Ст. 20, 21, 81, 82 НК
3. Понятие, принципы и структура налоговой системы Республики Беларусь:
Налоговая система Республики Беларусь – это совокупность налогов, сборов и пошлин, порядка их установления, исчисления и уплаты, а также форм и методов налогового контроля и привлечения к ответственности виновных лиц за нарушение налогового законодательства.
Принципами налоговой системы являются:
1.принцип подвижности, т.е. налоги могут изменяться как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения;
2.принцип всеобщности, т.е. налоги и др. обязательные платежи уплачивают все, кто получают доходы, имеют имущество, облагаемое налогами, осуществляют деятельность, которая подлежит налогообложению и т.д.;
3.принцип однократности налогообложения, т.е. один и тот же объект облагается налогом одного вида только один раз за определенный налоговый период;
4.принцип обязательности, т.е. исполнение налоговых обязательств обеспечивается принудительной силой государства;
5.принцип социальной справедливости, т.е. установленные размеры налоговых ставокставят всех налогоплательщиков в сравнительно одинаковые условия по выполнению финансовых обязательств перед государством;
6.принцип экономичности (эффективности) налогов, т.е. денежные средства, направляемые на установление, сбор и обслуживание налогов, должны быть как можно меньше сумм, поступающих в виде самих налогов, сборов и пошлин.
ПРЯМЫЕ НАЛОГИ | КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ | ||
Устанавливаются на доход и имущество. Юридический и фактический плательщики совпадают. | Включены в стоимость. Юридический плательщик – продавец, производитель и т.д. Фактический плательщик – покупатель. | ||
личные | реальные | индивидуальные | универсальные |
Уплачиваются с действительно полученного дохода | Облагаются не действительные доходы, а предполагаемый средний доход | Облагаются определенные группы товаров | Облагаются все товары, работы, услуги. |
¨ налоги на доходы и прибыль; ¨ подоходный налог; ¨ налог на недвижимость; ¨ земельный налог; экологический налог. | ¨ единый налог для производителей с/х производителей; ¨ единый налог с и/п | ¨ акцизы; ¨ налог с продаж автомобильного топлива. | ¨ НДС. |
Тема 3. Правовая конструкция закона о налоге. Налоговый учет
Вопросы к теме:
1.Общая характеристика элементов закона о налоге.
2.Сроки и порядок уплаты налогов.
3.Понятие, цели и виды налоговых льгот.
4. Понятие налогового учета и налоговой декларации.
5. Зачет и возврат налогов, сборов и пошлин.
Ст.13-30, 41-45, 60-63 НК
1.Общая характеристика элементов закона о налоге:
Элементы закона о налоге подразделяются на 2 группы:
I. обязательные элементы. К ним относятся:
· Субъекты:
Þ физические и юридические лица – налогоплательщики;
Þ Министерство по налогам и сборам и его инспекции;
Þ налоговые агенты – это физическое или юридическое лицо, на которое законодательство возлагает обязанности по исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет налогов, сборов и пошлин (ст. 23 НК);
Þ Государственный таможенный комитет;
Þ Министерство финансов;
Þ Комитет государственного контроля и т.д.
· Объект налогообложения – это обстоятельства, с наличием которых у плательщика налоговое законодательство связывает возникновение налогового обязательства.
· Налоговая база – это стоимостная, физическая и иная характеристика объекта налогообложения (величина, которая количественно отражает объект налогообложения). Пример: объектом налога на игорный бизнес является игровой стол, а налоговой базой – совокупность игровых столов и автоматов.
· Единица налогообложения – это величина, в которой соизмеряется объект налогообложения (объект налогообложения – доход, а единицей налогообложения – 1 рубль).
· Налоговая ставка – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Существует 3 вида налоговых ставок:
а) твердая (абсолютная) ставка – это ставка, которая установлена в твердой денежной сумме (когда в качестве объекта выступает имущество в натуральном выражении);
б) пропорциональная ставка – это ставка, которая устанавливается в процентном отношении на единицу налогообложения;
в) прогрессивная ставка – это ставка, которая устанавливается в процентном отношении на единицу налогообложения по возрастающей по мере роста доходов.
· налоговый период – это календарный год или иной период времени, определяемый применительно к каждому конкретному налогу, сбору (пошлине), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма этого налога, сбора (пошлины).
Отчетным периодом признается отрезок времени, в течение которого плательщик или иное обязанное лицо должно исполнить налоговое обязательство и предоставить отчет в налоговые органы.
· Сроки уплаты;
· Порядок исчисления и уплаты.
II. Факультативные элементы:
· Льготы;
· Формы отчетности;
· Ответственность;
· Порядок возврата сумм налогов.
2.Сроки и порядок уплаты налогов:
Сроки и порядок уплаты налогов определяются:
· значимостью платежа для пополнения бюджета,
· устанавливаются налоговым законодательством применительно к каждому налогу.
Сроки уплаты налога: такие налоги, как налог на доходы и прибыль, на недвижимость и прочие (их большинство) уплачиваются не позднее 22 числа месяца, следующего за налоговым периодом, уплата НДС производится не позднее 5-го, 10, 15, 20, 25 и последнего дня текущего месяца н зависимости от суммы налога, уплаченного по итогам предыдущего налогового периода.
Обязанность внесения (уплаты) суммы налога остается на:
· налогоплательщике (физических лиц и индивидуальных предпринимателей) - они
самостоятельно уплачивают налоги, здесь юридический и фактический плательщики совпадают;
· источнике выплаты дохода (налоговые агенты) - индивидуальные предприниматели и юридические лица (например, наниматель уплачивает налоги за лиц. работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам, при уплате налога на доходы иностранным юридическим лицом, не осуществляющим свою деятельность в РБ, через постоянные представительства), здесь юридический и фактический плательщики не совпадают.
Порядок исчисления налога зависит от:
· плательщиков;
· видов налогов.
В большинстве случаев налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налога, исходя из:
· объекта налогообложения;
· налоговой ставки;
· налоговых льгот.
Обязанность исчислить налог может быть возложена на налоговых агентов: налоговый орган или третье лицо (например, обязанность исчисления налога на недвижимость и земельного налога с физических лиц возлагается на налоговые органы, обязанность исчисления сумм подоходного налога с физических лиц. работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам ложится на источники дохода - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).
3.Понятие, цели и виды налоговых льгот:
Налоговые льготы — это важный, хотя не обязательный элемент Закона «О налоге», представляющий собой различного рода исключения из общего налогового режима в установленном законом порядке для отдельных категорий плательщиков.
В соответствии со ст.43 НК РБ налоговые льготы - это предоставленные отдельным категориям плательщиков, предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог (сбор, пошлину) либо уплачивать их в минимальном размере.
Цели налоговых льгот:
· сокращение размеров налогового обязательства,
· создание более выгодных условий для выполнения налоговых обязательств для отдельных категорий плательщиков,
· отсрочка или рассрочка налогового платежа.
Виды налоговых льгот:
1. освобождение от уплаты налога, сбора, пошлины;
2. дополнительные налоговые вычеты или скидки, уменьшающие налоговую базу или сумму налога, сбора, пошлины;
3. пониженные налоговые ставки;
4. возмещение суммы уплаченного налога, сбора (пошлины);
5. в ином виде, установленном Президентом РБ.
Устанавливаться налоговые льготы могут:
1. Президентом РБ;
2. законодательством, в т.ч. НК РБ может предусматривать отдельные виды льгот (Национальное собрание)
3. международно-правовыми актами, составляющими нормативную правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, и (или) актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и (или) Законом Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»;
4. Министром иностранных дел Республики Беларусь и его заместителями, а также руководителями дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь: имеют право понижать ставки консульского сбора или освобождать от консульского сбора организации и физических лиц по их заявлениям, подаваемым в письменной форме, а также по письменным ходатайствам палат Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь и т.д.
5. Местными Советами депутатов или по их поручению местными исполнительными и распорядительными органами: вправе предоставлять льготы по республиканским налогам, сборам (пошлинам), полностью уплачиваемым в местные бюджеты:
· отдельным плательщикам – физическим лицам по объектам налогообложения, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, исходя из их имущественного положения;
· отдельным категориям плательщиков в порядке и на условиях, определяемых Президентом Республики Беларусь, законодательством.
Предоставление индивидуальных налоговых льгот юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям не допускается.
Плательщик вправе использовать налоговые льготы с момента возникновения правовых оснований для их применения и в течение всего периода действия этих оснований.
При использовании налоговых льгот необходимо предоставлять (предварительно либо по требованию налоговых органов):
· сведения о сумме, на которую уменьшена сумма налога;
· документы, подтверждающие право на льготы.
4. Понятие налогового учета и налоговой декларации:
Налоговым учетом признается осуществление плательщиками (иными обязанными лицами) учета объектов налогообложения и определения налоговой базы по налогам, сборам (пошлинам) путем расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета, если иное не установлено налоговым законодательством.
Налоговый учет ведется исключительно в целях налогообложения и осуществления налогового контроля.
Налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета и (или) на иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Постановка на учет юридических лиц Республики Беларусь и индивидуальных предпринимателей, за исключением религиозных организаций, организационных структур республиканских государственно-общественных объединений, политических партий и других общественных объединений, наделенных правами юридического лица, государственных органов, простых товариществ, доверительных управляющих, иностранных организаций, а также физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, осуществляется при их государственной регистрации. Исключение: по их заявлению.
Форма заявления о постановке на учет в налоговом органе и сообщения юридического лица о создании филиалов, представительств и иных обособленных подразделений, а также порядок их заполнения устанавливаются Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.
Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет плательщика (иного обязанного лица) в течение двух рабочих дней со дня получения информационной карты от регистрирующего органа или заявления плательщика (иного обязанного лица) с приложением необходимых документов (сведений) либо документов (сведений) о плательщике (ином обязанном лице) и объектах налогообложения, полученных налоговым органом.
При постановке на учет в налоговом органе каждому плательщику (иному обязанному лицу) присваивается единый по всем налогам, сборам (пошлинам), в том числе по таможенным платежам, учетный номер плательщика.
Налоговой декларацией (расчетом) признается письменное заявление плательщика (иного обязанного лица) на бланке установленной формы о полученных доходах и об осуществленных расходах, источниках доходов, о налоговых льготах и об исчисленной сумме налога, сбора (пошлины) и (или) о других данных, необходимых для исчисления и уплаты налога, сбора (пошлины).
Налоговая декларация (расчет) может быть представлена плательщиком (иным обязанным лицом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана с помощью программных и технических средств.
Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь устанавливаются:
1. формы налоговых деклараций (расчетов) по налогам, сборам (пошлинам) и порядок их заполнения;
2. форматы представления налоговых деклараций (расчетов) по налогам, сборам (пошлинам) в виде электронного документа, порядок их заполнения и представления в налоговые органы, а также порядок приема, обработки, порядок и сроки хранения таких налоговых деклараций (расчетов) в налоговых органах;
3. формат подтверждения о приеме налоговой декларации (расчета) в виде электронного документа.
Личный кабинет плательщика, размещенный в глобальной компьютерной сети Интернет, является информационным ресурсом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, которое осуществляет его ведение в установленном им порядке.
Личный кабинет плательщика используется в случаях и с учетом особенностей, предусмотренных Кодексом, для получения от налоговых органов и направления в налоговые органы электронных документов, документов и (или) информации в электронном виде, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых налоговым законодательством.
Доступ к личному кабинету плательщика осуществляется с помощью:
1. личного ключа электронной цифровой подписи, сертификат соответствующего открытого ключа которого издан республиканским удостоверяющим центром Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь. Доступ к личному кабинету плательщика, предоставленный с помощью личного ключа электронной цифровой подписи, сертификат соответствующего открытого ключа которого издан иными удостоверяющими центрами, сохраняется до истечения срока действия такого ключа;
2. учетной записи и пароля. Доступ к личному кабинету плательщика с помощью учетной записи и пароля предоставляется физическому лицу и иностранной организации, оказывающей услуги в электронной форме физическим лицам в Республике Беларусь. Порядок получения учетной записи и пароля указанной категорией плательщиков устанавливается Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.
Зачет и возврат налогов, сборов и пошлин.
Зачет и возврат излишне уплаченной суммы налогов, сборов и пошлин производится налоговым органом по месту постановки плательщика на учет самостоятельно либо на основании письменного заявления плательщика.
Налоговый орган обязан сообщить плательщику о каждом ставшем ему известным факте излишней уплаты не позднее 5 дней со дня обнаружения каждого такого факта.
Зачет излишне уплаченной суммы налогов, сборов и пошлин:
Заявление о зачете излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени может быть подано плательщиком (иным обязанным лицом) не позднее трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Зачет производится в счет предстоящих платежей по данному налогу, если плательщик не имеет неисполненных налоговых обязательств или неуплаченных пеней.
. Зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени производится налоговым органом самостоятельно в течение 5 рабочих дней со дня выявления факта наличия у плательщика (иного обязанного лица) неисполненного налогового обязательства или неуплаченных пеней.
Решение о зачете принимается не позднее 5 рабочих дней со дня подачи плательщиком заявления
Налоговый орган обязан сообщить плательщику (иному обязанному лицу) о произведенном зачете излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени в счет предстоящих платежей, исполнения налогового обязательства по уплате других налогов, сборов (пошлин), пеней не позднее 5 дней со дня проведения такого зачета.