double arrow

Тема 7. Структура социологического знания

 

По цели исследования социологию можно разделить на два уровня - на фундаментальную и прикладную. Фунда­ментальная теоретическая социология (базовая, академическая) ориентирована на прирост знания научный вклад в фундаментальные открытия. Она решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития.

Прикладная социология (ориентирована на практическую пользу) и зучает и предлагает способы воздей­ствия на социальную реальность, на социальные общности. Она дает представление о реальных процессах общественного разви­тия, занимается прогнозированием, проектированием, формиро­ванием социальной политики, разработкой рекомендаций для практики социального управления. Доминирующую роль в при­кладном исследовании играют конкретные рекомендации, а не теоретические знания. Это совокупность теоретических моделей, моделей, методов, процедур исследования, социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, нацеленных на достижение социального эффекта. Как правило, фундаментальная и прикладная социология вбирают эмпирию, теорию и методологию.

В целом социологическая наука представляет собой сложно структурированную область научного знания и включает в себя:

* фундаментальные, общесоциологические теории;

* специальные социологические теории (теории среднего уровня);

* конкретные (эмпирические) социологические исследования.


 

Первый уровень – в рамках общетеоретического уровня главный акцент делается на исследование общества как целостной системы, изучаются наиболее общие связи между элементами и сферами. При этом, применяются определенные, соответствующие этому уровню методы исследования (анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование, абстрагирование и т.д.). На этом уровне разрабатываются т еории наиболее высокого уровня общности в структуре социологии, напр., теория социального действия М. Вебера, теория общественных формаций К. Маркса, структурно-функциональная теория Т. Парсонса, теория обмена П. Блау и др. Предметом исследования здесь выступает общество в целом со всеми его законами развития и функционирования. Общая социологическая теория ~~ это систематическое изложе­ние наиболее общих законов, по которым развивается обществен­ная жизнь, а также основных категорий и понятий, описывающих функционирование общества и его элементов. Именно в рамках об­щей социологии происходит теоретическое осмысление и включе­ние в общую социологическую «картину мира» результатов, полу­ченных в рамках частных социологических теорий.

Второй уровень специальные социологические теории (тео­рии среднего уровня) занимают промежуточное положение между фундаментальными теориями и конкретными социологическими исследованиями. Термин «теории среднего уровня» введен в науку американским социологом Р. Мертоном. Однако, как отмечает ряд отечественных специалистов, в русском язы­ке слово «уровень» автоматически указывает на вертикальную иерар­хичность и, кроме того, имеет оценочную нагрузку (например: «сред­ний» — это явно не «лучший», а «так себе»). Чтобы передать мысль Р. Мертона, правильнее было бы называть их «теориями среднего ра­диуса действия». Такие теории обобщают и структурируют эмпирические данные в пределах отдельных областей социологического знания: экономики, образования, ар­мии, политики, культуры, религии и т. д.

Частны е социологические теории (теории среднего уровня, средне­го радиуса действия) имеют самые разные основания для их обособ­ления. Так, к числу теорий среднего уровня относят:

* социологические направления, ориентированные на отдельные сферы деятельности: экономическая социология, разрабатыва­ющая социальные проблемы экономики; медицинская социоло­гия; социология менеджмента и др.;

• отрасли институциональной социологии, исследующие устой­чивые формы организации и регулирования общественной жизни: социология образования; социология брака, семьи, ре­лигии и др.

    • теории, изучающие отрасли жизни общества (социология города, социология досуга и т.д.);
    • теории социальных общностей (социология малых групп, страт, классов и др.);
    • теории социальных изменений и процессов (теория процессов дезорганизации общества, социология конфликтов, социология урбанизации и др.);
    • существуют десятки других социологических концепций, кото­рые также можно отнести к разряду теорий среднего уровня. совершенно очевидно, что с усложнением общественной жизни их количество будет только возрастать.

Третий уровень конкретные социологические исследования устанавливают и обобщают социальные факты с помощью прямой или косвенной регистрации каких-то свершившихся событий. Полученные в ходе эмпирических исследований системы фактов и зависимостей составляют эмпирический базис социологического знания. Совокупность методических и технических приемов для сбора первичной социологической информации и сами результаты конкретных исследований (таким образом, прикладная социология направлена на исследование конкретных фактов). В ходе исследования формируется набор сведений, которые подвергаются первичной обработке. Основные методы: наблюдение, опросные методы и т.д.

(Социальный факт- это конечный результат процесса взаимодействия социальных общностей).(Социальный фактор – это явление, влияющее на общественный прогресс(причины возникновения социальных фактов).В словарь.

Самая высокая социо­логическая теория может (и должна) использоваться в прикладных целях, ибо иначе теряется смысл самой социологии. Если наука о за­конах развития общества не может быть применена на практике – она не нужна. Собственно, бурное развитие социологии в XX в. было обеспечено именно ее практическим, прикладным использованием.

Чисто эмпирического и чисто теоретического уровней знания, как правило, не бывает в развитых науках. Первый, так или иначе, оказывается включенным в контекст теоретического объяснения, а второй не может опираться на факты, содержащиеся в эмпирическом анализе.

Рассмотрим в качестве примера изучение жизненных планов и ценностных ориентации студентов. Возможно ли это, если предварительно не иметь теоретического знания о том, что такое жизненные планы, ценностные ориентации, что дает их изучение, какой материал социо­лог может получить, наконец, что собой представляет студенчество как особая группа, ее место в социальной структуре и т.д.?

По­добных вопросов может быть много. Все они свидетельствуют о важно­сти теоретического уровня социологического знания, без овладения ко­торым получение эмпирического материала обречено на неудачу.

В свою очередь, эмпирическое знание, выводы из него не могут не вли­ять на уточнение тех или иных теоретических интерпретаций, касающих­ся и студенчества, и его жизненных планов, предпочтений, ценностных ориентации. Так, получив конкретное эмпирическое знание о жизненных планах и ценностных ориентациях школьников и студенчества, социоло­ги пришли к выводу о том, что профессиональные ориентации нецелесо­образно рассматривать в отрыве от социальных, что в действительности нет разрыва между ориентацией на конкретную профессиональную дея­тельность и стремлением к достижению определенных жизненных, а сле­довательно, социальных целей. Ведь и в представлениях молодежи эти ориентации тесно связаны. Выпускник школы, рассматривая в качестве перспективы своей жизни конкретную профессиональную деятельность (скажем, предпринимателя), имеет в виду не только обучение в соответст­вующем профессиональном учебном заведении, но и занятие определен­ного места в жизни. Этот вывод выходит за пределы локально-эмпири­ческого знания и позволяет, в дальнейшем при анализе ряда социальных групп общества исходить из более верных теоретических предпосылок.

В последнее время принято выделять четвертый элемент социологи­ческого знания – социальную инженерию. Это социальные технологии, обеспечивающие социоинженерную деятельность, т. е. практическую деятельность руководителей и специалистов по управлению современ­ным народным хозяйством и обществом, с целью сохранения социальной стабильности в конкретных социально-профессиональных образованиях, трудовых коллективах, предприятиях, фирмах, учреждениях, организациях. Почти дословно повторяя сло­ва Питирима Сорокина, можно сказать, что социологизация обществен­ной жизни — это знамение времени.

Однако существует обстоятельство, изрядно нарушающее стройность структуры социологического знания. Общая социоло­гическая теория не является общепринятой для представителей всех социологических школ и направлений. На протяжении XX в. предпринимались, по выражению Роберта Мертона, «всеохват­ные систематические попытки развить единую теорию, которая будет объяснять все наблюдаемые типы социального поведения, социальных организаций и социальных изменений». Эти попыт­ки не увенчались успехом, и в рамках той части социологии, кото­рая носит название «общая социологическая теория», сосуществу­ют и конкурируют несколько исследовательских парадигм. (Парадигма – применительно к социологии означает некую общепринятую всеми представителями данной науки (или отдельного ее течения) совокупность взглядов и методов научного исследования).

Можно сделать вывод о том, что мировая социология начала XXI в. остается полипарадигмальной.

Современная социология, предмет которой в общем виде определяется как «изучение социальных отношений», рассматривает все виды социальных отношений в обществе. Учитывая их многообразие, зачастую социологи вынуждены применять различные подходы и методы для анализа социальных явлений и процессов разной степени сложности. С этим принято разделять социологию на макро- и микросоциологию).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: