double arrow

Тема 7.1 Исторические подходы к проблеме бытия

Бытие — это важнейшая философская категория. Бытие - это все существующее(сущее). Проблема бытия начиная с античности и плоть до середины XIX века оставалась главной философской проблемой классической философии. Но затем в связи с успехами науки в изучении строения вещества философия потеряла приоритет в этой области.

Философское понимание бытия отличается от обычного тем, что включает в себя не только мир зримый, чувственно - воспринимаемый, но также и мир незримый, умопостигаемый. Соответственно выделяется два рода объектов:

1. феномены или явления - чувственно воспринимаемые объекты. Любой объект, который воспринимается органами чувств есть феномен.

2. ноумены или сущности - это умопостигаемые объекты. Ноумены могут только мыслиться человеком, но не восприниматься с помощью чувств. Они бывают разными: мистическими - Бог и душа, математическими - любое число и геометрическая фигура, даже научными - гравитация.

Потребность в ноуменах для объяснения бытия возникла потому, что ни одна вещь не может быть объяснена исходя из себя самой, она должна быть вписана в общий порядок вещей, знание которого всегда было ограниченным, поэтому философы вынуждены были изобретать умопостигаемые сущности и с их помощью объясняли любые явления или феномены. Сущности понимались как незримые причины материальных вещей, последние вторичны в отношении ноуменов. Этот подход оказался очень удобным для философии идеализма, позволяя утверждать, что материальные вещи всегда имеют духовные причины, подобно тому как душа причина тела. Для познания поэтому важнее познание невидимых причин.

Роль умопостигаемых причин в онтологии - учении о бытии была столь велика, что часто термин метафизика использовался как синоним философии. Метафизика - это учение об умопостигаемых причинах бытия, не раскрываемых физикой. В рамках метафизики были созданы несколько основных моделей бытия:

1. Монизм - э то учение о том, что бытие имеет обычно одну причину своего существования, к которой может быть сведено всё многообразие существующих явлений.

Существует два основных варианта монизма.:

а) материализм, где такой причиной является материя

б) пантеизм – это учение о тождестве учения Бога и природы. Где такой

причиной является Бог.

2. Дуализм – это учение о том, что бытие имеет две причины существования. Обычно это дух и материя, свет и тьма, добро и зло. Дуализм всегда идеализм и обычно он придерживается креационизма - учения сотворение мира Богом. Существует две разновидности дуализма:

а) теизм - это учение о том, что Бог, сотворив мир, продолжает им управлять

контролируя все события.

б) деизм - это учение о том, что Бог, сотворив мир больше ни во что не

вмешивается, предоставив все события естественному ходу вещей.

3. Плюрализм - это учение о том, что бытие имеет много причин своего существования, например, во многих древних учениях мир состоял из четырёх элементов – земля, вода, огонь, воздух. Древнегреческий атомизм считавший, что мир состоится из множества неделимых атомов является разновидностью плюрализма.

С логической точки зрения монизм предпочтительнее других концепций, потому что предлагает более простую модель бытия в соответствии с правилом «бритвы Оккакма» - «не следует умножать число сущностей сверх необходимости».

Кроме того, монизм позволяет придерживаться принципа единства бытия, согласно которому все связанно со всем и в природе нет ничего свободного от естественной взаимосвязи вещей, благодаря чему бытие является познаваемым, так как всякая вещь познается не сама по себе, а в сравнении с чем-либо или отношении к чему- либо. Если есть что-то существующее вне всякой связи с чем - либо, то оно будет непознаваемое.

Тем не менее продолжают существовать в наше время дуалистические концепция, что связано в основном с религиозными представлениями, а также с природой человеческого мышления, которое дуалистично и не может мыслить явление без его противоположности.

Плюрализм в онтологии принадлежит к прошлому, хотя весьма популярен в современной гносеологии и этике.

 

Контрольные вопросы

 

1. Почему познание ноуменов для метафизики было важнее познания?

2. Почему проблема бытия была главной для традиционной философии?

3. В чем заключается необходимость возникновения метафизики?

4. Почему плюралистические концепции бытия исчезли из философии довольно

рано?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: