Ростов-на-Дону
«Феникс»
ББК 85.12 К 64
Константинова С. С. К 64 История декоративно-прикладного искусства. Конспект лекций. — Ростов н/Д: Феникс, 2 004. —192 с. (Серия «Сессия без депрессии».)
Эта книга включает в себя лучшие ответы на вопросы, которые могут возникнуть у студентов в процессе учебы. Она незаменима при подготовке к экзамену, к зачету. Студенту нет необходимости просматривать гору книг по тематике «Декоративно-прикладное искусство» — ему достаточно одной этой книги, что бы за день подготовиться к экзамену. Книга подготовлена в соответствии с общеобразовательной программой для высших учебных заведений.
ISBN 5-222-05223-0 ББК 85.12
О Константинова С. С., 2004
© Оформление: изд-во «Феникс», 2004
ВВЕДЕНИЕ
Что же такое декоративно-прикладное искусство. На сегодняшний день существует множество его определений. Приведем самые общие из них. Итак, декоративное Искусство (от лат. Decoro «украшаю») — обширная область пластических искусств, которая, как архитектура 'К Дизайн, служит художественному формированию материальной среды, создаваемой человеком. Декоративное Искусство подразделяется на непосредственно связанное с архитектурой монументально-декоративное искусство (воздание архитектурного декора, росписей, рельефов, статуй, витражей, мозаик, украшающих фасады и интерьеры, а также парковой скульптуры), декоративно-прикладное искусство и оформительское искусство (художественное оформление празднеств, экспозиций выставок и музеев, витрин и т. П.). Образное содержание произведений декоративного искусства наиболее полно раскрывается при восприятии их в окружении того стиля, для которого они предназначены.
|
|
Другими словами, декоративно-прикладное искус- ОТВО — область декоративного искусства, изучающая создание художественных произведений, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и Художественная обработка утилитарных предметов (мебели, ткани, орудий труда, одежды, игрушек и т. Д.). Де коративно-прикладное искусство — одна из важнейших областей народного творчества; в XX в. Тесно связано с дизайном.
Произведениями декоративно-прикладного искусства могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, а также одежда и всякого рода украшения. Наряду с делением произведений декоративно-прикладного искусства по их практическому назначению в научной литературе со второй половины XIX в. Утвердилась классификация отраслей по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литье, чеканка, инкрустация[1], интарсия и т. Д.).
|
|
Решая в совокупности, как и архитектура, практические и художественные задачи, декоративно-прикладное искусство одновременно принадлежит к сферам создания и материальных, и духовных ценностей. Оно тесно связано с местными этническими и национальными особенностями, социально-групповыми и классовыми различиями.
Эстетически насыщая среду, окружающую человека, произведения декоративно-прикладного искусства в то же время как бы поглощаются ею, так как обычно воспринимаются во взаимосвязи с ее архитектурно-пространственным решением. Поэтому их идейное содержание может быть понято наиболее полно лишь при ясном представлении (реальном или мысленно воссозданном) об этих взаимосвязях предмета со средой и с человеком.
Становление, эволюция и смена художественных стилей здесь протекали синхронно с их эволюцией в других видах искусства. Произведения народного декоративно- прикладного искусства призваны служить зрительными акцентами.
Отдельные отрасли декоративно-прикладного искусства: фарфоровые и керамические изделия, изделия из кости, дерева, бересты, оформление интерьера, художественные ткани, вязание, батик, вышивка, пэчворк, расписные изделия, мозаика и др.
Виды техники: ковка, насечка, резьба, роспись, тиснение, чеканка, чернь, скань (филигрань), зернь и др.
Данное издание не претендует на полное освещение техники создания предметов различных видов декоративно-прикладного искусства, что невозможно при данном объеме книги. Только по каждому из них вышло огромное количество изданий. Однако попытки сведения всех видов декоративно-прикладных искусств сегодня редки, а многие из уже существующих заметно устарели.
Здесь в каждом разделе представлен небольшой экскурс в историю того или иного вида декоративно-прикладного творчества, с которым будет интересно ознакомиться всем увлекающимся данным видом искусств. Кроме этого, в сносках вниманию читателей представлены дополнительная информация по отдельным вопросам, определения, термины.
Читайте, и, может быть, вам захочется попробовать свои силы в создании изделий того или иного вида декоративно-прикладных искусств.
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА В ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ
Широкий спектр художественных средств, которыми располагает декоративно-прикладное искусство, расскажет о его многообразии. В прикладном искусстве приобретают основополагающее значение такие категории, как форма, пропорции, ритм, цвет, масштаб, силуэт, симметрия, фактура. Сильнейшим выразительным средством является ритмическая основа композиции предмета при-; кладного искусства, неотрывно связанная со строением его формы и расположением на ней декора; цветовые ритмы — основополагающее композиционное средство. Важен и орнамент — изначальный вид изобразительности, отражающий ритмы изделия.
Все это во многом определяется стилем и назначением вещи. Имеются и закономерности, связанные с ее удобством для человека, с климатом.
Прежде чем говорить о соотношении содержания и средств его выражения в том или ином виде искусства, стоит обратить внимание на мастерство исполнения — безукоризненность техники, подчеркивание особенностей материала. Совершенно очевидно, что достоинство прекрасного рисунка ткани перечеркивается плохой ее отделкой и линючей окраской, грубо выполненная резьба по кости не делает ее художественной миниатюрой. Простой стеклянный бокал, созданный промышленным способом, может восприниматься произведением искусства, если его форма, декор, размер, пропорции, цвет гармоничны и соответствуют высокому качеству стекла и технике исполнения, а общее решение наделено чертами определенного стиля.
|
|
Так, для разных видов искусств выразительными средствами являются порезка древесины, свобода мазка кисти, фактура строчки или вышивки. Приемы мастерства такого рода становятся сильным средством художественной выразительности и лежат в основе формирования художественных систем некоторых народных промыслов. Но есть и общая категория, определяющая художественное достоинство предмета, — его целостность, т. е. когда предмет обладает совокупностью качеств, образующих неразрывное целое, дополняющих одно-другое, согласующихся в гармонии. В прикладном искусстве такая целостность порождается взаимосвязанностью художественно-выразительных средств с функциональностью предмета, декора с формой, общего с каждой деталью.
В прикладном искусстве формы вещей, весьма разнообразных по назначению, раскрывают широкую шкалу предметов — от бытовых, удобных и простых до пышно украшенных, роскошных.
Категории ритм, цвет, изобразительность, форма обретают новый характер, выражают идеи и чувства людей своего времени. Может меняться и соотношение пользы и красоты.
В последнее время наметился рост значения народного искусства и изделий мастеров художественных промыслов, авторских произведений художников-прикладников. Отсюда их выставочный характер, перевес декоративности над утилитарностью, явная сувенирность.
Вопрос 1 ИСКУССТВО ВЫШИВКИ. ИЗДЕЛИЯ ИЗ БИСЕРА И СТЕКЛЯРУСА В РОССИИ XIX ~ НАЧАЛА XX вв.
1. Искусство вышивки в России
2. История бисерных и стеклярусных изделий
3. Виды бисера и стекляруса
4. Приемы создания изделий из бисера и стекляруса