Во второй четверти XIX в. Россия оставалась крупным и сильным в военном отношении государством, способным эффективно решать свои внешне- политические задачи. В начальные годы правления Николая I военно-техническое отставание России от Западной Европы еще не было так заметно, как впоследствии. Русская армия была многочисленной и считалась одной из лучших в мире. Дипломатическая служба, возглавляемая реорганизованным МИД, была разветвленной и достаточно дееспособной.
Россия поддерживала активные дипломатические отношения со всеми странами Европы, рядом государств Ближнего, Среднего и Дальнего Востока, Северо-Американскими Штатами, некоторыми бывшими колониями Испании и Португалии в Латинской Америке.
Внешняя политика России определялась ее национальными и геополитическими интересами, захватническими планами самодержавия. На ней сказывался и ход общего исторического развития, связанный с расширением национальных и освободительных движений, а также усилением колониальной экспансии капиталистических европейских государств. Огромное влияние на внешнюю политику России оказывали бурные революционные процессы в Западной Европе, направленные на окончательное уничтожение абсолютистских режимов.
Европейское направление определялось действовавшей Венской системой, закрепившей западную границу России, которая фактически полностью обеспечивала ее безопасность. Идея создания "буферной" Польши была рождена не капризом российских императоров, а событиями многовековой истории. Поэтому политика Николая I в Европе была направлена на сохранение полученных ранее территорий, укрепление новых границ, подчинение Польши и Прибалтики (в том числе и Финляндии) интересам российского государства. Борьба с революционной опасностью была вызвана не только идеологическими соображениями, но и необходимостью обеспечения европейской стабильности и сохранения неприкосновенности западной границы империи.
Во второй четверти XIX в. дружественными оставались политические отношения России с северными странами Европы. Большую роль играли ее связи со Швецией. Шведский король Карл XIV Юхан в целом поддерживал внешнеполитический курс России вплоть до предложения военной помощи в русско-турецкой войне 1828—1829 гг.
Если в силу исторических факторов (в первую очередь, затянувшихся наполеоновских войн) европейское направление в первой четверти XIX в. было основным для России, то в период царствования Николая I центральное место занял восточный вопрос — взаимоотношения с Османской империей и решение международных проблем, связанных с ее все углубляющимся ослаблением. Для России чрезвычайно важными задачами были укрепление своих позиций на Черноморском побережье и защита границ на юге страны. В экономическом и стратегическом отношениях Черное море приобретало для России все большее значение. В связи с этим важнейшей проблемой ее внешней политики было обеспечение наиболее благоприятного режима черноморских проливов — Босфора и Дарданелл. Свободный проход через них русских торговых судов способствовал экономическому развитию и процветанию огромных. южных районов государства. Недопущение в Черное море иностранных военных судов также было одной из задач российской дипломатии.
Во взаимоотношениях России с Османской империей все большее значение приобретал тот факт, что в составе Турции находились многие христианские и славянские народы Балканского полуострова. Еще с конца XVIII в. по Кючук-Кайнарджийскому (1774) и Ясскому (1791) мирным договорам Россия получила право покровительства этим народам против мусульманского угнетения. Этим правом Россия не могла пренебрегать, так как население Балкан видело в ней своего единственного защитника и спасителя, а русская общественность глубоко сопереживала своим братьям по вере и крови.
Еще одним направлением оставались взаимоотношения с Ираном, в которых особое место занимала проблема Закавказья (о взаимоотношениях с Персией и Османской империей по проблемам Кавказа см. главу 8: Россия и Кавказ в первой половине XIX в.). Николай I, вступив на престол, получил в наследство от Александра I Закавказье, а также де-юре присоединенный, но не покоренный Северный Кавказ. Европейские государства, особенно Великобритания, рассматривали русские приобретения на Кавказе в первой четверти XIX в. как незаконные. Поэтому императору Николаю I пришлось продолжить политику своего брата для укрепления русского господства на Кавказе. В его царствование этот вопрос был фактически решен.
Во второй четверти XIX в. большее значение, чем раньше, приобрели среднеазиатское и дальневосточное направления. Политику России на Дальнем Востоке в александровскую эпоху нельзя назвать активной. Граница с Цинским Китаем была неустойчивой, неопределенной, однако тогда это мало волновало русское правительство. К середине XIX в. в Петербурге созрело понимание необходимости проведения более активной политики в этом регионе, закрепления в устье Амура. Эту идею поддерживали ряд поли-
тических деятелей в центре, а также сибирская интеллигенция и купечество. Инициатором присоединения к России Приамурья выступал генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьев-Амурский, получивший эту приставку к фамилии за свою эффективную деятельность на Дальнем Востоке и заключение Айгунского договора 1858 г. Колониальная политика западных держав по отношению к Цинской империи, "опиумная война" 1840—1842 гг. и подписание западными государствами неравноправных договоров с Китаем заставляли русское правительство уделять все большее внимание этому региону.
Средняя Азия в первой четверти XIX в. также мало занимала внимание российских дипломатов. Оренбургская укрепленная линия, отделявшая Россию от Малого и Среднего Жузов (Западный и Центральный Казахстан), вполне устраивала русское правительство. Во второй четверти XIX в. ситуация стала меняться. Россия начала активное изучение Средней Азии и подготовку своего продвижения в этот регион. Этому способствовало создание в 1819 г. Азиатского департамента МИД. Одна из военно-научных экспедиций была проведена в 1819 — 1820 гг. капитаном Н. Н. Муравьевым (будущий Муравьев-Карский). Бухару посетил горный инженер подполковник К. Ф. Бутенев.
К середине XIX в. в правящих кругах созрело понимание необходимости закрепления позиций России и в Средней Азии. Однако частичная неудача первого похода на Хиву, осуществленного в 1839 г. отрядом под командованием генерал-адъютанта В. А. Перовского, и сильное противодействие Великобритании затормозили этот процесс на долгие годы.
В целом,продолжая внешнеполитическую линию Александра I, Николай отличался от него как некоторыми внешнеполитическими воззрениями, так и методами решения международных проблем. В отечественной историографии сложилась точка зрения, что Николай не только поддерживал идею Священного союза, но и продолжал внешнюю политику в рамках этой организации. Однако фактически после смерти Александра I Священный союз как политическая система прекратил свое существование. Традиционно ориентируясь на Австрию и Пруссию, Николай в то же время занимал в отличие от своего брата более самостоятельную и гибкую позицию. Он был противником широких и помпезных международных конгрессов (за все годы своего правления не принял участия ни в одном из них), предпочитая двусторонние личные контакты с европейскими монархами и крупными политическими деятелями.
Основная идея Николая — необходимость борьбы с "революционной заразой" — во многом определяла его внешнеполитический курс в Европе и сужала поле для дипломатических маневров. Идеологизация внешней политики приобрела особый размах в ни-
колаевскую эпоху. Это фактически исключило Францию после революции 1830 г. из круга возможных союзников России. Вынужденный постоянно заниматься решением восточных проблем, Николай I колебался между политикой "status quo" — сохранения территориальной целостности Османской империи — и политикой раздела наследства "больного человека" (так в Европе рассматривали внутреннее состояние Турции) совместно с другими европейскими государствами. Однако идея создания общеславянской конфедерации (о чем мечтали некоторые политические деятели начала века) была для него чужда. Будучи русским националистом в лучшем смысле этого слова, он заботился прежде всего о могуществе России. Поддержка балканских народов осуществлялась лишь в той степени, которая отвечала интересам России.
В отношении присоединенных и покоренных народов он проводил сдержанную, дифференцированную политику, учитывал их национальные, религиозные и культурные особенности.
В первые десятилетия своего царствования Николай был дальновидным и расчетливым политиком, гибким дипломатом, умевшим занять решительную и твердую позицию по принципиальным вопросам. Нередко зарвавшиеся в своих претензиях к России западные политические деятели наталкивались на резкую отповедь и вынуждены были отступать. Однако в последние годы царствования (после подавления революций 1848—1849 гг.) Николай все больше утрачивал понимание политических реалий. Он возомнил себя арбитром Европы, необоснованно полагал, что Австрия и Англия полностью поддерживают его внешнеполитический курс, принимал решения, не соответствовавшие общей международной ситуации, внутри- и внешнеполитическому состоянию России, ее военному потенциалу.
Во время правления Николая во главе российского МИД продолжал оставаться Карл Васильевич Нессельроде, получивший чин вице-канцлера (с 1845 г. — канцлера) и графский титул. Как и в годы правления Александра I, главной целью внешней политики России он считал решительное противодействие европейскому революционному движению. Для этого он пытался реанимировать Священный союз, а также активно способствовал русско-австрийскому и русско-прусскому сближению. В 1849 г. он поддержал интервенцию против венгерской революции. Накануне Крымской войны он не смог верно оценить внешнеполитические позиции европейских государств. В результате Россия оказалась в международной изоляции. Будучи министром Николая I, проявлял большую осторожность, чем император, пытался избегать конфликтных ситуаций с европейскими державами. В отечественной историографии существуют споры о степени влияния Нессельроде на внешнеполитический курс России. Преобладает точка зрения о его несамостоятельности, полной зависимости от взглядов императора и сильного влияния на него австрийского канцлера К. Меттерниха. После за-
ключения Парижского мирного договора 1856 г. Нессельроде был уволен в отставку.
На выработку и осуществление внешнеполитического курса России оказывали влияние военный министр А. И. Чернышев (1832— 1852), министр финансов Е. Ф. Канкрин (1823—1844), приближенные к Николаю I генерал-адъютанты. Хотя они не были кадровыми дипломатами, но в условиях военно-бюрократической николаевской системы нередко выполняли важные дипломатические миссии. По поручению императора А. Ф. Орлов осуществлял связи с европейскими правительствами во время революций 1830 г., подписал Ункяр-Искелесийский договор 1833 г., в 1856 г. возглавлял русскую делегацию на Парижском мирном конгрессе. А. С. Меншиков, морской министр (1836—1856), возглавлял в 1853 г. чрезвычайное посольство в Константинополь. Н. Н. Муравьев (Карский) в 1833 и 1838_1839 гг. осуществлял специальные миссии в Константинополь и Александрию. Будучи наместником Кавказа, в 1855 г. (после взятия крепости Каре) он вел переговоры с турецкими представителями по пограничным вопросам. Непосредственное влияние на Николая I оказывал его личный друг граф, генерал-фельдмаршал И. Ф. Паскевич, занимавший посты наместника на Кавказе, а затем — в Польше.
Во второй четверти XIX в. внешняя политика в России по-прежнему имела закрытый характер. Общественность и пресса не оказывали на нее влияния. Все важнейшие решения принимал император. Внешнеполитические вопросы обсуждались в Секретных комитетах и на совещаниях, участников которых назначал сам Николай I.
Несмотря на эффективность русской дипломатической службы, в эпоху Николая ей были присущи серьезные просчеты и непростительные ошибки. В первую очередь, это было вызвано тем, что дипломаты, возглавлявшие важнейшие русские представительства (в большинстве иностранцы), заботясь о личной карьере и желая польстить Николаю, часто грешили в своих донесениях против истины, выдавали желаемое за действительность и создавали в Петербурге неправильное представление о международной ситуации. Этим "прославился" многолетний посол в Лондоне Ф. И. Бруннов. Его донесения в 40-х годах и особенно накануне Крымской войны фальсифицировали позицию Великобритании и в значительной степени дезориентировали русское правительство.