Тема 11.1 Эмпирическое и рациональное в познании

Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Интуитивное познание: чувственная, интеллектуальная, сверхрациональная интуиция

Понятия эмпиризма и сенсуализма. Дж. Локк (1632—1704) о простых и сложных идеях. Концепция "первичных и вторичных качеств". Роль индукции.

Понятие рационализма. Предпосылки рационализма: тезис о тождестве мышления и бытия, теория "врожденных идей". Роль дедукции. Спор эмпириков и рационалистов.

 

Тема 11.2 Истина и её критерии

Понятие истины. Онтологическое и корреспондентная теория истины. Объективная и субъективная истина. Абсолютная и относительная истина. Истина как процесс. Догматизм и релятивизм. Критерии истины: практика, логическая непротиворечивость, общезначимость, когерентность, интуиция. Свойства истины. Соотношение истины и заблуждения.

 

Тема 11.3 Философия науки

Предпосылки возникновения научного знания. Наука как социальный институт. Понятие сциентизма.

Средства и методы эмпирического исследования: факт, наблюдение, эксперимент. Роль приборов в современном научном исследовании и проблемы измерения.

Средства и методы теоретического познания: проблема, гипотеза, теория, научный закон. Формализация и математизация знания. Мысленный эксперимент и теоретическое моделирование.

Концепция развития научного знания К.Поппера, принципы фальсификации и фаллибилизма. Концепция смены парадигм Т.Куна. Методология научно-исследовательских программ И.Лакатоса. Эпистемологический анархизм П.Фейерабенда.

 

Тема 11.4 Философия техники

Понятие техники. Цель и функции техники. Техника как фактор цивилизации, традиционная и техногенная цивилизации. Влияние техники на человека и «демонизм» техники. Технократизм и гуманизм. Феномен виртуальной реальности и его философская интерпретация.

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ занятия Наименование разделов и тем занятий Вид занятия Задание для студентов
       
  Раздел 1. Введение в философию    
  1.1 Философия и её предмет лекция 1, с.5-14
  1.2 Соотношение религии, философии и науки. лекция 1, с.161-177
  1.3 Основные типы философии: материализм и идеализм. лекция 2, с.19-23
  Раздел 2. Восточная философия    
  2.1 Предпосылки философии в Индии лекция 1, с.16-22
  2.2 Предпосылки философии в Китае семинар 1, с.23-32
  Раздел 3. Античная философия    
  3.1 Становление философии в Древней Греции семинар 2, с.26-58
  3.2 Классическая греческая философия. лекция 2, с.58-93
  3.3 Эллинистическая философия семинар 1, с.73-82
  Раздел 4. Философия Средних веков    
  4.1 Патристика и схоластика лекция 2, с.108-132
  Раздел 5. Философия Нового времени    
  5.1 Философия XVII-XVIII века семинар 1, с.92-103
  5.2 Философия XIX века лекция 1, с.103-117
  Раздел 6. Современная философия    
  6.1 Основные направления философской мысли XX века лекция 1, с117-130
  6.2 Русская философия семинар 2, с264-348
  Раздел 7. Философия бытия    
  7.1 Проблема бытия лекция 2, с349-364
  7.2 Материя и её свойства. семинар 2, с349-364
  Раздел 8. Философия человека    
  8.1 Образы человека в истории философской мысли лекция 2, с406-423
  8.2 Философия общества лекция 2, с424-436
  8.3 Философия истории лекция 2, с444-449
  Раздел 9. Философия как аксиология    
  9.1 Смысл жизни лекция 1, с185-191
  9.2 Культура и искусство лекция 2, с437-457
  Раздел 10. Философия деятельности    
  10.1 Сознание лекция 2, с365-377
  10.2 Виды человеческой деятельности лекция 1, с115-160
  Раздел 11. Философия познания    
  11.1 Эмпирическое и рациональное в познании лекция 2, с146-173
  11.2 Философия науки семинар 2, с392-405

Основная литература

1. Горелов, А. А. Основы философии: Учеб. для сред. проф. образования /А.А.Горелов. - 11-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2012. - 320с.

2. Волкогонова О. Д., Сидорова Н. М. Основы философии: Учеб. для сред. проф. образования / О. Д. Волкогонова, Н. М. Сидорова - М.: ИД «ФОРУМ" - ИНФРА- 2013. - 480с.

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ

 

1. Философия и ее предмет.

2. Соотношение философии, религии и науки.

3. Основные типы философии.

4. Предпосылки философии в Древней Индии: брахманизм и буддизм.

5. Предпосылки философии в Древнем Китае: конфуцианство и даосизм.

6. Натурфилософия Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, Гераклита.

7. Философия Пифагора и Демокрита.

8. Учение о бытии Парменида и апории Зенона.

9. Гносеологический релятивизм софистов: Протагор и Горгий.

10. Сократ, киники, киренаики.

11. Философия Платона и Аристотеля.

12. Философия эллинистических школ: эпикурейцы, стоики, скептики.

13. Средневековая философия: Августин Блаженный и Фома Аквинский.

14. Философия XVII - XVIII веков.

15. Философия XIX века.

16. Основные направления философской мысли XX века.

17. Русская философия.

18. Проблема бытия.

19. Материя и ее свойства. Философские концепции пространства и времени.

20. Образы человека в истории философской мысли.

21. Философия общества.

22. Философия истории.

23. Смысл жизни. Свобода воли.

24. Культура и искусство.

25. Сознание.

26. Виды человеческой деятельности.

27. Основные гносеологические концепции: эмпиризм и рационализм.

28. Истина и ее критерии.

29. Философия науки.

30. Философия техники.

 

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

1. Абсолютная истина - а) полное знание о действительности, б) знание в

котором нет никаких сомнений.

2. Агностицизм - учение, отрицающее полностью или частично возможность

познания объективного мира.

3. Аксиология- учение о ценностях.

4. Анализ - разложение целого на составные части.

5. Аналитическое суждение - высказывание в котором связь объекта и его

свойства мыслится через тождество.

6. Антиномия - пара противоположных по содержанию идей тезис - антитезис.

7. Антропный принцип - мир рассматривается не сам по себе, а с точки

зрения человека и в отношении к человеку.

8. Антропология - учение о человеке.

9. Антропоцентризм - подход, рассматривающий человека как "меру всех вещей".

10. Апории - логические примеры, призванные продемонстрировать, что

выводы разума противоречат данным чувственного восприятия.

11. Бессознательное - скрытые от непосредственного наблюдения

психические процессы.

12. Бритва Оккама- "не следует умножать число сущностей сверх

необходимости".

13. Бытие - все существующее.

14. "Вещь-в-себе» - непознаваемая сущность объекта.

15. Восприятие - целостный образ предмета как совокупность ощущений.

16. Время - длительность существования чувственно-воспринимаемых

объектов.

17. Вторичные качества - свойства вещей, порожденные субъективностью

нашего восприятия.

18. Гедонизм - учение считающее получение наслаждений целью жизнию.

19. Гипотеза - предположение, основанное на фактах, но нуждающееся в

доказательствах.

20. Гносеология- учение о познании,

21. Дедукция - вывод от общего правила к частному случаю.

22. Детерминизм - учение о причинной обусловленности всех явлений.

23. Диалектика - учение о взаимосвязи и относительности противоположных

понятий в процессе развития знания.

24. Диалектическая триада - тезис, антитезис, синтез.

25. Догмат- положение религии, слепо принимаемое на веру

26. Догматизм - преувеличение роли устойчивого элемента истины,

27. Дуализм - бытие имеет две причины существования.

28. Дух - мышление, сознание.

29. Знание апостериори - опытное знание.

30. Знание априори - доопытное знание

31. Идеализм - учение, считающее причиной бытия духовное начало.

32. Идеи(эйдосы) - умопостигаемые сущности, являющиеся прообразами

материальных вещей.

33. Индивидуальность - высшее или трансцедентальное «Я» человека.

34. Индукция - вывод от частного случая к общему правилу.

35. Интенция - избирательная направленность внимания на объект.

36. Интроспекция – способность сознания становится предметом познания для

самого себя.

37. Интуиция - непосредственное знание без размышлений.

38. Иррационализм - учение, считающее что мир неразумен и непостижим для

разума.

39. Истина - знание, соответствующее действительности.

40. Катарсис - очищение души через сопереживание художественному

произведению.

41. Категория - наиболее общее понятие, выражающее в абстрактной форме

наиболее общие свойства действительности.

42. Когерентность - согласованность истины с фундаментальными идеями.

43. Конвенциальность - истина плод соглашения.

44. Коперниканский переворот - "рассудок диктует свои законы природе".

45. Космоцентризм - подход в философии рассматривающий человека как

неотъемлемую часть космоса, подчиняющуюся всем его процессам и

закономерностям.

46. Креационизм - учение о сотворении мира Богом.

47. Культура - совокупность материальных и духовных ценностей.

48. Личность - эмпирическое «Я» человека.

49. Логос - природный закон или божественный разум.

50. Материализм - учение, считающее причиной бытия материальное начало.

51. Материя - объективная реальность данная нам в ощущениях" В.И. Ленин.

52. Метафизика - учение об умопостигаемых причинах бытия, не

раскрываемых физикой.

53. Метод - набор правил которыми следует руководствоваться в процессе

познания и соблюдение которых позволяет достичь наиболее

достоверных результатов.

54. Миф - форма веры, определяющая отношение человека к различным

сторонам действительности.

55. Миф - символически-образное моделирование действительности.

56. Монизм - бытие имеет одну причину своего существования.

57. Мышление - отражение действительности посредством логически

связанных между собой понятий.

58. Натурфилософия - философия природы или естественная философия

59. Наука - рациональное познание, основанное на эмпирической проверке и

математическом доказательстве.

60. Научный закон - математическая формулировка связи между явлениями,

являющаяся объективной, существующей, устойчивой, повторяющейся,

конкретной, необходимой, внутренней.

61. Номинализм - учение, считающее универсалии только наименованиями

вещей, которым в действительности ничего не соответствует.

62. Ноумены - умопостигаемые объекты.

63. Общество - форма сосуществования людей с устойчивой структурой и

воспроизводящимися отношениями.

64. Объект - то, что познается(не-я).

65. Объективное – существующее независимо от сознания человека.

66. Объективный идеализм - учение духовное начало существует объективно,

независимо от человека.

67. Онтология - учение о бытии.

68. Относительная истина - неполное, частичное знание о действительности.

69. Отражение - способность материи в процессе взаимодействия

воспроизводить в своих особенностях особенности других предметов.

70. Ощущение - отражение в сознании человека отдельных свойств предмета.

71. Пантеизм - учение о тождестве Бога и природы.

72. Первичные качества - свойства присущие вещам самим по себе.

73. Позитивизм - философия науки связывающая социальный прогресс с

развитием знания.

74. Понятие - слово носитель смысла.

75. Праксиология - учение о деятельности.

76. Представление - чувственный образ предмета, сохраняемый в памяти.

77. Пространство - протяженность чувственно-воспринимаемых объектов.

78. Процесс становления – подвижность и изменчивость бытия.

79. Разум - абстрактное мышление об объектах, которые не могут быть даны в

непосредственном опыте.

80. Рассудок - способность суждения (конкретное мышление).

81. Рационализм - учение считающее мышление источником знаний.

82. Реализм - учение признающее независимое от человеческого сознания

существование универсалий.

83. Редукционизм - сведение сложного целого к простым составляющим и

объяснение свойств целого исходя из свойств частей

84. Релятивизм - преувеличение роли изменчивого элемента истины.

85. Релятивизм - учение об относительности познания.

86. Рефлексия - способность сознания к самоанализу своего содержания.

87. Сенсуализм - учение, считающее ощущения источником знания.

88. Синтез - восстановление целого из частей.

89. Синтетическое суждение - связь между объектом и его свойством мыслится

без тождества.

90. Сознание - непрерывный поток психических впечатлений.

91. Сознание - особое состояние свойственное человеку, в котором ему

одновременно доступны для познания и мир, и он сам

92. Солипсизм - учение о том, что существует только субъективное Я

и содержание его сознания

93. Сублимация - процесс замены сексуальной цели другой более приемлемой в

социальном и культурном отношении.

94. Субстанция - то, что является причиной своего собственного

существования.

95. Субъект - тот, кто познает(я).

96. Субъективное – существующее только в сознании человека.

97. Субъективный идеализм - духовное начало существует субъективно как

сознание человека.

98. Суждение - высказывание, определяющее свойства объекта.

99. Сущность - объект как он существует сама по себе.

100. Схоластика - средневековая философия.

101. Сциентизм - учение, что наука высшая и единственно подлинная форма

знания.

102. Теория - гипотеза успешно прошедшая экспериментальную

проверку.

103. Теоцентризм - подход, рассматривающий человека как образ и подобие

Божие.

104. Трансцендентальное - неотъемлемо присущее сознанию и являющееся

условием возможности всякого опыта.

105. Трансцендентальное единство апперцепции - сознание своего "Я", которое

является неотъемлемым условием всякого процесса познания.

106. Трансцендентное - выходящее за пределы чувственного опыта.

107. Умозаключение - вывод нового знания из уже известного.

108. Универсалии - общие родовые понятия.

109. Феномены - чувственно- воспринимаемые объекты.

110. Философия - учение о наиболее общих закономерностях развития

природы, человека и общества.

111. Чувственное познание - познание через органы чувств (зрение, слух,

осязание, обоняние, вкус).

112. Эволюция - учение о развитии как о переходе от низших форм бытия к

высшим.

113. Эвристичность - способность истины к развитию и расширению.

114. Экзистенциализм - философия существования.

115. Эксперимент - изучение объекта в искусственных условиях с помощью

приборов и инструментов.

116. Эмпиризм - учение считающее опыт источником знания.

117. Энтелехия - процесс перевода потенциальных возможностей в

действительность, деятельность по реализации цели.

118. Эпистемология – учение о познании

119. Эстетику - учение о прекрасном,

120. Этика - учение о нравственности

121. Явление - объект как он дан в процессе чувственного восприятия.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учебно-методическое пособие должно облегчить изучение дисциплины «Основы философии», но оно не является полноценной заменой учебнику и не отменяет необходимость изучения первоисточников. Тем не менее, автор-составитель верит, что внимательное и вдумчивое знакомство студентов с этим пособием может оказать им существенную помощь при подготовке к семинарам и зачету. По крайней мере, из него можно получить достаточно сведений, для ориентирования при самостоятельной подготовке.

Автор-составитель настоящего учебно-методического пособия надеется, что представленные здесь правила грамматики и упражнения к ним помогут учащимся Промышленно-экономического колледжа, независимо от осваиваемой ими специальности и формы обучения, выработать основные практические навыки. Упражнения составлены таким образом, что позволяют, одновременно с изучением (или повторением) грамматики, расширять словарный запас студентов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: