Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Тема 7. Структура социологического знания




 

По цели исследования социологию можно разделить на два уровня - на фундаментальную и прикладную. Фунда­ментальная теоретическая социология (базовая, академическая) ориентирована на прирост знания научный вклад в фундаментальные открытия. Она решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития.

Прикладная социология (ориентирована на практическую пользу) изучает и предлагает способы воздей­ствия на социальную реальность, на социальные общности. Она дает представление о реальных процессах общественного разви­тия, занимается прогнозированием, проектированием, формиро­ванием социальной политики, разработкой рекомендаций для практики социального управления. Доминирующую роль в при­кладном исследовании играют конкретные рекомендации, а не теоретические знания. Это совокупность теоретических моделей, моделей, методов, процедур исследования, социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, нацеленных на достижение социального эффекта. Как правило, фундаментальная и прикладная социология вбирают эмпирию, теорию и методологию.

В целом социологическая наука представляет собой сложно структурированную область научного знания и включает в себя:

* фундаментальные, общесоциологические теории;

* специальные социологические теории (теории среднего уровня);

* конкретные (эмпирические) социологические исследования.


 

Первый уровень – в рамках общетеоретического уровня главный акцент делается на исследование общества как целостной системы, изучаются наиболее общие связи между элементами и сферами. При этом, применяются определенные, соответствующие этому уровню методы исследования (анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование, абстрагирование и т.д.). На этом уровне разрабатываются теории наиболее высокого уровня общности в структуре социологии, напр., теория социального действия М. Вебера, теория общественных формаций К. Маркса, структурно-функциональная теория Т. Парсонса, теория обмена П. Блау и др. Предметом исследования здесь выступает общество в целом со всеми его законами развития и функционирования. Общая социологическая теория ~~ это систематическое изложе­ние наиболее общих законов, по которым развивается обществен­ная жизнь, а также основных категорий и понятий, описывающих функционирование общества и его элементов. Именно в рамках об­щей социологии происходит теоретическое осмысление и включе­ние в общую социологическую «картину мира» результатов, полу­ченных в рамках частных социологических теорий.

Второй уровень специальные социологические теории (тео­рии среднего уровня) занимают промежуточное положение между фундаментальными теориями и конкретными социологическими исследованиями. Термин «теории среднего уровня» введен в науку американским социологом Р. Мертоном. Однако, как отмечает ряд отечественных специалистов, в русском язы­ке слово «уровень» автоматически указывает на вертикальную иерар­хичность и, кроме того, имеет оценочную нагрузку (например: «сред­ний» — это явно не «лучший», а «так себе»). Чтобы передать мысль Р. Мертона, правильнее было бы называть их «теориями среднего ра­диуса действия». Такие теории обобщают и структурируют эмпирические данные в пределах отдельных областей социологического знания: экономики, образования, ар­мии, политики, культуры, религии и т. д.




Частные социологические теории (теории среднего уровня, средне­го радиуса действия) имеют самые разные основания для их обособ­ления. Так, к числу теорий среднего уровня относят:

* социологические направления, ориентированные на отдельные сферы деятельности: экономическая социология, разрабатыва­ющая социальные проблемы экономики; медицинская социоло­гия; социология менеджмента и др.;

• отрасли институциональной социологии, исследующие устой­чивые формы организации и регулирования общественной жизни: социология образования; социология брака, семьи, ре­лигии и др.

    • теории, изучающие отрасли жизни общества (социология города, социология досуга и т.д.);
    • теории социальных общностей (социология малых групп, страт, классов и др.);
    • теории социальных изменений и процессов (теория процессов дезорганизации общества, социология конфликтов, социология урбанизации и др.);
    • существуют десятки других социологических концепций, кото­рые также можно отнести к разряду теорий среднего уровня. совершенно очевидно, что с усложнением общественной жизни их количество будет только возрастать.

Третий уровеньконкретные социологические исследования устанавливают и обобщают социальные факты с помощью прямой или косвенной регистрации каких-то свершившихся событий. Полученные в ходе эмпирических исследований системы фактов и зависимостей составляют эмпирический базис социологического знания. Совокупность методических и технических приемов для сбора первичной социологической информации и сами результаты конкретных исследований (таким образом, прикладная социология направлена на исследование конкретных фактов). В ходе исследования формируется набор сведений, которые подвергаются первичной обработке. Основные методы: наблюдение, опросные методы и т.д.



(Социальный факт- это конечный результат процесса взаимодействия социальных общностей).(Социальный фактор – это явление, влияющее на общественный прогресс(причины возникновения социальных фактов).В словарь.

Самая высокая социо­логическая теория может (и должна) использоваться в прикладных целях, ибо иначе теряется смысл самой социологии. Если наука о за­конах развития общества не может быть применена на практике – она не нужна. Собственно, бурное развитие социологии в XX в. было обеспечено именно ее практическим, прикладным использованием.

Чисто эмпирического и чисто теоретического уровней знания, как правило, не бывает в развитых науках. Первый, так или иначе, оказывается включенным в контекст теоретического объяснения, а второй не может опираться на факты, содержащиеся в эмпирическом анализе.

Рассмотрим в качестве примера изучение жизненных планов и ценностных ориентации студентов. Возможно ли это, если предварительно не иметь теоретического знания о том, что такое жизненные планы, ценностные ориентации, что дает их изучение, какой материал социо­лог может получить, наконец, что собой представляет студенчество как особая группа, ее место в социальной структуре и т.д.?

По­добных вопросов может быть много. Все они свидетельствуют о важно­сти теоретического уровня социологического знания, без овладения ко­торым получение эмпирического материала обречено на неудачу.

В свою очередь, эмпирическое знание, выводы из него не могут не вли­ять на уточнение тех или иных теоретических интерпретаций, касающих­ся и студенчества, и его жизненных планов, предпочтений, ценностных ориентации. Так, получив конкретное эмпирическое знание о жизненных планах и ценностных ориентациях школьников и студенчества, социоло­ги пришли к выводу о том, что профессиональные ориентации нецелесо­образно рассматривать в отрыве от социальных, что в действительности нет разрыва между ориентацией на конкретную профессиональную дея­тельность и стремлением к достижению определенных жизненных, а сле­довательно, социальных целей. Ведь и в представлениях молодежи эти ориентации тесно связаны. Выпускник школы, рассматривая в качестве перспективы своей жизни конкретную профессиональную деятельность (скажем, предпринимателя), имеет в виду не только обучение в соответст­вующем профессиональном учебном заведении, но и занятие определен­ного места в жизни. Этот вывод выходит за пределы локально-эмпири­ческого знания и позволяет, в дальнейшем при анализе ряда социальных групп общества исходить из более верных теоретических предпосылок.

В последнее время принято выделять четвертый элемент социологи­ческого знания – социальную инженерию. Это социальные технологии, обеспечивающие социоинженерную деятельность, т. е. практическую деятельность руководителей и специалистов по управлению современ­ным народным хозяйством и обществом, с целью сохранения социальной стабильности в конкретных социально-профессиональных образованиях, трудовых коллективах, предприятиях, фирмах, учреждениях, организациях. Почти дословно повторяя сло­ва Питирима Сорокина, можно сказать, что социологизация обществен­ной жизни — это знамение времени.

Однако существует обстоятельство, изрядно нарушающее стройность структуры социологического знания. Общая социоло­гическая теория не является общепринятой для представителей всех социологических школ и направлений. На протяжении XX в. предпринимались, по выражению Роберта Мертона, «всеохват­ные систематические попытки развить единую теорию, которая будет объяснять все наблюдаемые типы социального поведения, социальных организаций и социальных изменений». Эти попыт­ки не увенчались успехом, и в рамках той части социологии, кото­рая носит название «общая социологическая теория», сосуществу­ют и конкурируют несколько исследовательских парадигм. (Парадигма – применительно к социологии означает некую общепринятую всеми представителями данной науки (или отдельного ее течения) совокупность взглядов и методов научного исследования).

Можно сделать вывод о том, что мировая социология начала XXI в. остается полипарадигмальной.

Современная социология, предмет которой в общем виде определяется как «изучение социальных отношений», рассматривает все виды социальных отношений в обществе. Учитывая их многообразие, зачастую социологи вынуждены применять различные подходы и методы для анализа социальных явлений и процессов разной степени сложности. С этим принято разделять социологию на макро- и микросоциологию).





Дата добавления: 2017-12-16; просмотров: 377; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома - страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 7867 - | 6507 - или читать все...

 

54.243.17.113 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.