Социальная установка и социализация личности

В социологии "личность – это многообразная система, которая включает темперамент, направленность, способности и характер, т. е. индивидуальность человека, особенности его поведения, отношения и установок к окружающей действительности".

Социальные установки являются одним из механизмов регуляции поведения человека. Они помогают уяснить, почему именно люди поступают тем или иным образом в определенных ситуациях. Причем, с одной стороны, сами установки формируются под воздействием социума, с другой - они влияют на социум, определяя отношение к нему людей. Понятие, которое в определенной степени объясняет выбор мотива, побуждающего личность к деятельности, есть понятие социальной установки. Проблема установки была предметом исследования в школе Д. Н. Узнадзе. Д. Узнадзе определил установку целостным динамическим состоянием объекта, состоянием готовности к определенной активности. Установка в контексте концепции Д. Узнадзе касается вопроса реализации простейших физиологических потребностей человека.

Установка личности – постоянная тенденция чувствовать или вести себя определенным образом по отношению к предмету, личности, ситуации. Выделяются компоненты установки: эмоциональный – включает чувства людей относительно объекта (организации, других людей); информационный – включает убеждение или информацию, которую индивид имеет относительно объекта; поведенческий – определяет склонность человека вести себя определенным образом по отношению к объекту.

Установки выполняют следующие функции: приспособление: установки помогают людям легче приспособиться к своему рабочему месту; защита своего "Я": реализация своего "Я"-образа (самого себя) – отрицание информации и нежелание менять свои установки, если это нарушает сформировавшееся мнение о себе; выражение ценностных ориентации (свои установки).

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д.

Процесс формирования личности, по Д. Смелзеру, происходит по трем различным стадиям: 1. стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых; 2. игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли; 3. стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей. Социализация не только дает нам возможность общаться друг с другом посредством освоенных социальных ролей. Она также обеспечивает сохранение общества. Хотя количество его членов постоянно меняется, так как люди рождаются и умирают, социализация способствует сохранению самого общества, прививая новым гражданам общепринятые идеалы, ценности, образцы поведения. Агенты социализации - люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей. К ним относят: агентов первичной социализации - семья, родственники и друзья; агентов вторичной социализации - представителей администрации школы, университета, предприятия и т.д. Социализация - это процесс непрерывный. Нравственное развитие того или иного индивида может задержаться на определенном этапе, но сам процесс социализации никогда не кончается. Социализация личности выделяет две стороны: усвоение социального опыта, т. е. воздействие внешней среды на процесс становления личности; воздействие индивида на внешнюю среду.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: