Теория механической и органической солидарности Э. Дюркгейма

В примитивных обществах, основанных на механической со­лидарности, личность не принадлежит себе и поглощается кол­лективом. Напротив, в развитом обществе, основанном на орга­нической солидарности, оба дополняют друг друга. Чем прими­тивнее общество, тем больше люди похожи друг на друга, тем выше уровень принуждения и насилия, ниже ступень разделения труда и разнообразия индивидов. Чем больше в обществе раз­нообразие, тем выше терпимость людей друг к другу, шире ба­зис демократии. Чем глубже разделение труда, тем больше по­является новых профессий.

Плодотворность теории Дюркгейма в том, что пользуясь ею, можно более глубоко понять социально-политические процес­сы, происходящие в современном обществе. К примеру, совер­шенно ясно; что чем органичнее общество, тем выше его склон­ность к демократии, потому что последняя основана на свободе выбора, уважении к личности, защите прав человека.

И напротив, чем более механистичным является общество, тем более оно, следуя логике Дюркгейма, должно склоняться к тоталитаризму. В этом плане утверждение в России сталинского тоталитаризма означает возврат нашего общества к принципам механической солидарности.

Что представляет собой модернизация? Какие виды ее существуют?

Демократия - вершина общественного развития и вместе с тем самая сложная форма социальной организации общества.

Сложность происходит от того, что индивиду предоставлен го­раздо более широкий выбор моделей поведения, чем в автори­тарном обществе. Его поведение становится многовариативным.

Вот уже полстолетия в мировой социологии лидирующие по­зиции занимает концепция, которая получила название теории модернизации. Она пришла на смену теории Дюркгейма и опира­ется на понятие социального прогресса, ибо предполагает, что все общества, в какую бы эпоху они ни существовали и в каком регионе они ни располагались, вовлечены в единый, всепогло­щающий, универсальный процесс восхождения человеческого общества от дикости к цивилизации. Прогресс науки и техники ведет к всемирному процветанию и решению всех социальных проблем. В этом потоке культурное своеобразие каждой страны как бы отступает на второй план, а на первый выходит то, что их объединяет, — система общечеловеческих ценностей.

Термин «модернизация» относится не ко всему периоду со­циального прогресса, а только к одному его этапу — современному. В переводе с английского «модернизация» означает «осовремени­вание». Поскольку современный период человеческой истории датируют с момента зарождения, а затем и расцвета капитализма, суть модернизации связывают со всемирным распространением по земному шару ценностей и достижений именно этой форма­ции. Конкретно речь идет о рационализме, расчетливости, урба­низации, индустриализации. Лидеры модернизации — США и За­падная Европа — целиком и полностью приобщились к ним и до­бились потрясающих экономических результатов. Но ничего не мешает отставшим в своем развитии странам Азии, Африки и Ла­тинской Америки догнать, используя западные технологии, капи­таловложения и опыт, как это сделала Япония. Так рассуждают авторы теории модернизации.

Она призвана объяснить то, каким образом запоздавшие в сво­ем развитии страны могут достичь современной стадии и решить внутренние проблемы, не нарушая очередности этапов. Модерни­зация указывает способ вхождения в мировое сообщество, под ко­торым понимается мировая экономическая система капитализма.

Итак, наш первый вывод: под модернизацией понимается рево­люционный переход от доиндустриального к индустриальному, или капиталистическому, обществу, осуществляющийся путем комплексных реформ, растянутых во времени. Она подразумева­ет кардинальное изменение социальных институтов и образа жизни людей, охватывающее все сферы общества.

Различают два вида модернизации.

Органическая модернизация является моментом собственного развития страны и подготовлена всех ходом предшествующей эво­люции. Пример: переход Англии от феодализма к капитализму в результате промышленной революции XVIII в. и преобразова­ние американского производства в результате внедрения фордизма в первой четверти XX в. Такая модернизация начинается не с экономики, а с культуры и изменения общественного сознания. Капитализм возник как естественное следствие изменений в ук­ладе жизни, традициях, мировоззрении и ориентациях людей.

Неорганическая модернизация являет собой ответ на внешний вы­зов со стороны более развитых стран. Она представляет собой спо­соб «догоняющего» развития, предпринимаемый правительством с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностран­ной зависимости. Россия, которая, в том числе и вследствие татаро-монгольского нашествия была отброшена в своем развитии на не­сколько столетий назад, неоднократно пыталась догнать передовые страны. Именно такую цель преследовали петровские реформы XVIII в., сталинская индустриализация 30-х гг. XX в., перестройка 1985г. и экономические реформы. 1991—1993 гг.

Неорганическая модернизация совершается путем закупки за­рубежного оборудования и патентов, заимствования чужой техно­логии (нередко методом экономического шпионажа), приглаше­ния специалистов, обучения за рубежом, инвестиций. Соответству­ющие изменения происходят в социальной и политической сферах: резко изменяется система управления, вводятся новые властные структуры, конституция страны перестраивается под зарубежные аналоги. Во многом именно так происходило в России в XVIII и XX вв., в Японии в XIX и XX вв. Стране Восходящего солнца потре­бовалось 20 лет на то, чтобы догнать и перегнать США, откуда она заимствовала технологию и финансы. За короткий период неорга­ническая модернизация сменилась органической. Япония развива­ется на собственной основе и в свою очередь служит образцом для 'подражания. Иначе обстояло дело в России. Из-за постоянных от­ступлений от первоначальных реформ, непоследовательности их осуществления переходный период растянулся на 200 лет.

Неорганическая модернизация начинается не с культуры, а с экономики и политики. Иными словами, органическая модер­низация идет «снизу», а неорганическая «сверху». Принципы «модернити» не успевают охватить подавляющее большинство населе­ния, поэтому не получают прочной социальной поддержки. Они овладевают лишь умами наиболее подготовленной части общества. Так было в XIX в., когда интеллигенция раскололась на «западни­ков» и «с лавянофилов». Первые выступили за ускоренную модер­низацию и механическое перенесение западных образцов, а вторые ратовали за самобытный путь развития, т. е. органическую модер­низацию. Численность первых оказалась недостаточной, для того чтобы просветить и настроить широкие массы в пользу рациональ­ных ценностей. Капитализм в России потерпел неудачу.

Итак, мы можем заключить: модернизация имеет две разно­видности — органическую и неорганическую. Первая предпола­гает, что страна развивается по капиталистическому пути на соб­ственной основе, а вторая — что страна догоняет более развитые страны и заимствует у них передовые технологии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: