double arrow

Тема 7.2.2 Философские концепции пространства и времени

 

Пространство и время важнейшие характеристики бытия. Понимание природы пространства и времени необходимо для постижения сущности бытия.

Пространство - 1. протяженность чувственно воспринимаемых объектов 2. порядок и расположение вещей относительно друг друга.

Пространство нашего мира имеет три измерения: высота, длина ширина. Интересно, что теоретически математики могут построить модели миров с большим количеством измерений.

Время – 1. длительность существования чувственно - воспринимаемых объектов, 2. принцип последовательности. Время считается четвёртым измерением нашей вселенной. И физики утверждают, что между ним и пространством есть тесная связь.

Считается что каждому структурному уровню организации материи присуща своя форма времени. Например, существует биологическое время, скорость протекания которого у разных организмов отличается. На уровне микромира существуют свои временные закономерности.

Исторически сложились несколько основных концепций пространства и времени.

1. Статическая (Парменид) - времени не существует, это иллюзия. Существует только вечность, понимаемая как единство прошлого настоящего и будущего в одном моменте. Это значит, что события только кажутся следующими одно за другим, в действительности все они одновременны, все существуют вместе и прошлое, и настоящее, и будущее. Это идеалистическая концепция, где мир существует в иллюзии времени, а Бог в реальности вечности.

Эта концепция имеет один существенный недостаток - каждый объект существует в бесчисленном количестве своих вариантов прошлого, настоящего и будущего, нарушая тем самым правило «бритвы Оккама».

2. Динамическая концепция(Гераклит) – он считал, что времени не существует, потому что нет ничего постоянного - все течет, все меняется. Прошлого уже нет, будущего еще нет, есть только очень малый момент между этими состояниями.

Здесь есть проблема - механизм восприятия и осознания хоть и очень быстр, но не мгновенен, следовательно, текущий момент всегда наступает с микроскопичесим опозданием. Для практической жизни эта задержка не имеет значения, но для теории так называемое настоящее всегда оказывается прошлым и по сути уже не существующим.

3. Классическая концепция (Исаак Ньютон) - пространство и время — это автономные сущности, которые существуют сами по себе, независимо ни от чего. Даже если весь мир исчезнет - они останутся. Пространство и время являются здесь всеобщими вместилищами вещей и событий. Они равномерны и однородны, нигде их ни больше, и не меньше.

4. Субъективистская концепция (Иммануил Кант) - пространство и время объективно не существуют, они существуют только субъективно, в сознании человека как форма восприятия окружающего мира.

5. Релятивистская концепция (Альберт Эйнштейн) - пространство и время — это относительные свойства реальности, в том смысле что их свойства непостоянны и зависят от скорости движения, чем быстрее движется объект по отношению к наблюдателю, тем больше замедляется субъективное время объекта в сравнении с временем наблюдателя. Тоже самое происходит с пространством. Чем быстрее движется объект, тем меньше его размеры для наблюдателя. Впрочем, эти закономерности должны ощутимым образом проявляться лишь при больших скоростях и расстояниях. В условиях реальной жизни это практически не заметно.

 

Контрольные вопросы

 

1. Что общего у динамической и статической концепций времени?

2. Почему люди до сих пор пользуются устаревшей классической концепцией

времени?

3. Почему в быту люди не пользуются релятивисткой концепцией?

4. Возможно ли путешествие во времени?

 

 

Тема 7.2.3 Эволюция

 

Эволюция - это учение о развитии как переходе от низших форм бытия к высшим. Без этого понятия невозможно представить себе современные взгляды на вселенную и жизнь. Эволюция как феномен одна из важнейших проблем философской онтологии.

Первые представления об эволюции можно найти в античности у досократиков. Анаксимандр полагал, что люди зародились внутри рыб, а затем уже вышли на сушу. Эмпедокл - создатель первой теории эволюции, пусть и несколько фантастической, но у него есть идеи выживания наиболее приспособленных организмов и поэтапного развития жизни, так первые живые организмы: чудовища и мифологические существа вымерли, уступив место более приспособленным современным видам.

Своеобразная эволюционная теория была у Платона: все животные произошли от человека, они есть вырождение человека вследствие различных пороков. Таким образом у Платона есть идея деградации жизни. Эволюция наоборот, хотя не он один был сторонником подобной точи зрения. Достаточно вспомнить Гесиода с его постепенным упадком человечества при смене золотого века на серебряный, бронзовый и железный. Любопытно, что такой подход вполне согласуется с наукой термодинамикой, выводы которой предполагают тепловую смерть вселенной, вследствие истощения запасов энергии в ней.

Впрочем, идея развития жизни предполагает большие сроки времени и большинству людей в те времена было трудно принять подобную теорию. А с утверждением христианства общепринятым стал противоположный взгляд, более простой и доступный, согласно которому мир сотворен за шесть дней. И с тех пор ничего нового под солнцем не появлялось.

В средние века, впрочем, алхимики верили в возможность создания гомункулуса - человека из пробирки, тем самым допуская в принципе идею происхождения живого из неживой материи.

Но по мере развития общества в XVII - XVIII веках люди стали замечать общественный прогресс. Социальные условия жизни стали меняться. И идея развития начала свою реабилитацию с этого времени.

В дальнейшем концепция развития проникла в естественные науки, прежде всего в физику. В середине XVIII века появилась космогоническая гипотезе Иммануила Канта о естественном происхождении солнечной системы из облака космической материи. Космогония – это учение о происхождении космоса. Солнце и планеты в, у Канта, возникли вследствие хаотического движения материальных частиц, переходящего в круговое, ведущее к образованию крупных материальных скоплений. Которые в результате уплотнения стали космическими телами - солнцем и планетами.

В дальнейшем понятие развития было перенесено на органические формы. Предпосылки для этого создал Карл Линней своей классификацией животных и растительных видов. В XIX веке появляется теория Чарльза Дарвина о происхождении видов путём естественного и полового отбора.

В настоящее время в существовании эволюции никто не сомневается, однако остается много не решенных проблем, главная из которых неясность как жизнь вообще возникла.

Науке не известны случаи самозарождения жизни: нигде и никогда это не наблюдалось, даже в специально подобранных лабораторных условиях этого не удалось добиться.

Случайное возникновение жизни практически невозможно. Это равно вероятности того, что из кучи бревен, сброшенных с большой высоты сама собой, сложится деревянная изба. Современная синергетика - наука о самоорганизации проблему возникновения жизни, тоже не решила.

Не ясен так же характер эволюции - случайна она или закономерна. С материалистической точки зрения эволюция должна быть случайной, однако нам неизвестны случаи случайного развития в природе. В природе всякое развитие носит запрограммированный характер, например, из яйца крокодила воробей не вылупится. Поэтому идеалисты считают, что эволюция вовсе не противоречит идее творения жизни Богом, а является одним из инструментов этого творения, сейчас даже Ватикан не отрицает теорию эволюции.

Некоторые ученые пытаясь объяснить происхождения жизни выдвинули идею панспермии - учение о том, что жизнь имеет космическое происхождение и попала на землю из космоса. Как считал А.И Вернадский - жизнь занесена из космоса метеоритом. Вернадский полагал, что жизнь это не случайный, а закономерный этап в развитии не только земли, но и всего космоса.

Назначение жизни защищать планету от вредных космических воздействий, кроме того жизнь позволяет планете усваивать и перерабатывать в собственных интересах излучаемую солнцем энергию. До появления человека, по Вернадскому, развитие жизни шло стихийно, но в будущем этот процесс станет управляемым человеком, что приведет к возникновению ноосферы - сферы разума качественно новому уровню организации жизни.

Современная синтетическая теория эволюция несколько отличается от теории Ч.Дарвина, прежде всего за счет включения в свой состав учения генетики. В XX веке теория эволюции неожиданно для многих подверглась философской критике по следующим пунктам:

1. Образование новых видов по Дарвину должно происходить постепенно через множество промежуточных форм, однако, палеонтологи не находят этому подтверждения. Не обнаружено практически ни одной промежуточной формы от одного вида к другому. Каждый новый вид появляется как бы внезапно, без видимой подготовки. Например, не найден до сих пор непосредственный предок человека.

2. Борьба за существование не может быть средством появления более сложных видов, потому что давно замечено, что чем организм проще, тем лучше он приспособлен для выживания. Следовательно, борьба за существование не может вести к усложнению и образованию новых видов.

3. Есть мнение, что мутации не могут быть средством образования новых видов, потому что если они не носят поверхностный характер, вроде изменения окраски, то они вредны. Каждое животное есть система жестко заданных параметров, где нет ничего лишнего и любое серьёзное генное изменение ведёт к снижению жизнеспособности. В природе мутанты не выживают, например, их должно быть из-за высокой радиации очень много в районе Чернобыля, но в действительности среди взрослых особей их не больше чем в других местах.

4. Селекция не может привести к образованию новых видов, через образование качественно новых свойств. Параметры животного можно изменит количественно, но не качественного. Межвидовое скрещивание либо бесплодно, либо если потомство плодовито, то в нем происходит дифференциация и возвращение к исходным признакам родителей.

5. Ученые подсчитали, что для поддержания жизни на Земле необходима определенная масса биологического вещества всех живых существ планеты, которая не может быть меньше определенного уровня. Иначе жизнь погибнет. Это значит, что жизнь не могла возникнуть постепенно, а должна была возникнуть сразу в полном объеме. Иначе ей просто не выжить и

это довод в пользу сотворения жизни.

6. Эволюция противоречить закону сохранении энергии, согласно которому вселенная постепенно остывает, а значит, количество полезной энергии все время уменьшается. Чем сложнее организм, тем больше ему нужно энергии для подержания жизнеспособности, следовательно, с уменьшением общего количества энергии организмы должны деградировать, однако, происходит все наоборот.

Эти аргументы, конечно, не являются вполне бесспорными, но само их существование позволяет утверждать, что феномен эволюции представляет массу материала для размышлений о природе бытия.

 

Контрольные вопросы

 

1. Почему религия часто выступала противницей эволюционного учения?

2. Почему в древности существовали учения о деградации жизни?

3. Почему теория Дарвина так и осталась недоказанной гипотезой?

4. Можно ли религии и теории эволюции прийти к согласию друг с другом?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: