 и 9 совместно с И. А. Федосовым; гл. 10—14, 20 и 24), академик АПН, проф. И. А. Федосов (§ 1 гл. 2, § 1 гл. 4, гл. 6 и 9 совместно с проф. В. А. Федоровым), доц. М. А. Чепелкин (§ 1—3 гл. 19, гл. 22, § 1 гл. 23), доц. А. Л. Шевырев (§ 4 гл. 19, § 2—5 гл. 23).
Хронологическая таблица и библиография составлены м. н. с., к. и. н. Л. В. Жуковой. Научно-вспомогательная работа выполнена Р. М. Александровой.
Глава 1. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века