Вопрос 86. Маргинальная субкультура, молодежные субкультуры современного города

Субкультура представляет собой особую форму культуры, суверенное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями нормами. Культура любой эпохи обладает относительной цельностью, но сама по себе она неоднородна. Внутри конкретной культуры городская среда отличается от деревенской, официальная - от народной, аристократическая - от демократической, христианская - от языческой, взрослая - от детской. К маргиналам относят группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями. Один из основных каналов маргинализации – массовая эмиграция из села в город. Эмигранты - люди с оборванными социальными связями, разрушенными духовными ценностями. С другой стороны, эти слои населения, не связанные традициями и предрассудками, особенно активно поддерживают передовое, часто выступают его инициаторами.

Маргинальная культура присуща также людям и группам, которые сознательно принимают для себя различные по характеру культурные традиции, нормы, модели поведения (этнические, конфессиональные и пр.) и стремятся следовать им в своей жизни – в ситуации смешанных браков, миссионерства и т.п. Однако носитель маргинальной культуры при выборе одной из ориентаций всегда вызывает недовольство или раздражение представителей иной культурной традиции, что является постоянным потенциальным источником личностных проблем и расстройств

Изучение молодежных субкультур составляет важное направление социологии молодежи. С 60-х годов XX в. к этой проблематике обратились ведущие социологи разных стран мира. В отечественной же социологии анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 80-х годов велся в весьма узких рамках. Основные молодежные субкультуры. Футбольные болельщики. Близкую к криминальным субкультурам группу составляют фанаты (фаны) футбольных команд. Сообщества футбольных фанатов - одна из наиболее распространенных форм в современной России. Экологисты. Байкеры, мотоциклисты. Рейверы. Источником жизненных ориентиров рейверов стал музыкальный стиль, а если точнее - образцы жизненного стиля наиболее популярных, выступающих в харизматической роли кумиров музыкантов. Российские рейверы в основном заимствуют модель поведения завсегдатаев ночных клубов. Соответственно этой модели образ жизни российского рейвера - ночной. Индустриальные ритмы, характерные для музыкального стиля рейверов, - своего рода альтернатива рок-музыке. Хип-хоп культура. Брейк-данс. Толкинисты. Скинхедз - задачи: 1. Сохранение того, что представляется им "традициями рабочего класса". 2. Борьба с группами, которые воспринимались ими как девиантные: выходцы из Азии, хиппи. Ярые футбольные фанатики. Консервативные ценности упорного труда, ритуальная защита локальной территории. Т.о. субкультура является попыткой разрешения молодежью проблем, связанных с ее маргинальным статусом в обществе, а не выражением "морального распада и полной бездуховности", как гласит традиция морализаторско-оценочного подхода.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: