На рубеже 40—50-х годов XIX в. в России складывается радикально-демократическое направление общественной мысли, наиболее видными представителями которого являются В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев, "левое" крыло петрашевцев, а также и некоторые из участников украинского Кирилло-Мефодиевского общества. К этим же годам относится и разработка революционно-демократической теории, в основу которой были положены новейшие философские и политические (главным образом, социалистические) учения, распространявшиеся в Западной Европе.
Для Белинского и Герцена особое значение имела интерпретация философской системы Гегеля в применении ее к российской действительности. Герцен особое внимание уделял диалектике Гегеля, называя ее "алгеброй революции", ибо она служила ему обоснованием закономерности и неизбежности революционной ломки феодально-абсолютистского строя. Неоднозначно воспринималась философская система Гегеля Белинским. Тезис Гегеля "все разумное действительно и все действительное разумно" первоначально служил для Белинского оправданием существовавшей николаевской системы. В статьях "Бородинская годовщина", "Горе от ума", "Менцель — критик Гете", опубликованных в 1839—1840 гг., Белинский доказывал "благодетельность" российского самодержавия и, по существу, разделял взгляды теоретиков "официальной народности". Так, он писал: "Безусловное повиновение царской власти есть не одна польза и необходимость наша, но высшая мера жизни, наша народность". Эти статьи сурово осудили Герцен и Грановский. Последний даже назвал их "гадкими, подлыми". Вскоре и сам Белинский отверг их, проклиная свое "стремление к гнусному примирению с действительностью", называя этот период своего творчества "горячкой и помешательством ума". "Боже мой, сколько отвратительных мерзостей сказал я печатно, со всею искренностью, со всем фанатизмом дикого убеждения!" — писал в 1841 г. Белинский своему другу В. П. Боткину. Приведенные здесь его слова — яркий пример того, как непросто складывался идейный путь Белинского — путь поисков, сомнений, беспощадной самокритики и самоотрицания.
С конца 30-х годов XIX в. в России стали распространяться различные социалистические теории, преимущественно Шарля Фурье, Анри де Сен-Симона и Роберта Оуэна. Горячо воспринял их идеи Белинский. Поклонником этих социалистических идей станет до определенного времени и Герцен. Активными пропагандистами идей Фурье и Сен-Симона были петрашевцы. В конце 40-х годов русским мыслителям стали известны и первые работы К. Маркса и Ф. Энгельса. Поклонником и близким другом Маркса был П. В. Анненков. Однако в России Маркса и Энгельса тогда рассматривали в одном ряду с другими западноевропейскими социалистами.
Передовые идеи в то время пропагандировались через художественную литературу, драматическое искусство, с университетской кафедры, но очень осторожно, как правило, завуалированно, эзоповским языком. Особую роль здесь играли художественная литература и критика. "У народа, — писал Герцен, — лишенного общественной свободы, — литература — единственная трибуна, с высоты которой он и заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести". Поэтому большое общественное звучание приобретали, например, "Ревизор" и "Мертвые души" Н. В. Гоголя с их острой сатирой на чиновничье-бюрократические нравы тогдашней России, произведения самого Герцена "Сорока-воровка", "Доктор
Крупов", "Кто виноват?", обличавшие крепостнические порядки, бесправие и унижение личности; блестящие критические статьи Белинского, публиковавшиеся в 40-х годах в "Отечественных записках". Велико было значение философских трактатов Герцена "Дилетантизм в науке" и "Письма об изучении природы", печатавшихся в те годы.
Характерным явлением в русской литературе и публицистике того времени было распространение в списках "крамольных" стихов, политических памфлетов и публицистических "писем", которые в тогдашних цензурных условиях не могли появиться в печати. Среди них большой резонанс приобрело написанное 15 июля 1847 г. Белинским "Письмо к Гоголю". Поводом к его написанию явилось издание в январе 1847 г. религиозно-философской книги Гоголя "Выбранные места из переписки с друзьями". "Книга эта,- вспоминал Герцен, — удивила всех. Дух ее был совершенно противоположен прежним творениям, которые так сильно потрясли всю читающую Россию". Книга Гоголя, написанная им в период тяжелого душевного кризиса, отразила его сомнения в значимости своих прежних произведений и по сути дела отречение от них. Автор "Ревизора" и "Мертвых душ", в которых он так талантливо вскрыл язвы крепостнических порядков в России, выступил в защиту рабства, самодержавия и официального православия. Книга вызвала многочисленные отклики как в частных письмах к ее автору, так и в печати.
В февральском номере "Современника" за 1847 год появилась отрицательная рецензия Белинского на "Выбранные места... " Гоголя. Белинский писал об измене Гоголя своему творческому наследию, о его религиозно-"смиренных" взглядах и самоуничижении. Гоголь счел себя оскорбленным и направил Белинскому в Зальцбрунн, где тот находился на излечении, письмо, в котором расценивал его рецензию как проявление личной неприязни к себе. Это и побудило Белинского написать свое знаменитое "Письмо к Гоголю".
В "Письме" острой критике подвергнута система николаевской России, представляющей, по словам Белинского, "ужасное зрелище страны, где люди торгуют людьми, где... нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но и нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных воров и грабителей". Белинский обрушивается и на официальную церковь — прислужницу самодержавия, доказывает "глубокий атеизм" русского народа и ставит под сомнение религиозность самих церковных пастырей. Не щадит он и самого знаменитого писателя, называя его "проповедником кнута, апостолом невежества, поборником обскурантизма и мракобесия, панегиристом татарских нравов".
Казалось бы, содержание "Письма" логически должно было привести его автора к самым крайним выводам. Однако изложенная в нем программа весьма умеренна и отнюдь не призывает к
радикальным мерам. "Самые живые, современные национальные вопросы в России теперь, — писал Белинский, — уничтожение крепостного права, отменение телесного наказания, введение, по возможности, строгого исполнения хотя бы тех законов, которые уже есть".
Письмо Белинского к Гоголю распространялось в тысячах списках и вызвало широкий общественный резонанс. По словам К. С. Аксакова, в то время не было "ни одного учителя гимназии в провинции, который не знал бы наизусть письма Белинского к Гоголю".
Власти давно уже следили за Белинским. Герцен приводит в "Былом и думах" такой эпизод: "Скобелев, комендант Петропавловской крепости, говорил шутя Белинскому: — Когда же к нам? У меня совсем готов для вас тепленький каземат, так для вас и берегу". В последние месяцы жизни Белинский находился под особым наблюдением III отделения. В феврале 1848 г. управляющий III отделением Л. В. Дубельт приказал вызвать к себе "для беседы" Белинского, но тот, находясь в тяжелом состоянии, уже не вставал с постели. Только смерть Белинского спасла его от расправы. Дубельт, узнав о кончине Белинского, цинично заявил: "Рано ушел. Мы бы его сгноили в крепости". Имя Белинского до 1856 г. было запрещено упоминать в печати.
Кружок петрашевцев (18451849) В освободительном движении 40-х годов видное место занимает деятельность кружка nempaшeвцев. Основателем кружка был молодой чиновник Министерства иностранных дел, воспитанник Александровского (Царскосельского) лицея и Петербургского университета (в 1841 г. он окончил его как вольнослушатель) М. В. Буташевич-Петрашевский. Это был даровитый и чрезвычайно общительный человек.
Начиная с зимы 1845 г. в его большой петербургской квартире каждую пятницу собирались учителя, литераторы, мелкие чиновники, студенты старших курсов. Позже на "пятницах" Петрашевского стала появляться и передовая военная молодежь. Это были люди с самыми различными взглядами и убеждениями — как умеренно-либеральными, так и весьма радикальными. Наиболее видными деятелями кружка, представлявшими его радикальное крыло, являлись Д. Д. Ахшарумов, С. Ф. Дуров, Н. С. Кашкин, Н. А. Момбелли, Н. А. Спешнев. Они впоследствии организовали свои собрания и кружки, но в более узком составе.
На "пятницы" Петрашевского приходили и видные писатели, деятели науки и искусства: М. Е. Салтыков-Щедрин, Ф. М. Достоевский, А. Н. Плещеев, А. Н. Майков, художник П. А. Федотов, географ П. П. Семенов (Тян-Шанский), композиторы М. И. Глинка и А. Г. Рубинштейн. Вообще круг связей и знакомств петрашевцев был обширен. Среди посетителей "пятниц" были Н. Г. Чернышевский и даже Л. Н. Толстой. В каждый сезон "пятниц" (всего - до весны 1849 г. — состоялось четыре сезона) приходили новые люди, состав участников собраний все более расширялся.
Кружок Петрашевского не был оформленной организацией. Он начал свою деятельность как литературный кружок и до начала 1848 г. носил полулегальный, по существу, просветительский характер. Главная роль в кружке отводилась самообразованию и взаимному обмену мнениями о новинках художественной и научной литературы, о различных общественных, политических, экономических и философских системах. Его участников живо интересовали распространявшиеся тогда на Западе социалистические учения. Тон на этих собраниях задавал Петрашевский, о котором позже следственная комиссия напишет в своем отчете: "Петрашевский постоянно возбуждал и направлял эти суждения. Он доводил посетителей до того, что они если и не все сделались социалистами, то уже получали на многое новые взгляды и убеждения и оставляли собрания его более или менее потрясенные в своих верованиях и наклонными к преступному направлению".
Формирование взглядов Петрашевского и членов его кружка проходило под влиянием идей французских социалистов Фурье и Сен-Симона. Участники кружка вскладчину собрали целую библиотеку запрещенных в России книг (около тысячи томов). В ней были книги почти всех западноевропейских просветителей и социалистов, новейшие философские сочинения. Библиотека Петрашевского служила главной "заманкой" для посетителей его "пятниц".
Особенно интересовали Петрашевского и многих членов его кружка проблемы социализма. Для пропаганды социалистических и материалистических идей Петрашевский предпринял издание "Карманного словаря иностранных слов, вошедших в состав русского языка". В "Словарь" он ввел такие иностранные слова, которые никогда не употреблялись в русском языке, т. е. таким образом ему удалось изложить идеи социалистов Запада и практически все статьи французской конституции эпохи революции конца XVIII в. Для камуфляжа Петрашевский нашел и благонамеренного издателя штабс-капитана Н. С. Кириллова, а само издание посвятил великому князю Михаилу Павловичу. Первый выпуск "Словаря" (от "А" до "М") вышел в апреле 1845 г. Белинский немедленно откликнулся на него похвальной рецензией ("составлен умно, со знанием дела") и советовал "покупать его всем и каждому". В апреле 1846 г. вышел второй выпуск "Словаря" (от "М" до "О" — самый "крамольный"), но вскоре он был изъят из продажи. Было приказано уничтожить и находившиеся на складах и в магазинах все экземпляры первого выпуска (из 2 тыс. экземпляров было сожжено 1600), а дальнейшее издание "Словаря" было запрещено.
С зимы 1846/1847 г. характер собраний кружка стал заметно меняться: от разбора литературных и научных новинок его участники перешли к обсуждению злободневных общественно-политических проблем и к критике николаевского режима. В связи с этим наиболее умеренные участники кружка отходили от него, но среди
посетителей "пятниц появились новые люди, придерживавшиеся радикальных воззрений: И. М. Дебу, Н. П. Григорьев, А. И. Пальм, П. Н. Филиппов, Ф. Г. Толь, И. Ф. Ястржембский, которые выступали за насильственные меры против самодержавия.
Политическая программа петрашевцев сводилась к введению республики с однопалатным парламентом и созданию системы выборности во все правительственные органы. В будущей республике предусматривалось проведение широких демократических преобразований: полное равенство всех перед законом, распространение избирательного права на все население, свобода слова, печати, передвижения. "Только одно правление народное, — говорил Петрашевский, — правление представительное — достойно... всякий народ должен управляться сам собою, есть сам властелин". Была детально разработана программа в области судоустройства. Согласно ей вводились равенство всех перед судом, независимость суда от административной власти, несменяемость судей в административном порядке, гласность судопроизводства, учреждение адвокатуры, участие в суде выбранных народом присяжных заседателей. Петрашевцы высказывались за федеративное устройство будущей России, при котором всем народам будет дана широкая автономия, основанная "на законах, обычаях и правах народов". Если радикальное крыло петрашевцев, возглавляемое Спешневым, предполагало осуществить эту программу преобразований насильственными мерами ("произвести бунт внутри России через восстание крестьян"), то умеренное крыло, к которому принадлежал сам Петрашевский, допускало возможность и мирного пути. Петрашевский с целью возбуждения дворян к добровольному освобождению крестьян в 1847 г. распространил в дворянском собрании Петербургской губернии литографированную записку, в которой предлагал "для повышения ценности дворянских имений" разрешить покупку населенных имений и недворянам, с тем чтобы при этой сделке крестьяне непременно получили свободу. Эта записка вызвала резкую критику со стороны радикально настроенных членов кружка, выступавших за полное и безвозмездное (без всякого выкупа) освобождение крестьян с землей, которой они владели.
Зимой 1848/1849 г. собрания у Петрашевского приняли уже четко выраженный политический характер. В кружке обсуждались проблемы революции и будущего политического устройства России. В марте-апреле 1849 г. петрашевцы приступили к созданию тайной организации и даже строили планы вооруженного восстания. Н. П. Григорьев составил прокламацию к солдатам под названием "Солдатская беседа". Был приобретен печатный станок для тайной типографии. Но на этом деятельность кружка была прервана. Министерство внутренних дел уже несколько месяцев следило за петрашевцами через засланного к ним агента, который давал подробные письменные отчеты обо всем, что говорилось на каждой "пятнице". Последовали репрессии.
В ночь на 23 апреля 1849 г. 34 "злоумышленника" были арестованы на их квартирах и отправлены сначала в III отделение, а затем после первых допросов препровождены в казематы Петропавловской крепости. Вскоре к ним присоединили еще двоих арестованных. Всего к следствию по делу петрашевцев были привлечены 122 человека. Петрашевцев судил военный суд. Хотя он обнаружил лишь "заговор умов", но в тех условиях, когда в Европе полыхали революции, суд вынес суровые приговоры. 21 участник кружка (в их числе Ф. М. Достоевский) был приговорен к расстрелу. Характерно, что одним из существенных "криминалов" для вынесения столь сурового приговора служило чтение на собраниях кружка письма Белинского к Гоголю.
Николай I не решился утвердить смертный приговор, но заставил приговоренных пережить страшные минуты надвигавшейся смерти. 22 декабря 1849 г. измученных после восьмимесячного заключения и допросов петрашевцев вывели из крепостных казематов на Семеновскую площадь Петербурга, где предстояла инсценировка смертной казни. Осужденным прочли смертный приговор, на их головы надели белые колпаки, забили барабаны, солдаты по команде взяли их уже на прицел, когда подъехал флигель-адъютант с царским приказом об отмене смертной казни. "Приговор [к] смертной казни расстрелянием, — вспоминал впоследствии Ф. М. Достоевский, — прочтенный нам всем предварительно, прочтен был вовсе не в шутку, почти все были уверены, что он будет исполнен, и вынесли, по крайней мере, десять ужасных, безмерно страшных минут ожидания смерти". Руководителей кружка, в том числе и Достоевского, отправили на каторгу в Сибирь, остальных разослали по арестантским ротам. Даже вполне благонамеренных людей поразила суровость мер, примененных к петрашевцам. После декабристов это был самый значительный политический процесс.
Под воздействием русского освободительного движения передовая мысль формировалась и у других народов России, преимущественно в западных ее регионах: на Украине, в Белоруссии, Польше, среди народов Прибалтики, — где она связывалась с национально-освободительной борьбой.
В декабре 1845 — январе 1846 г. на Украине возникла тайная организация — Кирилло-Мефодиевское общество (или "братство"), получившее свое название в честь создателей славянской письмен-ности Кирилла и Мефодия. Организаторами общества были профессор русской истории Киевского университета Н. И. Костомаров, мелкий чиновник Н. И. Гулак и студент В. М. Белозерский. В апреле 1846 г. в общество вступил выдающийся украинский поэт и художник, бывший крепостной, Т. Г. Шевченко. Программа общества, изложенная в "Уставе общества Св. Кирилла и Мефодия" и "Книге бытия украинского народа", предусматривала ликвидацию крепо-
стного права, установление равенства всех сословий, но главная цель его состояла в борьбе за социальное и национальное освобождение славянских народов, за создание республиканской славянской федерации русских, украинцев, поляков, чехов, сербов, хорватов, болгар, лужичан. Тем самым возрождалась традиция декабристского Общества соединенных славян. Были заготовлены три прокламации — "К украинцам", "К великороссиянам" и "К полякам", — в которых пропагандировались идеи всеславянской демократической федерации.
В Кирилло-Мефодиевском обществе определились два направления — умеренно-либеральное, возглавляемое Н. И. Костомаровым, П. А. Кулишем и В. М. Белозерским, и радикально-демократическое, во главе которого стояли Т. Г. Шевченко, Н. И. Гулак и Н. И. Савич. В марте 1847 г. по доносу провокатора 13 членов тайного общества были арестованы, не успев развернуть свою деятельность. В конце мая им был вынесен приговор, предусматривавший различные сроки наказания. Наиболее суровому наказанию подвергся Т. Г. Шевченко, причем ему вменялась в вину даже не столько принадлежность к тайному обществу, сколько то, что он "сочинял стихи на малороссийском языке самого возмутительного содержания". Николай I отдал распоряжение: "Шевченко определить рядовым в Отдельный Оренбургский корпус, с правом выслуги, под строжайший надзор, с запрещением писать и рисовать, и чтобы от него ни под каким видом не могло выходить возмутительных и пасквильных сочинений".
На рубеже 40—50-х годов XIX в. формируется теория "русского социализма", основоположником которой был А. И. Герцен. Основные свои идеи он изложил в работах, написанных в 1849 — 1853 гг: "Русский народ и социализм", "Старый мир и Россия", "Россия", "О развитии революционных идей в России" и в др.
Рубеж 40—50-х годов явился переломным в общественных взглядах Герцена. Поражение революций 1848—1849 гг. в Западной Европе произвело глубокое впечатление на Герцена, породило у него неверие в европейский социализм, разочарование в нем. Герцен мучительно искал выхода из идейного тупика. Сопоставляя судьбы России и Запада, он пришел к выводу, что в будущем социализм должен утвердиться в России, и основной "ячейкой" его станет крестьянская поземельная община. Крестьянское общинное землевладение, крестьянская идея права на землю и мирское самоуправление явятся, по Герцену, основой построения социалистического общества. Так возник "русский" (или общинный) социализм Герцена.
"Русский социализм" исходил из идеи "самобытного" пути развития России, которая, минуя капитализм, придет через крестьянскую общину к социализму. Объективными условиями возникновения идеи русского социализма в России являлись слабое развитие
капитализма, отсутствие пролетариата и наличие сельской поземельной общины. Имело значение и стремление Герцена избежать "язв капитализма", которые он видел в странах Западной Европы. "Сохранить общину и освободить личность, распространить сельское и волостное самоуправление на города, на государство в целом, поддерживая при этом национальное единство, развить частные права и сохранить неделимость земли — вот основной вопрос революции", — писал Герцен.
Эти положения Герцена впоследствии будут восприняты народниками, поэтому его называют основоположником, "предтечей" народничества. По существу, "русский социализм" — лишь мечтания о социализме, ибо осуществление его предначертаний привело бы на практике не к социализму, а к наиболее последовательному решению задач буржуазно-демократического преобразования России. Собственно, в этом и заключалось реальное значение "русского социализма". Он был ориентирован на крестьянство как свою социальную базу, поэтому получил также название "крестьянского социализма". Его главные задачи состояли в освобождении крестьян с землей без всякого выкупа, ликвидации помещичьей власти и помещичьего землевладения, введении крестьянского общинного самоуправления, независимого от местных властей, демократизации страны. Вместе с тем "русский социализм" боролся как бы "на два фронта": не только против устаревших феодально-крепостнических порядков, но и против капитализма, противопоставляя ему специфически русский "социалистический" путь развития, — и объективно стремился создать для этого наиболее благоприятные, свободные от всяких крепостнических пут условия.