double arrow

Тема 5.1 Философия XVII-XVIII веков


 

Эмпиризм Ф. Бэкона(1561-1626). Биография. Критика философии Аристотеля и схоластики. Понятие эмпиризма. Тождество истины и пользы. Разработка индуктивной методологии науки. Роль эксперимента. «Светоносные и плодоносные опыты». Классификация заблуждений: идолы рода, пещеры, площади, театра.

Рационализм Р. Декарта(1596-1650). Биография. Радикальный скептицизм и его преодоление. Доказательство существования субъекта познания. Преимущественная достоверность сознания. Понятие рационализма. Доказательство существования Бога. Проблема существования объективного мира. Бог как гарант существования мира и истинного знания. Учение о методе(четыре правила). Роль интеллектуальной интуиции. Понятие редукционизма. Задача создания новой науки. Математика и естествознание. Опытно-индуктивный и дедуктивно-математический пути познания

Пантеизм Б. Спинозы(1632-1677). Биография. Пантеизм и понятие субстанции. Учение о модусах и атрибутах(“природа творящая” и “природы сотворенная”). Параллелизм мышления и бытия. Виды познания. Смысл познания и концепция «интеллектуальной любви» к Богу.

Субъективный идеализм Дж. Беркли(1685-1753).Задачи его философии. Принцип существования. Обычная ошибка некритического отношения. Критика понятия материи. Три рода существующих объектов. Смысл солипсизма. Причины неприятия его учения церковью. Философские недостатки концепции.

Агностицизм Д. Юма(1711-1776). Анализ отношения ощущений к сознанию. Обоснование отсутствия связи между явлениями. Формула причинно-следственной связи. Вероятностный характер индуктивного знания. Последовательность возникновения веры в существование причинно-следственной связи. Способ существования причинно-следственной связи. Теоретическое значение философии.

Гносеологическая концепция И. Канта(1724-1804). Биография. Сущность и явление. Понятие “вещи-в-себе” и агностицизм Канта. Пространство и время как априорные формы чувственного созерцания. Признаки научного знания. Знание апостериори и априори. Роль математики. “Коперниканский переворот”. Трансцендентальное и трансцендентное в философии. Антиномии разума.

 

Тема 5.2 Философия XIX века

 

Панлогизм Гегеля. Феноменология Гегеля. Феноменологический метод двойной рефлексии. Наука логики. Философия природы. Философия духа.

Позитивизм О. Конта(1798-1857). Теологическая, метафизическая и позитивная стадии человеческого знания. Философские и научные вопросы. Концепция науки и классификация наук. Социально-политическое учение.

Философские взгляды К.Маркса(1818-1883). Материалистическое понимание истории и роль производительных сил в развитии общества. Понятия общественно-экономической формации и способа производства. Базис и надстройка. Общественное бытие и общественное сознание. Недостатки концепции.

Философия Ф. Ницше(1844-1900). “Аполлоническое и дионисийское начала”. “Имморализм” и критика христианской морали, "мораль господ и мораль рабов". Главный мотив человеческих действий. Идеал сверхчеловека и три «превращения». Идея “вечного возвращения”.

Философия прагматизма У.Джемса(1842-1910). Понятие прагматизма. Трактовка истины в прагматизме. Теоретический плюрализм. Радикальный эмпиризм и концепция непрерывности опыта. Роль веры и связь с иррационализмом. Понятие инструментализма у Дж.Дьюи(1859-1902).

 

Раздел 6. Современная философия

 

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: