Апостол Павел и формирование доктрины христианской церкви

Апостолы Петр и Павел начинают преобразование христианских об­щин как эклессий, «собраний» праведников и мучеников, являвшихся прообразами Царства Божьего на земле, в церковь. Апостолы создают церковь как объединение верующих, являющееся полноценным земным институ­том с экономической базой существования, внутренней организационной структурой и каноническим правом.

Концепция взаимодействия церкви и государства выражалась в постула­те «Богу — богово, а кесарю — кесарево», сформулированному в Евангелиях от Матфея и Марка.

Церковь («царство Бога») и государство («царство кесаря») должны взаимодействовать по принципу симфонии (созвучия). Церковь отвечает за спасение души христианина, обеспечивает его внутреннюю праведность И преданность Богу, а государство организует его внешнее материальное бытие, обеспечивая существование телесной оболочки.

Петр и Павел отказываются от противопоставления церкви и государ­ства. Они рассматривают их не как противоположные полюса, а как две взаимодействующие стороны бытия. Они провозглашают, что «нет эллина, нет иудея, но все едины во Хрис­те», и тем самым ликвидируют различие сословий рабов и рабовладель­цев, эллинов, римлян и «варваров».

Постулат о равенстве всех людей перед Богом становится сакральной базой юридического постулата равенства всех граждан перед законом. Но при этом равенство христиан перед Богом не означает их равенства между собой.

Таким образом, из христианской доктрины устраняется принцип уравнительного коммунизма, который мешал ее применению в высокоразвитых сложноорганизованных обществах. Все попытки вернуться к радикальному эгалитаризму квалифицируются церковью как ереси и жестоко пре-следуются.

Следующим шаг-реаби­литация частной собственности. Христианин имеет право на собствен-ность, если она честно заработана и используется в соответствии с норма-ми христианской этики. Апостолы весьма здраво рассудили, что богатый человек имеет куда больше возможностей для помощи ближнему своему, нежели бедный.

Апостол Павел в своем знаменитом выражении «кто не работает, тот не ест» реабилитирует физический труд, который христианские апостолы в отличие от античных мыслителей больше не считают позорным заняти­ем рабов. Физический труд получает сакральную санкцию как разновидность страданий и как средство искупления первородного греха. Только труд может спасти душу христианина и помочь ему обрести путь к Богу.

Апостолы заимствуют один из важнейших принципов римского права -принцип эквивалента или воздаяния равным за равное. Он выражается в сак­ральных формулах: «каждому воздастся да по делам его» и «какой мерой мери­те, такой и будет отмерено вам».

Апостолы предполагают «потустороннее» разделение людей на правед­ников и грешников в соответствии с результатами их земной деятельнос­ти.Таким образом, было сформулировано понимание индивида как личнос­ти, самостоятельно выбирающей линию поведения, и при этом ответствен­ной за последствия своих поступков.

Квинтэссенцией апостольского христианства, логически вытекающей из принципа эквивалента, стало «золотое правило христианской этики»: по­ступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы поступали по от­ношению к тебе.

Эти постулаты формулируют «религиозную правду» как архаический, синкретичный вариант христианской доктрины. Затем в результате дея­тельности «отцов церкви» эта «правда» структурируется и дифференциру­ется, выделяя религиозные, этические и правовые идеи. «Правда» конкре­тизируется в религиозной сфере в форме веры и любви к Богу, а в этичес­кой сфере - в форме самосовершенствования человека.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: