Крымский университет культуры, искусств и туризма.
ПОЛИФОНИЯ
Курс лекций для студентов IV курса
Кафедры Музыкальное искусство
Составитель: кандидат искусствоведения ЧАЙКА Е.В.
Г. Симферополь
Тема 1. Введение в предмет. Цели и задачи курса. Виды многоголосия.
Вопросы:
1. Предмет и задачи курса полифония.
2. Основные периоды истории полифонии.
3. Понятие музыкальной ткани. Разновидности многоголосия
4. Сравнительная характеристика типов многоголосия.
1.Цель курса полифонии состоит в усвоении теории полифонического многоголосия и приобретении техники сочинения полифонической музыки. Курс делится на 2 части – строгое письмо и свободное письмо, в соответствии со спецификой исторического пути развития мировой полифонической музыки. Существенным отличием строгого письма – художественного стиля хоровой полифонии a capella, достигшего особой характерности и зрелости в XV-XVI веках, от свободного, вершиной которого явилось творчество И.С.Баха, – лежит в области мелодико-тематической, ладогармонической и ритмической организации музыки, в принципах организации созвучий и многоголосной музыкальной ткани в целом. В мелодике строгого письма сложилось множество правил, способствующих освоению основ полифонического письма. Овладение основами полифонии, универсальными по отношению к любому музыкальному стилю – составляет главную цель изучения курса.
|
|
2.Полифония прошла длительный путь исторического развития. Основные периоды истории полифонии европейской музыки:
1 – (10-12 в.). Первичные формы многоголосия. Двухголосие, основанное на параллельном и отчасти косвенном движении совместно звучащих голосов, иногда сливающихся в унисон. То есть простейшие формы гетерофонии.
2 – (13-14 в.). Переход к большому количеству голосов. Распространенность 3-х, 4-х, 5-ти и 6-ти-голосия. Значительное усиление контраста в совместно звучащих голосах. Введение приемов имитационного изложения и двойного контрапункта.
3 – (15-16 в.). Период расцвета и полной зрелости полифонии в хоровой музыке. Эпоха строгого письма. Полифония – основной принцип музыкального изложения. Сложные формы контрапункта.
4 – (17 век). Полифония уступает место гомофонному стилю. Интенсивно развивается гармония.
5 – (первая половина 18 века.) Творчество Баха и Генделя. Второй расцвет полифонии на основе достижений гомофонии 17 века – полифония свободного стиля, опирающаяся на закономерности гармонии.
6 – (вторая половина 18 – 20 век). Полифония – составная часть сложного многоголосия.
3. Понятие музыкальной ткани.
Музыкальная ткань – это совокупность всех звуковых элементов музыкального произведения. Строение и характер музыкальной ткани являет собой музыкальное изложение, т.е. фактуру (в переводе с лат. – склад письма). Музыкальное изложение бывает одноголосным и многоголосным.
|
|
Одноголосие встречается в народной музыке, в профессиональной музыке – как начальное изложение.
Многоголосное изложение является в музыке господствующим в течение многих столетий. Оно имеет несколько типов:
1. Изложение, где различают главный, наиболее яркий мелодический голос и мелодически нейтральные голоса, складывающиеся в гармоническое сопровождение, называется гомофонией (греч. – равный) или гомофоническим складом Фактура многих танцевальных пьес, песен представляет собой варианты гомофонного изложения – мелодии с сопровождением.
Гомофонное изложение имеет 2 формы. Первая характеризуется ритмическим контрастом между главным голосом и сопровождением. Вторая – ритмическим тождеством главного голоса и сопровождения. Обычно главным голосом является верхний, но встречается и нижний, или средний.
2. Многоголосное изложение, в котором главный мелодический голос сочетается с другими мелодическими голосами, которые являются своего рода ответвлениями от первого или его дублировками, называется подголосочным изложением или гетерофонией (греч. другой голос). Это – основная форма народного, особенно русского, многоголосия.
3. Многоголосное изложение, построенное на совместном звучании контрастных, мелодически развитых голосов, называется полифонией (греч. много голосов), или полифоническим складом. Часто к соединению голосов, образующих полифоническое многоголосие, применяют название контрапункт (лат. – точка против точки). Часто голоса в полифоническом многоголосии равноправны или одинаково ярки и значительны.
Мелодическая развитость голосов является переменной величиной, так как значение ее на разных участках произведение различно. А качество взаимного контраста голосов – величина постоянная и обязательная.
4.Гетерофония, полифония и гомофония – являются простыми типами многоголосия. Чаще фактура даже малых форм в музыке является комбинацией тех или иных свойств простых типов многоголосия. Такие комбинации придают фактуре гибкость и многогранность. Крупные формы как правило нуждаются в фактурном многообразии. Простые типы изложения характеризуются степенью контраста:
В гомофонии главный голос и сопровождающие почти не контрастируют.
В гетерофонии напев (главный голос) и подголоски почти не контрастируют.
В полифонии все голоса контрастны и мелодически развиты.
Гетерофония является исторически наиболее ранним типом многоголосия, полифония, а затем и гомофония складываются позже. Вследствие этого, гетерофония оказала влияние на два последующих вида. Развитие многоголосия привело к тому, что в чистом виде простые типы многоголосия встречаются реже, чем промежуточные. Кроме того, в любом многоголосии сочетание голосов подчинено закономерностям гармонии, которая управляет совместным звучанием голосов, регулирует его. Эта роль гармонии отчетливо проявляется в музыке 15-16 вв. (эпоха строгого письма) и с необычайной яркостью проявляется в музыке 17 и 18 веков – Бах и Гендель.
Наряду этими 3 простыми видами в музыкознании иногда идет речь об аккордовом или гармоническом складе: сочетание мелодически неразвитых голосов, объединенных аккордовой последовательностью.
Начиная с 18 века, когда появляются крупные инструментальные формы симфонической музыки, возникает новый 4-ый тип многоголосия, где гомофония, гетерофония и полифония постоянно чередуются во времени и объединяются в совместном звучании. В этом сложном типе объединяются простые типы в их полной форме. Этот 4-й тип называют сложным или синтетическим типом многоголосия.
|
|
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите основные этапы истории полифонии.
2.С какими изменениями в культурной жизни Европы связано формирование хоровой полифонии?
3. В чем отличие гетерофонии и гомофонии?
4. Назовите 4-ый тип многоголосия, в чем его особенности?