Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Интуитивное познание: чувственная, интеллектуальная, сверхрациональная интуиция
Понятия эмпиризма и сенсуализма. Дж. Локк (1632—1704) о простых и сложных идеях. Концепция "первичных и вторичных качеств". Роль индукции.
Понятие рационализма. Предпосылки рационализма: тезис о тождестве мышления и бытия, теория "врожденных идей". Роль дедукции. Спор эмпириков и рационалистов.
Тема 11.2 Истина и её критерии
Понятие истины. Онтологическое и корреспондентная теория истины. Объективная и субъективная истина. Абсолютная и относительная истина. Истина как процесс. Догматизм и релятивизм. Критерии истины: практика, логическая непротиворечивость, общезначимость, когерентность, интуиция. Свойства истины. Соотношение истины и заблуждения.
Тема 11.3 Философия науки
Предпосылки возникновения научного знания. Наука как социальный институт. Понятие сциентизма.
|
|
Средства и методы эмпирического исследования: факт, наблюдение, эксперимент. Роль приборов в современном научном исследовании и проблемы измерения.
Средства и методы теоретического познания: проблема, гипотеза, теория, научный закон. Формализация и математизация знания. Мысленный эксперимент и теоретическое моделирование.
Концепция развития научного знания К.Поппера, принципы фальсификации и фаллибилизма. Концепция смены парадигм Т.Куна. Методология научно-исследовательских программ И.Лакатоса. Эпистемологический анархизм П.Фейерабенда.
Тема 11.4 Философия техники
Понятие техники. Цель и функции техники. Техника как фактор цивилизации, традиционная и техногенная цивилизации. Влияние техники на человека и «демонизм» техники. Технократизм и гуманизм. Феномен виртуальной реальности и его философская интерпретация.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ занятия | Наименование разделов и тем занятий | Вид занятия | Задание для студентов |
Раздел 1. Введение в философию | |||
1.1 Философия и её предмет | лекция | 1, с.5-14 | |
1.2 Соотношение религии, философии и науки. | лекция | 1, с.161-177 | |
1.3 Основные типы философии: материализм и идеализм. | лекция | 2, с.19-23 | |
Раздел 2. Восточная философия | |||
2.1 Предпосылки философии в Индии | лекция | 1, с.16-22 | |
2.2 Предпосылки философии в Китае | семинар | 1, с.23-32 | |
Раздел 3. Античная философия | |||
3.1 Становление философии в Древней Греции | семинар | 2, с.26-58 | |
3.2 Классическая греческая философия. | лекция | 2, с.58-93 | |
3.3 Эллинистическая философия | семинар | 1, с.73-82 | |
Раздел 4. Философия Средних веков | |||
4.1 Патристика и схоластика | лекция | 2, с.108-132 | |
Раздел 5. Философия Нового времени | |||
5.1 Философия XVII-XVIII века | семинар | 1, с.92-103 | |
5.2 Философия XIX века | лекция | 1, с.103-117 | |
Раздел 6. Современная философия | |||
6.1 Основные направления философской мысли XX века | лекция | 1, с117-130 | |
6.2 Русская философия | семинар | 2, с264-348 | |
Раздел 7. Философия бытия | |||
7.1 Проблема бытия | лекция | 2, с349-364 | |
7.2 Материя и её свойства. | семинар | 2, с349-364 | |
Раздел 8. Философия человека | |||
8.1 Образы человека в истории философской мысли | лекция | 2, с406-423 | |
8.2 Философия общества | лекция | 2, с424-436 | |
8.3 Философия истории | лекция | 2, с444-449 | |
Раздел 9. Философия как аксиология | |||
9.1 Смысл жизни | лекция | 1, с185-191 | |
9.2 Культура и искусство | лекция | 2, с437-457 | |
Раздел 10. Философия деятельности | |||
10.1 Сознание | лекция | 2, с365-377 | |
10.2 Виды человеческой деятельности | лекция | 1, с115-160 | |
Раздел 11. Философия познания | |||
11.1 Эмпирическое и рациональное в познании | лекция | 2, с146-173 | |
11.2 Философия науки | семинар | 2, с392-405 |
Основная литература
|
|
1. Горелов, А. А. Основы философии: Учеб. для сред. проф. образования /А.А.Горелов. - 11-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2012. - 320с.
2. Волкогонова О. Д., Сидорова Н. М. Основы философии: Учеб. для сред. проф. образования / О. Д. Волкогонова, Н. М. Сидорова - М.: ИД «ФОРУМ" - ИНФРА- 2013. - 480с.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ
1. Философия и ее предмет.
2. Соотношение философии, религии и науки.
3. Основные типы философии.
4. Предпосылки философии в Древней Индии: брахманизм и буддизм.
5. Предпосылки философии в Древнем Китае: конфуцианство и даосизм.
6. Натурфилософия Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, Гераклита.
7. Философия Пифагора и Демокрита.
8. Учение о бытии Парменида и апории Зенона.
9. Гносеологический релятивизм софистов: Протагор и Горгий.
10. Сократ, киники, киренаики.
11. Философия Платона и Аристотеля.
12. Философия эллинистических школ: эпикурейцы, стоики, скептики.
13. Средневековая философия: Августин Блаженный и Фома Аквинский.
14. Философия XVII - XVIII веков.
15. Философия XIX века.
16. Основные направления философской мысли XX века.
17. Русская философия.
18. Проблема бытия.
19. Материя и ее свойства. Философские концепции пространства и времени.
20. Образы человека в истории философской мысли.
21. Философия общества.
22. Философия истории.
23. Смысл жизни. Свобода воли.
24. Культура и искусство.
25. Сознание.
26. Виды человеческой деятельности.
27. Основные гносеологические концепции: эмпиризм и рационализм.
28. Истина и ее критерии.
29. Философия науки.
30. Философия техники.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
1. Абсолютная истина - а) полное знание о действительности, б) знание в
котором нет никаких сомнений.
2. Агностицизм - учение, отрицающее полностью или частично возможность
познания объективного мира.
3. Аксиология- учение о ценностях.
4. Анализ - разложение целого на составные части.
5. Аналитическое суждение - высказывание в котором связь объекта и его
свойства мыслится через тождество.
6. Антиномия - пара противоположных по содержанию идей тезис - антитезис.
7. Антропный принцип - мир рассматривается не сам по себе, а с точки
зрения человека и в отношении к человеку.
8. Антропология - учение о человеке.
9. Антропоцентризм - подход, рассматривающий человека как "меру всех вещей".
10. Апории - логические примеры, призванные продемонстрировать, что
выводы разума противоречат данным чувственного восприятия.
11. Бессознательное - скрытые от непосредственного наблюдения
|
|
психические процессы.
12. Бритва Оккама- "не следует умножать число сущностей сверх
необходимости".
13. Бытие - все существующее.
14. "Вещь-в-себе» - непознаваемая сущность объекта.
15. Восприятие - целостный образ предмета как совокупность ощущений.
16. Время - длительность существования чувственно-воспринимаемых
объектов.
17. Вторичные качества - свойства вещей, порожденные субъективностью
нашего восприятия.
18. Гедонизм - учение считающее получение наслаждений целью жизнию.
19. Гипотеза - предположение, основанное на фактах, но нуждающееся в
доказательствах.
20. Гносеология- учение о познании,
21. Дедукция - вывод от общего правила к частному случаю.
22. Детерминизм - учение о причинной обусловленности всех явлений.
23. Диалектика - учение о взаимосвязи и относительности противоположных
понятий в процессе развития знания.
24. Диалектическая триада - тезис, антитезис, синтез.
25. Догмат- положение религии, слепо принимаемое на веру
26. Догматизм - преувеличение роли устойчивого элемента истины,
27. Дуализм - бытие имеет две причины существования.
28. Дух - мышление, сознание.
29. Знание апостериори - опытное знание.
30. Знание априори - доопытное знание
31. Идеализм - учение, считающее причиной бытия духовное начало.
32. Идеи(эйдосы) - умопостигаемые сущности, являющиеся прообразами
материальных вещей.
33. Индивидуальность - высшее или трансцедентальное «Я» человека.
34. Индукция - вывод от частного случая к общему правилу.
35. Интенция - избирательная направленность внимания на объект.
36. Интроспекция – способность сознания становится предметом познания для
самого себя.
37. Интуиция - непосредственное знание без размышлений.
38. Иррационализм - учение, считающее что мир неразумен и непостижим для
разума.
39. Истина - знание, соответствующее действительности.
40. Катарсис - очищение души через сопереживание художественному
произведению.
41. Категория - наиболее общее понятие, выражающее в абстрактной форме
наиболее общие свойства действительности.
|
|
42. Когерентность - согласованность истины с фундаментальными идеями.
43. Конвенциальность - истина плод соглашения.
44. Коперниканский переворот - "рассудок диктует свои законы природе".
45. Космоцентризм - подход в философии рассматривающий человека как
неотъемлемую часть космоса, подчиняющуюся всем его процессам и
закономерностям.
46. Креационизм - учение о сотворении мира Богом.
47. Культура - совокупность материальных и духовных ценностей.
48. Личность - эмпирическое «Я» человека.
49. Логос - природный закон или божественный разум.
50. Материализм - учение, считающее причиной бытия материальное начало.
51. Материя - объективная реальность данная нам в ощущениях" В.И. Ленин.
52. Метафизика - учение об умопостигаемых причинах бытия, не
раскрываемых физикой.
53. Метод - набор правил которыми следует руководствоваться в процессе
познания и соблюдение которых позволяет достичь наиболее
достоверных результатов.
54. Миф - форма веры, определяющая отношение человека к различным
сторонам действительности.
55. Миф - символически-образное моделирование действительности.
56. Монизм - бытие имеет одну причину своего существования.
57. Мышление - отражение действительности посредством логически
связанных между собой понятий.
58. Натурфилософия - философия природы или естественная философия
59. Наука - рациональное познание, основанное на эмпирической проверке и
математическом доказательстве.
60. Научный закон - математическая формулировка связи между явлениями,
являющаяся объективной, существующей, устойчивой, повторяющейся,
конкретной, необходимой, внутренней.
61. Номинализм - учение, считающее универсалии только наименованиями
вещей, которым в действительности ничего не соответствует.
62. Ноумены - умопостигаемые объекты.
63. Общество - форма сосуществования людей с устойчивой структурой и
воспроизводящимися отношениями.
64. Объект - то, что познается(не-я).
65. Объективное – существующее независимо от сознания человека.
66. Объективный идеализм - учение духовное начало существует объективно,
независимо от человека.
67. Онтология - учение о бытии.
68. Относительная истина - неполное, частичное знание о действительности.
69. Отражение - способность материи в процессе взаимодействия
воспроизводить в своих особенностях особенности других предметов.
70. Ощущение - отражение в сознании человека отдельных свойств предмета.
71. Пантеизм - учение о тождестве Бога и природы.
72. Первичные качества - свойства присущие вещам самим по себе.
73. Позитивизм - философия науки связывающая социальный прогресс с
развитием знания.
74. Понятие - слово носитель смысла.
75. Праксиология - учение о деятельности.
76. Представление - чувственный образ предмета, сохраняемый в памяти.
77. Пространство - протяженность чувственно-воспринимаемых объектов.
78. Процесс становления – подвижность и изменчивость бытия.
79. Разум - абстрактное мышление об объектах, которые не могут быть даны в
непосредственном опыте.
80. Рассудок - способность суждения (конкретное мышление).
81. Рационализм - учение считающее мышление источником знаний.
82. Реализм - учение признающее независимое от человеческого сознания
существование универсалий.
83. Редукционизм - сведение сложного целого к простым составляющим и
объяснение свойств целого исходя из свойств частей
84. Релятивизм - преувеличение роли изменчивого элемента истины.
85. Релятивизм - учение об относительности познания.
86. Рефлексия - способность сознания к самоанализу своего содержания.
87. Сенсуализм - учение, считающее ощущения источником знания.
88. Синтез - восстановление целого из частей.
89. Синтетическое суждение - связь между объектом и его свойством мыслится
без тождества.
90. Сознание - непрерывный поток психических впечатлений.
91. Сознание - особое состояние свойственное человеку, в котором ему
одновременно доступны для познания и мир, и он сам
92. Солипсизм - учение о том, что существует только субъективное Я
и содержание его сознания
93. Сублимация - процесс замены сексуальной цели другой более приемлемой в
социальном и культурном отношении.
94. Субстанция - то, что является причиной своего собственного
существования.
95. Субъект - тот, кто познает(я).
96. Субъективное – существующее только в сознании человека.
97. Субъективный идеализм - духовное начало существует субъективно как
сознание человека.
98. Суждение - высказывание, определяющее свойства объекта.
99. Сущность - объект как он существует сама по себе.
100. Схоластика - средневековая философия.
101. Сциентизм - учение, что наука высшая и единственно подлинная форма
знания.
102. Теория - гипотеза успешно прошедшая экспериментальную
проверку.
103. Теоцентризм - подход, рассматривающий человека как образ и подобие
Божие.
104. Трансцендентальное - неотъемлемо присущее сознанию и являющееся
условием возможности всякого опыта.
105. Трансцендентальное единство апперцепции - сознание своего "Я", которое
является неотъемлемым условием всякого процесса познания.
106. Трансцендентное - выходящее за пределы чувственного опыта.
107. Умозаключение - вывод нового знания из уже известного.
108. Универсалии - общие родовые понятия.
109. Феномены - чувственно- воспринимаемые объекты.
110. Философия - учение о наиболее общих закономерностях развития
природы, человека и общества.
111. Чувственное познание - познание через органы чувств (зрение, слух,
осязание, обоняние, вкус).
112. Эволюция - учение о развитии как о переходе от низших форм бытия к
высшим.
113. Эвристичность - способность истины к развитию и расширению.
114. Экзистенциализм - философия существования.
115. Эксперимент - изучение объекта в искусственных условиях с помощью
приборов и инструментов.
116. Эмпиризм - учение считающее опыт источником знания.
117. Энтелехия - процесс перевода потенциальных возможностей в
действительность, деятельность по реализации цели.
118. Эпистемология – учение о познании
119. Эстетику - учение о прекрасном,
120. Этика - учение о нравственности
121. Явление - объект как он дан в процессе чувственного восприятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учебно-методическое пособие должно облегчить изучение дисциплины «Основы философии», но оно не является полноценной заменой учебнику и не отменяет необходимость изучения первоисточников. Тем не менее, автор-составитель верит, что внимательное и вдумчивое знакомство студентов с этим пособием может оказать им существенную помощь при подготовке к семинарам и зачету. По крайней мере, из него можно получить достаточно сведений, для ориентирования при самостоятельной подготовке.
Автор-составитель настоящего учебно-методического пособия надеется, что представленные здесь правила грамматики и упражнения к ним помогут учащимся Промышленно-экономического колледжа, независимо от осваиваемой ими специальности и формы обучения, выработать основные практические навыки. Упражнения составлены таким образом, что позволяют, одновременно с изучением (или повторением) грамматики, расширять словарный запас студентов.