Углубленное преподавание изобразительного искусства

Развитие разнообразных моделей школ, в том числе школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла создает благоприятные условия и новые возможности для преподавания искусства в школе.

Успешно развиваются школы с углубленным изучением изобразительного искусства, музыки, общеэстетического направления. Увеличение количества часов на предметы искусства в этих школах, создание в них эстетической среды, возможность систематического обучения искусству с 1 кл. по 11 кл. положительно сказывается на эмоциональном и художественно-эстетическом развитии учащихся.

Специально для этих школ был выпущен сборник программ “Рисунок. Живопись. Композиция” для 1—11 кл. (1995).

Авторы программы “Рисунок” — Кузин В.С., Игнатьев С.Е., Кубышкина Э.И. и др. отмечают, что рисунок представляет собой своеобразный стержень, на котором держится все изобразительное искусство. Рисунок — это основа и графики, и живописи, и скульптуры, и архитектуры, и декоративно-прикладного искусства. Данная программа отличается четкостью поставленных учебно-воспитательных задач, обстоятельностью системы учебных заданий, свободой в распределении учебных часов, что совершенно необходимо для творчества самого учителя и оптимального выбора индивидуального подхода к детям.

Следует также отметить, что в программе подбор объектов для изображения для каждого класса отвечает принципам дидактики и возрастным возможностям детей. В программе предусмотрены все основные виды работы по рисунку — длительные рисунки, наброски и зарисовки, рисование как с натуры, так и по памяти, по представлению, творческие композиции и иллюстрирование. Большое внимание в программе уделяется графическим упражнениям и ознакомлению с рисунками, набросками и зарисовками выдающихся художников прошлого и настоящего времени.

Программа “Живопись” авторов Кузина В.С., Игнатьева С.Е., Кубышкиной Э.И. и др. представляется теоретически обоснованной как в научных подходах к вопросам обучения и воспитания школьников, так и в практических рекомендациях. В ней четкая пояснительная записка, логически составленные примерные задания по разделам, предусмотрены основы теоретических знаний по живописи. Очень интересны практические задания. И в пояснительной записке и в содержании разделов учитывается специфика школ (классов) с углубленным обучением живописи. Отсюда задания на пленэре, выполнение коллективных работ, рекомендации по индивидуальной работе, упражнения по цветоведению и др.

Авторы программы рекомендуют широкий круг художников разных эпох и народов не просто для ознакомления и изучения, а для внимательного анализа их произведений с целью выявления технологии живописи, основ цветоведения. В программе рекомендуется широко применять метод сравнения картин разных художников.

Программа “Композиция” автора Сокольниковой Н.М. в интересной и доступной форме раскрывает законы и правила построений сюжетной, декоративной и конструктивной композициях. Содержание программы имеет четкую структуру и учитывает нарастание требований к учащимся с 1 по 11 классы, при этом предлагается много вариантов заданий, предоставляется возможность учителю самостоятельно В программе впервые выделяются специфические разделы композиции в соответствии с характером пластического изображения. Ими являются: “Тематическая композиция”, “Декоративная композиция”, “Конструктивная композиция”,

Основная цель данной программы — обучение основам композиции, умению использовать их в практической работе, развитие творческой личности. В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с основными законами, правилами, приемами и средствами композиции, с методами работы над ней. Они узнают о важной роли ритма в композиции, учатся выделять сюжетно-композиционный центр, добиваться цельности композиции и т. д.

Для каждого класса были выделены ведущие учебные задачи, которые следовало освоить за год, и даны примерные темы учебно-творческих заданий. Темы отличаются разнообразием, оригинальностью, охватывают широкий круг проблем.

Школьники обучаются в правильной последовательности вести работу. В содержание заданий входят: подробная разработка сюжета, выполнение эскизов с целью формирования и конкретизации замысла работы; проведение наблюдений в связи с выбранным сюжетом; выполнение набросков и зарисовок с натуры для обогащения замысла; выявление сюжетно-композиционного центра (выделение главного расположением, размером, обособлением, светом, цветом и т. п.); работа над типизацией и индивидуальной характеристикой образов; выражение взаимодействий отдельных фигур и групп, роль интервалов (дистанций) между фигурами и группами в композиции; использование пейзажа, интерьера как среды, в которой развивается действие, выявление тематически важных деталей; применение различных композиционных средств для достижения цельности и выразительности рисунка или объемной композиции.

Особый интерес представляет раздел “Конструктивная композиция”, который развивает пространственные представления детей и позволяет использовать нетрадиционные художественные материалы, смело с ними экспериментировать, искать новые выразительные средства, использовать формы современного искусства. Большое внимание в этом разделе уделяется конструированию книжек-игрушек разнообразного силуэта с элементами движения, прорезями и т.п.

Хорошо, что в программе выделены знания и умения, которые учащиеся должны получить за период обучения в начальной школе и к концу средней школы. Тем самым как бы обозначен уровень художественно-творческого развития ребенка, на который необходимо его вывести.

Для классов с углубленным изучением ИЗО первоначально предназначалась программа «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1—8 кл.» (рук. Шпикалова Т.Я.), в которой много внимания уделяется изучению народных орнаментов, традиционных художественных промыслов, различным видам декоративного искусства. Именно изобразительное искусство помогает школьнику ощутить себя частью современного мира и наследником традиций всех предшествующих поколений, позволяет воспринять информацию, приходящую к нам из глубины веков.

В настоящее время существуют общеобразовательные школы с архитектурным и дизайнерским уклоном, с этнохудожественным компонентом, в которых углубленно изучается национальная художественная культура определенного народа и др. Вариантов может быть много.

Углубленное преподавание ИЗО наряду с общим образованием предоставляет возможности подготовки учащихся для поступления в специальные средние и высшие учебные заведения. Фактически такой подход соединяет художественную школу с общеобразовательной, что помогает значительным образом сэкономить силы учащихся, которые могут не тратить время на дорогу, а изучать общеобразовательные и специальные предметы под одной крышей.

***

Конечно, приведенные примеры не охватывают всех перспективных направлений развития методики ИЗО на современном этапе. Передовые учителя, проводя уроки, придумывают оригинальные подходы, ищут интересные пути и рождают оригинальные идеи. Многие педагоги повышают свою квалификацию, проводя исследования от дельных сторон процесса художественно-эстетического воспитания и защищая диссертации. Именно единство теории и практики позволяет открывать новые горизонты художественного образования.

Ответьте на вопросы и выполните задания

2. Каковы основные перспективные тенденции художественного образования детей?

3. Приведите примеры взаимосвязи урочной и внеклассной работы по ИЗО.

4. Какие перспективные тенденции наблюдаются на современном этапе в художественном образовании?

5. Как можно усилить экологическую тематику на занятиях ИЗО?

6. Какие перспктивные игровые приемы можно использовать на уроках ИЗО?

7. С помощью каких методов можно изучать историю искусств в начальной школе?

8. Как можно привлекать компьютерные технологии на уроки ИЗО?

9. В чем заключаются перспективы интеграции предметов искусства?

10. Каковы перспективы углубленного преподавания ИЗО?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: