Глава 1. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века

Введение

Учебник адресован студентам исторических факультетов уни­верситетов и написан в соответствии с программой курса истории России XIX — начала XX вв. Он представляет собой систематиче­ское изложение исторического материала, необходимого для усвое­ния студентами. В нем, в отличие от прежнего университетского учебника "История СССР. XIX — начало XX в." (М., 1981 и 1987), учтены достижения исследовательской литературы по отечествен­ной истории последних лет, уделено больше внимания характери­стике выдающихся исторических персонажей (политических и во­енных деятелей, представителей науки и искусства), более полно раскрыта сущность либерального и консервативного направлений русской общественной мысли, введены новые, ранее не освещав­шиеся в учебной литературе темы: история Русской православной церкви и ее взаимоотношения с государством, культура и быт горо­да и деревни, но главное — предлагаются новые подходы к трак­товке исторических явлений и процессов.

Суть новых подходов заключается в следующем. В первую очередь, авторы выступают против бытовавшей ранее односторон­ности в оценке явлений, фактов, роли конкретных исторических личностей. Односторонность обычно проявлялась в преувеличении одних событий и исторических персонажей и в преуменьшении или даже замалчивании других, что нередко диктовалось политической конъюнктурой. Так, например, русские монархи трактовались пре­имущественно в негативном плане — только как выразители клас­совых интересов господствующих классов и сословий. Акцент де­лался на их охранительно-консервативной деятельности и замал­чивалась их позитивная роль в укреплении государственности, во­енно-политической мощи страны, в развитии ее экономики и куль­туры. В негативном плане также трактовались программы и дея­тельность непролетарских партий начала XX в.

Новый подход выступает против преувеличения значения "ба­зисных" и недооценки роли "надстроечных" факторов и процессов (сферы духовной жизни, национальных особенностей — националь­ной психологии, традиций, религии и т. д.), а также факторов субъ­ективного характера, роль которых особенно возрастает в кризис­ные, переломные моменты истории. Признается принцип альтерна­тивности, т. е. отрицается жесткая предопределенность историче­ского развития, допускается возможность и иных его путей. Новый подход считает неправомерным рассматривать человека только как социальную категорию, без учета значения личностного фактора


При трактовке хозяйственного развития России учитываются не только основные, ведущие его процессы, но и наличие многоук­ладности в экономике (например, наряду с развитием капитализма в пореформенной России существовали различные формы мелко­товарного и патриархально-натурального хозяйства); новый под­ход признает также не только смену одной формы производства другой, но и их параллельное развитие.

Авторы отказываются от трактовки государства только как орудия "классового господства" — угнетения одних классов други­ми. Государство представляло собой и самостоятельную силу, ре­шавшую общенациональные интересы. В России в силу особых ус­ловий ее исторического развития (географического положения, природно-климатических факторов, необходимости многовековой борьбы с внешней опасностью и длительной изолированности от западно­европейского мира) роль государства была особенно велика, ибо только сильная государственная власть была способна мобилизо­вать наличные ресурсы страны, провести необходимые реформы и преодолеть отсталость. Но вместе с тем сильная, централизован­ная, в форме абсолютной монархии государственная власть в Рос­сии подавляла личность и тормозила развитие гражданственности. В учебнике уделяется особое внимание характеристике структуры государственного аппарата и его функционированию.

Отмечается сложность социальной структуры населения до­революционной России. Считая правомерным классовое подразде­ление общества, указывается и на важность сословного деления, сохранявшего свою силу вплоть до 1917 г. Отсюда большое внима­ние в учебнике уделяется характеристике правового статуса и ре­ального положения различных сословий и сословных групп.

Ранее только классовая борьба признавалась движущей силой исторического процесса, а революции трактовались как "локомоти­вы истории". Новый подход, не отрицая огромной роли этих факто­ров, указывает на неправомерность преуменьшения значения эво­люционного, реформистского пути. При этом отмечается и тот несо­мненный факт, что революции служили не только "двигателями прогресса", но имели и оборотную сторону — были сопряжены с многочисленными жертвами, сопровождались разрушением мате­риальных и культурных ценностей.

Ранее хотя и не отрицалась прогрессивность реформ в целом, однако при конкретном их рассмотрении больше всего обращалось внимание на их ограниченность, непоследовательность и незавер­шенность. Не отрицая этих сторон реформ, авторы учебника дают объективное объяснение, в чем конкретно заключалось прогрессив­ное значение той или иной реформы для экономического и общест­венно-культурного развития страны.

По-новому освещается в учебнике тема освободительного дви­жения и общественной мысли, имевших особенно важное значение в истории России XIX — начала XX вв. Ранее история этого боль-


шого и сложного явления была представлена преимущественно ре­волюционным движением. В данном учебнике история освободи­тельного движения представлена в более широком плане, включая и различные направления либерально-оппозиционного характера. Учитывается весь спектр общественно-политической мысли; в свя­зи с этим значительно шире и более объективно, нежели ранее, трактуются охранительно-консервативные течения, их программы и деятельность.

Большое внимание в учебнике уделяется экономическим и культурным связям России с другими странами. Путем сравнитель­но-исторического анализа выявляются особенности исторического развития России.

Критический подход к прежним положениям и оценкам от­нюдь не означает их отрицания, ибо каждое научное направление не только вносит что-то новое, но и опирается на достижения своих предшественников. Дореволюционными и советскими историками накоплено много ценного не только в смысле фактического мате­риала, но также сделаны важные выводы, верность которых прове­рена временем. Не могут быть отброшены "классовый подход" (ко­торый ранее принимал гипертрофированный характер), формационный

принцип при периодизации исторического процесса, выяв­ленные наукой объективные законы исторического развития, мето­дологические требования "историзма" (учет конкретных историче­ских условий, рассмотрение того или иного исторического события или явления в связи с другими, применение сравнительно-истори­ческого анализа).

В последнее время все большее распространение в исследова­тельской и учебной литературе получает ц ивилизационный подход к изучению истории человечества как антитеза ее делению на об­щественно-экономические формации. Цивилизационный подход не нов. Впервые теория "культурно-исторических типов" (цивилиза­ций) была изложена русским публицистом и социологом Н. Я. Дани­левским в книге "Россия и Европа" (1869), позднее — в многотом­ном труде английского историка и социолога Арнольда Тойнби "Ис­следование истории" (Лондон, 1934—1961, Т. 1—12), а в последнее время — в многочисленных исторических трудах Л. Н. Гумилева.

В отечественной и зарубежной литературе установлено в ис­тории человечества более 100 разных цивилизаций. В основу их выделения положены разные принципы, но более всего — регио­нальный (например, Восток и Запад) и национально-этнический (например, греческая, арабская, японская, китайская, индийская и пр. цивилизации). Цивилизационный подход позволяет более полно и всесторонне выявить исторические особенности определенной цивилизации, сравнить ее с другой. Вместе с тем в литературе ци­вилизации рассматриваются как самодовлеющие человеческие со­общества, становление, развитие и упадок которых происходит по своим законам. Авторы данного учебника, не отрицая культурно-


цивилизационной специфики российского исторического процесса, наоборот, подчеркивая ее, придерживаются той точки зрения, что в истории России (особенно в ее социально-экономическом разви­тии) действовали те же закономерности, что и в других европей­ских странах. Подробно освещаемые в учебнике процессы разло­жения и кризиса феодализма, развития капитализма и переход последнего в стадию монополистического капитализма являются убедительным тому доказательством.

 

* * *

Данный учебник написан по проблемно-хронологическому прин­ципу. Он состоит из 26 глав, каждая из которых освещает опреде­ленную проблему на разных этапах истории России XIX — начала XX вв. При этом авторы сочли целесообразным темы по истории русской культуры и Русской православной церкви не дробить по периодам, дабы не нарушать цельности изложения, а посвятить им специальные главы, которыми завершается учебник. Изложение исторических событий в нем доведено до начала 1917 г. Календар­ные даты (дни и месяцы) даны по старому стилю; внешнеполитиче­ские события датируются как по старому, так и (в скобках) по ново­му стилю. Учебник включает хронологическую таблицу и библио­графию, помещенные в конце его.

Следует напомнить, что учебник содержит лишь необходимый минимум знаний по общему курсу. Для более основательной прора­ботки курса необходимо ознакомление с монографиями и докумен­тальными публикациями (по выбору) из списка, предложенного в учебнике. В него включены издания преимущественно последних лет, но вместе с тем и наиболее значительные работы выдающихся русских дореволюционных и советских ученых-историков.

Авторами учебника являются профессора и преподаватели кафедры истории России XIX — начала XX вв. исторического фа­культета Московского государственного университета им М- В. Ломоно­сова: доц. В. А. Георгиев (§ 2 гл. 2, § 2 гл. 4, гл. 7 и 8), доц. Н. Д. Ерофеев (гл. 18), проф. Я. С. Киняпина (гл. 3,15 и 16), ведущий научный сотрудник Л. В. Кошман (гл. 25 и 26), доц. А. Л. Левандовский (гл 21), проф. К. Г. Левыкин (гл. 17), академик РАЕН, проф. В. А. Федоров ( Введение, гл. 1; § 1 гл. 2 совместно с академиком АПН, проф И. А. Федосовым, § 1 гл. 4 совместно с И. А. Федосовым;

гл. 5; гл 6 и 9 совместно с И. А. Федосовым; гл. 10—14, 20 и 24), академик АПН, проф. И. А. Федосов (§ 1 гл. 2, § 1 гл. 4, гл. 6 и 9 совместно с проф. В. А. Федоровым), доц. М. А. Чепелкин (§ 1—3 гл. 19, гл. 22, § 1 гл. 23), доц. А. Л. Шевырев (§ 4 гл. 19, § 2—5 гл. 23).

Хронологическая таблица и библиография составлены м. н. с., к. и. н. Л. В. Жуковой. Научно-вспомогательная работа выполнена Р. М. Александровой.


 

Глава 1. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: