Токвиль видит сущность современной ему эпохи в демократизации, в переходе от аристократии («старого порядка») к демократии, т. е. в переходе от режима государственного патернализма и опеки к формально-правовому равенству свободных и ответственных индивидов.
Токвиль видит в переходе от аристократии к демократии смену фаз развития цивилизации, а не только способов правления. Он впервые начинает рассматривать демократию не как рядовую, а как высшую и наиболее совершенную форму государственного устройства. Мыслитель считает основным источником демократии превращение умственного труда в источник силы и богатства. Основным достоинством демократии является свобода как способ и условие раскрытия духовного потенциала личности.
Токвиль полагает, что именно демократия, т. е. общество, основанное на принципах гражданского равенства, политической свободы и выборности руководящих лиц сможет наиболее эффективно использовать творческий потенциал своих граждан. Он считает менее эффективными иерархичные сословные общества, в которых социальный статус, политические права и профессия индивида определяются его происхождением, а не способностями и общественной полезностью.
|
|
Демократизация европейских государств, по мнению Токвиля, объективно связана с их бюрократизацией. Формирование индустриальной рыночной экономики и урбанизированного общества многократно повысило сложность управления государством, как и его роль в общественной жизни. Поэтому на государственных постах аристократы, т. е. дилетанты-любители, получавшие эти посты по праву рождения, сменяются бюрократами, получающими их по праву своей профессиональной квалификации и общественного доверия.
Токвиль видит опасность современного бюрократического государства в сравнении с архаическим аристократическим в том, что оно сменяет силу немногих (т. е. аристократов) слабостью всех (т. е. народа) перед государственной машиной.
По его мнению, опасности тотального государственного контроля частной жизни и подавления гражданских свобод можно избежать при развитии «промежуточных структур», т. е. политических партий и общественных ассоциаций, с помощью которых граждане смогут отстаивать свои интересы и оказывать влияние на государственные органы.
Токвиль пишет о многочисленных недостатках ранней демократии. В процессе развития демократические общества должны решить «рабочий» и «крестьянский» вопросы. По его мнению, демократия формально уравнивает права богатых и бедных, приближает их друг к другу и тем самым усиливает их взаимную ненависть. Выход из этой опасной ситуации заключается в том, чтобы объединить буржуазию, рабочий класс и крестьянство, более равномерно распределить собственность и богатство в обществе, прекратив тем самым постоянные революционные потрясения.
|
|
Токвиль видит основную опасность демократии в том, что она предоставляет человеку чрезмерную формальную свободу, но при этом ликвидирует сдерживающее влияние религиозных и нравственных авторитетов, разрывает естественную связь идей и чувств, разума и добродетели.
Чтобы преодолеть эту опасность, Токвиль допускает политическую, но не религиозную свободу, не атеизм. Таким образом, он «примиряет» либерализм и христианство, прекращая заведомо неудачные попытки просветителей сконструировать разнообразные квазирелигиозные культы. Токвиль считает, что религию необходимо отделить от государства и таким образом обеспечить ее независимость от изменчивой политической конъюнктуры. Но при этом религия должна сохранить свою роль в качестве руководящего нравственного начала.
Токвиль считает, что христианство поможет устранить недостатки ранней демократии. Оно не даст индивидуализму превратиться в эгоизм и консолидирует общество, оно устранит чрезмерный прагматизм «дикого капитализма» и сохранит место и роль духовных ценностей.
Мыслитель опровергает традиционное обвинение демократии в том, что равноправие индивидов приведет к «тирании большинства», к усреднению их интеллектуальных возможностей и к обеднению культуры.