История финансов России. Современные финансы

Финансы: сущность, функции и принципы, виды и роль в рыночной экономике.

Финансы - система экономических отношений, связанных с формированиеv, распределением и использованием фондов денежных средств.

Главное назначение финансов состоит в том, чтобы путем создания денеж. фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денеж.средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Финансовая наука начала развиваться в 15 веке. Ксенофонт – первый греческий автор по финансовому труду. Фома Аквинский впервые сделал попытку обосновать право короля на сбор налогов с поданных.

Предпосылки возникновения финансов:

1. возник государственный фонд денежных средств – бюджет

2. формирование и использование бюджета стало носить системный характер

3. товарно-денежные отношения приобрели преимущественный характер

Функции и принципы финансов

Функции:

1. Распределительная (проявляется при распределении нац.дохода, когда происходит структурная перестройка народного хозяйства, выделение приоритетных отраслей экономики; конечная цель – распределение и перераспределение нац.дохода и ВВП);

2. Контрольная (через эту функцию реализуется общественное назначение финансов – сигнализирование о складывающихся пропорциях в распределении денежных средств, поступление финансовых ресурсов в распоряжение субъектов хозяйствования и их экономное использование);

3. Стимулирующая или регулирующая (эта функция тесно связана с вмешательством государства с помощью финансов в процесс воспроизводства. На микроуровне эта функция стимулирует деятельность субъектов хозяйствования или предприятия путём создания различных фондов, способствующих улучшению качества производственного процесса. А на макроуровне эта функция с помощью экономических инструментов, таких как налоги, государственный кредит и другие, достигает таких же результатов).

Принципы:

1. единство (единство законодательной и нормативно-правовой базы; денежной, кредитной и налоговой системы)

2. сбалансированность (объем предполагаемых расходов должен соответствовать общему объему доходов)

3. целевая направленность (привлечение доходов в форме сборов и неналоговых поступлений)

4. диверсификация (каждый участник финансовых отношений должен быть кредитором не для одного, а для нескольких заемщиков, одновременно он должен заимствовать у нескольких кредиторов)

5. организация во времени (наряду с текущими задачами субъекты фин.отношений должны ориентироваться на среднесрочные и долгосрочные перспективы)

История финансов России. Современные финансы.

История формирования финансовых отношений в России и характеристики основных этапов. Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной работы:

-изложение истории развития финансовой системы Руси;

-рассмотреть финансовую систему СССР;

-формирование финансовой системы при переходе к рыночным отношениям;

-дать определение финансовой системы России на современном этапе.

В первые века писанной истории Руси роль всеобщего эквивалента (денег) играл скот, а потом достаточно долго шкурки пушных зверей

Финансовая система Руси стала складываться с IХ века. Основным источником дохода княжеской казны была дань. В древней Руси было и поземельное обложение.[

Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Особенно крупными источниками доходов были торговые сборы.

Татаро-монгольское нашествие расстроило денежную систему Руси. С середины ХII века киевские князья перестали печатать собственную монету.

После освобождения России от татаро-монгольского ига началось финансовое возрождение Руси.

Система государственных финансов начала формироваться при образовании централизованного государства (XI-XVв.в.). Правительство же неуклонно стремилось к централизации управления и финансов. Московский князь Иван III положил начало поместной системе землепользования, определившей развитие финансово-экономических отношений в стране в течении последующих столетий. Поместье давалось только за службу и на время службы. Оно стало средством материального и финансового обеспечения людей, находящихся на службе (военной или государственной). Прямая подоходная подать взималась только с восточных инородцев, у которых каждый работоспособный мужчина был обложен меховой, или пушной данью(ясак). Многие натуральные повинности были заменены денежным оброком. В целом финансовая система ХVI века еще не выработала единого подхода для создания унифицированного податного права налогоплательщиков. 1537 году правительство создало центральное финансовое ведомство казну (или Казенный приказ). Во второй половине ХVI века были созданы новые центральные финансовые учреждения: большой приход, ведавший централизованными финансами и Четверти ("Чети"), ведавшие финансами местными, а так же Разряд, ведавший денежными сборами, введенными взамен кормлений, теперь все денежные потоки находились под контролем Московского правительства. 1623год - знаменателен в финансовой истории России: впервые была составлена "годовая большая система" - первый российский государственный бюджет. Государственные финансы сразу же стали мощным рычагом первоначального накопления капитала, происходившего в XVI— XVIII вв. Государственные займы и налоги широко использовались для создания первых капиталистических предприятий. В 1769 году Екатерина II получила первый в истории России государственный заем в Голландии, открыв тем самым традицию размещения русских ценных бумаг за границей. В процессе реформ Александра I (1801—1825) было учреждено Министерство финансов. Первый министр финансов Российской империи граф А.В. Васильев (1802-1807 гг.). Инфляционный процесс в России обесценивал денежные накопления имущих слоев. Обесценение ассигнаций делало невыгодным предоставление кредитов. В 1861 г. было отменено крепостное право, были сняты ограничения на частную предпринимательскую деятельность. В России стали углубляться и качественно развиваться рыночные отношения в экономике, начался процесс демонополизации рынка капитала, в том числе и рынка ценных бумаг. Начали складываться предпосылки для расширения банковской системы. В 1859 г были приняты решения, положившие начало новому этапу развития банковской системы. Ее реформа 1861 г. предполагала ликвидацию всех государственных кредитных учреждений и создание коммерческих банков. В 1861 г. было отменено крепостное право, были сняты ограничения на частную предпринимательскую деятельность. В России стали

углубляться и качественно развиваться рыночные отношения в экономике, начался процесс демонополизации рынка капитала, в том числе и рынка ценных бумаг. Начали складываться предпосылки для расширения банковской системы. В 1859 г были приняты решения, положившие начало новому этапу развития банковской системы. Ее реформа 1861 г. предполагала ликвидацию всех государственных кредитных учреждений и создание коммерческих банков. Начиная с 1881 г. правительство России прилагало все усилия к накоплению золотого запаса. Внешние и внутренние займы, а также рост налогообложения населения способствовали стабилизации бюджета, все это вкупе стало предпосылкой денежной реформы 1895—1897 гг. В результате реформы Россия получила устойчивую золотую валюту и бумажные денежные знаки, равнозначные золоту и свободно размениваемые на этот металл. Денежная система, основанная на золоте, вызвала еще больший прилив иностранного капитала. Вначале ХХ века до первой мировой войны, финансовое положение России было довольно устойчивым. Однако, мировая война, революция, гражданская война губительно сказалась на экономике включая финансы.[

В 1920-х гг. правительство России отказалось от многоукладной экономики, перешло к свертыванию негосударственных форм собственности, ликвидации рыночного хозяйства и его структур, переводу граждан в положение людей, работающих у государства по найму. Крупным шагом в перестройке финансовой работы была налоговая реформа 1930 г., которая привела к изменению системы платежей предприятий в бюджет и введению двухканальной системы изъятия отчислений от прибыли и налога с оборота, включавшего множество налогов и сборов. В 1938 г. завершилось формирование бюджетной системы СССР. Местные бюджеты и бюджет социального страхования были официально включены в состав единого государственного бюджета, расширение функций местных советов и их бюджетных прав сопровождалось неуклонным ростом доходов. В 1930-х гг. правительство СССР последовательно проводило политику централизованного управления и планирования народного хозяйства. В годы Великой Отечественной войны (1941—1945) принципиальных изменений в финансовой системе страны не произошло. В 1970-х гг. усилилось общее расстройство финансового хозяйства страны, что, безусловно, сказалось на развитии бюджета. Материальные затраты в народном хозяйстве росли быстрее, чем национальный доход. В итоге, к распаду СССР было полностью развалены все финансовые звенья – государственные, отраслевые, региональные.

В 1992 году произошла смена политических ориентаций, государство провозгласило курс на демократизацию и рыночные экономику, что потребовало перестройки всей экономики в целом и финансов в частности. Реформирование экономики в России с самого начала было ориентировано на переход к либеральной модели рынка. Первые практические действия в этом направлении выразились в либерализации хозяйственной деятельности и цены (начиная с 1992 года цены на 90% товаров и услуг были полностью освобождены от государственного вмешательства), в снятии ограничений по оплате труда, ускоренном проведении приватизации государственных предприятий. Имелось в виду, что саморегулирующийся рыночный механизм нарождающейся рыночной системы расставит все по своим "нишам" и создаст новую структуру форм собственности, иную систему разделения труда в российской экономике. Цены на большинство товаров и услуг были отпущены на рыночную "волю".Рост цен на фоне жестких ограничений (рестрикций) денежной массы привел к тому, что государству, предприятиям и населению буквально нечем было платить за потребляемые цены и услуги. Начался длительный и непреодоленный до 1998 года процесс неплатежей.

Борьба с инфляцией велась и сейчас ведется самым простым способом - ограничением денежной массы в обращении. С одной стороны это действительно привело к падению темпов инфляции, но с другой к резкому сокращению инвестиций в реальный сектор.

Не смотря на всю сложность сложившейся в стране ситуации в результате начавшихся в 1992 году экономических реформ, Россия прошла значительную часть пути к рыночной экономике. Ученые-экономисты отмечают следующие заметные изменения: появились многочисленные коммерческие банки, товарные биржи, рынок ценных бумаг, валютный рынок, арбитражные суды (т. е. те элементы рыночного хозяйства, без которых невозможно его нормальное функционирование), устойчивая кредитно-финансовая система. Заметно вырос частный сектор экономики, частное предпринимательство. До 70% валового внутреннего продукта производится в частном секторе. В сфере мелкого и среднего предпринимательства действует около миллиона

предприятий, на которых занято около 9 млн. человек. Ликвидирован дефицит потребительских товаров и средств производства, заполнились прилавки магазинов. Предложение товаров превышает спрос на них. Возникли зачатки конкуренции.

Восстановлена дееспособность денег. В результате введения свободных цен и облегченного порядка валютного обмена достигнута почти полная конвертируемость рубля. В последние годы значительно снизились темпы инфляции.[

финансовой системе Российской Федерации в последнее время произошли существенные изменения в связи с новыми экономическими и политическими условиями (переход к рыночным отношениям, распад СССР, изменение содержания федеративных отношений в Российской Федерации, становление местного самоуправления и др.). Они коснулись как состава финансовой системы (появились новые институты), так и содержания вошедших в нее звеньев, их внутреннего строения, взаимодействия между собой.

На современном этапе в состав финансовой системы Российской Федерации входят:

• бюджетная система, состоящая из государственных и местных муниципальных образований, внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды;

• финансы предприятий, организаций, учреждений;

• финансы страхования;

• кредит (государственный, муниципальный и банковский).

Подобное мнение о содержании финансовой системы широко распространено среди представителей финансово-правовой науки.

Вместе с тем в экономической финансовой литературе высказано суждение о более узком составе финансовой системы, исключающее из нее кредит в связи с присущими ему особенностями. Однако ссылка на наличие особенностей у кредита при обособлении его от финансов представляется не убедительной, поскольку и каждое другое из названных звеньев финансовой системы обладает своей спецификой, одновременно взаимодействуя между собой в качестве составных частей единой системы. Взаимодействует с ними и кредит. Другие представители финансовой науки, не упоминая среди звеньев финансовой системы банковский кредит, государственный кредит в него включают.[6,стр 256-261]

При этом в современной литературе отмечается целесообразность расширительного толкования финансов, включения в них и банковского кредита.

Названные звенья финансовой системы существуют как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления. Все они обладают общими свойствами финансов, но в силу своих особенностей по-разному влияют на социально-экономические процессы, вместе с тем взаимодействуя между собой. Многозвенность финансовой системы способствует большей ее гибкости и эффективности действия.

Развитие финансовой системы Российской Федерации на современном этапе связанно с использованием зарубежного опыта. Так, стали создаваться разнообразные внебюджетные и бюджетные целевые фонды, подобные тем, которые существуют в других странах. Упразднена государственная монополия на имущественное и личное страхование, банковский кредит. Финансовая система приобретает черты, присущие рыночным отношениям в экономике, сформированы финансовые институты на уровне местного самоуправления, органы которого согласно Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти.

Каждое из звеньев финансовой системы концентрирует специфические финансовые отношения, посредством которых образуются и используются соответствующие виды денежных фондов (доходов) в целях удовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественных потребностей.

Вместе с тем для финансовой системы России характерны специфические черты, которые отражают экономические и политические условия, традиции и приоритеты, сложившиеся в стране.

Принципы построения финансовой системы могут быть различными. В настоящее время и Россия, и большинство стран СНГ перешли к построению своих финансовых систем на принципе фискального федерализма, при котором осуществляется четкое разграничение функций между различными уровнями системы. Так например, правительство полностью независимо в целях, касающихся нации в целом - расходы на оборону, космос, внешних сношений государства, а

местные органы власти финансируют развитие школ, охрану общественного порядка, уборку населенных пунктов и т. п.

Местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный бюджет, а в федеративных государствах бюджеты членов федерации (штатов, земель, кантонов) не включаются в федеральный (государственный) бюджет.[13,стр 53-55]

Изменение принципа построения их финансовых систем предполагает:

• экономическую самостоятельность бюджетов всех уровней в государстве: раздельное формирование на нормативной основе, утверждение и исполнение;

• взаимодействие между бюджетами различных уровней внутри государства осуществляется по совместному соглашению;

• укрепление доходной части местных бюджетов;

• для общих республиканских, межрегиональных программ и мероприятий создаются целевые бюджетные фонды;

• возобновляется (после почти 30-летнего перерыва) система субвенций, носящих строго целевой характер. Субвенции выдаются на компенсацию недополученных доходов в связи с неравномерностью распределения доходов между регионами (вместо существовавших ранее обезличенных дотаций);

Финансовая система воспроизводит все процессы по перераспределению общественного продукта и национального дохода. Поэтому она служит и одним из важнейших регуляторов развития национальной экономики. Такая форма регулирования со стороны государства носит название финансовой политики. Государство осуществляет мероприятия по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и перераспределению, использованию для своих функций на основе финансового законодательства страны.[18,стр 99-106]

Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему.

Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное - финансами предприятий, внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное - государственным бюджетом, внебюджетными фондами.

Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т. д., а в зависимости от формы собственности - финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др. Отраслевые и экономические особенности предприятий, функционирующих на коммерческих началах, оказывают существенное влияние на организацию финансовых отношений, состав формируемых денежных фондов целевого назначения, порядок их образования и использования.

В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования. В составе государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления (федеральный, субъектов федерации, местный).

Одним из главных звеньев финансовой системы является государственный бюджет. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть национального дохода, перераспределяемого финансовыми методами. В этом звене сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении расходы. Бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы.

Еще одним важным звеном являются местные финансы, роль и влияние которых повышается. Центральную роль в этом звене играют местные бюджеты, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей.

Внебюджетные фонды управляются непосредственно центральными, а в отдельных случаях местными властями. Наиболее распространенными источниками формирования этих фондов являются налоги, отчисления из бюджета, специальные взносы.

Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуют в совокупности единую финансовую систему.[6,стр 118-123]

Таким образом, за 18 лет рыночных отношений в России нельзя не заметить значительный скачок в развитии финансов. После перестроения всей экономики Россия взяла курс на запад. Но не все так гладко: первые структурные преобразования вызвали массу негативных моментов – спад производства, безработицу, инфляцию и др. Инфляция стала очень сильным врагом России на пути ее развития. Но не смотря на все сложности, Россия сделала большой шаг на пути к рыночной экономике. Сейчас финансовая система имеет достаточно устойчивое состояние, имеет подкрепляющую базу и имеет социальный характер, что говорит о направленности ее к населению. Сферы и звенья финансовой системы взаимосвязаны и имеют целевой характер. Идет жесткое государственное регулирование, но в то же время дается большая свобода действий муниципальным образованиям. В общем, наблюдается перспектива развития финансов в России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: