Ренессанс как этап развития европейской политико-правовой мысли

В историю мировой политико-правовой мысли европейское Возрож­дение (Ренессанс) вошло как возвращение от средневековой сакральной (религиозной) теологии к античному секулярному (светскому) знанию.

Это интеллектуальное течение зародилось в раннебуржуазных торго­вых городских республиках и затем распространилось в Западную и Се­верную Европу, в Германию, Голландию и Англию.

В трудах Пико делла Мирандола и Николая Кузанского средневековый теоцентризм, ставящий в центр мира Бога, сменил­ ся антропоцентризмом, ставящим в центр мира человека. Соответствен­но, основным интеллектуальным течением и методологическим принци­пом Возрождения становится гуманизм, ставящий в центр всех научных течений, социально-политических движений и произведений искусства человека как высшую и абсолютную ценность.

Гуманизм становится основой раннебуржуазного индивидуализма, как личное переживание изменившихся общественных условий, предоставив­ших простор для реализации творческого потенциала индивида. Этот ин­дивидуализм становится способом ориентации и функцией индивида в физическом и полити­ко-правовом универсуме. На новом уровне развития европейской циви­лизации удалось сохранить главное достижение христианской мысли — понимание двуединой сущности мироздания как противоборства двух вза­имодополняющих начал — божественного и дьявольского, духовного и материального космоса. Но поиск религиозного спасения становится толь­ко побочным результатом земной деятельности индивида.

На основе такого плюралистичного понимания мироздания теоретики Возрождения сумели преодолеть монизм средневековой мысли, как про­возглашение истинности одной доктрины и отрицание права на существо­вание других.

Парадигма (исследовательская установка) мыслителей Возрождения в своей основе плюралистична, т. е. она предполагает наличие многих истин, которые в равной степени отражают различные стороны реальности. Поэтому полноценное представление об окружающем мире можно получить только через его многомерное восприятие при учете различных точек зрения. Таким образом, человек получает право на индивидуальный по иск истины, равно как и на выбор объекта исследования, а его разум освобождается от оков религиозной доктрины.

Такая методология влечет за собой снижение уровня авторитарности политико-правовых концепций. Если идеалом государства у средневеко­вых теологов была монархия, подконтрольная церкви, то у теоретиков Возрождения это республика в варианте Венеции, Генуи или Флоренции, весьма напоминающая древнегреческие полисы.

Если политическим идеалом Д анте Алигьери и остается мо­нархия, то его монарх получает свою власть не от папы, а непосредственно от Бога. В то же время политико-правовые воззрения канцлера Флорен­тийской республики, друга Петрарки и Бокаччо, Колюччо Салютати, его ученика и преемника на посту канцлера Леонардо Бруни, его другого ученика Поджо Браччолини носят заметный республиканский акцент.

Для гуманистов идеал общественного развития - «все во имя человека, все для блага человека». Этот идеал делает невозможным сословное нера­венство. В его рамках предполагается, что социальный, политический и правовой статус индивида должен соответствовать его личным способно­стям, его достижениям в служении общественному благу, но не его сослов­ному происхождению.

Политическим идеалом человека для гуманистов стал гражданин - ин­дивид, который бескорыстно служит общественному благу. Самоутверждение гражданина в политико-пра­вовой сфере проявляется в равенстве прав на участие в управлении госу­дарством.

Деятельность гражданина и общества диалектически взаимодейству­ют: если гражданин служит обществу, то общество создает условия для все­стороннего и гармоничного развития способностей индивида.

Тенденция секуляризации политико-правовой мысли не привела тео­ретиков Возрождения к атеизму. Эта тенденция осталась незавершенной и не смогла создать полноценных концепций стабильного существования и развития общества и государства. Возрождение вошло в историю человечества не только эпохой Великих географических открытий, расцвета на­уки и искусства, но и как время постоянных войн и переворотов, репрес­сий инквизиции против еретиков, «охоты на ведьм» и т. д. Раскрепощение человеческого разума обернулось «синдромом титанизма», когда «титаны Возрождения» подобно своим античным прототипам возомнили себя рав­ными богам, бросили им вызов и были низвергнуты в Тартар всеобщей резни и жестокости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: