Нормальные товары (normal goods) — товары, потребление которых в результате роста дохода увеличивается

Подавляющее большинство товаров — нормальные: чем выше доход потребителя, тем больше он их покупает. Очевидно, что при получении более высокооплачиваемой работы потребитель будет покупать больше модной одежды и качественного продовольствия. Такие товары также называются качественными или обычными. Нормальные товары делятся на:

высококачественные товары (superior goods) — товары, потребление которых в результате роста дохода увеличивается быстрее роста дохода. Такие товары называют также предметами роскоши (luxury goods);

товары первой необходимости (necessities) — товары, потребление которых в результате роста дохода увеличивается медленнее роста дохода.

Инфериорные товары (inferior goods) — товары, потребление которых сокращается в результате роста дохода.

При получении более высокооплачиваемой работы потребитель будет покупать больше именно качественных товаров и услуг и меньше некачественных. В этом смысле некоторые товары — явно инфериорные, такие, как услуги «Макдоналдса» или автобуса. Потребитель с большим доходом наверняка предпочтет посетить гастрономический ресторан, чем есть гамбургер, и вызвать такси, чем ехать на автобусе. Такие товары называют также низкокачественными или товарами низшей категории. Для каждого потребителя классификация товаров своя и зависит от его уровня дохода. Потребитель может использовать доход на потребление или сбережение. Часть доходов, которая не потребляется, сберегается. В экономике крайне важно знать, что произойдет с потреблением и сбережениями отдельного домохозяйства или всех домохозяйств в целом, если их доход по какой-либо причине изменится. Это устанавливается вычислением двух показателей:

предельной склонности к потреблению (marginal propensity to consume) — изменения в размерах потребления, вызванные изменением дохода на единицу. Если расходы на потребление увеличились на 4 тыс. р. в результате роста доходов на 5 тыс. р., предельная склонность к потреблению этого домохозяйства составит 4/5 = 0,8;

предельной склонности к сбережению (marginal propensity to save) — изменения в размерах сбережения, вызванного изменением дохода на единицу. Если домохозяйство откладывает в сбережения 1 тыс. р. при росте его дохода на 5 тыс. р., его предельная склонность к сбережению составит 1/5 = 0,2.

Зная эти коэффициенты, всегда можно спрогнозировать, насколько увеличатся потребление и сбережение при росте доходов домохозяйства на любую величину. Например, если доход увеличился на 20 тыс. р., скорее всего, 20 х 0,8 = = 16 тыс. р. домохозяйство истратит на потребление и 20 х 0,2 - 4 тыс. р. сбережет. Поскольку располагаемый доход либо потребляется, либо сберегается, сумма предельной склонности к потреблению и сбережениям должна быть равна единице. В нашем примере 0,8 + 0,2 - 1. Поэтому, вычислив, что предельная склонность домохозяйства к потреблению составляет 0,8, всегда можно определить его предельную склонность к сбережению как 1 - 0,8 = 0,2. Таким образом, воздействие изменения дохода на потребление зависит от уровня доходов, типа товаров, на которые этот доход тратится, и склонности потребителя к потреблению или сбережению. Если типы товаров — проблема микроэкономики домохозяйства, то склонность к потреблению или сбережению всех потребителей, взятых вместе, — важнейший показатель макроэкономики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: