Выразительные средства в декоративно- прикладном искусстве

Ростов-на-Дону

«Феникс»


ББК 85.12 К 64

Константинова С. С. К 64 История декоративно-прикладного искусства. Кон­спект лекций. — Ростов н/Д: Феникс, 2 004. —192 с. (Серия «Сессия без депрессии».)

Эта книга включает в себя лучшие ответы на вопросы, которые могут возникнуть у студентов в процессе учебы. Она незаменима при подготовке к экзамену, к зачету. Студенту нет необходимости просматривать гору книг по тематике «Декоративно-прикладное искусство» — ему достаточно одной этой книги, что бы за день подготовиться к экзамену. Книга подготовлена в соответствии с общеобразовательной программой для высших учебных заведений.

 

 

ISBN 5-222-05223-0 ББК 85.12

О Константинова С. С., 2004

© Оформление: изд-во «Феникс», 2004


ВВЕДЕНИЕ

 

Что же такое декоративно-прикладное искусство. На сегодняшний день существует множество его определе­ний. Приведем самые общие из них. Итак, декоративное Искусство (от лат. Decoro «украшаю») — обширная об­ласть пластических искусств, которая, как архитектура 'К Дизайн, служит художественному формированию мате­риальной среды, создаваемой человеком. Декоративное Искусство подразделяется на непосредственно связанное с архитектурой монументально-декоративное искусство (воздание архитектурного декора, росписей, рельефов, статуй, витражей, мозаик, украшающих фасады и инте­рьеры, а также парковой скульптуры), декоративно-прикладное искусство и оформительское искусство (художе­ственное оформление празднеств, экспозиций выставок и музеев, витрин и т. П.). Образное содержание произве­дений декоративного искусства наиболее полно раскрывается при восприятии их в окружении того стиля, для которого они предназначены.

Другими словами, декоративно-прикладное искус- ОТВО — область декоративного искусства, изучающая соз­дание художественных произведений, имеющих прак­тическое назначение в общественном и частном быту, и Художественная обработка утилитарных предметов (ме­бели, ткани, орудий труда, одежды, игрушек и т. Д.). Де коративно-прикладное искусство — одна из важнейших областей народного творчества; в XX в. Тесно связано с дизайном.

Произведениями декоративно-прикладного искусства могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия тру­да, средства передвижения, а также одежда и всякого рода украшения. Наряду с делением произведений декоратив­но-прикладного искусства по их практическому назна­чению в научной литературе со второй половины XIX в. Утвердилась классификация отраслей по материалу (ме­талл, керамика, текстиль, дерево) или по технике выпол­нения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литье, чекан­ка, инкрустация[1], интарсия и т. Д.).

Решая в совокупности, как и архитектура, практиче­ские и художественные задачи, декоративно-прикладное искусство одновременно принадлежит к сферам создания и материальных, и духовных ценностей. Оно тесно свя­зано с местными этническими и национальными осо­бенностями, социально-групповыми и классовыми раз­личиями.

Эстетически насыщая среду, окружающую человека, произведения декоративно-прикладного искусства в то же время как бы поглощаются ею, так как обычно восприни­маются во взаимосвязи с ее архитектурно-пространствен­ным решением. Поэтому их идейное содержание может быть понято наиболее полно лишь при ясном представле­нии (реальном или мысленно воссозданном) об этих вза­имосвязях предмета со средой и с человеком.

Становление, эволюция и смена художественных сти­лей здесь протекали синхронно с их эволюцией в других видах искусства. Произведения народного декоративно- прикладного искусства призваны служить зрительными акцентами.

Отдельные отрасли декоративно-прикладного искус­ства: фарфоровые и керамические изделия, изделия из кости, дерева, бересты, оформление интерьера, художе­ственные ткани, вязание, батик, вышивка, пэчворк, рас­писные изделия, мозаика и др.

Виды техники: ковка, насечка, резьба, роспись, тисне­ние, чеканка, чернь, скань (филигрань), зернь и др.

Данное издание не претендует на полное освещение техники создания предметов различных видов декоратив­но-прикладного искусства, что невозможно при данном объеме книги. Только по каждому из них вышло огромное количество изданий. Однако попытки сведения всех ви­дов декоративно-прикладных искусств сегодня редки, а многие из уже существующих заметно устарели.

Здесь в каждом разделе представлен небольшой экс­курс в историю того или иного вида декоративно-при­кладного творчества, с которым будет интересно озна­комиться всем увлекающимся данным видом искусств. Кроме этого, в сносках вниманию читателей представле­ны дополнительная информация по отдельным вопросам, определения, термины.

Читайте, и, может быть, вам захочется попробовать свои силы в создании изделий того или иного вида деко­ративно-прикладных искусств.


ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА В ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ

Широкий спектр художественных средств, которыми располагает декоративно-прикладное искусство, расска­жет о его многообразии. В прикладном искусстве приоб­ретают основополагающее значение такие категории, как форма, пропорции, ритм, цвет, масштаб, силуэт, симме­трия, фактура. Сильнейшим выразительным средством является ритмическая основа композиции предмета при-; кладного искусства, неотрывно связанная со строением его формы и расположением на ней декора; цветовые рит­мы — основополагающее композиционное средство. Ва­жен и орнамент — изначальный вид изобразительности, отражающий ритмы изделия.

Все это во многом определяется стилем и назначением вещи. Имеются и закономерности, связанные с ее удоб­ством для человека, с климатом.

Прежде чем говорить о соотношении содержания и средств его выражения в том или ином виде искусства, стоит обратить внимание на мастерство исполнения — безукоризненность техники, подчеркивание особенно­стей материала. Совершенно очевидно, что достоинство прекрасного рисунка ткани перечеркивается плохой ее от­делкой и линючей окраской, грубо выполненная резьба по кости не делает ее художественной миниатюрой. Простой стеклянный бокал, созданный промышленным способом, может восприниматься произведением искусства, если его форма, декор, размер, пропорции, цвет гармоничны и со­ответствуют высокому качеству стекла и технике испол­нения, а общее решение наделено чертами определенно­го стиля.

Так, для разных видов искусств выразительными сред­ствами являются порезка древесины, свобода мазка кисти, фактура строчки или вышивки. Приемы мастерства тако­го рода становятся сильным средством художественной выразительности и лежат в основе формирования худо­жественных систем некоторых народных промыслов. Но есть и общая категория, определяющая художественное достоинство предмета, — его целостность, т. е. когда пред­мет обладает совокупностью качеств, образующих нераз­рывное целое, дополняющих одно-другое, согласующих­ся в гармонии. В прикладном искусстве такая целостность порождается взаимосвязанностью художественно-выра­зительных средств с функциональностью предмета, деко­ра с формой, общего с каждой деталью.

В прикладном искусстве формы вещей, весьма разно­образных по назначению, раскрывают широкую шкалу предметов — от бытовых, удобных и простых до пышно украшенных, роскошных.

Категории ритм, цвет, изобразительность, форма об­ретают новый характер, выражают идеи и чувства людей своего времени. Может меняться и соотношение пользы и красоты.

В последнее время наметился рост значения народно­го искусства и изделий мастеров художественных промыс­лов, авторских произведений художников-прикладников. Отсюда их выставочный характер, перевес декоративно­сти над утилитарностью, явная сувенирность.


Вопрос 1 ИСКУССТВО ВЫШИВКИ. ИЗДЕЛИЯ ИЗ БИСЕРА И СТЕКЛЯРУСА В РОССИИ XIX ~ НАЧАЛА XX вв.

 

1. Искусство вышивки в России

2. История бисерных и стеклярусных изделий

3. Виды бисера и стекляруса

4. Приемы создания изделий из бисера и стекляруса


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: